Без любви

  Наташа была милая, спокойная,  добрая. Да и внешне такая вся округлая, мягкая, от нее просто веяло доброжелательностью и теплом. Казалось, что у нее и в жизни все должно быть так же уютно, спокойно и умиротворенно. Жила Наташа с отцом, Петром Сергеевичем, и дочкой Танечкой. Кто отец Танечки – она никому не говорила, даже своему отцу. Танечка росла любимой и балованной и, как все любимые дети, была очень красивой. У нее были мягкие, нежные черты лица, огромные черные глаза, ямочки на щечках и пухлые губки. Темные прямые волосики мама ей сама стригла «каре». Обшивала ее мама тоже сама, она же вязала ей хорошенькие кофточки и комбинезончики, поэтому даже при дефиците детских вещей в продаже Танечка была хорошо и со вкусом одета. Отца Танечке заменял дед. Он во внучке просто души не чаял. К моменту ее рождения он как раз вышел на пенсию и теперь все свое время отдавал этому милому и ласковому ребенку.  Наташа работала ассистентом на кафедре биологии, однако решительно отказывалась заниматься диссертацией, предпочитая заниматься домом и дочкой.

  Валерий Плоских учился на первом курсе  стоматологического факультета и попал в ее группу. Нет, он не был юным мальчиком, за его плечами было медицинское училище и пять лет работы зубным техником. Он сильно отличался от других студентов-первокурсников и внешним видом, и поведением.  Мальчишки приходили на занятия в свитерах, водолазках, джинсах, правда, сверху надевался халат, но все равно одежду было видно. Валерий же всегда надевал под халат белоснежную рубашку с галстуком, пиджак  и отутюженные до острой стрелки брюки. Вид у него был важный и торжественный, ребята в группе звали его «замминистра».Говорили, что до министра не дотягивает по причине непроходимой тупости. Отличался он и поведением: держался солидно, с достоинством, к занятиям никогда не готовился, если его спрашивали, вставал и долго молчал, сохраняя важный вид, но не говорил, что не готов или не знает. Стоял до тех пор, пока преподаватель, теряя терпение, не разрешал ему сесть. Как он сдавал зачеты и экзамены, оставалось загадкой даже для ребят из его группы.
 
  Нет ничего удивительного в том, что ему понравилась Наташа, Наталья Петровна. Студенты все знают про своих преподавателей, знали они и то, что Наташа не замужем, что она растит дочку. Наверное, ей жилось не так уж безмятежно, как казалось со стороны, наверное, все же страдала она от одиночества, если стала принимать ухаживания Валерия. Студенты поначалу сочли его интерес к Наташе хитрым ходом для получения зачета. (Впрочем, тут они были не совсем неправы: Наташа аккуратно обходила все смежные кафедры с просьбой «быть снисходительными к студенту, который учился так давно и которому теперь трудно»). Однако когда Валерий продолжал настойчиво ухаживать за ней и на втором курсе, не только однокашники, но и сама Наталья поверила в искренность его чувств.

  Наступил день, когда Валерий впервые пришел к ним домой. Держался спокойно, с достоинством, погладил по головке Танечку, рассказал Петру Сергеевичу о своих планах на будущее, а в будущем он хотел открыть стоматологический кабинет, деньги  на который он скопил, работая зубным техником. Танечку он, конечно, удочерит. Человек он непьющий, любит во всем порядок.
После его ухода у Наташи с отцом состоялся серьезный разговор.

- Наташенька, я всей душой желаю тебе счастья, но поверь мне, с этим человеком ты счастлива не будешь.
- Папа, ну скажи, скажи, чем он тебе не понравился?
- Он мне не понравился ВСЕМ!
- Может, ты просто ревнуешь?
- Наташа, он детей не любит! Смотри, он ни слова не сказал Танечке, погладил, как котенка, по голове и отвернулся. Не будет он ей отцом, не сможет и не захочет.
- Папочка, так ведь есть ты, ты с самого начала ей за отца.
- Доча, я не буду стоять на пути твоего счастья, может, я и не прав, я так хочу оказаться неправым! Эх, была бы жива твоя мама! она бы тебе лучше все объяснила. Кстати, ты не поинтересовалась, кто ему рубашки стирает и гладит?
- Сам, наверное, он ведь из другого города, здесь на квартире живет. Папочка, мы, когда поженимся, будем жить здесь, по крайней мере, первое время. Ты – как, выдержишь нас?
- Куда же мне от вас деться? Танечку вот только жалко.
- Папка, как же я тебя люблю!

  Не зря, ох не зря интересовался Петр Сергеевич рубашками будущего зятя. Ему, рано овдовевшему, было известно, как трудно содержать свой гардероб в таком идеальном порядке. Но  Валерий решил этот вопрос просто: ухаживая за Наташей, он жил со своей квартирной хозяйкой, шустрой разбитной бабенкой, и за это был и сыт, и обстиран.

  Они поженились, когда Танечке было пять лет. Валерий оформил удочерение и, придя домой, сказал Танечке:
- Теперь ты моя дочка, можешь звать меня папой.
Это были первые его слова, обращенные к ребенку. Нет, он не обижал Таню – он ее не замечал. Впрочем, если она оказывалась на его пути, он просто молча отодвигал ее рукой. Он никогда не ругал ее, но, если она капризничала или не слушалась, говорил Наташе:
- Да уйми ты ее, наконец, совсем разбаловали ребенка.

  Вскоре и Наталья стала замечать, что Танечка все время попадается на дороге, стоит именно там, где надо пройти, разбрасывает игрушки, в неподходящее время задает свои глупые вопросы и вообще очень мешает. Прав, наверное, Валерий: разбаловали ребенка.
- Папа, ты будь с ней построже, - просила она отца, -она требует непрерывного к себе внимания.
Отец только молча кивал головой.

  Время шло. Танечка пошла в первый класс, а Наташа родила Настю. Нельзя сказать, что Валерий  стал нежным отцом. Ни разу не унизился он до того, чтобы постирать пеленки или покачать плачущую Настю. По-прежнему сохранял он дома холодную отстраненность, но иногда все же подходил к ребенку, интересовался ее весом и развитием и даже делал ей «козу». Свой кабинет он открыл сразу после окончания института, а поскольку руки у него действительно были золотыми, ему даже рекламы не требовалось: люди просто «передавали» его друг другу, и недостатка в пациентах не было. Денег для семьи он не жалел, и Наташе уже не приходилось шить и вязать, она могла себе позволить покупать вещи даже на черном рынке. Казалось, все шло хорошо, вот только характер у Танечки стал портиться. Она так и не научилась звать Валерия папой, стала капризной и непослушной. Наташа, конечно, переживала, но Настя отнимала все ее время, Таней занимался дед, а он любил и безмерно баловал внучку.
«Красавица моя, умница», - эти слова, обращенные к Тане, не сходили у него с языка.

  Таня любила свою сестричку, охотно играла с ней, а однажды, когда Наташа собрала ее на прогулку и пошла одеваться, взяла туго спеленутый кулечек и понесла к маме.
- Таня, ты что делаешь? Кто тебе разрешил?- закричала перепуганная Наташа.
Таня опустила руки, и кулечек упал на пол. Правда, не на пол, а на пушистый ковер, которым был пол покрыт;  правда, Настя даже не заплакала, но еще никогда мама так не кричала на Таню. Таня разрыдалась, и у нее пошла носом кровь. Кровотечение унять не могли, пришлось вызывать «скорую помощь».

  Валерий, которому рассказали о происшествии, был категоричен:
- Пусть она к Насте не подходит, скажи, что я запрещаю.
И Наташа вынуждена была согласиться: нельзя же подвергать риску маленького ребенка.

  Окончательно Таня отбилась от рук после того, как внезапно от инфаркта умер ее дед. Неприкаянная и как бы лишняя ходила она по квартире, и некому было сказать ей, что она красавица и умница... Она часто забывала помыть за собой посуду: раньше это делал дед. И тогда Валерий собирал ее тарелки и чашки и вместе с остатками еды молча ставил ей на письменный стол.
Заниматься она почти перестала, но еще выезжала на своих прекрасных способностях и умении все схватывать на лету. Наталье стала дерзить, Валерия просто не замечала. Самое худшее было то, что она перестала говорить, куда она уходит из дому и когда вернется. Каждый вечер Наталья с волнением ждала ее возвращения, правда, позже двенадцати она не приходила.
 
  Таня училась в седьмом классе, когда Валерий вдруг сказал жене:
- А ты проверяешь, не покуривает ли Таня? Возраст самый такой. Может, и вина уже пробовала.
Наталья встревожилась и, когда дочь вечером пришла домой, попросила ее дохнуть.
- Конечно, курю, еще с первого класса, -зло засмеялась Таня, - и водку пью, и колюсь, и с мальчиками... Нет, вру, с мальчиками пока еще нет, но уже скоро. Ты не волнуйся, это вы не знали ничего про безопасный секс, вот ты и родила меня нечаянно. А нам в школе лекцию читали, так что спи спокойно, со мной такого не случится.

  Отчуждение между мамой и дочкой нарастало с каждым днем. Наталья видела, как одинока ее дочь, как нуждается в тепле и ласке. Сколько раз хотелось ей просто подойти, обнять, прижать к себе этого строптивого ребенка! Но будто каменный барьер стоял между ними, не давая возможности приблизиться. Если бы знала Наталья, как часто Таня мечтала прижаться к маме и рассказать ей все-все. Рассказать, как она ее любит, как неприятен ей дядя Валера и как переживает она, что даже любимая сестренка спит и играет в соседней комнате, чтобы не общаться с Таней. Таня слышала, как отчим сказал маме:
- Давай выделим Насте дедову комнату, пусть там спит. Не нравится мне, что они подолгу болтают перед сном: неизвестно, чему она ее научит.
И мама, ее мама согласилась!

  Катастрофа разразилась в новогоднюю ночь, когда Таня училась в последнем классе. Она пошла встречать Новый год с друзьями, но не сказала, куда. В час ночи Наташа забила тревогу, стала обзванивать ее одноклассников и узнала, что все, в том числе и Таня, разошлись сразу после 12. Наташе не скоро удалось узнать имена двух мальчиков, которые пошли ее провожать. Дозвониться до них оказалось непросто: сотовых телефонов еще не было, а дома они появились только под утро. Мальчики сказали, что проводили Таню до последнего поворота к ее дому, а сами пошли на площадь кататься с горок.

  Таню нашли через два дня. Она лежала голая, засыпанная снегом, в сквере возле своего дома. Виноватых не нашли, и дело было закрыто.
Валерий в этой страшной трагедии увидел подтверждение своей точки зрения: нельзя баловать детей и позволять им все.

  А Наташа? Наташа снова шьет и вяжет по ночам для себя и для Насти, потому что невозможно ночи напролет лежать без сна и думать, думать.


Рецензии
Очень понравился Ваш рассказ, Галина! Легко и увлекательно читается. Наташа вышла замуж без любви, так мне показалось. Во всяком случае, дочь всё равно должна была быть у неё на первом месте. Теперь всю оставшуюся жизнь Наташа будет себя винить в её смерти.
С пожеланием всего доброго. Инесса.

Инесса Приносящая Счастье   14.06.2015 19:38     Заявить о нарушении
Инесса, спасибо Вам большое! Мне очень приятно, что рассказ Вам понравился. Вы, конечно, правы: не любовь, а женское одиночество заставило Наташу выйти замуж. А потом страх (скорее всего, бессознательный)вновь остаться одинокой привел к отчуждению с дочерью. Я рада, что Вы это почувствовали.
С уважением
Двуреченская

Галина Двуреченская 2   15.06.2015 05:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.