И каждый удивил

Семинар прозы и критики 2014 года  стал самым крупным по  количеству рукописей – 17.Такой  объем невозможно освоить даже на   три  часа. Записи Кузнецовой  на  семинаре это доказывают.

Игорь Панасенко (г.Апатиты) http://proza.ru/2014/10/15/962  – это открытие семинара, его  рассказ «Спасатель» поразил всех. Отношение к  бомжам известное, но герой  этой истории просто взял и стал лечить  бомжа и спасать его  от болезней, от смерти, от полной безнадеги. И оказалось – какой  умный он, случайный слушатель. Со-мышленник. Но где на каждого бомжа взять по Изяславу? Чтобы вручную-то всех поднять....Никто не знает. У меня местами комок в горле - я избалованный текстами человек, но еще реагирую... Хотя  есть частичное провисание текста. И натяжечка еть в этом светлоглазом. Он слишком идеализирован.
О спасении попадалось, но читать такое о духовном  преображении мне не приходилось. Библейские  истины в  изложении Спасателя  оказываются простыми и понятными, если  самому  что-то делать. И какова  бы яма глубока ни  была, выбраться  можно.

Карина  Хачатрян (Вологда) http://proza.ru/2014/10/21/1997 - показала  сразу три разных  подхода к  жизни и к литературе: сказочно-притчевое, эзотерическое, романтическое. Ее истории про деревенских бабок таке щемящие , будто она  вовсе не  городская  девчонка…
Карина  молодая, обещающая, ищет  себя, по сравнению с  прошлым  семинаром и то есть  сдвиги. Хочется пожелать, чтоб не бросила  писать,  чтобы росла. Ей  не хватет  среды, пишет от случая к  случаю. А тут надо браться нешуточно.

Михаил  Гречанников (Череповец) http://proza.ru/2014/10/22/1125 , 26-летний врач,, свой  стиль  уже вроде бы,  обрел, пишет суховато, но  харктеры прописаны, твердая  сюжетная основа, нпряженная  психологическая атмосфнера. Иногда  его  читать   тяжело, словно  череповецкого Томаса  Манна. Но  это  проза  настоящая. О  пихинтернате и о стариках – мощно, с социальным  фоном. После  бсуждения рассказа «Старики», где больная  жена героя сгораает в пожаре, Архипов  вне себя крикнул: «Не остапавляйие  их!».  На студии, которую  Михаилпосещал пару  лет назад, он не  слушал никаких советов. А  ведь уже тогда  были странные печальные рссказы, была повесть «Теневой  человек». Гречанников открытие семира -2011 , а  уже  через три  года – в  числе  сильнейших прозаиков.

Интересное  будущее  угадывается и за  Александром  Зачесовым  (Вологда) http://www.proza.ru/2014/10/27/1135 – ему пока  23, но им написаны  уже и детский рассказ, и романтическая проза,  и социальная  сатира. Почему удача? Потому что лиргерой в  рассказе «Музыа для  Ричарда Питта» добивается своего. Странно, но это позитив. По одержимости герой  действительно сравним с капитаном Ахавом.Если  не размениваться на побрякушки, писать максимально, то своего читателя точно найдет.

Елена Виноградова (Ве6ликий Устюг)  пишет и стихи, и прозу http://proza.ru/2014/10/14/965. Представила  тексты  сразу на  два  семинара. Возможно,  ее  выигрышные  черты в  поэзии -  эмоциональность, изложение  вспышками – отразилось и на прозе.
Прекрасные тексты, выразительные и фактурные, достоверные, но абсолютно не выстроенные. А если бы их поставить по хронологии, получилось бы ниточка "Дед-отец-муж", и появиась бы последовательность логическая. Сюжет! Несмотря на то, что тексты идут то от первого, то т третьего лица, им безоглядно веришь: вихревая  везде, во всех трех частях, одна и та же героиня. Я их читала раньше на странице автора, критиковала именно по композиции, но прошло много воемени, а они так и остались в прежнем виде. Проза из автора лезет, ка к колючая трава и чтос этим делать, автор не знает.Нужен редактор.

Антон Тюкин http://proza.ru/2014/10/19/1879
Автор путается в своих воспоминаниях.Его послали в лагерь, а он пишет про армию, делает смелые обобщения. Да нелья так обобщать, это разные вещи. В тексте много низовой лексики. Сюжета нет. Сюжет исчерпывается словами - вот они шли, шли, шли, шли...Некоторые  фразы (приводили пример) недотсойны русского писателя. Если отбросить демагогию и нытье, то о чем рассказ?. О том что все плохо. Кроме того, он ничего не писал о других участниках семинара, а за это с обсуждения снимают.

Павел Громов http://proza.ru/2014/10/22/1130  - второй  раз на семинаре  прозы. Ончеловек веселый и общительный, а как автор всегда неожиданный.. Монолог потревоженного духа конечно не про спитизм, это рассказ о нелепой гибели подростка. Сам по себе случай типичный, но нетипично то, от котого мы все это слышим. И поскоьку из расказ мы узнаем о нетипичной матери, это звучит как приговор. Автор, я считаю, нашел новую форму для такой старой истории. Это конечно не пьеса . Это рассказ, но необычный. Язык автора довольно грамотный, четкий, выразительный. Не думаю, что подросток так мог бы рассуждать. Но это нельзя считать недостатком.

Кристина Корнюшина  (Сокол)  http://proza.ru/2014/10/22/1968   - самый  молодой  автор семинар, 18  лет. Дневник 1945 года выглядит недостоверно.Потому что в те годы излагали мысли и чувства несколько иначе. Да и вообще, даты тут не самое главное. Главнее автору выразить сумятицу надежд, бушевание чувств, а они есть всегда, а дату можно не ставить. А вот первый рассказ смутил многозначительностью. вместо этого длинного текста хорош был бы короткий пример. Авто по йней мере честно все рассказывает.Если всегда будет смотреть правде в глаза - все получится. Кристина подает надежды!

Адлександра Клюкина (Емецк Архангельской) http://www.proza.ru/2014/10/25/1916     впервые на  семинаре, хотя пишет  давно.
Рассказы Клюкиной, основанные на ее воспоминаниях, а рассказах родителей и бабушек, конечно, очень ценный материал. В них есть и живость, и непосредственность, и какой-тозадор, даже если грусть. Но  нуждаются эти тексты в доработке. Например, "Ночь перед рождеством"- хороший рассказ в народнои духе, но гаданий столько, что они все спутались в восприятии. А надо бы одну байку, нго выразительную. Трогает за душу рассказ "Отблагодарила», но он зачем-то обвешан этими ппослесловиями . Надо править.. Хотя в целом, посторяю, есть задор, энергия, есть запоминающмиеся характеры.Автор  талантлива, не хватет знаний.

Алла  Смолина (Вологда)  http://proza.ru/2014/10/28/1900
Рассказы Смолиной действительно интересные, не гладкие, а шероховатые,за них можно ацкпиться и получить занозу.Они о жизни, настоящей, не приукрашенной.о жизни в глухой провинции, на первый ввзгляд чудовищной, но по своему таниственной. Таня боролась за крохи любви безуспешно. Но соль в том, что она сама училась любить. Гликерия вообще гоголевский персонаж - она и сама как на ладони и целый паноптикум вокруг. На этих бабок смотришь - и дахе не знаешь, тупы они или мудры.И то хорошо, что нет однозначного ответа. Проблема тут в другом - за фактурностью темы не виден сам автор и это меня огорчает. Стиль заменяется пересказом. Ну анврерно, некогда ей стиль формировать, или не хочет. А надо бы.

На  семинаре  прозы  была  зявлена и одна критическая  раюбота – это текст  Алексея Муратова  о  военной  поэзии. Однако  тему автор не вытянул:  мало   текстовых примеров, много  мета отдано  классификации военных конфликтов, маломато теоретический  знаний. Алексей Муратов, без  сомнения пишет хорошую военную прозу, но критиа пока ему не подчинилась.

Итак, награждены грамотами и  книгами -  И.Панасенко, А.Клюкина, М.Громов, А.Зачесов, К.Хачатрян, М. Гречанников. Четвероиз них  – молодежь. Добавлю, что  Зачесов и Гречанников  участвовали также в  семинаре  фантастике в Чреповце и там получили одобрение   мастер –А. Сидоровича. Подробнее о семинаре  фатастики  можно  читать  в отчете  Сергея  Фаустова  -  http://faustov.ru/?p=164
Вывод напрашивается оптимистичный. Семинар по  активности  участников отличился в лучшую  сторону,  почти все прочти работы  друг  друга. Но выступали не все! Поэтому  предварительное  обсужедние  в интернете на странице Клуб Вологжан Ступени  сыграло свою важную роль. С  грустью  отмечаю, что многие просто не явились, то есть  люди  не понимают  ответственности за выдвижение  своих работ. Обсуждение  имеет  смысл только очное!
Особо хочется отметить  работу  критиков. Если не  счатать досадных  неявок, то корпус  критиков  был  исключительно честный и производительный. Хочется поблагодарить  Нину  Писарчик, Наталью Мелехину, Елену Юшкову и Елену Титову.

Галина  Щекина, ведущая  семинара  прозы и критики

Пдробнее  о каждом  участнике семинра  прозы 2014 можно  прочесть на странице Клуб Вологжан Ступени по  указанным ссылкам.


Рецензии
Спасибо, Галина Александровна, за объективные оценки. Слышать от Вас, что я талантлива - большая честь. Да, признаюсь, что знаний не хватает. У меня нет соответствующего образования. Надеюсь, что вологжане протянут руку помощи.
С уважением,

Александра Клюкина   17.01.2015 12:11     Заявить о нарушении
Дело не только в образовании.У меян тоже хкономическо образование.Просто е ли люьбишь это, надо работать и рабюботать.

Галина Щекина   18.01.2015 20:36   Заявить о нарушении