Санкт-Петербург Чечилии Бартоли

Итальянская меццо-сопрано Чечилия Бартоли – это не только замечательная певица и яркая, темпераментная актриса, но и неутомимый музыкальный исследователь. Её дискография, насчитывающая более 40 компакт-дисков и DVD, не является результатом исключительно маркетинговых, застрахованных на успех проектов, а заключает в себе серьёзную дидактическую и информационную ценность для самого широкого круга любителей музыки. Например, не побоюсь предположить, что благодаря её альбому, посвящённому Антонио Сальери, композитору вернулась заслуженная слава, и вместо вымышленной истории с отравлением гениального Моцарта, мир узнал о вполне талантливом и состоявшемся музыканте, учениками которого были сын Моцарта Франц Ксавер, Людвиг ван Бетховен и Франц Шуберт.
Другая работа Бартоли, включающая в себя арии Антонио Вивальди, открыл слушателям тот факт, что композитор был не только автором 477 инструментальных концертов (среди которых всем известные «Времена года»), но также написал около 40 опер. Помимо этого нельзя оставить без внимания запись Чечилией Бартоли альбома «Mission» (Миссия) с ариями композитора раннего барокко Агостино Стеффани. Стеффани – итальянец по рождению, большую часть жизни провёл в Германии. Хитроумный политик и дипломат (а скорее всего, и шпион Ватикана), был вхож к австрийскому императору и папе римскому, а также во многие королевские дома Старого Света. За свои усилия он был возведен в сан епископа.
И, конечно же, еще один CD Бартоли – «Sacrificium» (Жертвоприношение), посвящённый репертуару певцов-кастратов. «Время кастратов – одно из самых страшных времен в музыке, одновременно и самый удивительный период, благодаря которому у нас появилась такая особенная музыка», – сообщает певица в интервью журналу «Сцена». – В Италии каждый год жертвовали тысячами мальчиков, некоторые из которых становились знаменитыми певцами, а остальные были обречены на жизнь, полную лишений и унижений».
В 2014 году Чечилия Бартоли удивила поклонников оперного искусства своей новой работой: она записала компакт-диск «St. Petersburg» с ариями, написанными итальянскими и немецкими композиторами, служившими при дворе русских цариц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Думаю, что для российских почитателей оперной музыки эта запись стала настоящим открытием, позволившей представить себе более полную картину культурного становления музыкального искусства России XVIII века. CD включает в себя арии Франческо Арайи, Доменико Далл'Оглио, Луиджи Mадониса, Германа Раупаха, Винченцо Манфредини и Доменико Чимарозы.
Согласно дошедшим до нас историческим источникам, Пётр I и его приверженцы предпочитали следовать немецкой музыкальной модели культурной организации царского двора и при этом категорически отрицали Французскую и Итальянскую модели. Существуют свидетельства того, что в 1729 году для службы при дворе делались попытки пригласить в Санкт-Петербург знаменитого Георга Филиппа Телемана. Однако в тридцатые годы XVIII столетия, племянница Петра I Анна Иоанновна, продолжая заведённые ранее традиции, параллельно старалась итальянизировать двор. Сначала русские дипломаты приглашали итальянских музыкантов из Саксонии и Германии, а позже из самой Италии. В 1733 году в Россию прибыли Рейнхард Кайзер из Гамбурга, скрипач Джованни Верокаи был послан Польским королем Августом II, а известные виртуозы, такие как виолончелист Джованни Пьянтанида и скрипачи Луиджи Мадонис и Пиетро Мира прибыли в составе музыкальной группы, возглавляемой известным актёром Commedia dell'Arte Антонио Сакко. В 1734 году Мира отправился в Италию, чтобы договориться о том, чтобы привести в Россию прославленного композитора Николу Порпору. Однако его миссия завершилась приглашением Франческо Арайи, который стал первым итальянским капельмейстером при российском дворе. Он же стал автором первой итальянской оперы, которую впервые увидели и услышали в Санкт-Петербурге в 1736 году. (А первая русская опера «Жизнь за царя», написанная Михаилом Глинкой, появится лишь через сто лет, в 1836 году.)
Коронация императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году сопровождалась оперой Иоганна Адольфа Хассе «La clemenza di Tito» (на основе одного и того же либретто Пьетро Метастазио, что использовал Моцарт для одноимённой оперы), специальный пролог к которой был написан Доменико Далл'Оглио (он был, вероятно, учеником Вивальди и Тартини) и Луиджи Mадонисом.
1755 год стал особенно продуктивным для Франческо Арайи. В этот год он написал оперы «Tsefal i Prokris», «Amor prigioniero» и «Alessandro nell’Indie». Приезд известного кастрата Джованни Карестини и его участие в роли Поро в «Alessandro nell’Indie» добавил композитору ещё большей славы. Тем не менее, в период 1757–1758 годов внимание к деятельности Арайи при дворе медленно убывало, а с прибытием на службу немецкого клавесиниста и композитора Германа Раупаха, которому была заказана опера «Alceste» на русский текст Сумарокова, совсем сошло на нет. Впоследствии эта опера станет очень популярной при дворе и будет неоднократно повторяться из года в год.
После того, как в 1762 году Пётр III, покровитель Арайи и Раупаха, был убит, взошедшая на трон Екатерина II приказала Винченцо Манфредини написать музыку для её коронации. Таким образом, на свет появились трёхактная опера «L'Olimpiade» и балет-пантомима «Amore e Psiche». К годовщине коронации императрицы композитор написал оперу «Carlo Magno». Кроме того ему было поручено музыкальное образование Павла Петровича – сына Екатерины Великой. После отъезда Манфредини за границу в 1789 году, ко двору был приглашён Доменико Чимароза. В течение четырех лет, проведенных в России, он сочинил пять крупных опер и множество произведений других жанров.
О выпуске нового компакт-диска Чечилии Бартоли международные СМИ сообщили 6 октября 2014 года, а его презентация была осуществлена на фоне сверкающего великолепия Зеркального зала в Версальском дворце во Франции. Приветствуя новый альбом певицы, директор звукозаписывающей компании Decca Classics сказал: «Эти музыкальные сокровища были слишком долго сокрыты в архивах библиотеки Мариинского Театра, и теперь мы в полной мере можем насладиться великолепием музыки, молчавшей на протяжении более 300 лет».


Рецензии
Очень интересные факты, спасибо! Есть небольшая шероховатость, Вы пишете:"Согласно дошедшим до нас историческим источникам, Пётр I предпочитал следовать немецкой музыкальной модели для культурной организации царского двора и при этом категорически отрицал Французскую и Итальянскую модели. Существует даже свидетельства того, что в 1729 году для службы при дворе делались попытки пригласить в Санкт-Петербург знаменитого Георга Телемана".
Петр Первый умер в 1725 году, хотя, вполне вероятно, именно он был еще при жизни инициатором приглашения Телемана. В тексте просто не хватает нескольких слов, чтобы не возникало вопросов. А в целом текст грамотно написан.
Удалось ли Вам, Надя, самой услышать альбом Чечилии Бартоли "Санкт-Петербург" и каковы Ваши личные впечатления? Я читала, что она поет и на русском некоторые арии.

Алина Дием   04.04.2015 00:30     Заявить о нарушении
Алина, спасибо. Да, я конечно имела в виду последователей культурной политики Петра I. Обязательно подправлю неувязку в тексте.
Я прослушала этот альбом. Если не ошибаюсь, в нём Бартоли поёт только две арии на русском. Впечатление осталось очень приятное, но всё-таки для меня это в первую очередь - любопытный музыкально-исторический материал.

Надя Коваль   04.04.2015 00:54   Заявить о нарушении