Вдохновение приходит спонтанно, как бы из ниоткуда. Особенно способствует вдохновению любовь. Многие творческие работники создают себе вдохновение с помощью допингов, но это изнашивает нервную систему, что, в конечном итоге, гасит вдохновение. А можно ли управлять вдохновением, создавать его по желанию и чтобы это не было во вред здоровью? И чтобы творение (изобретение, проза, поэзия, живопись, научное открытие и пр.) было не похожим на другие чужие творения и в полной мере отражало индивидуальность. Попробуем разобраться на конкретном примере. Вдохновение приходит, когда что-то положительное зацепило воображение. И тогда, вокруг этой доминанты начинают наворачиваться связи. Поначалу, возникают образы разорванные, плохо между собой связанные, но яркие. Самое главное, суметь связать все воедино и чтобы образы и события были эмоционально насыщенными и несли в себе смысл. Например, три года назад я прикормил бездомного рыжего кота, который подыхал с голоду. Был тощий, облезлый, а впереди зима и без регулярной подкормки ему просто не выжить. Постепенно мы привыкли друг к другу. Рыжий встречал меня и провожал, подлизывался, когда был голоден и смотрел волком, когда наедался. Даже предавал, когда его соседи по даче прикормили. В мою сторону не хотел смотреть, когда пробегал через мимо через двор. Когда кормить перестали, он вернулся обратно и был, как побитая собака. Долго завоевывал мое доверие – я и гонял его, и обливал водой, чтобы отвадить от двора, но он нашел подход и вернул свое расположение. Когда я отказывался его кормить, он даже покусывал меня за ноги и смотрел с осуждением. Дрался с соседскими котами за место под солнцем и от более сильных спасался на крыше. Обыкновенная кошачья жизнь, ничего интересного, если не всмотреться. Зацепило его взаимоотношение с местными воронами, что свили гнездо на высокой березе, через несколько дворов от дачи, на которой я живу. Вороны быстро смекнули, что можно поживиться кошачьей едой и начали отдавливать кота от нее. Делали это сначала с опаской, а потом, все смелее. Мелкими шажками наступали на него и он, который спокойно душил крыс, приниженно ретировался, отворачивался и делал вид, что не замечает захватчиков. То, что кот недоедал, они склевывали почти без остатка. От куриных костей оставались лишь прозрачные пленки. Большую часть еды утаскивали себе в гнездо, даже разовую посуду, с прилипшими к ней остатками пищи. Мало того, они, как и кот, начинали требовать подачки - завидя меня, каркали с дерева…. Для чего я все это описываю? Чтобы показать, как работает вдохновение. Какое же это вдохновение, обыкновенное повествование, причем, низкого качества? Никакой интриги, ничего сверх естественного. Это потому, что нет особого желания расписывать достоинства кота и ворон и показывать, какие они умные. Суть не в этом. Предположим, мне захотелось бы написать очень хороший рассказ на эту тему. Что для этого надо? Надо просто захотеть и проявить интерес. Интерес и сам может возникнуть, если что-то очень сильно зацепит. А цепляет нас, когда мы становимся внимательными, тогда многое видим, понимаем и чувствуем. Само желание начинает активизировать создание сюжета. Никакого определенного плана, просто желание описать то, что поразило. Я начинаю всматриваться в первоначальную картинку и она начинает наполняться эмоциями и смыслом. Я не следую за возникающими возбуждениями, иначе поиск нужных образов и взаимосвязь между ними растянется надолго. Всматриваясь, я восстанавливаю в памяти все, что касается ворон и их поведения. Причем, это не обязательно накопленный эмоциональный опыт. Я заставляю оживать нейтральные увиденные картинки и вижу в них то, что желаю увидеть. При этом, я могу рассматривать ворон и кота с научной точки зрения, или просто, как животных, или с юмором оценивать их поведение, или с позиций угрозы, или все вместе взятое, выделяя нужное для себя. То есть, нейтральную картинку я могу разукрасить в какие угодно эмоциональные цвета, с каким угодно смыслом. И так, во всем. Этот механизм работает и в отношении изобретений, и чего угодно. Интерес поддерживает возбуждение, а видение работает на формирование нужных образов и вокруг сюжета наращивает соответствующие ему связи. Видение, как маяк, к которому надо стремиться, удерживает не конкретный, а желаемый образ, который, по мере приближения к идеалу, постепенно конкретизируется и приобретает законченные, но не окончательные формы, чтобы было куда развиваться далее. Я концентрируюсь на коте и вижу его в разные временные периоды. Тогда наблюдения были вскользь, а сейчас они конкретизируются. На я не зацикливаюсь на воспоминаниях, а собираю детали в одно целое, из которого создаю нужные образы, соответствующие задуманному сюжету. Я могу представить кота и ворон, как врагов, могу – как друзей. Могу отобразить все с юмором, могу – в черных красках. Удержание фотографического изображения, позволяет выстраивать на его нейтральной основе любые сюжеты. Такая способность необходима всем творческим работникам. Без нее, они будут затрачивать много сил для создания шедевров. Гибкость мировосприятия препятствует износу нервной системы. Не надо выжимать из себя способности, они будут раскрываться сами без всяких усилий. А почему про кота и ворон не хочется написать с юмором, чтобы захватывало и было интересно? Сейчас нет возможности как следует расслабиться. Возможно, когда возникнут подходящие условия, буду писать басни, сказки, стихи. Возможно, буду сочинять и музыку – в подростковом возрасте были попытки, хотя нотной грамотой я не владею. В данный момент, задача показать сам механизм возникновения вдохновения и создания творения. Неплохо творится ночью, когда все вокруг засыпает и возбуждение в голове успокаивается. Но ночные бдения не способствуют сохранения здоровья, поэтому, лучше всего творить после хорошего сна, когда организм отдохнул и восстановился, а чувства обновились и обрели свежесть. Тогда и воображение работает на полную катушку. Вдохновение лучше работает при спокойном разуме и раскрепощенных эмоциях. При спокойном разуме не возникает эмоциональных задержек, застреваний, а потому, ничто не сдерживает воображение. Не стоит вымучивать себя поисками вдохновения. Лучше и правильней – отпустить мысли, чтобы снялись все задержки, наплевать на возникший сюжет, и тогда сработает обратная реакция – захочется того, что оказалось под запретом, и мысли польются, как из рога изобилия. Попытки добиться вдохновения любой ценой, могут устойчиво нарушить равновесие, что истощит нервную систему и подавит вдохновение. А раз равновесие устойчиво нарушилось, а желание требует реализации, возникнет соблазн использовать для вдохновения алкоголь или наркотики. Вдохновение не должно быть самоцелью. Оно само придет, если вы будете всматриваться в мир. Всматривание (видение) позволяет увидеть много интересного, что в обычном ритме не замечается сознанием. Это «интересное» будет цеплять, что, в свою очередь, будет запускать вдохновение. Вспомните, как вы вдохновлялись, когда влюблялись. В любимом человеке вы начинали замечать то, что другие в упор не видели и ради любимой вы готовы были свернуть горы или совершить что-нибудь необычное. Многие изобретения, открытия, шедевры обязаны именно любви, которая вдохновила их создателей. Действительно, ради любимого человека сворачивались горы и преодолевались любые препятствия. Не убивайте в себе вдохновение, которое наполняет жизнь смыслом. А для этого, не живите в однообразном ритме. В ритме жить комфортно, но он разрушает и отупляет, так как не происходит самообновления. Вместо того, чтобы жить в виртуальном мире и проживать не свою жизнь, всматривайтесь в реальность, осваивайте ее и тогда вдохновение никогда вас не покинет, а ваша жизнь наполнится красками и станет интересной, насыщенной и привлекательной. 25.11.2014 г.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.