Играть или учить уроки?

Играть  или  учить  уроки?
 
          Проблема   выполнения  уроков, то  есть  домашних  заданий,  на первый  взгляд  кажется  небольшой  и  частной, в педагогической  науке  изученной. Но  по нашему  мнению, она,  как  капля  воды,  отражающая  океан, фокусирует  многие  важные  вопросы  обучения  детей. Все мы озабочены   состоянием  здоровья  наших детей, их   многочасовым  пребыванием в закрытом  помещении ( в классах), в сидячем  положении, все мы понимаем, какой вред здоровью  детей  это наносит.   Общество приветствует  введение  ежедневных  уроков  физвоспитания,  особенно  на  свежем  воздухе, органы   просвещения  контролируют  расписание,  чтобы  количество  часов  в неделю  не  превышало  нормы. Но  обмануть  контролирующие  организации легко:  в  нашей  школе,  например,  завуч  ставила в расписании букву «ф»  перед  седьмым  и далее уроками,  и именно  наши продвинутые дети  объяснили  мне,  несведующей,  что  приходит  проверка и  что  обычный  урок  теперь  значится в расписании  как факультатив  по выбору,  чтоб  не  было  перегрузки у учащихся.  А домашняя  работа  школьника?  В этом большинство  наших современников единодушны: для многих  школьная  учеба  неразрывна в сознании с домашним  заданием. А  как же  иначе?  Неужели просто  отпустить их после  уроков?   Пусть  сидят  за  учебниками.  Будут  заняты.   А то,  что  занять можно  чем – то более  полезным,  чем снова  многочасовое сидение в помещении,  без  пребывания  на  воздухе, – об этом забывается. Приходя  домой  иногда в шесть вечера после  многочисленных  уроков,  спортивных  секций,  музыкальных  школ,  дети  садятся  за  уроки.    .  Все признают, что наши дети вынуждены зачастую работать дольше, чем многие взрослые. Тем не менее, взрослые принимают это как должное. Родители должны приходить с работы, а дети должны приносить работу домой, — в виде домашнего задания. Жесткие рамки острого дефицита свободного времени создаются даже для самых маленьких.  Исследования также показывают, что даже студенты получают намного меньше домашнего задания  по сравнению со школьниками.
          Домашнее задание выполняет различные функции.
         Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка,его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.  Вторая функция домашнего задания - это стимулирование познава¬тельного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. Третья функция домашнего задания - развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
     После многих и  многих вопросов  ко  мне  от  разных  друзей  и  знакомых  я написала  на сайт  Министерства  образования  и  науки Удмуртии письмо  и  получила  ответ на свою  электронную  почту, что пятиклассник, например,  должен  тратить  на  подготовку   по  всем    предметам  дома  не более двух  часов.  Никогда  не  видала я такого   пятиклассника, зато  знаю  многие  семьи, в которых   с    бабушками  и  тетками,  порой с   кандидатскими   дипломами,  ежедневно вся  семья   заступает  на  эту  каторгу: учить  уроки. Домашние задания становятся особенно трудными для тех детей, которые не получают помощи родителей, а также не имеют дома большого количества книг и доступа к Интернету.    И  хотя  все  мы  озабочены  ухудшением  здоровья  детей  школьного  возраста, но  до  конца  последовательными  быть  не можем Конечно,  это  не  новость,  известная  популярная песенка  в памяти:   «Загружать  всё  больше нас  стали  почему – то…» И  мне  хотелось бы  поговорить  как  раз  не  о том, что  «все  больше»,  о а «почему – то». Одни за сохранение домашних заданий в школе, другие — против.  Моя  точка зрения:  отказаться  от  домашних  заданий,  несмотря  на  полезность!
      Не  все  родителя  помнят  и  о том,  что в школу дети  ходят  не только  учиться. Они  ходят  общаться  и  учиться  общаться, а в подростковом  возрасте в первую  очередь для этого, учатся  контактировать, дружить,  любить Дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки. Возможна  ли  у нас в России  дискуссия:  «Жизнь — это больше, чем домашние задания?». Вот мнение норвежского доктора С. Фредриксена: «Не злоупотребляйте! Домашнее задание — это нарушение прав человека. Домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. Они нарушают  сон  их детей. Дети должны играть: Жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше!» 
Приходя домой  иногда   в шесть вечера, дети садятся за уроки.
      Между уставшими детьми и усталыми родителями развивается конфликт. Бремя несделанных уроков в конечном итоге превращается в проблему, которая разрушает семью На  наших  глазах  происходит  отрывание детей от  единой  со  взрослыми  жизни.  Во второй половине дня дети хотят встретиться с друзьями, посмотреть телевизор, поиграть со своими младшими братьями или сестрами, наконец, — спокойно поужинать со всей семьей.  Как  нам обеспечить детям возможность играть? Способны ли мы сами играть с ними?. В школе в результате проверки домашнего  задания возникает  конфликт  с  учителем. Если школьник не делает домашних заданий, то страдает от конфликтов со старшими.   Если ученик старательно выполняет  все  домашние  задания, то страдает от переутомления, нарушений сна и психологических проблем. Известная шутка: отличник — это диагноз, — не лишена оснований. Ребенок страдает в любом случае.
        Да  и  сами  родители  не  хотят  этого  ежедневного  второго  рабочего дня,  приход родителей домой не означает, что родители готовы вместе со школьником сесть за уроки.  Дети  тех родителей, которые имеют высшее образование, успевают в школе лучше, чем дети родителей с низким уровнем образования. Задания  порой     рассчитаны на  помощь  родителей, а какую? Одни прибегают  к помощи   репетиторов,  но  не  у всех  есть  на  это  деньги, другие  часто  перекладывают  на   плечи  гувернантки,  которая  вовсе  и  не думает  стать  экспертом  по  всем  школьным  наукам,  а начинает   телефонный  терроризм  или  по  отношению  к предметникам,  или по  отношению  к классному  руководителю. Третьих   выручают   образованные  родственники ( тетки, бабушки).  Но  чаще  всего  ребенка бросают  одного: учись  сам, – хотя  просто  не  желают  еще  раз 10  классов  проходить,  а после  работы  хотят  пассивного  отдыха  или просто  покоя,  иначе  ежедневно  будет ждать  второй  рабочий  день,  да  еще  вечером,  усталого, когда  он и  сам  не  знает, как эту  задачу  решить  или это  упражнение  правильно  написать. Некоторые  родители  учатся  вместе с детьми   все 10 лет,  не  жалея  времени  и  нервов, постоянно бегают  в школу,  чтоб  спросить  учителя,  как  правильно  надо  было  сделать  заданную  вчера  задачу.  Учитель в этом  случае  в затруднении с оценкой,  ведь  ученик  не делает  сам,  об  этом,    как правило,   знают  и  все дети  в классе.  Конечно,  вместе  со  взрослым  он  не  бросит  задачу  не  решенной,  родители  много  хороших  качеств  воспитают, но  качества  эти  могут  быть воспитаны  и  по – другому.
        Требует  серьезного  осмысления  и объем  домашних  заданий.  Учителя  гордятся,  что  много  задают,  верят  в пользу   больших  заданий  и    родители:  строгий  учитель,  он  возьмет  на  себя  заботу  о качестве  знаний  их  ребенка,  ведь  он  много  задает.   Уроки  стараются  задать  обязательно  по  всем  предметам,  а предметов  давно  такое  непомерное  количество,  что дети свои  рюкзаки  еле  тащат в школу. И  любая область  формирования  будущего  человека (половое  воспитание, экологическое, эстетическое и какое угодно еще) всегда  вызывает одно неизменное  решение: ввести урок экологический, эстетический и проч., -  а это еще одни учебники в добавление к весу  уже  имеющихся, рабочие тетради, как  сейчас  принято, дополнительные  источники (справочники, иллюстративный  материал).    
           Что делать? Принять решение серьезно работать в школе и избегать домашних заданий? Создать баланс в повседневной жизни ребенка, и обеспечить помощь учебе ценой отказа от карьеры одного из родителей? Зарабатывать достаточно денег, чтобы нанять гувернантку? Сдавать экзамены экстерном и учиться на дому? Кто возьмет на себя какую-либо ответственность за то, что дети действительно будут учиться? Может быть, родителям самим делать уроки вместо детей, а их отпускать играть со своими друзьями?  Однажды  мы в большой  разновозрастной  компании заговорили о свободном  времени  школьника и едва  не  перессорились,  такая  оказалась  горячая  тема. Многие  были  непоколебимо  уверены в том, что  ребенка надо  постоянно  занимать,  чтоб  не  болтался  во дворе.  О том, что  он  имеет право  на  отдых и досуг,  которым  надо научиться  распоряжаться, эти участники спора и  слышать  не  хотели. О том, что  двор учит общаться  и  что  нет,  быть  может,  ничего  важнее в жизни этого  умения, - тоже. Во  дворе  ребенок  узнает,  что  «стучать»  нельзя,  что  надо делиться, считаться с другими с игре и общении.   Дома он  маленький,  дорогой,  любимый,  часто  единственный,  ему  уступают,  снисходительны к капризам и  требованиям, а сверстники  не  так.   Деловые качества и будущие способности ребенка организовать себя и свой бизнес в будущем зависят от навыков общения со сверстниками здесь и сейчас. 
          Наконец, есть еще одна сторона  этой  проблемы, во всей полноте  испытанная  автором  этих строк: домашняя работа  учителя, нескончаемая,  безмерная, полностью  отрывающая от  собственных детей (сколько  учительских  детей  видели   в детстве только  склоненную  над тетрадями  голову матери!), отнимающая здоровье  и силы,  разрушающая  семьи.    Дай бог  здоровья  тому,  кто  придумал  в 5 классе  проверять  все  домашние  работы по русскому  языку.   А  если был  допоздна  педсовет, если  болен   сам  или  близкие,  если  есть  домашние  проблемы ?  Это  не  работа,  а служение.  Нужны  ли  такие  жертвы? Может быть,  лучше,  если в класс будет  входить  не бесконечно  усталый  и  замотанный  непосильной по времени  работой  учитель, а  готовый к нелегкому   энергетически  затратному  труду  общения? 
       Традиционен в нашем представлении  урок,  на  котором  спрашивают,  что  выучил  дома. Как же он  пойдет  без  домашних  заданий?   Готовы  ли  учителя к новому  типу  урока,  на  котором  не  будет  отдано  значительное  время в классе на  проверку домашнего задания?   А  вот   учеба, в которой  экскурсии,  поездки, выход  на  природу  для  наблюдений,  совершенно не  предусмотрены,    не  вызывает у нас  удивление. Но  если  к следующему  уроку  не  надо  запомнить  и  пересказать,  решить  по  образцу  или  вставить  по  образцу  пропущенные  буквы – это  непонятно.
        Наши  «твердые»  представления  о тесной  связи обучения в классе и  выполнения  домашних  заданий  не  имеют  под  собой исторических  корней. Представление  о  том,  что  уроки  задавали  всегда, неверно,  домашние  задания  не  всегда  применялись в практике  школьного  обучения, длительное  время в  русской  педагогике  непоколебимо  держалось  представление  о том,  что  всё нужно ученику  заучивать в классе.         
            Педагогическая    наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку.  История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. Главная задача науки - выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.
       История педагогики и образования предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох. История педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей - талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами.      
        Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Зарождение зачатков воспитания в племенах гоминид хабилисов (Человек умеющий) некоторые ученые (Г.Б. Корнетов, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко) относят к периоду 2,5-1,5 млн лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что хабилисы накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о внутригрупповом взаимодействии, создании и использовании орудий охоты. Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время появления собственно воспитания как специальной социальной функции, однако с известной долей вероятности можно предположить, что этот процесс проходил в три этапа.
        Чтобы  понять  особенности  воспитания  и его задачи в определенный  исторический  период,  необходимо  выяснить  общественное разделение труда   и основные черты брачных отношений, определяющих   содержание,  методы, формы воспитания детей истиной и фактом.
      Многовековая  история  обучения  детей только в последнее столетие так прочно  связана с заданиями  на  дом.       Образование в России  в 14 – 17 в.в.    носило  религиозный характер, дети запоминали псалмы, молитвы,  знакомились с Библией, это  тренировало  память, воспитывало высокие  моральные качества. Каждый ученик  учил свой урок отдельно. Весь  учебный материал  заучивался в   школе. Домашних  заданий  не было.  Основой было  умственное развитие  детей.  И меня  искренне  удивляет  не  то,  почему в русской  гимназии 19  века  домашние  задания были ( мне это понятно), а то,  почему они  есть  сейчас.  Сейчас,  когда  учитель  давно  перестал  быть  носителем ( а то и единственным!)  информации  по  определенной отрасли  знаний для детей,  когда найти эту информацию  стало настолько просто, как никогда в истории  человечества,  мы  продолжаем  формировать  день  ученика с обязательным  сидением «за уроками» ежедневно.   
           Можно  проиллюстрировать живучесть  традиционных  взглядов на примере   другого  твердого  педагогического  представления,  державшегося  целые столетия в семейном  воспитании. Я  имею в виду убежденность  в пользе  физических наказаний.       Длительное  время  непоколебимая  уверенность в необходимости  «сокрушать  ребра»   не  вызывала  никакого  сомнения, в сочинении  16 века  «Похвала  розге»  - пример  использования  религиозных  поучений для доказательства  правильности применения  физических  наказаний.  Для  поддержания  должного  усердия  и  русский  просветитель,  человек  передовых  для  своего  времени  педагогических  взглядов,  составитель одного  из первых  русских букварей  Карион  Истомин   советовал  применять  телесные  наказания:  «Юных  наказати  бичем,  не  умрут».  И  стихотворец  Симеон  Полоцкий  пишет в «Вечери  душевной»:  «Первая  вещь – жезл…Кто  щадит  свой  жезл, ненавидит  своего  сына, а любящий прилежно  наказывает».      
        Появление больших заданий  на дом  связано с  классовой  дифференциацией   обучения, когда  детям  из обеспеченных слоев населения  предстояли  годы учения в гимназии и  университете, связанные с изучением древних  и современных   иностранных  языков, с возможностью  нанять домашнего  учителя (репетитора)  для  помощи ребенку. Но  времена  меняются,  перед школой  новые  задачи:  не  заучивать  из  учебника, а уметь находить  информацию.   Подобные  подходы к обучению не  новы в русской  педагогике:   деятели русского  просвещения, окончившие в 17 веке  Падуанский  университет, братья  Софроний  и Иоанникий  Лихуды  уже  тогда  ставили  задачу для  учителя  излагать  в сокращенном  виде  материал для  облегчения  учения. Учитель  обязан  свой  курс  излагать  кратко  и  сжато, то есть  рассматривать  не всю  науку в целом,  а лишь  ее основы. Такое  изложение даст  возможность  учащимся  быстрее  включиться в практическую  деятельность,  считали  определявшие  весь  стиль  преподавания в Славяно – греко – латинской  академии   талантливые  педагоги –братья.
        Мне могут  сказать, что не  всё  запоминается в классе. Но  время запоминаний  давно  прошло! Давно  встала  задача  не  «помнить»,  а  «уметь  находить»  нужные  сведения, обладать  приемами поиска,  навыками  отбора и  квалификации  информации.  В нашей  школе был  такой  случай.  На  время пригласили заслуженную  учительницу  заменить  учителя («выручить»).   Конфликт с учениками и их  родителями  у педагога с большим  стажем  возник  быстро  и  стремительно  разгорался:  она  задала  семиклассниками  изготовить 70 бумажных  карточек на  правописание  наречий,  пообещав  разрешить  пользоваться  этими  карточками  на диктанте.  Когда  уважаемому педагогу  объяснили,  что  ученику  разрешается  и  так  пользоваться  орфографическими  словарями и получить  такую  информацию  они  могут,  выйдя  из  телефона в интернет,  заслуженный  ветеран  образования  никак  не  соглашалась,  и у неё  были  свои  аргументы: ученик  запомнит правописание, когда  будет  делать  карточки (использование  зрительной  и  моторной  памяти давно  известно), ученик  приучается к трудолюбию. Наконец,  не  встречая  поддержки  и  понимания, она  использовала убойный аргумент: почему же  такие продвинутые ученики  не  обращаются  в интернет и  пишут с ошибками?!  Проблемы  грамотности – отдельные, они  слишком далеко  уведут нас  от  нашей  темы, мы в данной  статье  не будем  их  касаться. Но на  мой  взгляд,  именно  эту  проблему обнажает описанный  мной  конфликт: обладая  источником, ученики не пользуются им,  а  всё  запомнить всё равно  невозможно  (кстати, Словарь правописания  наречий  содержит 80 тысяч слов с непроверяемым  написанием – на все карточек  не наделаешь!).
        Упражнения  предполагают  сумму  ответов  на  стандартно  заданные  вопросы: на  уроке  учитель  объясняет  постановку  знаков  препинания,  используя   таблицу  по правилу  русского  языка,  когда  все примеры тщательно  подобраны, имеют  однозначный  ответ, и у ученика  складывается  ложное  представление  о  том,  что  он  знает. На  уроке с  учителем всё  понятно, а при  выполнении домашнего  задания  ребенок  испытывает  трудности  и   в текстах с живой речью (сочинение,  даже  диктант)  внезапно  делает  до  20  ошибок.  И  это  не  странно,  а закономерно:  в  упражнении точно  отобраны  условия,  не  живая  речь (для  сочинения), а  хорошо  подобранные  в  соответствии  со  всеми  требованиями,  в том  числе  воспитательными,   учеными  методистами  примеры, в том  числе  с учетом использования  алгоритма  применения  правила ( например,  сначала  определить  часть речи,  потом  морфему, в которой  орфограмма,  потом  вспомнить  правило и  применить его).
          Так ли  уж  эффективна  самостоятельная  домашняя работа,  так  ли  уж  только  на  неё  можно  уповать в надежде  «доучить» дома то,  что  не произошло в классе?   Каждый  учитель  и  родитель  знает,  сколько сил  и  времени тратится  на то, чтобы добиться выполнения  домашних  заданий.   Радикальные меры – записи в дневнике, звонки родителям, двойки, «приводы» к директору и т.д. – картины не меняют. Находчивые наши ученики спишут на перемене у «ботаника», добросовестно причем, и получат хорошую оценку. Или купят решебник. Или, если дашь на дом индивидуальную работу, обратятся за помощью к старшим. При всем при этом уровень знаний данного бедолаги никак не повышается, поскольку при списывании мозг его совершенно отключен… Выучить дома  уроки – это  подготовить  пересказ,  пусть  и реферат  из  интернета, а  использовать  новые и не  всегда научные  сведения – плохо:  я знаю  случай,  когда  пятиклассник  подготовил  интересную  творческую  работу, опираясь  на  материал  из интернета, а учительница попросила  его  объяснить  все  физические явления,  на которых  эта  информация основана, на затруднении  ученика   обосновала  низкую оценку: ты это  не понимаешь,  не  можешь  объяснить.
      Творческие  задания  обычно вызывают  интерес у слабых  учеников, но с интересом  и удовольствием выполнив работу, они  ждут высокой оценки  своих усилий,  не готовы принять  низкую  отметку: « я старался».  Обижаются,  когда   в такой  работе  за грамотность 2,  помнят  об  этом   годами,    говорят  на  вечерах  встречи. Я  слышала от  пенсионеров (!)  обидчивые  рассказы о том, что  учительница  «отучила»  писать  стихи, сказав,  что  «сначала  грамотно  писать  научись».   Творческие  задания  требуют для  выполнения  много  времени,  сил,  определенных  качеств  у ученика,  а если  их нет  или  ему просто  не нравится  предмет, не увлекает?  Если  он  увлекается  чем – то другим? Многие  родители просто  не знают, что в книжных  магазинах  продаются  решебники,  что в интернете  есть правильно  выполненные  упражнения  по  русскому  языку для  разных  классов.
       Дидактика  много  сделала для  того,  чтобы  помочь  родителям  и  ученикам, разработаны  рекомендации,  согласно  которым   главное назначение домашнего задания - воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;    умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;   формирование исследовательских умений ученика (сопоставле¬ние, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.). 
            Основными видами домашнего задании являются:   Изучение материала по учебнику;   выполнение различных письменных и практических работ (упражнений); написание сочинений и других творческих работ; подготовка различных схем, диаграмм;  подготовка гербариев по биологии; проведение наблюдений за явлениями природы, а также различных опытов по химии, физике и др.
        Известный психолог Эльконин - Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». Педагогическая наука  много  помощи может  оказать  родителям,   давая  советы по домашней работе:   памятка «Как готовить домашние задания»:
Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.Научиться находить интересующую нужную информацию с по¬мощью компьютера.Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.  Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.   Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.   На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.  В процессе приготовления домашнего задания необходимо де¬лать перерывы.  Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.  Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.  Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.  Надо составлять план устного ответа и проверять себя. 
         Как  видим,  педагогика  и  дидактика  немало  поработали  над  тем, чтобы  помочь  ученикам  и  родителям.  Только целью этих  изысканий  было не  оценить  проблему и разрешить её, а оставаться в рамках  проблемы. Нужно  ли  ставить эстетичные,  научно  обоснованные  заплатки  на прохудившееся, изношенное  платье, каким  является домашнее  задание в современной  школе?  Сейчас  такие  возможности, как никогда: не тратьте  время  на передачу  и  запоминание  информации, научите ребенка ( да он и так умеет!) все нужное находить в источниках, а все учебное  время отдайте развитию.
          Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания? Потому,  что  предметов  стало  огромное  количество и информации для  их подготовки  так же  требуется  много.  Многие  предметы очень  сложные. Мы  словно  стремимся, как в мешок,  натолкать в память ученика самые  разнообразные  сведения,   если они не лезут, мы  готовы  коленом  подпереть, ученик  давится,  задыхается, а  мы стоим  на  своем. Потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.   Мешает   неумение анализировать, плохая речь, слабые память и внимание,   нежелание заставить себя заниматься, неразвитая, слабая воля. 
        Воспитание  всегда  зависело  от  структуры  семьи. Эти  изменения  касаются и  проблемы  выполнения  домашних  заданий. Во  многих  семьях  нет бабушек  и  дедушек, которые  могли  бы  помогать  или  контролировать, например, хотя бы  посадить  ребенка  за  уроки,  напомнить  ему об  этом,  когда  он  увлекся  игрой или  другими занятиями ( компьютер,  телевизор). Со  старшим  поколением  в наше  время  скорее  нечастые  встречи.   Изменилось к ним не  только  отношение, но и их  статус,  потому  что старики часто  не могут  помочь с компьютером, робко  используют  телефон,  такие  «отсталые»  помощники сами  нуждаются в помощи  школьников,  опережая  их  в  овладении гаджетами. 
       Итак,  можно  выделить тренировочные  домашние  задания  ( они делаются  по  образцу,  чтоб  дома  закрепить  полученные в классе  навыки),  которые  более всего  крадут и досуг, и  время,  и здоровье у детей;  творческие  задания (они  требуют особых  способностей, желания,  значительно  большего  времени, трудно  поддаются  оценке);   многоуровневые  в зависимости от способностей ученика (без  помощи  психолога  и специального  тестирования распределение  по  таким  группам  неизбежно  будет  содержать  ошибки  и наносить  психологические  травмы детям).         
      Упорная  борьба     за  сохранение  домашних  заданий бессмысленна  перед  современными возможностями. Я прежде всего  имею в виду издание  решебников. Быть  может,  не  все  мои  читатели  знают  о  них, а между  тем в любом  книжном  магазине вместе со сборником  упражнений  по  русскому   языку  или задачником  по  математике  можно купить хорошо  изданную  книгу, в которой все  задачи  решены (решебник) или  все упражнения  правильно  выполнены. Если  вы  не хотите  тратиться на такие  книги – не надо, это  всё  есть в интернете для  всех  классов.   Как  вам  теперь,  уважаемые  читатели,  рекомендации  педагогической  науки, психологически продуманные, педагогически  выверенные?
    Быть  может,  пора  перестать  сопротивляться   и  уступить место новому  в жизни,  ведь  школа неотделима  от  мира  за окном  класса.        Противоречия  между  отжившими  традициями  и  новыми  веяниями  являются движущей  силой совершенствования воспитания. Педагогические  условия в наше  время  в России лишились  социальной  однородности, нужны  и  новые подходы  к обучению, как в полной мере,  так  и в частных вопросах.   Время  выдвигает  задачу   обогащения  средств  воспитания  за  счет  трансформации.     Нельзя  не  видеть  изменений условий жизни  современного  общества,  когда  дети  перестали  играть в коллективные  игры, они  часами  сидят  за компьютером (каждый  у своего!),  не бывают  на  свежем  воздухе.  Особое значение приобрела задача  воспитания таких нравственных качеств, как   отзывчивость, чуткость, доброта, чистосердечность.   А  обучение   может  быть  не  только  умным,  но и  мудрым.


Рецензии