Синергетическая парадигма исследования социальных

Синергетическая парадигма исследования социальных процессов культуры России и ее роли в  развитии мировоззрения учащейся молодежи, в учреждениях культуры.  (На примере Красноярского края).
к. п. н. Гальцева Ирина Анатольевна.
В рамках, Культурно-инвестиционного форум «Культура и экономика региональной политики в современных условиях».
Научный консультант: профессор А.Д. Жарков.

В настоящее время, существует несколько неклассических подходов к феноменам культуры, одним из них  является синергетическая парадигма. Это научное направление, науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.”  Основание синергетики связано с именами немецкого физика Г. Хакена и лауреата Нобелевской премии, бельгийского физика И. Пригожина. В 1977 г. появилась книга Г. Хакена «Синергетика» - о теории самоорганизации в открытых системах и образовании структур из хаоса. И. Пригожин, применил “математические теории для описания динамических процессов в живом мире: стремление к порядку приводит к наименьшей напряженности системы, и в этом проявляется фундаментальный принцип жизни общества”. 
Этот принцип применим  в культуре, которая является результатом стремления развития мировозрения учащейся молодежи в учреждениях культуры, посредством проводимых мероприятий, ритуалов, обрядов, традиций, этноса, что позволяет сохранять духовные традиции своего народа и развивать социально – культурную сферу свой жизни.
Понятие культура, имеющет огромное количество значений. Рассматривая определение культуры, мы прежде всего подрозумеваем, человеческую деятельность в различных  проявлениях. Это деятельность человека, которая включает в себя, все формы человеческого самовыражения в социально – культурной среде,  используя накопленные человеком знания и опыт, исторически сложившиеся в определенной местности. Что позволяет прививать учащейся молодежи патриотическое воспитание, развивая и преумножая прибретенные знания, одновременно внося новое, по созданию, и сохранению духовных ценностей, учитывая реалии современного мира.
Рассматривая социально  - культурное развитие на примере Красноярского края, мы пошли к истокам, которые являлись началом становления уникально – самобытной культуры края.
Исторически сложилось, что социально – культурное развитие Красноярского края имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий,  многонациональностью, со своими укладами и обычаями.
По словам  бывшего заместителя министра культуры Советского Союза и секретаря ЦК компартии РСФСР Нины Прокопьевны Силковой  “Становление культурного развития Красноярского края происходило через смену общественных строев, различных культур и государственных образований.
Люди помнят движение “Превратим Сибирь в край высокой культуры”, кто-то сейчас говорит о нём с иронией, а я считаю, что проект был нужным и плодотворным. К движению подключились разные города региона, оно охватило все слои населения. Например, в Красноярске свои идеи о том, как облагородить облик города, предлагали студенты и домохозяйки. Повсеместно к работе подключались руководители промышленных предприятий, здравоохранения, образования.
Благодаря этому проекту в крае было построено множество культурных и спортивных сооружений, создано Красноярское отделение Союза композиторов, местное отделение Академии художеств СССР по Сибири и Дальнему Востоку, открылась киностудия документалистики — всего не перечислить”.

Современная учащаяся молодежь, имеет свое видение культрного развития,  но все они формировались задолго до нашего времени, подобные представления не могли бы появиться в рамках классического естественнонаучного подхода. Для  изучения синергетического подхода в культуре, потребовался потенциал накопленной научной базы. Создавая новые системы для развития мировозрения учащейся молодежи, применяя синергетический подход.
Издревле культура является самым эффективным антиэнтропийным фактором. По Хакену, “синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, «огромного») числа частей, компонент или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово «синергетика» и означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого”. 
Мы много говорили о традициях  Красноярского края с бывшим заместителем министра культуры Советского Союза и секретаря ЦК компартии РСФСР Нины Прокопьевны Силковой,  которая была инициатором проведения Первого Дня города, который стал привычным и любимым праздником для горожан, заложен был в 1978 году на 350-летний юбилей Красноярска. Главной задачей было, воссоздать историю города, вспомнить основателя красноярского острога Андрея Дубенского, других известных земляков прошлого, чьими руками столица края созидалась.
По словам Нины Прокопьевны, “по тем меркам праздновали очень широко. Мы провели митинг, заложили письмо последующим поколениям на Театральной площади. Был организован грандиозный концерт на стадионе, в нём участвовали московские звёзды Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, местные знаменитости. Вела программу известная всей стране Валентина Леонтьева, трибуны были заполнены народом, люди приходили нарядные, радостные, шумно аплодировали. Этот концерт мы повторяли пять дней, и каждый раз собиралось много зрителей.
Проводились в День города и другие необычные мероприятия, шли мини-концерты на набережной, конкурсы для молодожёнов, катания на оленях, был сделан макет красноярского острога и выставлен на общее обозрение. Горожанам это торжество очень понравилось, потом о празднике долго вспоминали”.
 “Любая система стремится к состоянию устойчивого равновесия. Это стремление подчиняется принципу наименьшего действия (принципу Гамильтона). В соответствии с этим принципом система постоянно переходит от менее устойчивого к наиболее устойчивому состоянию.
Важную роль в научном осмыслении сути и природы синергетического подхода в социально – культурном развиии учащейся молодлежи, в взаимосвязи культуры, образования и воспитания, в обеспечении культуросозидающей направленности учащейцся молодежи, в различных сфер жизнедеятельности сыграли труды: М.А. Ариарского,  А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова,       В.Я. Суртаева, В.В. Туева, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова,

Одним из центральных в теории синергетической культурной парадигмы является  научная концепция профессора А.Д. Жаркова о «ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному единому технологическому процессу как последовательному и систематизированному воплощению на практике смоделированного характера коллективных действий субъектов и объектов»  .
Системы  педагогических условий развития мировозрения учащейся молодежи, обладают таким свойством как неустойчивость, нестабильность с учетом политических, экономическиз, социально - культурных изменений в общесте.
Учащаяся молодежь, постоянно взаимодействующая с природой, с ее объектами, часто не может в полной мере оценить ее богатство и многообразие. При этом у молодежи в основном хорошо развита интуитивная сфера познания. Восприятие близких и узнаваемых объектов, явлений природы в произведениях современных деятелей искусства акцентирует внимание молодежи на истоках творчества, природном богатстве и многообразии мудрости, таланте и самобытности народа.
«Существование общества, его функционирование и развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным опытом предков, обогащало, преумножало и предавало его в более развитом виде своим потомкам. Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением. Пройдя длительный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и педагогика стала научно обоснованной системой знаний, а на практике - в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство» .
В последние годы междисциплинарный потенциал синергетики начал реализовываться и в социально-гуманитарных областях знания. Психика, интеллект, культура изучаются как сверхсложные динамические системы и как антиэнтропийные факторы. В синергетических моделях культура и общество предстают как неравновесные системы особого типа.
Педагогические условия социаль – культурного развития учащейся молодежи, как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества, всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на молодежь всех возрастов. С учетом реалий современности, педагогика, обогащая свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований.
Синергетическое видение позволяет не только объяснить многие феномены становления мировозрения учащейся молодежи средствами социально – культурной деятельности, как системы, но и заложить основу  направлений развития. Свобода выбора может существенно, в особенности, в точках бифуркации, менять траекторию движения социокультурной системы.
При этом проблема не в том, чтобы применять в решении неотложных вопросов становления мировозрения учащейся молодежи, а опираться на уже существующие традиции сложившиеся в определенной местности, учитывать исторический опыт.
С теоретической точки зрения здесь можно опереться на опыт X.Г. Гадамера - это не преобразование и покорение природы, а изменение самого себя. Эта предпосылка была мировоззренчески прозрачной настолько, что со времен Платона она вытесняется на задний план сознания и уже участвует в научной деятельности. Культивизируется теоретическая установка, раскрываемая как чистое созерцание. Основанием философствования X.Г. Гадамера выступают, таким образом, рациональные дискуссии свободной общественности, которая выступает своеобразным позитивом эпохи. Это такой разум, который выступает формой жизни. Требования этой рациональности перформативны, «ибо означают действие, они не только провозглашают, но и нечто меняют в мире»  .
Синергетическая парадигма, возникшая в среде естествоиспытателей, проникающих в законы природы, удивительно эффективна в сфере исследования культуры с ее многовариантностью, нелинейностью.
В настоящее время, активно разрабатывается принцип необходимого разнообразия в культуре. Многие ученые отмечали неизбежность деградации культурных систем, связанную обновлением ценностного ядра. В тех культурах, которые отличаются внутренним разнообразием, возможна не деградация, а обогащение культуры за счет жизнестойкости и способности приспосабливаться в изменениям среды.
«Таким образом, синергетическая модель эволюции обнаруживает широкие перспективы применения в понимании, а, следовательно, и решении разного рода социокультурных проблем».
Для моделирования социальной становления мировозрения учащейся молодежи, следует исходить из объекта управления как своеобразной и динамичной системы с внутренне однозначными причинноследственными связями.
Синергетика сформулировала ряд фундаментальных целей и методологически углубляющих качество научного восприятия мира и общества.
«Под понятиями «социальные институты» на синергетических позициях понимается устойчивая точка социальной реальности (как духовного, так и материального характера), способная не только устойчиво воспроизводить, но и развивать себя, что является основанием социальности. Эта «точка» не существует без обмена информацией со средой. Её следует называть социальной коммуникацией, под которой можно понимать определенное прочное единство социальных субъектов, связей между ними. Осуществлять коммуникацию - значит восстанавливать, развивать эти связи. Отношения социокультурных субъектов друг с другом можно реально зафиксировать через определенных посредников, проявленных внешнему наблюдению в форме потребностей, интересов и целей - всего того, что мы привыкли называть обществом. Это все, что люди создали усилиями интуиции, разума и чувства и включили в свое бытие как важнейшую часть себя, которая состоит из совокупности моральных, религиозных, эстетических, правовых, политических, экономических и других ценностей, идей, знаний, норм, а также многообразных технических и технологических артефактов, которыми мы так активно пользуемся, фиксируя их как часть своей духовной, интеллектуальной, интуитивной и физической жизни».
Таким образом, педагогическая система социально – культурных процессов развития мировозрения учащейся молодежми, включает в себя историю его развития, главным звеном которой является формирование и развитие социальных институтов общества.
В изучении историко-культурного процесса развития мировозрения учащейся молодежи, можно представить как трансформацию во времени и пространстве. «В таком случае различные направления, концепции, течения, культурные системы выступают как «вариации на определенные темы». Различаются пять инвариантных сфер: во-первых, его направленность и результат; во-вторых, взаимоотношения его субъектов; в-третьих, принцип отбора содержания воспитания; в-четвертых, средства воспитательной деятельности; в-пятых, характер отношений государства с образовательно-воспитательными структурами» .
С позиций синергетической парадигмы любое начало процесса связано с понятием хаоса, которому приписывают способность спонтанно порождать порядок. При этом источником порядка является неравновесность, которая обладает следующими свойствами: реагирует на внешние условия, проходит бифуркацию, проявляет склонность к случайному поведению.
«Синергетический подход к социокультурным проявлениям говорит о том, что главный результат развития социума состоит в снятии противоречия между социальными элементами, которое является источником творческой силы хаоса, рождающего новый порядок. Рождение нового порядка имеет спонтанный характер, не побуждаемый какойто внешней силой. Затем возникает синтез хаоса и порядка, который по мере развития приобретает все более ясный характер, до тех пор пока не становится абсолютным единством сторон, в котором стирается различие между ними. Историческим аналогом окончательного синтеза хаоса и порядка» .
Основной материал синергетических понятий использован В.П. Бранским для описания отдельной ступени развития и выхода системы на последующую ступень. “Основание ступени - «иерархия», лишённая упорядоченности и доведённая до состояния предела - «странного аттрактора». В рамках этого социального хаоса работает «тезаурус» как некая совокупность возможных образованных структур, выражающий импульс хаоса. Одна из флуктуаций хаоса, достигшая точки поворота, превращает возможную структуру в реальную форму преобразования иерархии из неиерархии. Наивысшее состояние иерархизации называется простым аттрактором. Колебание между указанными аттракторами и составляет основу развития. На промежуточной ступени уже в хаосе содержится частичная определённость процесса, задаваемая его начальной историей. Результат отбора оказывает обратное воздействие на среду и при очередном колебании в сторону порядка действуют уже более совершенные факторы отбора. В результате система самоорганизуется, стремясь к абсолютному пределу (суператтрактору) В.И. Шаповалов и Н.В. Казаков добавляют к этой социокультурной модели идею о том, что в замкнутых системах существует критический уровень самоорганизации, достижение которого приводит систему в состояние деструкции, к снижению уровня организованности, к соответствующему росту энтропии. Развитие социокультурных процессов в самоорганизационной перспективе происходит так. Вначале существовало Единое. Его можно интерпретировать следующей идеей: «процесс перехода от животного к человеку разделяется на два последовательных процесса: первый - возникновение в нейрофизиологии предков людей механизма, прямо противоположного нейрофизиологической функции животных, второй - снова переход в противоположность, т.е. как бы возвращение к началу, но в то же время ещё большее удаление от него».
Посредством общения происходит воспитание личности. По словам К. Маркса, «развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в тесном или косвенном общении».  .
Любое учреждение культуры является лабораторией общественного мнения, в том числе и учащейся молодежи, посредством которого, в частности и происходит воспитание. Он компенсирует неудовлетворенность потребности общения в других видах деятельности человека (в частности трудовой), реализуя тем самым внешние функции.
Общение как способ становления мировозрения учащейся молодежи, как функция реализуется через многие функции. Общение молодежи  в учреждении культуры носит как рациональный, так и эмоциональный характер. Проведенные нами исследования,  показали, что  посетители хотели бы, чтобы формы работы учреждения культуры воздействовали бы в основном на чувства, на эмоции . Оно возникает, например, в учреждениях мероприятия которых созаются с учетом интересов учащейся молодежи, привлекая педагогические методы воздействия средствами социально -культурной деятельности.
Как показывает проведенное исследования в Красноярском крае, участники культурно-досуговых программ, прежде всего, вступают в межличностное, непосредственное, эмоциональное и рациональное, неформальное общение. Однако проблем научных разработок общения учащейся морлодежи в учреждении культуры до последнего времени почти не проводилось. Те исследования, которые проводились, посвящались чаще всего мотивации посещения учреждения культуры, предпочитаемости форм культурно-досуговой деятельности. Так, наше исследование показало, что наиболее предпочтительными формами в учреждениях культуры Красноярского края являются, театрально  - зрелещьные мероприятия.
«Человек принадлежит обществу и культуре и не может быть рассмотрен вне социального и культурного, поэтому он одновременно и включен в систему, и обособлен от нее. В итоге своих размышлений М.П. Бузский приходит к выводам, “что освоение синергетикой социальных процессов должно идти через синхронизацию субъектной и системной сторон общества”
В настоящее время исследователи работают над разрешением этого противоречия, пытаясь адаптировать модели синергетики к анализу культуры.
Бесконечные изменения и рождение нового в культуре всегда требуют своего признания как некой формы и стандарта. С одной стороны, субъект сам создаёт культурные образцы: технологии, способы, символы, ценности, систему взаимоотношений с миром, направленную на достижение гармонизированности со средой. С другой стороны, культура обладает способностью оказывать влияние на изменение сущности самого человека. Поэтому значение аспекта личностного в истории общества невозможно исключить из внимания, так как процесс формирования педагогических условий становления мировозреия учащейся молодежи, предполагает обязательное овладение культурой, которая открывает для него дорогу в социум. Изучение культурных процессов в синергетической парадигме предполагает принятие основных положений социальногуманитарного знания. Культура выступает главным регулятивом социальных взаимодействий, опирающихся на одинаковую интерпретацию ценностей. «Согласно Т. Парсонсу “культура создается, существует и воспроизводится в деятельности человека по созданию и трансляции ряда структурных элементов: знаний, значений, символов, ценностей, представлений, норм поведения. При этом именно ценностные ориентации дают возможность человеку использовать нормы, стандарты, критерии отбора, когда он оказывается в ситуации выбора, тем самым создают гибкость существования общества. На определенном этапе существования общества - в «точке бифуркации» формируется система ценностей, которая значительно влияет на проект пути развития культуры. Во множественности проектов путей культурного развития проявляется уникальность каждого антропосоциокультурного образования”.
 «Социально-культурная сфера - составная часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный фонд потребления и характеризуются невещественным характером результатом труда. В ее состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство» .
Однообразие тематики и содержания, средств педагогического воздействия; нерегулярность организации форм учреждения культуры общения; отсутствие системности в работе; слабый учет особенностей жителей обслуживаемой территории; формализм ослабляет интерес молодежи учреждениям культуры, ослабляет интерес и процесс культуры общения, что представляется на сегодняшний день весьма актуальным
Современные культурные изменения любого типа и масштабов могут быть раскрыты в синергетическом контексте через ряд проблем, таких, как преобразование образования, становление личности в пространстве современной культуры и т.п.
 «Молодежная аудитория той или иной культурно-досуговой программы представляет собой социально-психологическую общность, которая относительно устойчива по времени, объединена совместной деятельностью отдельных людей, возникшей на основе единого интереса. В широком смысле общность предполагает единство общечеловеческих признаков и охватывает любую совокупность и индивидов, способных к общению друг с другом».
Анализ современной социокультурной ситуации и ее роли в становлении мировозрения учащейся молодежи,  показывает характерную для жизни российского общества в целом, ее многосложность и противоречивость.
С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, особенно учащейся молодежи, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных движений, объединений, ассоциаций, клубов по интересам, любительских и неформальных объединений. Активизируется национально-культурное самосознание различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства «малой родины», любви и привязанности человека к территории исконного проживания. Возрождается культа предков в виде традиционных форм хозяйствования, обрядов, вероисповедания. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.



 










 Список литературы:

1.Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических истемах./ Пер. с англ. - М.: Мир,1985.
2.Интерью с Ниной Прокопьевной Силковой 20.02.2014
3.Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир,1990.
4.  Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки / В.И. Аршинов. - М: ИФРАН, 1999. - 203 с
 5. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2007. – С.159.
6.  Общие основы педагогики: учеб Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С.3.
7.Марков Б.В. Герменевтика // Марков Б.В Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. - СПб., 1999. – С.112-117
 8.Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000
9.  Богословский М.В., Корнетов Г.Б. О педагогических парадигмах // Магистр. 1992. №5. - С.17.
10.Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М., 2000
11.  Богословский М.В., Корнетов Г.Б. О педагогических парадигмах // Магистр. 1992. №5. - С.17.
12. Бузский М.П. Проблема субъекта в контексте синергетики // Синергия культуры: Тр. Всерос. конф. Саратов, 2002.
13. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность. 1999. №6. С. 117
14. Маркс К. Немецкая идеология. // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. Изд. 2-е, т.3. - С.449.
15. Культура Красноярского Края в цифрах за 2011 – 2012 годы. (статестический справочник) Министерство культуры красноярского края,
16. Бузский М.П. Проблема субъекта в контексте синергетики // Синергия культуры: Тр. Всерос. конф. Саратов, 2002. С. 92.
17. Парсонс Т. К общей теории действия: Теоретические основания социальных наук // Парсонс Т.О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.
18. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. Испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - С.5.
19. Парыгин В.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971. - С.178.
20. http://ru.wikipedia.org/


Рецензии