Глава 14. Не в деньгах счастье

         
   (Рассказ Риты Ераловой №1 — продолжение)
         Начало: http://proza.ru/2014/11/23/1175

На следующие выходные мы втроём ехали на Чимган: Володя, я и Наташа.
«Волга» шла легко, споро. За окнами, на своей длинной ноте, пел ветер, и моя душа пыталась подпевать ему:  я была почти счастлива. Что нужно ещё, когда самые близкие друзья рядом?
Невольно порадовалась этой мысли: близкие друзья. Да, с недавнего времени у меня, кроме Володи, появилась и подруга - Наташа. Этот факт я приняла, как начало своего полного выздоровления...

Владимир был молчалив и внимателен, а мы с Наташей болтали без умолка. Болтали так, ни о чём, и в то же время обо всём: о красотах природы, о погоде, о книгах и фильмах, о песнях и танцах... Но ни слова о прошлом, ни слова о будущем. Нам хорошо было именно в этом времени — в этом моменте.

Владимир иногда  посматривал на нас через зеркало и улыбался. Наташа показала на него глазами и спросила полушёпотом:
-Интересно, чему он так загадочно улыбается?... Может мы говорим что-то не то?
-Володь, - поинтересовалась я, - чему ты так загадочно улыбаешься? Тебя веселят наши разговоры?
-Меня радует ваша дружба — потому и улыбаюсь, - просто ответил он. - Я не ошибаюсь в своём выводе: вы подружились?
-Да! - ответили мы нестройным хором, и переглянувшись, начали смеяться.

-Очень рад этому, - признался он, едва наш смех смолк. -  А то у Риты нет ни одной близкой подруги.
-Зато у неё столько друзей! - напомнила Наташа.
-Друзья нужны мужчине, -  мягко возразил Володя, - а  женщине обязательно нужна подруга. И  вы это доказали только что, так уютно беседуя на заднем сиденье. Разве я не прав?
-Прав...Прав. - уверяем мы, посмеиваясь.
И я добавляю:
-Ты, как всегда прав, Володя.

-Почему не пригласили парней? - неожиданно поинтересовался Владимир. -Отдохнули бы вместе, повеселились...
-Да ну их! - махнула рукой я. -Они мне за неделю так надоедают,  что я рада хоть день побыть вдали от них.
-Что достают? - улыбнулась Наташа.
-Не то слово, - ответила ей.
-И кто больше? - вступил Владимир. - Наверное, Кучинский?
-Каждый по-немного! - призналась я, стараясь перевести всё в шутку. - Сергей — своими заумными идеями; Андрей - с новым репертуаром; Никита - с певицей. Один Русланчик меня жалеет, и никаких претензий не предъявляет. 

На Чимгане нас устроили в трёхместном домике с камином, односпальными кроватями и  большим столом посередине на деревенский манер.
В домике пахнет чем-то очень знакомым, пробуждающим воспоминание, забытое ощущение: ощущение дома - родного дома. Но оно вызывает у меня не умиление, не радость, а, напротив, навевает грусть и тревогу, поэтому тащу спутников прочь — на воздух, на улицу.

Перекусив наскоро в кафе, направляемся на гору, где идёт весёлая кутерьма: отдыхающие, кто как может, штурмует её, съезжая на доступных средствах: на лыжах, санках,  досках и других подручных средствах.
Экипировавшись по всем правилам «лыжной техники», неожиданно узнаём, что Наташа никогда не стояла на лыжах, что это её первый опыт.

Владимир на лыжне  свой человек — это видно сразу. Я, хоть и с опаской, но съезжаю более менее прилично: иногда на лыжах, иногда на пятой точке, по ходу вспоминая детский опыт катания с горы, приобретённый ещё в России. Наташа успешно падала и поднималась вновь,  веселясь и веселя окружающих.
Опасаясь, что очередное падение может навредить ей, мы с Владимиром пытались пересадить её на санки, но упрямица категорически оказалась от нашей затеи. Она продолжала борьбу с лыжной трассой, пугая лыжников неуклюжими спусками.

-Наталья! - кричал Владимир ей во след. - Не покалечь лыжников ! Не все такие асы, как ты!
Я думала, что после многократных падений девушка на лыжи больше не встанет, но на следующий день, на удивление нас обоих, она, немного покувыркавшись, уже стояла на лыжах не хуже меня.
-Смотри, какая настырная! - удивился Володя. -Всё-таки своего добилась.
Наташа  победно улыбнулась, предложила съехать с горы втроём, и мы покатились вниз.
Володя, конечно, сразу нас оставил далеко позади, виртуозно лавируя, между лыжниками, а мы с Наташей, так и не доехав до середины, свалились в снег и засмеялись, глядя друг на друга.

И я тогда подумала:
-«Как давно я не чувствовала так свободно и так легко».
У меня словно выросли крылья за спиной, которые несли меня к чему-то хорошему. Я вдруг уверилась, что всё плохое в моей жизни осталось позади... Я так хочу! И так — будет.
Уже не пугал запах дома, не отдавался болью в сердце, я словно отринула всё прошлое от себя — забыла его.

Возвращаться в шумный город, заполненный снующими машинами и людьми, не хотелось. Но выхода не было: впереди рабочая неделя.
-«Такова наша жизнь, - без особого вдохновения думала я, - И её нужно принимать такой, какова она есть — со всеми её трудностями, тревогами и радостями. Если и не с восторгом, то хотя бы  с пониманием. Так принято... Так надо...»

В Ташкент мы возвращались поздним вечером в воскресенье. Разговоров не было конца, хотя и чувствовалась приятная усталость. Даже Володя неожиданно разговорился, поражая весёлостью, эпитетами и сравнениями.
-Наталка, ты была похожа  на снежную бабу, когда неслась на лыжах с криками: - «Посторонись! Зашибу!»... Видела бы ты себя со стороны — это было так уморительно!

-А ты сам?! - смеялась в ответ девушка. - Чуть не сбил  ту даму, которая в круговерти потеряла своего спутника и всё кричала: - «Аркаша! Аркаша, ты где?!»... А Аркаша давно уже съехал вниз в позиции лёжа  на животе, растеряв по дороге лыжи, и, охая и кряхтя,  пытался подняться.
-А кто Аркашу-то сбил? - отвечал Владимир.
-Не я! Не я! - протестовала  Наташа. - Сам, наверное, и сбил, а на меня хочешь свалить?!  Мы в это время с Ритой ещё наверху были...

Выходные заканчивались. И я сожалела об этом. Жалела, что упустила такую возможность: бывать на  Чимгане чаще. Оказалось — это замечательное явление: зимний Чимган! Но, что поделать: всё хорошее тоже рано или поздно заканчивается.

И всё же от этого дня у меня останется, как красивый камешек, на память — воспоминание. В моей секретной «шкатулке» памяти таких камешков немного, но они  есть. Вот и от Дня рождения тоже остался такой камешек -  это признание Володи в любви. Получилось всё само-собой, как-то неожиданно и просто. Мужчины, видно, не предают особого внимания этому факту, а молчун Володя - тем более. Для него дела важнее слов. А женщине? Женщине нужны слова... Каждая из нас ожидает их с надеждой и нетерпением. Не зря говорят, что женщина любит ушами...

Припоминаю тот разговор, и невольно на губах возникает улыбка.
После того, как все гости разошлись, мы повезли Наташу домой, как и обещали её хозяйке.  Не помню, кто из нас начал разговор о любви, но помню сказала, что Владимир тоже однолюб.
-Володя, ты — однолюб? - спросила я шутливо.
-Да,  - ответил  он односложно.
-И кого же ты любишь, если не секрет? -  допытывалась я, пытаясь вывести его на откровенность.

Взгляд в зеркале, брошенный Владимиром,  был полон недоумения:
-Ты знаешь.
-Не знаю, потому и интересуюсь!
Володя молчал  несколько секунд, будто собираясь с мыслями, и потом произнёс,  как мне показалось, слишком уж спокойно:
-Тебя люблю...
Я продолжала настаивать:
-Правда?
-Правда, - подтвердил Володя.

В моей душе, словно щёлкнул выключатель,  освобождая мысли и чувства.
-Слушай! Слушай, Наташа! - теребила я девушку, сидящую рядом. - Наконец,  Вовка признался мне в любви! После трёх лет знакомства!
-Не может быть! - улыбнулась девушка.
-Может! Может! - продолжала веселится я. - Именно сейчас он в первый раз сказал, что любит меня.
-Можно подумать, что ты этого не знала? - сконфузился Володя.
-Откуда? - поинтересовалась я, не скрывая удивления. - Читать чужие мысли я ещё не научилась...
-Да хватит тебе, Риток, - понизив голос, попросил он. -Все знают, что я люблю тебя... А ты не знаешь?... Не шути так, пожалуйста.
Разговор смолк. Но камешек цветной остался в моей памяти.

                *      *      *

После поездки в горы, я начала исподволь  подготавливать Наташу к мысли войти в наш коллектив в качестве певицы.
Задача передо мной стояла нелёгкая: девушка сама ещё не знала, что она хочет — не выбрала свой путь. Как я поняла, от работы в институте она не была в восторге, да и песня для неё была лишь «отдохновением для души», а не первой необходимостью, как для меня танец. Наташа вполне могла бы не петь — я же не танцевать уже не могу.

Осуществление своей задачи я начала с рассказа о том, какие возможности даёт наша работа для путешествий, новых впечатлений,  открытий и знакомств. Рассказала в скольких городах за четыре года побывала группа с концертами. Самарканд, Бухара, Хива, Душанбе, Термез, Алма-Ата, Фрунзе — маленькая часть мест, где мы выступали.
Показывала фотографии, а у меня их два фотоальбома, где мы все вместе, и каждый по отдельности: Никита, Сергей, Андрей, Руслан, я...
Но оказалось,  что Наташа побывала почти везде, где бывали мы, с родителями, с классом.

Пришлось использовать последнее средство: соблазн деньгами, показывая, что можно сделать, имея достаточное их количество. Но, Наташа, как все девушки, воспитанные альтруистически, заявила мне:
-Счастье — не в деньгах!

Всю мою рассудительность и тактичность, как ветром сдуло:
-Это, когда они есть! А, когда начинается день, и ты не знаешь будет ли у тебя хотя бы рубль, чтобы купить чашку кофе и булочку, для того, чтобы утолить острый голод — это счастье! Счастье каждая копейка, каждый рубль, который  ты заработала, и который так необходим в данный момент!...
Спроси об этом Володю! Спроси! Он расскажет тебе, как в самый трудный период жизни остался один на один со своей бедой, не имея возможности работать. Без помощи... Без средств...

-Как же так? - в растерянности произнесла девушка, - Он такой знаменитый, всеми узнаваемый...
-Ты нужен только, когда здоров, - криво улыбнулась я в ответ. -Когда ты болен, несчастен, или сломлен — становишься не нужным, не интересным...
Когда я приехала в Ташкент, у меня здесь, как и у тебя, не было ни родственников, ни знакомых... Даже остановиться было не у кого... И денег, которые мне дали сердобольные люди хватило только на полмесяца...
Я была рада любой работе, любой возможности заработать необходимую сумму на оплату жилья, на пропитание... Но не тут-то было.

Я смолкла, глотая комок в горле, но не могла уже остановиться:
-У меня не было ни прописки, ни образования, ни специальности... А было мне в ту пору, как  и тебе: восемнадцать...
Когда закончились деньги, и я начала голодать, неизвестно откуда стали возникать «сердобольные» матроны и пронырливые молодые люди, готовые помочь, научить, предоставить, оплатить... От меня же требовалось, как они выражались, почто ничего: лишь тело — молодое и красивое. Моя душа им была ни к чему — она их не  интересовала.

Я отослала сердобольных и пронырливых куда подальше, хотя очень нуждалась, потому как  уже несколько раз падала в голодный обморок....
И тут я вспомнила, что по дороге в Ташкент, познакомилась с группой музыкантов, которые возвращались с гастролей домой. Они говорили, что им нужна девушка, умеющая  танцевать восточные, арабские, индийские танцы.
Отчаянно хватаясь за эту ниточку,  подумала:
-«Я  почти десять  лет занималась бальными  танцами, в совершенстве (как говорила наш тренер) освоила Латинскую Америку, Испанию, Европу. Неужели не осилю Восток и Индию?»

Начала отчаянно искать клочок бумаги, на котором тогда написала адрес, который мне дал Виктор Андреевич, руководивший группой в то время. Перебрала все вещи, но клочок словно сквозь землю провалился. Тогда я  плюхнулась на пол и разревелась от отчаяния и досады, будто от этого клочка зависела моя жизнь.
Вдоволь наревевшись,  сказала себе:
-Всё, Риток, хватит: возьми себя в руки - слезами горю не поможешь. Думай, куда ты могла засунуть этот адрес.

Разматывая в памяти события того дня, вспомнила в каком платье тогда была и решила проверить его. И, о, чудо: листок оказался именно там!
Я радовалась этой находке, как подросток, считая это хорошим знаком.
Собрав всю волю и все силы, пошла по адресу, указанному на бумажке — денег на транспорт у меня уже не было.

Виктор Андреевич сначала не узнал меня, хотя я пыталась ему напомнить, когда где мы встречались. Видимо, таких встреч у него было немало — всех не упомнишь.
Андрей же узнал сразу, заулыбался, как давней знакомой.
-Так это же девушка-пантера! - сказал он. -Помнишь, Андреич,  мы познакомились с ней в автобусе, когда возвращались из гастролей по Ферганской долине?!... Ты тогда сказал: -«Какая пластика, какая грация у этой девушки, как у пантеры!»

И я подумала, отчаянно цепляясь за мысль: -«Откуда они узнали, что меня в классе называли пантерой?! Ведь я им ничего о себе не рассказывала. Кроме того, что с детства занимаюсь танцами».
Внимательно посмотрев на меня, Виктор Андреевич произнёс:
-Как я понял — ты хочешь работать у нас в группе?
Я отчаянно закивала головой.
-Ну, что же показывай на что способна.
И я без музыки, отсчитывая про себя такты, показывала, что знаю и умею, стараясь изо всех сил.

Андреич смотрел молча, не выдавая никаких эмоций, не прерывая, но и не ободряя. Когда он, наконец, сказал «стоп», я резко остановилась и начала оседать на пол, теряя последние силы.
Никто не успел отреагировать на это падение:  я просто потеряла сознание.
Когда меня привели в чувство, Виктор  Андреевич спросил так же бесстрастно:
-И часто это с тобой бывает, девочка?
-Нет, - призналась я, - не часто... Просто последние два дня я ничего не ела.

Пока группа совещалась. Я приходила в себя в полной уверенности, что меня не возьмут. Кому нужны «припадочные»? Так назвала меня посторонняя женщина после первого  обморока. Надо же было рухнуть колодой в самый неподходящий момент?...
Но меня взяли, руководитель даже сто рублей дал, чтобы я немного "отъелась». Андрей много позже с ехидством напомнил:
-Тебя, Риток, взяли только из жалости... Жалостливые оказались ребятки...
А я бы сказала иначе: добрые и душевные.

Меня подкормили, устроили на квартиру к тётке Никиты, ввели в группу, работали со мной не покладая рук и ног, ведь танец требует в большей степени именно их, хотя и голова — не бывает лишней.
Я была старательной и благодарной ученицей, и через пару месяцев мы уже колесили по республике, «осваивая новые территории», как выразился наш руководитель, приобретая новые впечатления и... Зарабатывая деньги.
Не отказывались ни от каких предложений: концерты, встречи, тои, свадьбы, юбилеи, ночные заведения...

Наташа внимательно слушала мой рассказ, не перебивая. В лице её было сострадание, сожаление. Тогда я огорошила девушку вопросом:
-Вот сколько ты получаешь в месяц?
Убаюканная рассказом, она не сразу поняла суть моего вопроса.
-Что? - переспросила она, увидев мои глаза, устремлённые на неё.
Я повторила вопрос, слегка изменив его:
-Какая у тебя сейчас зарплата?

-В пределах ста рублей, - ответила девушка.
-А у нас за вечер выходит от ста до двухсот, - призналась я. - Иногда и больше.
Наташа лишь пожала плечами.
А я продолжила рассказ:
-В течение года я приобрела и эту квартиру, и мебель, и необходимую одежду... При всё  том, что очень много средств уходит на концертную одежду. Восток, несомненно, красив, но и дорог.

Мой эмоциональный рассказ, видимо, слегка озадачил, Наташу, потому что она молчала, не находя слов. Возможно, просто боялась обидеть меня неверной реакцией, или не ожидала, что за красивой и лёгкой вывеской столько переживаний и столько труда.
А меня, словно распирало от возможности, наконец, выговориться, освободиться от груза, накопившегося за всё  время моего  душевного одиночества.
-Я стала самостоятельной, независимой. Походная жизнь закалила меня, сделала малочувствительной к нелестным словам, научила защищаться и защищать... Вот тогда ко мне окончательно пристало имя: Чёрная  Пантера, став сценическим...
Мало человек знает Риту Ералову, но Чёрную Пантеру — знают многие.

Я усмехнулась, припомнив, один эпизод из жизни:
-Меня даже на телевидение несколько раз снимали... Представляешь меня на телеэкране?...
Ребята говорили, что я неплохо смотрелась.
-Ты довольна собой? - неожиданно спросила девушка. -Ты счастлива?
Теперь, как видно, настала очередь Наташи удивлять меня. Честно признаться — никогда не задавала себе этот вопрос, потому ответила девушке прямо:
-Не думала об этом — просто не было времени. Я работала — много работала... И не только из-за денег, хотя и они были не на последнем месте. Мне было нужно утвердиться, поверить в себя, подняться из той грязи, куда  окунула жизнь...

И вновь между нами возникло отчуждение, как тогда, когда я отказалась отвечать девушке на вопрос о своём прошлом. Тень недосказанности снова промелькнула чёрной птицей, смущая ум Наташи. Я видела это, понимала, что эта тень стеной стоит между нами, но открыться до конца так и не смогла...
            
Как я могла рассказать этой девочке всё, что произошло со мной четыре года назад? Ведь она уверена в том, что мир добр и чист, а люди интересны, любопытны, или в крайнем случае — забавны? Слава  Аллаху, что на её пути встречались люди добрые и порядочные. Она верит в добро. А окружающий мир бывает разным: от розового — до чёрного. И беда тому, кто не видит этого! Падать - гораздо больнее, чем взлетать, хотя второе намного сложнее и трудней.

Наташа может не поверить в мой рассказ, ведь то, что случилось в моей жизни - за гранью добра и зла.
Порой мне кажется, что всё происходило не со мной, а с какой-то мало знакомой мне девушкой.
И дело тут не столько в Наташе — сколько во мне самой:  я боюсь вспоминать это, боюсь сойти с ума. Как тогда — почти пять лет тому назад...
Все  вокруг твердили: - «Она сошла с ума». Но  разве сумасшедший человек способен понять это? А я всё понимала, только мне уже было не важно кто и как меня называет...

Жизнь для меня разделилась на до и после, словно стеной из бетона, никого и ничего не впуская за эту стену, даже  воспоминания.
Но мне до сих пор  сниться один и тот же сон: распростёртое на земле окровавленное тело, прекрасное и неестественно бледное лицо, чёрные тени, хохочущие рты... И зловещий шёпот: -«Ты сама виновата в этом!»

И каждый раз я просыпаюсь в ужасе и слезах, и невидящими глазами смотрю в пространство перед собой. Меня бьёт дрожь, и кажется, что я действительно схожу с ума.
Со временем картина чуть потускнела, ужасные сны стали приходить реже, но это не значит, что всё стало забываться - просто  воспоминания ушли куда-то глубоко внутрь, спрятавшись в укромный уголок, готовые в любой момент вернуться назад...

          Продолжение: http://proza.ru/2014/11/27/1399


Рецензии
Тамара!

Глава очень интересная, бегу читать дальше.
Спасибо!
С теплом!

Пыжьянова Татьяна   09.10.2019 15:31     Заявить о нарушении
Танечка, спасибо тебе большое
за поддержку! С "Рыжей кошкой"
я пришла сюда на "Прозу" -
это первое, что поместила
сюда. Начала, что называется
с самой крупной вещи. Потом уже
училась писать и миниатюры, и
рассказики.
Со взаимностью - твоя:

Тамара Злобина   09.10.2019 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.