Путь к себе

Из цикла "Записки путешественницы. Тянь-Шаньские уроки."


- Ботинки туриста должны быть удобными, с рифленой подошвой, чтобы не скользить по горной тропе и хорошо держать ногу на камнях, должны быть на шнуровке и захватывать часть голени, чтобы снизить риск вывиха, - готовил меня к одной из самых главных задач путешественника – выбору обуви, мой муж Сергей.
 
Мне всегда нравились высокие, темноволосые и стройные мужчины, а ему – маленькие кареглазые брюнетки. Наши интересы практически полностью совпадали и это давало удивительный эффект – мы с удвоенной энергией воплощали в жизнь то, о чем раньше могли только мечтать.  Он мечтал найти «походную» девушку, а я мечтала ходить в походы, он – увлекался психологией и хотел участвовать в тренингах, а я – училась на психологическом факультете, могла быть и ведущей и участником, оба изучали эзотерику, философию и мечтали встретить единомышленника, с которым можно было бы обсудить прочитанное. Но самое главное – мы оба любили путешествовать, и не представляли нашу жизнь без походов в горы. Мы вместе всего пару месяцев, но наша совместная жизнь неслась таким стремительным, бурным потоком, что месяц шел за два. И вот наконец-то наше первое совместное длительное путешествие – мы собрались на западный Тянь-Шань. Я впервые отправлялась в горы так надолго – на три недели и с рюкзаком.

- Ты думаешь эти ботинки подойдут, - с сомнением произнесла я.

- Ну, качество у них оставляет желать лучшего, но я их прошью по краю подошвы и на этот поход тебе их должно хватить, - ответил Сергей, бывалый походник.

Я не стала уточнять, что будет, если этих ботинок мне не хватит на этот поход. И не стала озвучивать свои сомнения по поводу их качества. И не осмелилась предложить поискать что-то еще получше, понадежнее. Я так хотела быть в его глазах «походной девушкой» - без капризов и чрезмерных требований, умеющей переносить трудности пути. Мне очень не хотелось, чтобы у него со мной были проблемы. Пока все шло хорошо. ОН брал меня с собой. Поэтому я очень боялась испортить о себе впечатление. А еще я не хотела слушать свою интуицию, потому что доверяла его логике и походному опыту.

Я была уверена в том, что получу от него поддержку и помощь, когда мне это будет нужно, а он был уверен в том, что я смогу позаботиться о себе сама, когда мне это будет необходимо. Он был убежден в том, что я «походная девушка» и со мной проблем не будет. Мне тогда даже в голову не пришло, что он, ходивший в основном в одиночные походы, привык отвечать только сам за себя.

- Ну, что, в Путь? – полная радостных ожиданий, в предвкушении чего-то необыкновенного и чудесного, спросила я.

- В Путь! – привычно-спокойно отозвался Сергей и поднялся в вагон поезда «Новосибирск - Ташкент».

Мои ноги не могли стоять на месте, я притоптывала-пританцовывала, не в состоянии сдерживать рвущуюся из меня радость и ликование. Те самые, вызвавшие  сомнение ботинки, были прошиты толстыми нитками и сидели на ногах как влитые. Спину непривычно «обнимал» рюкзак – я была полна твердой решимости подружиться с этим пока еще не знакомым спутником. В нем находились десять килограмм самого необходимого нам в дороге. Тщательно укомплектованный, он не вызывал подозрений. Правда для аптечки в нем не нашлось места. На мой вопрос про бинты и лекарства, Сергей ответил, что раньше он брал все это с собой, но за пятнадцать лет походной жизни они ему ни разу не пригодились.

Я запрыгнула в вагон вслед за Сергеем. Все по прежнему шло хорошо.

Не смотря на небольшой опыт путешествий, я точно знала, что Люблю Дорогу! Что все события, которые происходят в путешествии – это отражение моих мыслей, эмоций, намерений, особенно тех, которые я сама пока не осознаю. И что готова принимать все уроки, которые будут на этом Пути! Тогда я даже представить не могла, КАКИМ будет мое обучение. 

Наконец-то мы в поезде – позади Новосибирск и апрельская весна, еще полная снега, а в Ташкенте нас ждало настоящее лето.

Узбекистан встретил нас 30 градусной жарой. Запахом азиатской кухни. Цветущими нежно-сиреневым деревьями граната и восточной музыкой, льющейся из открытых окон.

Мы переночевали у Сережиных родственников. Первая ночь в городе была волшебной – спали в палатке, под виноградной лозой, свисающей прямо у входа. Жаль не сезон, и ягоды нам не попробовать. Второй день ушел, чтобы добраться до начала нашего маршрута. И вот мы на тропе. Конечно, я жадно впитывала впечатления – впереди были настоящие горы, только-только проснувшиеся от зимнего сна. И запахи цветов, и сочная зелень трав, и громкие трели птиц -  все вокруг дышало весенней свежестью. Даже не верится, что несколько дней назад мы мерзли в заснеженном Новосибирске.

Беспечно-счастливая, я прошла пару десятков метров. Дальше тропа пошла по краю обрыва с одной стороны, поджимаемая отвесным скалами с другой стороны. Постепенно  и неуклонно набирая высоту. Горные тропы часто так делают – ведут туристов по краю, по лезвию бритвы. Мою беспечность как «ветром сдуло», но счастье вперемешку со страхом, осталось.

Я впервые в жизни обратила внимание куда и как наступают мои ноги, поняла, для чего нужны высокие горные ботинки.  Ноги периодически скользили на глинистой, мокрой от дождей почве, и предательски подламываясь, оказывались очень близко от края обрыва. С  рюкзаком, весом 10 кг, я казалась себе неуклюжей, неповоротливой. Еще я никак не могла сбалансировать вес рюкзака – мы с ним жили в разных осях координат  - и оставаться в одной плоскости никак не получалось. Суставы ног с непривычной нагрузкой справлялись с трудом - предупреждающе трещали и скрипели, правда оставались на своих местах, благодаря высокому голенищу ботинок.

Сердце бешено колотилось, вся вспотевшая от жары и усилий, взъерошенная от страха, я осторожно передвигалась вслед за Сергеем, спокойно и легко шагающим по тропе. Первый день не обманул моих ожиданий – впечатлений было столько, что я захлебывалась своими эмоциями.

Мой отец рассказывал, как его отец, мой дед учил его плавать. Они вышли на лодке в море, оставив далеко позади родной остров Сахалин, и мой дед бросил отца в воду. Сам плыл рядом на лодке, а отец, захлебываясь от волнения и страха, старался удержаться на волнах. Но через какое-то время семилетний мальчишка смог преодолеть свой страх и почувствовал в себе силы плыть. С этого момента в любом водоеме он был «как рыба в воде».

Вспомнив об этом опыте отца, я решила, что тоже смогу преодолеть свой страх. Боялась я потому, что чувствовала себя неуверенно с рюкзаком, не знала своих границ выносливости, не умела чувствовать дорогу под ногами. Но «побарахтавшись» по размытой дождями, скользкой тропе три недели я обрела удивительное ощущение – опоры под ногами. С этого момента в любых походных условиях я чувствовала себя в равновесии. Внутри меня возник и прочно закрепился островок спокойствия, уверенности. Даже когда я волновалась и мне было страшно, я чувствовала эту внутреннюю точку опоры. 

Но в последний день похода жизнь преподнесла мне еще один, очень важный урок. Нам оставалось пройти последние километры по горам и 15 км по проселочной дороге до автобусной станции.

Этот спуск с горы мне казался легким по сравнению с тем, что мы уже прошли за эти несколько недель. С рюкзаком мы сроднились, особенно после того как был съеден запас продуктов и в нем находились только мои вещи. Дорога оказалась на удивление легкой - тропа была сухая, каменистая, пологая  и хорошо набитая. Поэтому, мне казалось, что какая-то сила плавно несет меня вниз. Нога вдруг зависла в воздухе. Я даже не успела осознать, что произошло. Только встала как вкопанная, на одной ноге. Почему вдруг такой резкий СТОП???

Опускаю глаза вниз. Прямо под ногой, зависшей в воздухе, в боевой позе, замерла змея. Черно-серая, длинной до метра, она практически сливалась с камнем на котором лежала. В эту долю секунды осознание, ЧТО ДЕЛАТЬ было четким и ясным. Ни тени эмоций или мысли.Только один инстинкт выживания.

Я очень-очень медленно, плавно убрала нависающую над змеей ногу, сделав осторожный шаг назад. Никаких резких движений и возгласов. Тихо отошла на безопасное расстояние – и замерла, наблюдая за ее реакцией. В голове непроизвольно возникла единственная фраза: «Прости, что потревожила. Я хочу пройти мимо, пропусти меня».

Змея зашевелилась – извиваясь петлями и зигзагами, то поднимая, то опуская плоскую голову с немигающими глазами.  Она по прежнему смотрела на меня. Это движение и ее взгляд завораживали. я стояла в каком-то трансе и тоже смотрела на нее. Вдруг я почувствовала, что можно идти дальше. Я так же медленно и осторожно сошла с тропы – и по бездорожью пошла в обход стража леса. Ноги то и дело проваливались в трещины. Склон был каменистым, и я скользила по осыпи, цепляясь за какие-то колючие кустарники. С трудом вскарабкавшись наверх, догнала Сергея, стоявшего на тропе чуть дальше.  Он, не заметив опасности, перешагнул через нее. И, как выяснилось позже, его спасли кожаные ботинки с заправленными в них брюками. На высоком голенище остались только небольшие дырочки от укуса змеи.

Опасность была позади. И вот тогда я начала бояться. Меня трясло так сильно, что зуб на зуб не попадал. Да что там зубы, руки тоже подпрыгивали в крупной и мелкой дрожи. Ноги подкашивались. Организм восстанавливал резко израсходованный запас энергии.

Но пройдя несколько шагов, я запнулась и чуть не упала на ровном месте. Оказалось, что подошвы моих ботинок почти полностью отвалились. Видимо передвижения ползком по осыпи израсходовали последний запас их прочности. Идти в них дальше было невозможно. Ниток с иголкой у нас не было. Запасной  обуви тоже. Вернее в начале похода у меня были еще и кеды, но их пришлось выбросить чуть раньше.

- Давай привяжем подошвы к ботинкам веревкой? – предложил Сергей.

- Давай попробуем, - от нечего делать согласилась я.

- Хорошо, что я их прошил нитками, иначе они развалились бы намного раньше. – с чувством выполненного долга произнес Сергей.

- Да. хорошо, что прошил. Но нужно было сразу покупать нормальную обувь, а не китайский ширпотреп. – с ооочень большим опозданием вспомнила я про свою интуицию.

 И мне уже было все равно,что я выгляжу не «походной», а раздраженной девушкой. Потому что мне еще предстояло каким -то образом спуститься с горы и пройти 15 километров по проселочным дорогам до автобуса.

- Нужно затянуть веревки потуже, - после получаса мучений произнесла я.

Подошвы вели себя безобразно – они хлябали и соскальзывали с ботинок. Я сбила себе все пальцы об острые камни и корни растений. Мы затянули веревки и ноги оказались в прочном капкане из кож.заменителя. Нога-подошва-ботинок теперь стали одним целым, но ощущение было такое, будто на обе ноги мне наложили жгут.  Поэтому мне периодически приходилось снимать всю конструкцию и  массировать ступни. После этого пытка продолжалась.  В очередной раз разувшись, я увидела, что обе ступни начали синеть. Ботинки пришлось выбросить. Правда гора была позади, но впереди была безлюдная проселочная дорога до автобусной станции. А за плечами рюкзак. Уже не казавшийся мне таким легким. Сергей предложил нести его по очереди. Что еще можно было сделать в такой ситуации?

Две пары носков, бывшие с собой, быстро превратились в лохмотья. Поэтому я шлепала босыми ногами по пыльной, местами потрескавшиеся от жары, дороге. Вспоминала свои сомнения и переживания перед покупкой этих злосчастных ботинок.

Когда подошвы начинали пылать от боли, я пыталась идти на внешней или внутренней стороне стопы. Но вывернутые колесом или буквой Х, мои суставы тут же запротестовали.

- До остановки  от меня останется одна голова, - пыталась шутить я сквозь гримасу боли.

- Когда приедем в Ташкент, мы сможем жить у моих родственников, пока не заживут твои ноги, - как мог поддержал меня Сергей.

- Это радует. Я только сейчас понимаю, какую ошибку совершила – за что, собственно и расплачиваюсь. Все мои переживания, типа «а что обо мне подумает Он, мой любимый муж» для меня были важнее моего собственного комфорта. Ведь я хотела поискать что-то более надежное, чем эта китайская подделка под настоящую обувь. – начинала злиться я, и сейчас мне было все равно, что мой дорогой обо мне подумает.

- Нужно было сказать. – миролюбиво предложил Сергей.

- ТЫ же мне их предложил. А я не хотела с тобой спорить. Для меня тогда было важнее соответствовать твоим ожиданиям, чем позаботиться о себе. И еще, я больше доверяла твоему опыту походника, чем своей интуиции. Это мне урок.

- Но ты же СОГЛАСИЛАСЬ! А я был прав – ты прошла в них весь маршрут.
Последний участок пути, когда тебе пришлось сойти с тропы – это был форс-мажор, его никто не смог бы предугадать.

- Да, это был форс-мажор. Такие случаи происходят для чего-то, они учат чему-то очень важному. Только я сейчас не очень хорошо соображаю, что к чему. Я злюсь! – прорычала я.

- На кого? – с удивлением спросил Сергей.

- На себя! На тебя! На эту жару! Да какая разница на кого или на что – главное, что сейчас мне моя злость придает силы! Пока я злюсь – я как-то живу и иду дальше!!! – "взорвалась" я.

- Самой о себе нужно было думать. Раньше. – подлил масла в огонь мой муж, видимо опасаясь, что этот ресурс может быстро закончиться.

Дальше я злилась молча. Экономила топливо. Самое сложное, как оказалось, ждало меня впереди – когда мы вышли на трассу. До автобуса оставалось чуть более полу- километра. Дорога была пустынной, солнце палило нещадно, вокруг не было тени, чтобы укрыться от жары.  Мои подошвы, практически без кожи, оставляли на раскаленном асфальте влажные следы.

Из последних сил я дошла до автобусной станции. Там было все, чего у нас не было – долгожданная тень, вода, чтобы умыться, аптека, и даже ларек с обувью и носками. Но теперь мои ноги  можно было только замотать толстым-толстым слоем бинтов,  предварительно обработав раны антисептиком. Что мы и сделали.

Когда Сережин брат со своей женой увидели нас у себя во дворе – они застыли в шоке.

- Ну как же вы так? – наконец произнесла жена брата, Оксана, глядя на мои окровавленные, пыльные бинты.

- Слава Богу, дошли! – выдохнула я.

Пока я лежала две недели, у меня была масса времени в перерывах между перевязками, чтобы осмыслить произошедшее.

Урок был жесткий, но необходимый – только так я могла научиться доверять своей интуиции, только так я должна была понять, что моя безопасность и комфорт – это моя ответственность, и не нужно ее перекладывать на чьи-то плечи ( пусть даже и более опытные). Что только я сама знаю,что для меня лучше и теперь я понимаю, что значит самой отвечать за последствия своих решений.

И, конечно, я не могла забыть змею, на которую чуть было не наступила. Из путеводителя я узнала, что тогда перед нами был щитомордник – очень ядовитый гад. Видимо, я его заметила раньше, чем осознала этот факт. К счастью мозг вовремя дал команду – СТОП! Опасность!!! И этот случай никак не выходил у меня из головы. Я спрашивала себя: «Для чего мне дана была эта ситуация? Что я должна понять?»

Через какое-то время я услышала ответ: «Легкий путь не для тебя! Именно легкий, короткий и прямой путь содержит в себе опасную, смертельную ловушку. Иди в обход, иди длинными, сложными маршрутами. Пусть набивая шишки и стирая в кровь ноги, но зато ты будешь жить. Только делая ошибки, ты научишься доверять своей интуиции, осознавать свои чувства и потребности, перестанешь зависеть от чужого мнения и научишься любить и принимать себя такой, какая есть. Вот это твой ПУТЬ К СЕБЕ».

Год спустя…

Прожив три недели на Алтае, мы с Сергеем собирались ехать домой. Разногласия возникли по поводу маршрута. Он предлагал вернуться домой через Казахстан, я хотела ехать через Алтайский край.

- Смотри, - показывая мне карту Алтая-Казахстана,- вот самый легкий маршрут. Видишь, нигде нет крутых гор, только пологие холмы, нет сложных переправ – мы до города дойдем легко. А там автобусом до дома.

- Нет! Категорически! Я это интуитивно чувствую! Нам нельзя идти этим путем!!!

Спор зашел слишком далеко, и я понимала, что он отправится в этот поход один, а мне придется возвращаться домой без него. Я не хотела с ним расставаться. Скрепя сердце, через «НЕ ХОЧУ», я последовала за ним.

Дорога действительно была легкой и опасностей на ней не предвиделось. На одной из развилок мы заспорили, даже поругались – Сергей настаивал на том, чтобы мы вернулись и пошли по короткой дороге, а я убеждала его в том, что нам нужно идти вперед, пусть даже этот путь длиннее. Но он всегда руководствовался своими соображениями, и сумел настоять на своем. И на этой дороге, во время одной из ночевок, во сне я увидела змею – щитомордника, такого же, как на тропе год назад. 
         
 - Сереж, я сегодня во сне видела, как на нас напала и укусила ядовитая
        змея. Это предупреждение об опасности – нам нужно быть осторожней.

 - Нам осталось пройти 15 км до города, дорога легкая. Что с нами может случиться?


Но на этом последнем, самом коротком отрезке пути, нас обоих ждала ловушка. Он, не заметив опасности, сделал шаг навстречу своей смерти… Я сумела выжить, в последнюю секунду, метнувшись в сторону, в обход…

У каждого своя судьба. И каждый делает свой выбор.  Я продолжаю идти, выбирая сложные маршруты. И это МОЙ Путь к Себе.


Рецензии
Так потрясающе описаны трудные дороги, которые мы выбираем. Спасибо. На одном дыхании. Пусть интуиция никогда Вас не подводит.

Натали Третьякова   30.09.2015 17:54     Заявить о нарушении
Натали, Благодарю Вас за пожелание. И за отклик - такой прочувствованный и искренний.

Евгения Иконникова   02.10.2015 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.