Ёжкин кот

 (Из сборника «Сказки для взрослых»)


1.

Жила была Вертихвостка. И всё в её легкомысленной жизни было: и любовь, и нелюбовь, и страх и отвага, и печаль и радость… Но шли годы и брали своё. И чаще всего, самовольно, без спроса. Только что-то срочно понадобится Вертихвостке, глядь, а годы его уже с собой уволокли…  И, вроде бы, ничего сверх того, что обычно с людьми бывает, с ней не случалось, но только заметила она однажды, что стала необратимым образом странно меняться… Да ещё из многолюдной прежде семьи одна Вертихвостка и осталась: остальные повырастали и незаметно так за заграницу её понимания, по очереди, и свалили. «Мда, старость – не радость», - тяжело вздохнула однажды  Вертихвостка и пошла, по совету соседки, в районную поликлинику, пообщаться.

Доктора Вертихвостку ещё из окон заприметили и всей гурьбой встречать на крылечко выбежали. «Вот это диво! Зря наши соотечественники здравоохранение-то последними словами ругают», - восхищается Вертихвостка. Но восхищение  недолго продлилось. Доктора те, оказывается, потому и выбежали ей навстречу, что к ним давно уже никто идти не хотел. А они недавно курсы квалификации закончили, и теперь им, чтобы законспектированную авторскую теорию на практике проверить, живые пациенты дозарезу требовались ….  «Нет уж, - встрепенулась Вертихвостка, поняв, в чём заключалась  истинная суть такого чрезмерного внимания к её персоне, - «лучше я буду по народной медицине себя врачевать». И нашла она рецепт в пожелтевшей стопке журналов «За здорово живешь!». По словам очевидцев, лечит, найденный метод, ото всех болезней. И навсегда. «Вот это мне подходит», - решила Вертихвостка и поехала на «Птичий рынок», за котом. Потому что метод тот чудесный «кошкотерапией» назывался.

Приехала, а рынок-то звериный, мэр уже свежим асфальтом закатать успел. А  чтобы на свято-место народ с лукошками и аквариумами вновь не потянулся, дал команду – поверх того асфальта «Чайхану» с игральными автоматами поставить. А на заборе – плакат со своим портретом вывесить: мол, слуга народа… не по собственной воле, а по настоятельному наказу избирателей, возведён сей историко-мемориальный объект современного градостроения…И крестик на месте подписи поставил, чтобы никто его уникального изречения подделать не мог.

Что тут поделаешь? «Не судьба, значит», - подумала Вертихвостка и на автобусную остановку идти собралась. Но только она так подумать успела, видит, сидит под кустом котенок малюсенький: один одинешенек и нету вокруг него никого. «Ага, значит, судьба», - смекнула Вертихвостка. Подхватила она того подкидыша и даже в автобус, до дома идущий, впрыгнуть успела.

И стала с тех пор Вертихвостка жить-поживать, как и было в рецепте написано: весело… Но Вертихвостка, Вертихвостка и есть. И весело, и неодиноко, а стала она через какое-то время чувствовать, будто опять чего-то ей для здорового взгляда на жизнь не хватает. Пробовала с котенком об этом поговорить, но тот, как ни старался, так ничего в печалях Вертихвостки понять и не смог: то ли потому что умом не дорос, то ли от того, что не кошкой, а котом оказался…
   
– А Вы, к доктору обращались? – поинтересовалась у Вертихвостки другая соседка.

– Обращалась, - кивнула та с безнадежностью в голосе. – Полна поликлиника эскулапов, а толку – чуть.

– Да, что Вы, кто же сегодня по таким деликатным вопросам в поликлиниках ответа ищет?  Вы к платному доктору сходите. А лучше, на дом вызов оформите, – посочувствовала, чем могла,  добрая женщина.

Открыла Вертихвостка Интернет. Мама-мия! А платных-то докторов в сто раз больше, чем бесплатных. Кого выбрать? Одни доктора предлагают пациентам свою гипер-опеку  в обмен на завещание, другие – приглашают выехать вместе с ними для лечения, куда потеплее и поиностраннее, третьи… «Это я так, пожалуй, свои лучшие оставшиеся годы потрачу, если всю эту лабуду читать стану», - наконец-то пришла в себя от культурного шока Вертихвостка. «Будь, что будет!» - закрыла глаза, да и ткнула пальцем, наугад, в самую гущу…

Вызвала доктора и села терпеливо у окошка поджидать. В назначенное время, минута в минуту, раздался звонок. Деликатный такой, не нахально-требовательный, как, например, сотрудники РЭУ в дверь кулаком барабанят, когда счета за квартиру разносят. «Точность – вежливость королей, - подумала Вертихвостка, - правильный выбор за меня Судьба сделала». И поплыла «королю» дверь отворять.

Открыла и ахнула: стоит на пороге красавец-мужчина: статный, ясноглазый – ни дать ни взять – Марлон Брандо с Алленом Делоном в «одном флаконе». Ему бы в сериалах сниматься, а он по вызовам ездит… Чудеса, да и только.

Час прошел, другой.  Доктор и впрямь оказался не только представительным, но и обстоятельным. Наконец, третью чашку кофе с ликёром опрокинул, блюдечком сверху накрыл и спрашивает:

– И, как оно, жизнь и вообще?
 
– В смысле? – растерялась Вертихвостка.

– Учился я, учился, Академию Тимирязевскую с отличием, между прочим, закончил, большие надежды в науке поддавал…. Бррр… подавал, то есть. Ну и?..  – и он снова, как показалось Вертихвостке, посмотрел на неё  вопросительно-выжидательно.

«Боже, как в фильме «Тегеран-43», в сцене с Алленом Делоном и Белохвостиковой…», - непроизвольно завертев хвостом, смутилась разрумянившаяся Вертихвостка. И, в надежде на целительную беседу с доктором, стала поспешно убирать со стола.

Однако доктор повёл себя несколько странно. Пока Ветихвостка, всё больше смущаясь, лепетала доктору о своих проблемах, тот неотрывно смотрел на её… хвост. А потом и совсем… потянулся к нему руками.

У наблюдавшего за этой возмутительной сценой с крыши книжного шкафа малолетнего кота по кличке Мальчик, вздыбилась шерстка, отчего он стал похож на лохматого дракончика.

Наконец недогадливая Вертихвостка поняла, что доктора больше интересует не то, о чем она пытается ему связно и непринужденно поведать, а только её, слегка потускневший от времени, но всё ещё довольно пушистый и мягкий хвост.

– Дай, подержать? – сухо сказал доктор, в ответ на волнительно-исповедальный, почти что, гамлетовский монолог Вертихвостки.

– В самом деле, Вам так хочется?

Доктор молча кивнул.

Тогда Вертихвостка, тоже молча, протянула ему хвост и отвернулась к окну. Она смотрела на снующие туда-сюда машины и разочарованно думала о том, что Судьба вновь обошлась с ней насмешливо и даже коварно. Но, почему?

– Вас, наверное, уже заждались другие пациентки, – отобрала она из рук доктора свой хвост, – давайте, я провожу Вас до двери, – подумав, что пора заканчивать этот… лечебный сеанс, решила Вертихвостка.

Как только доктор вышел за порог, кот спрыгнул со своей недосягаемой высоты и стал во все глаза наблюдать за, мывшей посуду, хозяйкой.

Вначале она напряженно молчала, потом тяжело вздохнула и, наконец, улыбнулась.

–  Хорошо, что ты – Мальчик, а не девочка, – сказала Вертихвостка, оборвав какую-то загадочную мысль на половине. Потом она расставила чашки и тарелки по местам и, прихватив с собою кота, вышла из дома подышать свежим воздухом.

 
2.

Остудив голову и провентилировав лёгкие, Вертихвостка вернулась домой в полной уверенности, что не стоит так часто испытывать Судьбу. Жила же она с Мальчиком, чуть ли, не год и ничего, не деградировала покуда: и полный комплексный обед состряпает играючи, и «Лунную сонату» на пианино, как на выпускном экзамене в музыкальной школе без единой ошибки исполнит, шутя. «Нет, есть ещё порох в пороховницах!» - подбадривала себя Вертихвостка знакомыми прибаутками, чувствуя,  что разгорается в ней прежний кураж и интерес к собственной жизни.

В такой нечаянной радости прошло дней пять, а может, четыре. И приходит ей на этот день письмо. От доктора. Вертихвостка же сама ему по электронному адресу все свои координаты, для удобства, выслала. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»,- подумала она, увидев, от кого именно пришло ей послание. Хотела сразу в мусорную корзину выбросить, но любопытство пересилило. Распечатала электронный конверт. Раз прочитала, другой – ничего не поняла. Похоже, с общей рассылкой выслал, нечаянно, с кем не бывает. Но прошло дня два, не больше, получает Вертихвостка от Доктора новое письмо: и что-то он ей там пишет, вроде, того, что рад был познакомиться и всё такое. Но чувствует Вертихвостка, что слова-то такие, а ощущение от них – недоброе. Снова ничего не поняла и отвечать, конечно, тоже не стала: на что тут отвечать-то? С тех пор ещё неделя прошла. Вертихвостка за своими делами уже об этой встрече нелепой и не вспоминает больше, как вдруг вновь приходит ей очередное электронное послание. Опять какие-то туманно-пространные рассуждения, а в конце приписка: «…надеюсь, режим бойкота был плодотворным. Доктор ПК».

«Хм…», - задумалась на минуту Вертихвостка, - «И чтобы это всё могло значить?» И тут же ей всё ясно стало. «Ба! Да, как же я сразу-то не догадалась, что доктор-то –  ветеринар! Чего он там, значит, написал? «…надеюсь, режим бойкота…». Ну, конечно, это же опечатка! Тут дефис пропущен. Тогда совсем другое дело. Читаем: «режим бой-кота». Ага. То есть, для котов мальчиков следует режим соблюдать, и тогда никакие доктора им ни в жизнь не понадобятся».

Обрадовалась Вертихвостка и побежала кота, сладко спящего на кресле перед включенным телевизором, тормошить.

 – Просыпайся, сонное царство, будем для тебя «Режим» составлять.

Но только они успели название написать, пришла к Вертихвостке сначала одна соседка, потом – вторая, а потом как-то снова всё завертелось, что оставила в итоге хозяйка  занятие это незаконченным. А потом и вовсе на кота задание переложила:

 – Тебе – выполнять, ты и составляй. Взрослый Мальчик уже, вон, усищи, какие длинные выросли!..

Сидит кот, позёвывает сладко, одним глазом в телевизор посматривает, вторым – за окно, где вороны сосиску никак поделить не могут. Какой такой режим?…

А тут Вертихвостка опять в комнату влетает.

– Мне срочно с соседкой уехать надо, у неё дачу ограбили, так что на выходные хозяином в доме ты у нас останешься. Погулять захочешь, скажешь в домофон: «Сим-сим, откройся», - двери и откроются. Закрыть надо, скажешь: «Сим-сим, закройся». Запомнил? Еда – возле холодильника, молоко и сметану свежую тебе вторая соседка принесёт, если я в воскресенье вернуться не успею. Ну, всё, кажется, побежала я, а то она уже в машине нервничать начинает, который раз бибикает…

«Шик…, - подумал кот, - наконец, что-то действительно новенькое», - и как только хозяйка на соседской машине из виду скрылась, тут же, перво-наперво, побежал учиться двери открывать и закрывать.    

3.

Потренировался Мальчик, оказалось, проще некуда. И занятие это очень скоро ему наскучило.
«Есть пока не хочется, чем заняться?» - подумал кот, второй раз со времен раннего детства, сам себе предоставленный. И вспомнил он про недописанный «режим». Вряд ли бы, конечно, ему такое задание самостоятельно одолеть удалось, но на его счастье по телевизору как раз про полезность режима для младших школьников рассказывали. Забрался кот с миской сухого корма в кресло и стал жадно слушать, что это такое и с чем его едят…

«Ну-ррр, - по окончании передачи промурлыкал насытившийся едой и информацией кот, -
теперь можно и за дело браться.

Хотите, верьте, хотите, нет, но вскоре лист бумаги был исписан кошачьими каракулями от края до края. И вот что там, если хорошенечко приглядеться, было нашкрябано.




Режим бой-кота:
(пер. с кошачьего)
====================

Подъём
-------

Утренняя гимнастика для хвоста и остальных членов и сочленений, которые коту всегда необходимо содержать в полной боевой готовности.

Кросс-барбос
--------------

Небольшая пробежка с препятствиями от воображаемого преследователя.

Завтрак
----------
/сам съешь/

Занятия по саморазвитию.
-------------------------

Обед
--------
/сам съешь/

Полуденный сон «фавна».
--------------------------

Полдник
-----------

Молочный коктейль с поливитаминами, пучок свежей травы или листья, растущего в горшке на подоконнике, хлорофитума.


Обоюдное знакомство с окружающей средой. По четвергам – «рыбный день».


Ужин
----------

/Поделись, улыбкою, с другим и она к тебе с добавкою вернется/.


Подвижные игры с мышами на воздухе.
---------------------------------------


Час Икс
----------------

Время гулять на воле и время возвращаться туда, где вас всегда любят, прощают и ждут.

Восстановительный альфа-сон с просмотром цветных нейро-альфа-роликов.




Ни одна Вертихвостка и половины из написанного не сумела бы так лаконично и вдумчиво расписать. Читаешь, и такое впечатление, что «слова эти не мальчика, но мужа»* …

Кот проделанным доволен остался. Покрутился он у стола, о ножки его потерся и снова перечитал написанное. По списку выходило, что самое время отправляться ему для знакомства с окружающей средой, тем более что по календарю пятница 13-ое было – никаких объективных препятствий, короче.

«Сим-сим, откройся!», - скомандовал кот. Выглянул за порог и волшебным же словом, дверь тихонечко за собой затворил.

Вышел он из подъезда, а дальше идти уже и не особенно хочется. «А, нужны ли эти эксперименты? – Начал  несколько сомневаться Мальчик, как только с последней ступеньки на тротуар ступил. – Про этот окружающий мир и так без конца всякие ужасы по телевизору показывают». Но бездомный опыт для него, похоже, даром не прошел. Потянуло его за угол…

За углом, под натянутым шатром, летнее кафе раскинулось. Вышел бы кот зимой, может, ничего бы и не случилось. Ведь в холодное время на этом месте – пустырь-пустырём. Строить тут что-то постоянное смысла нет, поскольку неглубоко под землёй теплотрасса проходит, со всеми вытекающими последствиями… А пока холода не наступили, довольно симпатичное кафе: музыка играет,  на пластмассовых столиках стаканчики с бумажными салфетками в такт мелодии покачиваются и мухи почти не залетают… Да и название вполне подходящее «У Лукоморья»: и простенько и со вкусом.

Пока кот меню и посетителей изучал, вдруг, откуда ни возьмись, выкатилось ему что-то под самый нос: серое, колючее и пыхтит. Испугался Мальчик, спину выгнул и на всякий случай, тоже зашипел: кто его знает, о чём оно там пыхтит…

– Ты кто? – наконец, обратился он, к подкатившей к нему неизвестности. Опыт детства ему подсказывал, что именно так и нужно вести себя с окружающей средой.

– Ёжик, не головы не ножек, - раздалось изнутри бодро, но несколько приглушенно. – А ты, кот, что ли?

– Ну, кот, - удивился Мальчик тому, как это несчастное создание сумело его без глаз разглядеть.

– Коллега, значит, - пропыхтело в ответ.

– Это, с какой же стороны? - не понял Мальчик, на свою пушистую, да мягкую шкурку любуясь.

– Не со стороны, а по глубинной сути, - назидательно ответило нечто без головы и ножек. Ёжик я, лесной. По причине нашего лесопарка в увеселительный парк развлечений переделенный, мигрировавший в близлежащие лесопосадки. Но и отсюда к осени ноги сделаю: так что, рад нашему недолгому знакомству.

Много чего Мальчик из телевизора слышал, но с ним самим так ещё никто не разговаривал, поэтому от высокопарных речей голова у него слегка закружилась.

– И, всё-таки, я  не понял: что у нас может быть общего?  - устав выгибать спину, но не чувствуя себя в полной безопасности, произнес он.

 – Молоко любишь? А мышей, ловишь? По ночам бессонницей страдаешь?... Так, какие тебе ещё доказательства, - хмыкнуло существо, назвавшее себя Ёжиком.

– Но у тебя же, ни головы, ни ножек нет! – возмутился Мальчик. – А вместо гладкой шерстки – одни колючки пыльные понатыканы.

– «Зорко одно сердце, глазами всего не увидишь»**, - гордо парировал чудо-зверь. – Если ты чего-то не видишь, то это совсем не означает, что его в природе не существует. Упс!... – и Ёжик, на глазах изумленного кота, развернулся в свою натуральную величину, обнаружив при этом и ножки, и голову, и даже хвост. – Ву-а-ля. Ну, что теперь скажешь? – довольный произведенным эффектом на молодого кота, усмехнулся новый знакомый.

Мальчик от растерянности слегка поёжился и сделал шаг назад.

– Впечатляет, - сглотнул он, часто-часто моргая.

– Говорил же тебе, что мы, по сути, очень похожи. Видел? Я и в клубочек сворачиваться, как ты, умею. Не мурлычу только. Но это и не к чему. Если бы я мурлыкал и не был колючками утыкан, то я был бы не я, а…

– Кто?! – совсем растерялся Мальчик.

– Кто, кто, - передразнил Ёжик, - да – ты! – И рассмеялся, держась за нежный, светленький животик,  почти такой же, как у Мальчика.

Тут кот представил себя в колючках и тоже не смог удержаться от смеха. «Вот уж, действительно, потеха», - подумал он и перестал угрожающе выгибать спину, потому что смеяться и одновременно стоять в напряженной позе, готовясь к бегству или нападению, было просто невозможно.

Так они и познакомились: домашний кот по кличке Мальчик и лесной зверь породы Ёжик. Своё настоящее имя он коту говорить отказался.

– Зачем, оно тебе? – ответил хитрый ёжик на вопрос Мальчика. – Сегодня я – здесь, а завтра – там. Укачусь и, поминай, как звали. «Ёжик», так зови.

А потом бродили «У Лукоморья», заворачивая, то направо, то налево и всё никак не могли наговориться: так много у них оказалось общего.
Однако пробил «час икс».

– Пора? – догадался Ёжик.

– Угу, – кивнул Мальчик. – Я и так уже режим нарушил.

– Так их для этого и составляют, чтобы было что нарушить, – фыркнул Ёжик, и они оба рассмеялись.

– А, завтра? Завтра, ты сюда придешь? – уже начавший привыкать к новому знакомому, нетерпеливо спросил Мальчик. – Мышей у нас нет, но я тебе молочка прихватить могу, – абсолютно искренне выпалил кот.

– Завтра и посмотрим, – прищурился Ёжик. Он неплохо разбирался в разном зверье и конечно насквозь видел искренние бескорыстные намерения молодого неопытного домашнего кота, но независимый характер лесного зверька не позволял ему приручать себя никому. За каждым таким, пусть и неосознанным вопросом, он прозорливо отмечал дальнейшие притязания на свою святая святых – свободу, поэтому никакими коврижками, даже любимым лакомством, которого в лесу, понятно, взять негде, соблазнить его было невозможно. Но для подробных объяснений они были слишком мало знакомы. Пусть у них немало схожего, но, вообще-то, разного у них гораздо больше. Ёжик не считал, что это плохо, но, однако, и не забывал. Инстинкт…

4.

О чем только не беседовал Мальчик с Ёжиком!.. И всё это время он нарушал, размеченный собой же, режим. С другой стороны, как говорил Ёжик, не будь предписаний, нечего и нарушать. А ощущение, что ты делаешь что-то против правил, Мальчику, честно говоря, даже понравилось.

…События последних дней оказали на Мальчика сильное влияние, что сразу же заметила вернувшаяся домой хозяйка. Во-первых, кот стал выглядеть, как настоящий кот, а не диванный пуфик. Во-вторых, он не просто мягко ступал по паркету, а с достоинством (причем, не напускным, но шедшим изнутри), неспешно, с легкой развалочкой, пересекал комнату и, например, гордо следовал на кухню. В-третьих, у него теперь был свой свод правил, примагниченный к дверке холодильника и заветное слово, отмыкавшее входную дверь по первому требованию.

Вертихвостка настолько поразилась волшебной силе режима, что, вместо того, чтобы позвонить первой соседке, ожидавшей её с рассказом про –
вторую, побежала писать благодарственное письмо доктору.

«Дорогой доктор ПК, большое Вам спасибо: режим бойкота, оказался очень и очень плодотворным! 
                С уважением, В-а».

Нужно ли говорить, что добрый доктор Айболит демонстративно проигнорировал высланное ему сообщение от Вертихвостки… Но это, как сказал бы лесной зверь, уже личное дело каждого. Да и сказка-то не о нём.

… Когда же наступила осень, Ёжик, как и намеревался, укатил куда-то устраиваться на зиму. Но и Мальчик к тому времени совсем возмужал, так что воспринял неизбежное с пониманием и без «сериальных» ТВ-сантиментов, как и положено взрослому Коту.

Что касается Вертихвостки, то волшебные перемены буквально окрылили её: ведь одно дело, жить под одной крышей с Мальчиком и совсем другое – с возмужавшим, опытным Котом!..






------------------------------------


*) А.С. Пушкин «Борис Годунов»

**) А. Экзюпери «Маленький принц»



;) :))


Рецензии