Вторая жизнь фольклора

   Святитель Игнатий Брянчанинов в 1865 году написал такие слова: "Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его". При рассмотрении духа нашего времени нельзя не заметить набившие оскомину разговоры о глобализации и толерантности. Кажется, готова почва, даже в деревнях всё реже строят жизнь в соответствии с принципами традиционной народной культуры, а сохранившиеся элементы обряда совершаются без понимания смысла.

   Но, между тем, нельзя не отметить и прямо противоположную тенденцию. Наблюдается неподдельный интерес и активное участие людей к возрождающейся, как птица Феникс из пепла, традиции народного искусства, ремёсел, обрядов.

   Не всем по вкусу сложившаяся в советское время свадебная церемония, проводимая в отделах ЗАГС, и последующее пьяное застолье, не наполненные сакральным смыслом, потому сопряженные, подчас, с безобразием. Всё чаще горожане играют свадьбы по старинным Русским обрядам. Это только те, кому посчастливилось случаем узнать о существовании коллективов, занимающихся собиранием обрядовых, духовных, бытовых образцов фольклора. Эти коллективы дают им вторую жизнь, представляя на выставках, фестивалях и знакомя тем самым зрителей с сокровищами народа Русского. В Санкт-Петербурге существуют такие коллективы, как "Белозерье", "Горница", "Домострой". Многие, кто услышит рассказ о свадьбе, сыгранной в народной традиции, считают, что это именно то, что нужно и им. Русский человек, словно спит, зачарованный. Но вот коснулся души его ключ – код сокрыт в мелодиях и словах – и он просыпается, вспоминает сохранённое в глубинах генетической памяти. Пришлось поверить гению Л.Н.Толстого, под пером которого Наташа Ростова пустилась в русский пляс, когда глаза увидели, как на современной свадьбе молодые люди, воспитанные во времена моды на рэп и прочую афро-американскую и западную культуру, сугубые горожане, под звуки народных инструментов и увлекающий пример «белозерцев» пошли вприсядку, причём без малейшей неловкости, умело и ладно, никогда не ученые тому, как и героиня Толстого. Как без научения, без образца передалось это им через несколько поколений, глухих и равнодушных к народному творчеству, является тайной.

   Традиционная культура даёт человеку эмоциональное здоровье и радость. Кто-то спешит залить своё горе «горькой», другие забываются в страстях и наслаждениях, есть и такие, кто ожесточается, становясь социально-опасным, а не только безполезным. Образ жизни членов фольклорного коллектива "Белозерье" неразрывно связан с живым духом Русской культуры. Вот они собрались на Покровскую вечерину. Под пение женщины прядут, потом встречают кавалеров, вместе водят хороводы, заводят игры. Большинство участников в национальных костюмах. Несколько семей пришли с младенцами. И всё действо не для зрителей, а для себя, для исцеления души. После трапезы на пути домой по улицам, набережным и в метро продолжается пение, звучат народные мелодии – здоровье нации.

   В то время как театральное и эстрадное искусство переживают кризис, истинным источником чистых эмоций, заряда сил, творческого раскрытия личности становятся праздники традиционной культуры. Незабываемое впечатление оставил о себе фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень» 2009 года. В год 300-летия Полтавской битвы на земле Святого Белогорья собрались тогда не только жители белгородчины, но и гости из Беларуси, Украины и многих городов Центральной и Чернозёмной России. Перечислим только некоторые названия: Могилёвская, Воронежская, Луганская, Курская области, города Гомель, Тамбов, Диканька и многие другие. В трёхчасовой программе концерта каждый коллектив представлял не более одного номера. Получился настоящий праздник национального танца, песни, музыки, костюма. Причём, участников выступления можно было увидеть в костюмах не только на сцене, но и на скамьях среди зрителей, и на лужайке между ярмарочными палатками, так что захотелось сшить нарядный народный убор, чтобы хоть раз в году ощутить свою сопричастность предкам и истории народа.

   На холме, у ограды храма, разбиты палатки. Это настоящая ярмарка, яркая, богатая. Глаза разбегаются. Когда видишь изделия прикладного творчества: игрушки, плетёную мебель, посуду, иную утварь, украшения, изготовленные вручную, творчески, с любовью, то душа озаряется радостью, ведь ремесленник вдохнул в них искру жизни, вложил частичку сердца. К тому же надо сказать: тот, кто творит красивое или просто удобное, кто погружён в любимое дело, не растрачивается, не трудится на износ, ибо творческая работа окрыляет. Одна из участниц фестиваля, Ольга Величко, является руководителем детского кружка по изготовлению традиционной игрушки из лоскута в Новобезгинском Доме культуры Новооскольского района. Она говорит, что это дело и есть детище, как с детьми живыми работаешь, когда крутишь куклу. Наука подтверждает истину этих слов. Санкт-Петербургский учёный-физиолог И.Б.Слезин в докладе на Знаменских чтениях сообщал, что занятия народными ремёслами приводят к излечиванию психических расстройств.

   Интересен 20-летний опыт работы Санкт-Петербургского детского этнокультурного центра "Китежград", где занимаются дети от семи до семнадцати лет. Авторская полифоническая программа позволяет осуществлять духовное воспитание детей через развитие творческих способностей в области живописи, керамики, текстиля, художественной обработки природных материалов, фольклора, мифологического театра и графического дизайна в студиях отдела на основе традиционной Русской культуры и культуры народов мира. Дети знакомятся с культурой разных народов, что воспитывает в них понимание разнообразия, неповторимости, ценности различных культурных явлений, развивая готовность к взаимопониманию и взаимодействию с людьми разных народов и народностей. Педагоги образцового коллектива "Китежград" так определяют основной метод работы: "Мы используем наиболее эффективный путь передачи культурной информации от старшего поколения к младшему – через ритуал, обряд, театральное действо". 

   Переступив порог этого удивительного центра, начиная с фойе, ты оказываешься, словно, в волшебной, прекрасной стране детства, в пространстве сказки и культуры, оформленном и созданном руками детей и авторским трудом преподавателей. Это ещё и дом, где есть и кухня, и трапезная, и гостиная зала, и мастерские. На стендах кроме творческих работ – фотографии с фестивалей и совсем уж личные фото и доверительный рассказ о летнем отдыхе. Видя всё это, понимаешь, что "Китежград" – это не только образцовый коллектив, но и семья, объединение сродных душ. Жизнь обучающихся здесь детей полна, целеустремлённа, гармонична. Для тех, у кого теперешнее увлечение станет доминантой жизни, прекрасной перспективой является программа " Декоративно – прикладное искусство" Санкт-Петербургского Государственного Университета, ведь обучение в "Китежграде" является начальной её ступенью.

   На праздниках присутствуют родители, и они могут попробовать себя в творчестве, например, при составлении композиции из высушенных растений. Мамы и папы принимают участие в играх, хороводах, которые наполнены образовательно-просветительской информацией. И за трапезой не обходится без научения: бабушкины пироги с капустой сравниваются с гамбургерами не в пользу последних, ставших настоящим бедствием для здоровья американцев.

   Белгородскую и Санкт-Петербургскую земли духовно связал святитель Иоасаф, святые мощи которого освящали собою и северную нашу столицу, хотя и находились там в пленении. Кроме того, именно в Петербурге существовало общество имени святителя Иоасафа Белгородского, через членов которого накануне роковых страниц Российской истории: Первой мировой войны и последующих переворотов. Незадолго до этих событий глубоко верующему военному доктору, полковнику О., было явление епископа Иоасафа.Святитель пророчески показал ужасы Первой Мировой войны, а затем предрек: "Покайтесь... Этого еще нет, но скоро будет..." До сведения императора Николая Второго было доведено пророчество свт. Иоасафа о страшных судьбах народа Русского. По распоряжению государя было выполнено повеление святителя, явленное в откровении, доставить на фронт образ Песчанской Божией Матери. Но по безверию генералов царской армии не было выполнено условие: отслужить молебен в войсках пред чудотворным образом Спасительницы с прошением к Ней о даровании помощи для победы России. Генералы, надеющиеся только на свое военное искусство, были посрамлены и вместе с собой ввергли в позор и хаос народ и Отечество.

   И в настоящие дни петербуржцы чтут память Белгорородского святителя. Восстановлен храм во имя стятителя Иоасафа Белгородского в 3-м Парголове. При детской инфекционной больнице, расположенной на Васильевском острове, находится действующая часовня Его имени и общество милосердия свт. Иоасафа. Хочется надеяться, что свт. Иоасаф поможет положить начало установлению культурных связей, обмену опытом и взаимному паломничеству града Святого Петра и земли Святого Белогорья. Белгородцы любят посещать святые места северо-запада, а на свадьбах петербуржцев в исполнении коллектива «Белозерье» звучит многоголосие белгородских обрядовых песен.

   Традиционная культура – источник жизни, морального и физического здоровья нации. Тенденция к возрождению исконных кладезей национального культурного богатства вселяет оптимизм и надежду на оздоровление общества и на избавление от страшных примет духа времени.

 24 ноября 2009 года.               


Рецензии
Правильные все эти начинания! Нужны они России, если за всем этим не стоит новый источник "набивания карманов баблом". Надеюсь, что это не так.

Ярослав Полуэктов   08.12.2014 21:32     Заявить о нарушении
С Рождеством и Новолетием, Ярослав!
Многие новые явления в России носят стихийный характер, родились в народе. Дай, Боже, чтобы не "заорганизовали".

Елена Куликова 2   07.01.2015 22:22   Заявить о нарушении