Мать, труженица, муза

К Дню матери (29 ноября) приурочена выставка «Женщина: линии судьбы», которая открылась в Вятском художественном музее им. В.М. и А.М.Васнецовых. На ней представлены живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство западно-европейских и российских художников, а также живописцев-земляков.

Выставка открывается рядом икон с образом Богоматери – идеалом женщины в христианской культуре. Тема «мадонны с младенцем»,  тема материнства, пожалуй, является центральной в экспозиции.

Общим обликом напоминают мадонну персонажи картин «Дама с младенцем» Г. д(Эспаньи, «Портрет Е.А.Воробьевой» и «Мать и дитя» М.Демидова. Тему продолжают работы А.Исупова («Мать и дети»), Б.Неменского («Тишина»), И.Лубенникова («Портрет жены и сына»), А.Мочалова («Мать и дочь») и другие.

Многие авторы с любовью воссоздали и оставили на память потомкам портреты своих матерей. Среди них работы Ю.Ракши, И.Юмагулова, А. Черезова, А.Муржина, И.Широковой («Мои родители»).

Художники советского периода, естественно, изображали женщину в первую очередь как труженицу, поэтому мы видим на выставке целый ряд портретов колхозниц, бригадиров, доярок, ткачих (работы К.Редько, С.Двинина, Ф.Каплан, А.Саркисяна, А.Мошкиной, С.Мезенцева и др.).

В работах художников разного времени нашли отражение и важные события в жизни женщины: сватовство («Разрешение на брак» П.Соколова), свадьба («Башкирская невеста» Р.Нурмухамедова), создание семьи («Семья» В.Иванова, «Чаепитие» А.Фищева, «За чаем» И.Широковой).

Множество полотен посвящены любимым женщинам, женам, музам и просто тем, кто внезапно вдохновляет художника на то, чтобы взять в руки кисть и запечатлеть женскую красоту и очарование. В этом отношении нельзя не восхищаться портретами работы наших знаменитых земляков А.Исупова и М.Демидова, создавших замечательную галерею женских образов.

В этом же ряду «Дама в саду» и «Портрет женщины в черной шляпе» Л.Куклина, «Портрет жены» С.Луппова, «Портрет актрисы» А.Фищева, «Портрет балетмейстера Ольги Андреевой» А.Веприкова, «Женский портрет» П.Вершигорова и другие.

Интересны миниатюрные портреты П.Соколова, В.Гау, Л.Крюкова и других мастеров Х1Х века, в которых женщина предстает прежде всего как Прекрасная дама.

В экспозицию входят скульптурные портреты (к примеру «Утро»Т.Поздняковой), а также ее дополняют настольные статуэтки из фарфора.

В целом выставка интересна тем, что дает представление о том, как изменялся женский образ в искусстве с течением времени, как менялась внешность женщины, ее душевный склад и даже мода на прически и костюмы.

Опубликовано в газете "Новый вариант" 27 ноября 2014 года.


Рецензии