Иллюзия коммунизма
Гигантская статуя Ленина
Советская фантастика 50-70 гг. прошлого века – вещь интересная. Подавляющее большинство произведений написано исключительно примитивным языком, очень много откровенного плагиата и заимствований. Но зато в каждом втором произведении, посвященном будущему, присутствует гигантская статуя Ленина как символ победившего коммунизма. Двадцать… лохматый век, торжество идей Маркса-Энгельса – и статуя Ленина высотой метров так сто пятьдесят. Чтобы все видели. Ибо нефиг.
Я серьезно. Читайте внимательно – и увидите. Рекомендую поискать роман Колпакова «Гриада» как наиболее яркий пример. Есть подобное и у Казанцева. И у других есть. Причем какой-либо конкретики в описании коммунистического общества нет почти ни у кого. «Монстр фантастики» Иван Ефремов является редким исключением. Ну и еще пара детских писателей вроде Мелентьева. А так – непонятно, за счет чего существует и развивается общество коммунистов.
Уже давно всем понятно, что 150-метровых статуй Ленина в будущем не поставят. Даже если одна или несколько стран вновь свернут на путь социализма, Ленин как абсолютный герой – развенчан. Он, без всякого сомнения, сохранится в памяти как значительная историческая личность, но вот СИМВОЛОМ ему больше никогда не бывать. Если вы готовы с этим поспорить, дальше можете не читать. Ваш уровень – рассказы «Ленин и дети», которыми нас пичкали в начальной школе.
Коммунары=нищеброды
Революционный вихрь, подхвативший Россию в начале ХХ века, породил такое полузабытое явление как коммуны. Вроде бы красиво выглядит, я и сам в детстве с восторгом читал про крестьянские коммуны Поволжья. Собирается группа людей, приносит в общую кучу все свое наличное имущество, а дальше – все мое твое, все твое мое. Ты пользуешься моими инструментами, я беру твой полушубок – когда кому потребуется. В общей куче лежит топор, горшок для каши, тут же пасется общая лошадь, хранится общий мешок с крупой…
Аж слезу вышибает. В особенности, когда это все делают дети. «Судьба Илюши Барабанова» Леонида Жарикова. Кстати, в своем роде гениальный писатель, жаль, что забытый. Бытовые подробности жития русской глубинки во времена революции и Гражданской войны – бесценны. Отсекаем пропаганду – получаем отличную книгу (кстати, кто поделится электронной версией – буду благодарен).
Прекрасно. Но неосуществимо. На практике в эти коммуны собиралась только голь голая. Нищета. У которой и не имелось ничего вообще. Терять нечего. Ту рвань, которую стаскивали в общую кучу, было попросту не жаль утратить. Какие уж там лошади, какие коровы… Приносили драную рубаху, кулек заплесневелых сухарей, десяток гвоздей – жалкое «общее» имущество коммунаров. А вот ХОЗЯЕВА в коммуны не шли. Зачем? У рачительного крестьянина и так было все необходимое. Это уже потом, в ходе коллективизации и раскулачивания, селян старательно отучали быть зажиточными. (И один хрен не отучили – дед мой уже в конце 50-х снова был ХОЗЯИНОМ – читай КУЛАКОМ!) Поначалу же любой середняк имел все нужное для полноценной жизни. И ни в каких коммунах не нуждался. Максимум – в кооперации с такими же середняками, но это, поверьте, совсем другая сказка.
Отдай мой «маузер»!
А теперь вспомните себя в детском возрасте. Вам купили замечательный пистолет, стреляющий пистонами. Или новую куклу, умеющую закрывать глаза и говорить «Мама». Или грузовик-самосвал. Насколько охотно вы делились такими игрушками с другими детьми? Только не врите сами себе: даже на время в чужие руки свои игрушки отдавались с дикой ревностью. О том, чтобы взять и подарить любимую игрушку соседу по двору, и речи быть не могло. Более того – за этим тщательно следили родители. Я как-то попытался поменять ГДР-вское ружье, стреляющее резиновыми пулями, на оловянный парабеллум, внушавший мне восхищение – отцовский ремень поставил на «сделке века» жирную точку. А ведь тогда обмен казался равнозначным…
Да, мы играли в одной песочнице и не очень-то смотрели на то, как одеты-обуты другие дети. В конце концов, для игры в «войнушку» или в «сыщиков» это не имело особого значения. Но уже даже по наличию игрушек мы были НЕ РАВНЫ. Сын профессора, к примеру, в «войнушку» играл с шикарно сделанным макетом ППШ почти в натуральную величину. У меня, как у сына механика, был пластмассовый «ублюдок», отдаленно похожий на АКМ. А у сына таксиста – деревянная «кочерга», ни на что не похожая вообще.
В школе наше неравенство отчасти сглаживалось общей (сегодня могу сказать смело – УБОГОЙ!!!) формой и типовыми ранцами. На этом держалось подобие одинаковости, но когда отменили школьную форму – все рухнуло. Сразу стало ясно, что у этого – дорогущий джинсовый костюм, у того – настоящая кожаная куртка, а этот может только заштопаные отцовские штаны и свитер носить. У этого учебники в турецком «дипломате», а у того сумка-хозяйка средней потрепанности. И все. И рухнула иллюзия коммунизма в отдельно взятой школе.
Я хочу – а значит, я могу
Заявленный лозунг коммунистов – от каждого по способностям, каждому по потребностям. В принципе, на этом можно было бы и закончить. Потому что здесь скрывается фундаментальное противоречие, заложенное в самой природе человека: наши потребности никак не связаны с нашими способностями. Никак. От слова «вообще». У гопника, «работающего» по ночам над личным обогащением, весьма скромные способности. Либо чернорабочий на стройке – либо в биореактор его. А вот потребности… Ваш «айфон» или «макбук» ему очень нужен, можете даже не сомневаться. Если будете сомневаться, гопник сломает вам челюсть.
Мои способности относятся к средним. Я могу, например, класть кирпичи. Или подметать улицы. Или вывозить за гражданами их дерьмо. Точно – я выбираю «почетную» профессию городского ассенизатора. Но потребности мои заметно выше средних. Я хочу то и это. Дайте мне все, сейчас и бесплатно – у нас ведь коммунизм! Ну и что, что профессор математики умнее, а национальный чемпион по боксу сильнее? У нас РАВНЫЕ права. Коммунизм. Грубо говоря, я могу выполнять полезную работу на сумму в 100 условных единиц. ТАКОВЫ МОИ СПОСОБНОСТИ. Но получать оплату я хочу – минимум в 1000. ТАКОВЫ МОИ ПОТРЕБНОСТИ. Вот этот парадокс ни один теоретик коммунизма разрешить на практике не сможет.
Все без исключения хотят жить хорошо. Когда я вижу функционера «коммунистической» партии на внедорожнике стоимостью 2,5 миллиона рублей – лично у меня только один вопрос. Уважаемый, а вы РАВНЫ с тем заводским рабочим, что едва-едва накопил на подержанную «ладу» за 60 тысяч? Может быть, поделитесь с ним своим РАВЕНСТВОМ? Как нет? А где же коммунизм? Почему у тебя сын покупает электронные игрушки за 100 тысяч, а я не могу себе позволить новый компьютер за половину этой цены? Где ответ?
Воспитание коммуниста
Слышу, слышу знакомый голос: мол, все дело в воспитании человеков. Ну так вперед – воспитывайте. И начните, пожалуйста, с себя. Прекратите гонку за предметами потребления. Сделайте мир лучше. Ваши дети должны вырасти истинными коммунистами. От вас, в конце концов, зависит будущее мировой революции!
А и правда – начинать прерывать процесс накопления частной собственности лучше всего с самого себя. Зачем вам необходим новый сотовый телефон? Зачем вам дорогой автомобиль? Почему вы купили новый телевизор? Почему ваша дочь учится на платном отделении лучшего в городе ВУЗа? Что вы говорите – это ваши потребности? Давайте изучим ваши способности!
Яркий и живой пример: в городе идет оптимизация общественного транспорта, чтобы сократить число техники на улицах и уменьшить пробки. Как вы думаете, кто пишет жалобы на то, что ему приходится на четыре минуты дольше ждать автобус? Люди пожилого возраста, выросшие в СССР, многие бывшие члены КПСС. «Я», «мне», «мое» - только и слышишь. А как же доминанта общественного над личным?
Или еще пример: самоуправление. Жители любого дома могут собраться и решить, как им распорядиться дворовой территорией. Имущество-то общее. Так вот, первым делом начинают вырывать у других кусок земли под стоянку для личного авто. «Мне» нужнее, «я» хочу больше, чем остальные. В особо тяжелых случаях ставят шлагбаумы и натягивают цепи – чтоб уж точно никому не досталось даже временной халявы.
Увы… самые упертые коммунисты обычно больше всего «хапают» лично для себя. Странный какой-то коммунизм. Не для всех. Так было в позднем СССР, где партийная элита имела все, а народ не имел ничего. Но это вроде как социализм был, нет? Тупиковая ветка, которую развенчали и разгромили современные теоретики… кстати, а вы готовы отказаться от СОБСТВЕННОСТИ? Как нет? Вы не хотите воспитывать в себе коммуниста? Это сделает кто-то другой, потом, в будущем? А почемы не вы? А может быть, вы просто не верите в самый прогрессивный на свете строй?
Так что, нет в жизни счастья?
Коммунизма в том примитивном виде, какой нам рисовали, не будет. Никогда. С этим следует смириться. Если кто-то еще в него верит, рекомендую поддержать также идею мировой революции товарища Троцкого. Совершенно же аналогичная утопия. Троцкий кончил плохо, вы кончите так же. Ледорубов хватит на всех, гарантирую.
Но это еще не значит, что капитализм окончательно победил. Пути развития человечества туманны и не осознаны пока что. Отойдя от социалистического общества, мы просто вернулись к примитивному по меркам XXI столетия обществу эксплуатации. Это тоже тупик, ведущий к бесконечным революциям и «майданам». Из данного тупика просто необходимо будет выбираться. Весь вопрос в том – КАК?
Одно могу сказать уверенно: никакого эфемерного равенства и братства не будет. ВООБЩЕ. НИКОГДА. Никогда сантехник не станет равным академику. Ни при каком прогрессивном обществе. Человек, ковыряющийся в дерьме – и человек, решающий проблемы вселенского характера, они никогда не будут равными. Зато можно, и нужно сделать так, чтобы ЛЮБАЯ профессия в обществе имела свой вес, хорошо оплачивалась, УВАЖАЛАСЬ. А также, чтобы каждый ассенизатор имел шанс выучиться хотя бы на мастера.
Свидетельство о публикации №214112601775