В качестве преподавателя в 101 школе КГБ СССР. 18

 
В 1960 году мой берлинский диплом доктора философии был нострифицирован, и я получил советский диплом кандидата филологических наук. Это позволило мне осенью 1962 года стать старшим преподавателем на кафедре страноведения в 101 школе КГБ СССР, которая имела статус высшего учебного заведения. Школа занимала огромный  лесной  участок на 25-ом километре горьковского шоссе,  сразу же за городом Балашиха. Учебный корпус размещался в трехэтажном кирпичном здании, а общежития слушателей – в нескольких двухэтажных деревянных корпусах довоенной постройки.

Руководство и преподавательский состав 101 школы были укомплектованы людьми самой высокой квалификации. Начальник школы –генерал-майор Арсений Васильевич Тишков обладал уникальным, разносторонним опытом работы: был советским послом в Венгрии, руководил Управлением нелегальной разведки, являлся заместителем начальника ПГУ КГБ. Руководители учебных отделений в прошлом имели большой опыт оперативной работы, нередко  еще в довоенные годы.
 
Кафедра страноведения была хорошо функционирующим, отлаженным коллективом, насчитывавшим девять преподавателей. Ее возглавлял полковник Василий Иосифович Чехарин, кандидат географических наук. Заместителем начальника кафедры был Виктор Евдокимович Михайлин, также кандидат географических наук. На кафедре трудился и мой коллега по работе в Берлине Юрий Трегубенков, который своим примером проложил мне дорогу для защиты диссертации в Гумбольдтском университете. Юрий вел курс страноведения по Соединенным Штатам Америки.
На кафедре мне предстояло читать  курс лекций по Германии, который до этого не был практически разработан.  Тематика курса была почти необъятной – от погранично-таможенного режима ФРГ до немецкой литературы. Это была работа в экстремальных условиях, поскольку зачастую приходилось подготавливать текст лекции на новую тему буквально за два-три дня. Одновременно я подготовил и опубликовал целый ряд учебных пособий, в частности “Пресса ФРГ как легальный источник информации”, “Западногерманское «экономическое чудо» и материальное положение населения ФРГ”, “Берлин – столица ГДР и Западный Берлин”.

В это же время по заданию руководства школы, я активно подключился к написанию фундаментального труда по истории советской внешней разведки. Мне было поручено подробно осветить советскую разведывательную деятельность в Германии в период, предшествовавший великой отечественной войне. Я с энтузиазмом отнесся к этому заданию и подробно ознакомился с рядом архивных агентурных дел. Хотелось бы отдельно подчеркнуть,  что в делах агентуры, работавшей по германскому посольству в Москве, содержалось большое количество сведений,  которые в 1941 году буквально “кричали“ о предстоявшей гитлеровской агрессии.

В это же время мне посчастливилось познакомиться и беседовать с ветеранами советской разведки, активно работавшими в нацистской Германии - руководителем нелегальной резидентуры генерал-майором В.М.Зарубиным и с бывшим сотрудником легальной резидентуры в Берлине полковником Е.И.Кравцовым.

 Запомнился следующий эпизод. В.М.Зарубин был широко известен в 101 школе как автор замечательной  книги “Почетная служба“ о нелегальной работе, имевшей гриф “секретно“,  которая пользовалась необыкновенной популярностью у слушателей. Василий Михайлович  был гостем на одном из торжественных мероприятий Он собирался выступить с приветственным словом. Но когда было объявлено его имя, весь зал стоя устроил ему овацию. Семидесятилетний ветеран от волнения не смог говорить.

Частым гостем в 101 школе был начальник главка А.М.Сахаровский, который охотно беседовал со слушателями и преподавателями. Я участвовал в нескольких беседах и, очевидно, произвел благоприятное впечатление. В последующем это имело для меня существенное значение.
 
Учитывая мою продуктивную работу по созданию курса лекций по страноведению Германии, ученый совет 101 школы в 1964 году ходатайствовал о присвоении мне ученого звания доцента по кафедре страноведения, которое и последовало на следующий год.

В марте 1963 года я вместе с женой Зиной десять дней пробыл в служебной командировке в Киеве, где мне пришлось читать свой курс лекций в местной разведывательной школе.  Нам были обеспечены условия по высшей  категории  – мы были размещены в первоклассной гостинице на Крешатике, а для экскурсий по городу нам выделялась автомашина.

В Киеве мы пару раз посетили семью моей тети Антонины Васильевны, которая жила в комфортабельной  квартире на Крещатике   Ее муж, Николай Антонович Стариков, который являлся ведущим советским специалистом по тушению подземных пожаров, после войны переселился из Свердловска в Киев. Здесь ему было присвоено звание академика Академии Наук Украины. Незадолго до нашей поездки в Киев Николай Антонович умер от лучевой болезни.

Мы побывали в гостях также у семьи Бескодаровых, с которыми ранее дружили в Берлине. Служебная командировка в Киев повторилась и на следующий год.
В этот период мы часто общались с отцом и Татьяной Алексеевной. Перед нашей поездкой в Киев они посетили нас дома и передали подарок для младшей сестры Николая Васильевича – Антонины Васильевны. Я с гордостью демонстрировал им свою коллекцию бабочек и вызвал безмерный восторг стариков, подарив им, великолепный экземпляр Большого ночного павлиньего глаза, который вывелся у меня из куколки.

В летние каникулы 1963 года я впервые поехал на родину родителей своей жены в деревню Кизатовку Саратовской области. Здесь нас приняли с большим радушием и предались воспоминаниям военных лет, когда Зина со старшим братом и младшей сестрой вместе с матерью находились в Кизатовке как “эвакуированные” в военные годы. В 1943 году Зина с подругой ее брата отправились из Кизатовки через  многие сотни километров на Волховский фронт, где служили вместе ее отец и брат. Отец Зины, закончивший перед самым началом войны Военно-политическую академию, был комиссаром стрелкового полка. Вместе с ним служил его сын Григорий, ушедший на фронт добровольцем в 1942 году. Зина была поставлена на довольствие в полку ее отца и пробыла на фронте около двух месяцев. Брат Григорий вскоре погиб в возрасте восемнадцати лет.

Пребывание в Кизатовке было связано со значительными перегрузками, поскольку деревенские нормы потребления спиртного значительно превышали нормы, принятые в городе. Наш хозяин Миша на мой вопрос: “сколько ему нужно выпить водки, чтобы захмелеть?” – отвечал: “Нужно литр, а за беседой -  полтора.”

Летом 1964 и 1965 годов мы снимали дачу в Купавне, на левом берегу Бисерова озера. В это время я ездил на своем “Запорожце” с дачи на работу в 101 школу близ Балашихи  по горьковскому шоссе и, благодаря своему удостоверению сотрудника КГБ, пересекал закрытую зону к югу от шоссе. Заключительный этап моего маршрута пролегал через девственный сосновый бор. Пятилетняя дочь Люся, оценивая качества этой машины, говорила, что у нас  Запорожец – “проходимец“. Постоянным нашим спутником был необыкновенно умный серый кот Мура, который очень любил ездить на машине, лежа на ее заднем окне.


Рецензии
Яркие воспоминания, великолепно записанные.
Иак всё и видишь, как в кино!

Владимир Эйснер   04.01.2015 22:37     Заявить о нарушении