Интересная история

Эссе

 
Ф. Достоевский соединяет в одной публикации два рассказа: «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на ёлке». При этом переход от первого рассказа ко второму сопровождает фразой, что он «романист» и может представить на суд читателю и романтические вещи. Почему он соединяет эти два, на первый взгляд, совершенно не совместимые повествования? И можно ли отнести его второй рассказ к романтическим произведениям?
 
Многие произведения Достоевского обращены своим сочувствующим взором к бедным и бедствующим слоям населения. Среди них не только случайные или неслучайные жертвы бедности, но социальные жертвы  - преступники, проститутки… В его поле деятельности люди, о которых позднее М.Горький скажет одним точным словом: «дно». Оказавшиеся на «дне»  общества люди  имеют право на Божью милость… В данном случае – это тихая и спокойная смерть как мамы, так и её шестилетнего сыночка. Но так ли все категорично и однозначно в его литературном произведении?
 
Так почему писатель объединил эти рассказы? Достоевский ощущает тему беспризорности  детей, пишет о детях-беспризорниках много и с состраданием, осознавая, как много детей из-за своей доверчивости и беспомощности, оставшись без присмотра близких на улице, становятся «орудием» преступления. Есть такой профессиональный термин, когда взрослые используют детей, не достигших возраста уголовной ответственности, при совершении преступлений – краж, а также при попрошайничестве. Другой судьбы у шестилетнего малыша, потерявшего свою опору – маму, не может быть, как бы утверждает Достоевский. Для него же лучше – тихо уснуть и уйти из жизни на ёлку к Христу, чем быть «орудием»  преступлений в руках взрослых преступников.
 
Если рассуждать дальше, писатель обнажает проблему: отсутствие в царской России всяких социальных гарантий для детей-сирот: нехватка детских домой и приютов, полное отсутствие государственной заботы о детях-сиротах и детях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, отсутствие сострадания   той части граждан страны, которые имею возможность жить в иных благополучных условиях.
Мальчик остается на улице зимой – в опасной для его жизни ситуации: на холоде и голоде, конец лишь один – это только смерть. Автор делает эту смерть легкой и красивой. Мальчик умирает во сне и, то ли он в той уже иной жизни, перешагнул критический рубеж, или ещё не оторвался от неё – а лишь видит красивый сон, где есть и он, и его мама, и рождественская ёлка. Красиво, тепло, уютно!
 
Достоевский одобряет именно такой ход событий: раз мама умерла, никому мальчик не нужен и пусть лучше умрет. Здесь позиция автора расходится с заповедями Христа, которого автор вспоминает. Ибо не любовь матери важна для ребенка – но любовь Господа. Такого кроткого и тихого малыша с чистой душой Господь любит наверняка и вполне допустима ситуация, что он бы встретил еще свою счастливую звезду, кто-то захотел бы о нем позаботиться. А может быть потому Достоевский  не  дает однозначной оценки случившемуся с малышом: вдруг это только сон и знак от Христа, что всё будет хорошо и Господь его любит так, что пошлет иную судьбу на земле? Не судьбу «мальчика с ручкой», но судьбу полноправного и счастливого члена общества. Вдруг где-то за углом уже есть какой-либо старичок – не богатый, но в достатке, мечтающий найти и согреть чужую детскую душу, или барыня сердобольная! Кто знает!?
Ведь он же пишет  о себе – я романист и придумал интересную историю. 


Рецензии