Рассказ ветерана

Мы познакомились совершенно случайно в пенсионном фонде города. Небольшого росточку, подвижный, он заметно выделялся среди пенсионеров: белая соломенная шляпа с лихо заломленными краями, как у ковбоя, голубой шевиотовый костюм, хоть и старомодный, приталенный, но ладно сидящий на поджаром теле; тронутые сединой волосы крупными кольцами ниспадают на ворот пиджака, кучерявые седые «баки». Лицо смуглое, подвижное. Глаза – черные маслины, умные, моментально все оценивающие. Но мелькнет в них вдруг какая-то невысказанная боль, какая-то грустинка…

Как оказалось, мужчина приехал из поселка для перерасчета своей пенсии. Очередь длинная, движется медленно, мы вышли покурить в соседний скверик.

- Курите? – он раскрыл пачку «Мальборо», а я про себя отметил – «Неплохо живет пенсионер, «Мальборо» курит».

Разминая сигаретку, спросил:

- Шахтер?

- Так точно! – по-военному четко ответил пенсионер и уточнил: - Бывший шахтер.

- Случайно не воевали?

Собеседник окинул меня быстрым взглядом, коротко ответил:

- Воевал.

- А где, если не секрет?

- Да в основном на Западном направлении.

Я начал лихорадочно подсчитывать, сколько же лет было тогда ветерану. Выглядел собеседник моложаво и воевать, по моим соображениям, он не должен. Грустно улыбнувшись и как бы прочитав мои мысли, ветеран раздумчиво сказал:

- Тогда мне, на начало войны, было одиннадцать. Прошел всю войну… От звонка до звонка… Заканчивал уже совершеннолетним. Сержантом.

Меня мучил журналистский зуд: воевал мальчишкой, шахтер, рассказать может много интересного. Ветеран курил, однозначно и неохотно отвечая на мои расспросы. Я обратил внимание на его широкую ладонь. Посреди ладони я увидел небольшую, с размер десятикопеечной монеты ямку-вмятинку и подумал: "может след травмы на шахте, а может и след вражеской пули". Поймав мой взгляд, ветеран убрал руку. Я не вытерпел и спросил:

- След вражеской пули?

- Да так… Бывает, – ветеран нахмурился, будто тучка по лицу пробежала.

Да, все бывает в нашей жизни. По реакции собеседника было видно, что он чего-то недоговаривает, и мой вопрос не принес ему радости. Отстояв длиннющую очередь в пенсионном фонде, я пригласил ветерана в забегаловку, которых как грибов-поганок повылазило в шахтерском городке за годы Перестройки.

- По сто грамм фронтовых?

- Можно, - ветеран не отказался. Это было хорошо.

Пенсионный фонд рядом с автовокзалом и кучей разномастных ларьков и забегаловок, тут же небольшой базарчик, где продавали все, начиная от продуктов питания до заграничных шмоток.

В пивнушке, как и полагается в такого рода заведениях, - грязно, в углу среди каких-то коробок спал, смачно похрапывая, грязный и лохматый бомж. Кучка подозрительных личностей распивала спиртное прямо из горла, громко что-то обсуждая и не стесняясь в выражениях. Мы взяли по сто грамм в пластиковых стаканчиках и по «бутыльброду». Толстая тетка, отпускавшая нас, удивленно подняла рыжие бровки:

- И все?

- Все! – сказал ветеран.

Мы примостились в уголке пивнушки возле бомжа. Ветеран долго смотрел на бродягу, спавшего на полу, но ничего не сказал по этому поводу. Опять тучка пробежала по его лицу. Он поднял пластиковый стаканчик двумя пальцами.

- Ну ладно. Будем!

После ста грамм «фронтовых» взяли еще. Продавщица с белесыми бровками уже весело хохотнула:

- Где одна, там и другая!

Выпили за знакомство. Ветерана-шахтера звали Торопов Алексей Иосифович.

- Можно без отчества, просто Алексей, - сказал он, подавая крепкую ладошку. Он заметно оживился, стал разговорчивее, но взгляд его больших темных глаз еще больше темнел, когда падал на бедолагу бомжа.

- Эх-ма-а! За что воевали?! – произнес ветеран глухим горьким голосом. – Вот житуха пошла…

Я не спускал глаз с его правой руки с ямкой-вмятинкой.

Очнувшись от дум, ветеран поднял руку, повернул ладошку ко мне, затем приставил к ней другую ладонь и я увидел на ней такую же ямку-вмятинку. Может, поблазнило? Нет, посреди второй ладони, как и первой, такая же глубокая вмятина. Что за черт! Ямки-вмятины были на обеих ладонях! Это были, видимо, давно заросшие раны или дыры.

Довольный произведенным эффектом, ветеран Торопов опустил руки. Я пристал с расспросами. Алексей Иосифович отмалчивался, отшучивался, но так ничего и не объяснил.

- Потом как-нибудь расскажу, - буркнул он, пробираясь к выходу.

Когда выходили из забегаловки, бродячий пес, такой же лохматый и грязный как бомж, голодными глазами заглядывал в черный проем двери, но войти не решался.

- Как зовут тебя? Бомжик? – спросил ласково ветеран. На что пес приветливо завилял хвостом.

Долго ждали автобус в его поселок, который был самый дальний. Ехать ветерану целый час по плохой кочковатой дороге. Поселков в старом шахтерском городе полно. В войну, да и после, шахт строилось много. Возле шахты возникало жилье – вот и получился город разбросанным и раскиданным во все стороны на многие километры. Сейчас шахты закрывались, осталось-то всего четыре, о чем пенсионер Торопов сожалел.

Наконец, пришел автобус, мы расстались. Я пожелал ветерану счастливого пути, и автобус, мелькнув красным боком, исчез за поворотом.



               

Через неделю, воспользовавшись приглашением, я помчался к ветерану Торопову, в его дальний поселок.

Вот и переулок «Шахтерский». Он недалеко от конечной остановки. Короткий, зажатый с двух сторон серыми силикатными коробками. Вот и нужный домик. Он небольшой, уютный, весело смотрит окнами со свежепокрашенными наличниками. Чем-то далеким и деревенским веяло от этого домика на зеленой лужайке. Сирень за заборчиком, деревянные воротца. Хозяин появился на крылечке. Вскинул вверх руки.

- О-о! Корреспондент?! Проходи, проходи...

Откинув щеколду, я вошел в небольшую оградку.

- Вот тут и живу. Здесь мне нравится. Газ, вода есть. Домик этот шахта выделила. Сейчас вот уговаривают перейти в хрущевку, но я отказываюсь. Переулок наш «Шахтерский» кому-то помешал…

Рассказывая, Алексей Иосифович проводил меня в комнату, усадил на диван. Вынул из шкафа и сунул в руки семейный альбом.

- Посмотри, пока хозяйка поесть приготовит.

Жена Марья оказалась старушкой подвижной и улыбчивой. Она суетливо заметалась по дому. Я принялся рассматривать альбом.

Фотографии разных лет. Вот шахтерские, вот семейные. У Торопова оказались две дочки. Сейчас они жили в других городах своими семьями.

- Своих дочерей я назвал в честь своих сестер, погибших в Ленинграде во время войны - Вера и Надежда! – пояснил Алексей Иосифович. Он пошутил: - Хотел я сыновей иметь, а получились дочки. Бракодел оказался. А это мои внуки. Их у меня трое. Хорошие пацаны. Сейчас уже взрослые парни…

С фотографий на меня смотрели задиристые мальчишеские мордашки с такими же кудряшками, как у деда.

Меня заинтересовала маленькая пожелтевшая фотография. На ней Торопов изображен совсем юным в ладно пригнанной солдатской форме и сапожках.

- А это я пацаненком на фронте. Форму мне женщины перешили из взрослой. Сапоги где-то маленькие достали. Я ведь сыном полка был.

- Хватит болтать, сын полка. Давайте пельмени кушать! – игриво встряла в разговор жена Марья. – Пельмени остынут.

Я вынул из портфеля принесенную с собой бутылку хорошего вина.

- Нет, - рассмотрев бутылку, сказала старушка. – Это к пельменям не годится. – Она поставила на стол маленький графинчик с прозрачной жидкостью. – На кореньях да травах настояно. Сами делали. В магазине не лучше. Самопал продают. Сколько уже этой отравой у нас в поселке людей поотравилось… - частила старушка, накрывая на стол.

На столе аппетитно дымятся пельмени. Беседа продолжилась под пельмени и ядреную самогонку. Марьюшка, так звал Торопов жену, оказалась родом из города Шуи Ивановской области. Девчонкой завербовалась на шахту в шахтерский город, где и познакомилась со своим будущим мужем. Работала откатчицей вагонеток, «на кнопках» конвейера и подъемника. А меня все подмывало спросить ветерана про ямки-вмятины на ладонях.

- Алексей, ну расскажи ты товарищу корреспонденту про свои приключения! – обратилась жена к мужу, будто угадав мои мысли. – Не мучай человека. Чего юлишь-то?! Давай рассказывай. Не стесняйся! Уйдешь на тот свет, и никто не узнает твоей тайны.

- Ну, шахтерка, язви тебя, придется рассказать! - рассмеялся ветеран. – Так уж и быть, расскажу. Только ты не мешай нам, ради Бога. Иди на кухню к своему пульту управления. Счас вот дерябнем по маленькой и расскажу…

Ветеран, видимо, проникся ко мне симпатией, когда узнал, что я сын фронтовика и мой отец погиб в Сталинграде.

- Морская пехота – черная смерть! Ну, ладно, сын фронтовика, слушай. Никому не рассказывал, тебе – первому. – Старый шахтер задумался, помолчал и начал свой рассказ. Я специально не стал записывать, чтобы не смущать человека.

…Его отца забрали на фронт еще в Финскую, а он с матерью и двумя сестрами жил в Ленинграде на Петроградской стороне, районе питерских рабочих. Его память до сих пор цепко хранит картинки детства в городе революции. Помнит, как армады немецких самолетов бомбили город. Помнит дымы и пожарища, трупы на улицах.

Однажды Алешка побежал в магазин занимать очередь за хлебом. Тут началась очередная бомбежка. Вернувшись домой, увидел страшную картину: вместо дома развалины, груды обломков и искареженного металла. Он долго плакал, бродил по развалинам, но родных так и не нашел. Было все: нескончаемые бомбежки, голод, холод, ночевки в подвалах, кишащих крысами, трупы людей на улицах. Как-то, уже зимой, неимоверно исхудавший, залез в большой грузовик, забился под брезент в солому между ящиками. И уснул. Очнулся от взрывов бомб. Сверху пикировали «Мессеры». Машина зигзагами мчалась по льду Ладожского озера. На его глазах идущую впереди машину накрыло бомбой. Машина медленно, как дырявое корыто, стала погружаться в ледяную воду, а раненые и убитые всплывать на поверхность, окрашивая воду в красный цвет.

Так Алеша попал в прифронтовую полосу. Сердобольные женщины-связистки вытащили истощенного мальчонку из кузова. Обогрели. Подкормили. Из солдатского сукна сшили ему форму. Он прижился в полку. Капитан Кузьменко взял над мальчишкой шефство. Он попытался отправить Алешу в тыл, но тот наотрез отказался. Мальчонку научили ставить мины, владеть оружием. Его наряжали бродяжкой, вешали суму через плечо и он ходил с ней по окрестностям, высматривая позиции врага. 144 особый полк 54 армии.

Ситуация на фронте сложная. Бои затяжные и жестокие. С диверсионным отрядом капитана Кузьменко Алексей оказался на оккупированной врагом Псковской земле. Как-то маленького разведчика вызвали к капитану.

- Задание особой важности. Надо заминировать и взорвать железнодорожный мост через речку Синяя. Справишься?..

Отряд Кузьменко к тому времени был изрядно потрепан - двое раненых, пожилой боец контужен. Выбор пал на юного Алексея. Фермы моста крутые, в заклепках, залезть взрослому по ним трудно.

…К мосту подошли ранним утром. Туман, возле моста пасется жеребенок-стригунок с кобылой. Придорожная полоса скошена и трава уложена в аккуратные копёшки. В сторонке несколько деревянных домиков – над пеленой тумана только крыши видны. Тихо. Красиво. Как будто и нет этой кровавой и страшной войны. Река Синяя дымится. Где-то пискнула испуганно пичужка и смолкла. Два фрица с собаками ходят вдоль колючего заграждения. По краям моста сторожевые вышки с часовыми наверху. Внизу, неподалеку от насыпи, будка охраны с новым деревянным туалетом.

- Ну давай, Алеша! – шепнул, напутствуя, капитан. – Ни пуха, ни пера! С Богом!

Маленький диверсант пролез под колючую проволоку и по скошенной траве в рваных клочьях тумана пополз в сторону моста...

Ветеран передохнул. Он заметно волновался, рассказывая. Мы тяпнули еще по рюмочке его самодельной водочки, и рассказ продолжился.

Алеша преодолел простреливаемую зону и по воде, среди камышовых зарослей, достиг опор моста. Ловко забрался по фермам к железнодорожному полотну. Мину он поставил под полотном и стал тихонько спускаться вниз. Где-то далеко-далеко прокатился гудок паровоза. Дело, считай, сделано. Алексей добрался до середины обратного пути, когда его учуяла одна из собак. Собаки истошно залаяли, заметались на цепи. Часовой на вышке закрутил головой во все стороны. Он заметил что-то подозрительное и несколько раз выстрелил. Пули просвистели рядом. Алеша вжался в землю. Один из часовых, ходивших вдоль пути, спустил собаку. За ней другую. Алексей вскочил на ноги и рванулся к «колючке». Но не успел. Он упал навзничь, как учили, закрыв голову руками. Овчарки с остервенением набросились на него и стали трепать. Подбежал здоровенный охранник, поднял за шиворот, поставил на ноги. К охраннику спешил другой, выскочивший из сторожевой будки. Они сграбастали юного диверсанта и поволокли к будке.

Верзила-немец с квадратной челюстью брезгливым движением волосатой руки поднял голову парнишки вверх, заглянул в лицо.

- Юден?! – процедил он. – Юден?!

Второй, тощий и крючконосый, подхватил: «Юден! Юден!» Его стали избивать. Мальчишка зубами вцепился в волосатую руку немца.

Ругаясь, немцы подтащили брыкающегося мальчишку к туалету из свежевыструганных досок. Бугаистый немец поднял тощего мальца за руки и приставил ладони к дощатой стенке. Крючконосый выхватил из ящика большой гвоздь, схватил молоток, лежащий тут же, и гвоздем прибил ладонь к доскам. Адская боль пронзила тело. Здоровенный поднял мальчонку за другую руку и второй гвоздь вошел в ладонь. Что было дальше, Алексей не помнил. Он потерял сознание. Немец, который вбил гвозди в ладони Алексея, отскочил назад и, тыча автоматом, щерился: «Юден капут!», «Юден капут!» Оба немца ржали как жеребцы.

«Какой-то кошмар! – пронеслось у меня в мозгу.– Распнули мальчишку как Иисуса Христа». Алексей Иосифович сидел поникший и враз постаревший. Будто был в чем-то виноват. Я не выдержал и спросил:

- Вы еврей?

- Да откуда?! Русский я! Мать и отец русские.

А дальше было следующее: капитан Кузьменко разглядел наконец-то в бинокль, что творили немцы и дал команду атаковать. Тут на мост вошел состав с грузом. Прогрохотал взрыв. Вагоны стали налезать друг на друга и падать в речку – мина, поставленная Алексеем, сработала. Немцы оставили Алешу в покое и бросились к мосту. Подбежавшие к безжизненному телу бойцы откусили гвозди кусачками и сняли мальчика со стены туалета. Перевязали ладони. И быстро понесли мальчика к берегу.

Прослушав удивительный рассказ ветерана, я долго сидел молча. У меня в голове не укладывалось то, что я услышал. Я видел картинку, и она была впечатляющей. Молчал и Торопов, вновь переживая случившееся с ним много лет назад. Нет, он не заплакал, но большие карие глаза его подернулись влагой. Он потянулся опять к графинчику, стал наливать дрожащей рукой. Графинчик стучал о рюмку, водка лилась мимо. Я забрал у него графинчик, налил полные, до краев, рюмочки. Мы молча выпили. Ветерану стало легче. Он взрыхлил рукой свои седые вьющиеся волосы и сказал уже бодрее:

- Вот так было на войне, корреспондент! А то все – дырочки, дырочки… - Ветеран посмотрел на меня, потом на свои ладони с ямками. – Хорошо, что жив остался. Когда меня спрашивали  про эти ямки-дырочки, я обычно врал что-то несусветное. То, мол, на шахте травмировался, то еще что-нибудь…

- Да, но внешность у вас…

- Да не говори. Меня часто за еврея принимают, - ветеран вновь задумался. – Вот и фашисты меня за еврейского мальчишку приняли… А немчуру эту поганую, что меня к стенке прибивали, постреляли как собак. Сам капитан Кузьменко фашистскому бугаю всю обойму в его жирное брюхо всадил…

Да, историйка так историйка! Каких только сюрпризов не преподносила война.

- Если бы я был евреем, - вновь заговорил Торопов, - то я сейчас где бы был? Был бы, наверное, врачом, большим начальником или директором крупного банка. Или маханул бы в Израиль или Америку… А может и туда бы пробрался,  в их главный штаб… - он ткнул пальцем вверх. – А я всю жизнь в шахте отмантулил. Ты видел еврея в шахте?

Я робко заметил:

-  Отчество у вас – Иосифович… Да и внешность...

- Ну ты брось, корреспондент, Ваньку валять. Русак я чистокровный! – резко оборвал меня ветеран. – Моего отца Иосифом в честь Сталина назвали. Вот вождь был – ни чета этим придуркам-реформаторам.

Я поинтересовался судьбой отца.

- Отец погиб в самом начале войны, - ответил ветеран. – После войны я писал в архив Министерства обороны в Подольск. Прислали справку: «Лейтенант Иосиф Торопов погиб 12 июля 1941 года. Похоронен в деревне Сельцо Витебской области в братской могиле».

Задаю наивный вопрос:

- Вас за мост наградили?

Алексей Иосифович трет переносицу, смущенно улыбается.

- Какой там. Горячка была… Да притом какой я подвиг совершил? Я – мученик… Меня как паршивого пса… На сортире… Иисуса Христа на кресте распяли. А меня на каком-то говенном немецком сортире… - Он опять грустно усмехнулся: - А вообще-то подумаю: ну распяли, распяли… Все было во время войны.

Я поддержал его, пошутив:

- Да конечно, Алексей Иосифович, немцы – люди аккуратные. Сортир у них – ой – ее!! – чистый, ухоженный…

- Ты мне, корреспондент, расскажи лучше, почему немцы так евреев ненавидели?

Вопрос сложный, я ушел от ответа. А если честно, то не знал его.

…После излечения в медсанбате, Алексей вернулся на фронт. Его раны «зажили как на собаке». «Были б кости, мясо нарастет!» - пошутил ветеран, как всегда усмехнувшись. Он прошел всю Западную Европу. Даже не царапнуло. Войну закончил недалеко от Берлина. В армии служить не остался. Предлагали поступить в военное училище. Но он демобилизовался. Работал слесарем на небольшом заводике. На Урал попал случайно. Позвал друг, с которым воевал. Работал на Розе, на шахте «Калачевская», 29-капитальной, 17-20. Взрывником, электрослесарем, машинистом электровоза. Тридцать лет подземного стажа.

Ветеран бережно разложил на столе свои заметно потемневшие награды: «За оборону Ленинграда», «За отвагу», «За взятие Польши», «За боевые заслуги»… Я же думал о том, сколько же сил, здоровья и крови за этими кусочками металла.

В комнату вошла жена.

- Ну как? Поговорили? Сейчас чаек организуем! – она бросилась обратно на кухню. Вернулась с электрическим самоваром в руках.

Самовар стоит на столе. Начался второй этап беседы. Не помешала бутылка десертного вина, принесенная мной. Мария Прокопьевна приняла в разговоре живейшее участие. Она хорошо знала послевоенную шахтерскую жизнь. Женщин из шахт стали выводить где-то в шестидесятых, но их еще много работало потом на поверхности.

Затронули, конечно, политику и современную жизнь. Торопов не одобрял, что в городе закрываются шахты. Не одобрял он и развал СССР, устроенный вопреки всенародному референдуму. О власти он отзывался очень резко, не стесняясь в выражениях.

- Ты знаешь, иногда так напиться хочется. Глаза бы мои не глядели на весь этот бардак!

Я начал говорить что-то насчет демократии и прав человека.

- Да брось ты! Какая свобода?! Какая демократия?! Нас ограбили и разделили на богатых и бедных. От этого у людей злоба и отчаяние. Разве мошенники, что ограбили нас, отдадут свое богатство? Да никогда в жизни! Разве богатый будет защищать трудового человека? Да он за копейку задавится!.. – в словах ветерана слышалось отчаяние.

На мой вопрос о пенсии, Торопов ответил, криво усмехнувшись:

- Да какая это пенсия. Горе. С голоду не сдыхаем и ладно. Дочки помогают. Летом внуки приедут. Не нужны мы власти, хоть как примеряй. Когда война кончилась, как все радовались: ну сейчас заживем – фрица разбили. А что имеем? Безработица, люди в мусорных баках роются, детская проституция, наркомания… А-а, да чего тебе рассказывать! Как будто ты сам не знаешь!.. – Ветеран перевел дыхание. – Извини, корреспондент, - сказал он, прокашлявшись. – Нервы!..

Успокоившись, ветеран спросил:

- Не слыхал, корреспондент, говорят, какой-то богач наши оставшиеся шахты хочет приватизировать? И где столько денег, козлы, нахапали? Купить шахты… Нет, такое в голове не укладывается!..

В разговор встряла жена Марья.

- А ты забыл, сколь у тебя на сберкнижке-то лежало? И где эти тысячи? Таких как мы с тобой, дураков, миллионы. Всех ограбили. Говорят, что это евреи сделали. Они счас все миллионеры. Вон Абрамович губернатором стал. Чукчами командует, - старушка потрепала седые кудри мужа и звонко рассмеялась: – Это ты у меня бедный еврейчик!..

Ветеран скорчил обиженное лицо.

- Да, я бедный еврей! Меня на немецком туалете!..

Я поднял рюмку:

- Давайте выпьем за Победу. За наших защитников Родины!

Выпили за победу. Через пару недель он придет на шахтерскую землю, этот грустный и светлый праздник.

Выпив чарку, ветеран хрипло расхохотался:

- Счас у власти кто? Жулье, ворье да предатели! – Слова вылетали из него горькие и хлесткие. – Зачем революцию делали?! За что умирали?! Мы подохнем, и забудут люди про эту войну. Обидно! А-а-а!.. К дню Победы пострекочут и забудут. Уйдет наше поколение – забудут все! Будут дружно строить капитализм. Его препохабие, мать его етьти! – Ветеран расходился не на шутку. – А народ-то куда смотрит? Превратили нас в скотов. В быдло. Рта боимся раскрыть. Между прочим, и вы в этом виноваты – журналюги. Извини, конечно. Растрезвонили про райскую жизнь. Да-а, сбылась мечта идиота – буржуи опять у власти! Раньше была цель. А сейчас какая цель? Грабь? Убивай?..

- Хватит тебе, Алешенька! – пыталась урезонить расходившегося ветерана жена. – Пить тебе больше нельзя! Ишь, развыступался!..

- Я, Марья, за советскую власть воевал. А не за эту пьяную харю! Была мощная страна. Зачем надо было все разваливать? И откуда только взялись эти уроды-перестройщики!..

- Из партии! Из комсомола! Откуда же больше! – рассмеялась жена.

- Не болтай, если не знаешь! Это Америка поганая своих агентов насадила. Проиграли мы войну. Проиграли!..

Нет, не глуп ветеран Торопов. Совсем не глуп. Многое понимает. Резкие, независимые суждения. И, по всему видно, душой болеет за Отчизну. Переживает он и за судьбу когда-то знаменитого шахтерского городка, куда забросила его судьба-судьбинушка.

Жена Марья включила телевизор. Телек допотопный, еще советского производства. Передавали новости. Ведущий рассказывал о войне в Чечне, где гибли русские молодые парни. Ветеран весь напрягся, впился в экран. Жена прокомментировала:

- Они своих деток не пошлют воевать. Ельцина бы туда послать с его бандой!

Что-то темпераментно, захлебываясь словами, вещал либерал Жириновский. Торопов не выдержал, взъерепенился.

- А этот-то чего вякает? Патриот хренов! Сын юриста! Марья, да выключи ты этот гадюшник! Выключи, тебе говорят!

- Алексей! – деланно сердито прикрикнула жена. Но телевизор выключила.

- Чего Алексей! Я за СССР воевал. За Латвию, Эстонию. А фашистское отребье в Прибалтике опять вон голову подымает. Видела, как партизана Кононова в каталажку упрятали?! Правители хреновы!.. Какой позор! – крепкий шахтерский кулак грохнул по столу так, что подскочили рюмочки. – Предатели! Сталина на них нет!..

Жена ласково погладила Торопова по курчавой голове.

- Да успокойся ты. Не нервничай, Алешенька. Перестань. Опять давление подскочит.

- А мы его сосудорасширяющим шарахнем! – усмехнулся Торопов, намекая на выпивку.

- Нет, дорогой, хватит. Хватит. Все! – решительно сказала старушка, накрыв ладонью рюмку.

Торопов подмигнул мне черным глазом.

- Ладно. Подчиняюсь приказу…

Я поинтересовался, посещал ли ветеран родные места. Словоохотливая жена зачастила вместо мужа:

- Ой, да при СССР мы везде были. Были и на речке Синяя, и в Ленинграде были. На Пискаревском кладбище. В Прибалтике. Это сейчас никуда не съездишь. Да и здоровья уже нет. – Она всплеснула руками. – Тут алкаш один, Борька Макаров, в Германию ездил. Его дочка с немцем-мужем в Германию уехали, приглашение ему прислали. Приезжает Борька из Германии и рассказывает: «Бабка Марья, побывал я в раю. Надо, говорит, было немцам сдаваться, а не воевать с ними». Ну вот как тут рассудить?..

Очнувшись от своих дум, ветеран Торопов улыбнулся и негромко сказал:

- А тот мостик-то железнодорожный, что я подорвал, стоит. Восстановили мостик. И поезда по нему ходят. Вот так…

Пора уходить. Поведал ветеран о своей боевой судьбе. Поговорили  и о войне, и о шахтерской жизни. Перед уходом ветеран строго-настрого наказал: «Писать будешь, то фамилию мою измени. Не хочу, чтобы знали, как меня к туалету прибили». На том и порешили.

Он пошел проводить меня до остановки.

- Автобусы могут уже не ходить. Бардак везде. Если не уедешь, то ночуешь у меня. Места хватит.

Мне повезло. Автобус пришел. Он был последний. Автобус потащился мимо заброшенных шахт, старых, осевших терриконов, мимо пустых заколоченных жилищ, мимо дышащих на ладан шахтерских поселков.

Я размышлял о далекой, забытой войне, которую мы, дети защитников, знаем понаслышке да по фильмам. Думал о ветеране Торопове, о его трудной военной судьбе. Никто в городе не знал его тайны, кроме жены Марьи да меня. Я обдумывал фразы будущего очерка. Сюжет необычный, довольно драматичный и не очень-то радостный. Да и редактор у нас осторожный и креслом своим дорожит. 

На сиденьях редкие в тот час пассажиры со своими заботами на лицах. Входили и выходили люди. Влезла пьяная компания молодежи. Громкий хохот, пьяные выкрики, мат. Бабка, сидевшая рядом, тоскливо уставилась в грязное окно. За ним осевшая от выработок земля, в лиловых сумерках редкие колки мелколесья, унылые поля.

Хлопали двери. Автобус петлял дальше…



               

               



 

            


Рецензии