По мотивам нашей истории

Не выпадать из контекста


Как жалко, что люди не прислушиваются к кошкам и котам! Как жалко, что люди пекутся о какой-то культуре, забывая о продуктах. Между тем продукты нужно обнюхивать тщательно, чтобы не съесть чего-нибудь вредного.

Кошка Киррико и в ус не дула, что такое культура. Тем более она и понятия не имела, что такое история или генетика.  Киррико просто знала, как надо себя вести в обществе или наедине. И кошка помнила. Она вообще ничего не забывала. Ее память жила на кончике хвоста, пушистого и длинного. С генетикой тоже все просто: кошкина пра-пра-пра-пра-прабабушка передала много рассказов, достойных того, чтобы навсегда поместиться на кончике хвоста и время от времени ударять хозяйку по боку, чтобы не забывала.

Так, например,  Киррико различала вагоны, когда их считала, сидя на железнодорожной насыпи. Открытые платформы, пахнущие хвоей или берестой, были самыми бесполезными. В таких прицепах возили лес. Мышей не водилось, потому что не было там ни продуктов, ни людей. В закрытых поездах ездили разные пассажиры...

Одну историю про длинный закрытый поезд Киррико расскажет своим котятам, когда они подрастут, а те своим, итак из поколения в поколение должна передаваться память на кончике хвоста.

Кошкам на поезде можно уехать очень далеко и даже пересечь государственную границу. Важно вернуться, как это и сделала пра-пра-пра-пра-прабабушка Мурка, пользуясь кошачьим статусом. Занесло Мурку бог знает куда, в далекую Сибирь. По шпалам она туда и попала. Однажды зимой, когда было очень холодно и дрова лежали вдоль насыпи обледеневшие, кошка запрыгнула в закрытый вагон, набитый людьми. Мурка решила, раз много людей, можно отогреться, а потом опять отправиться своим ходом, по шпалам. Держала путь кошка на восток, туда, где солнышко восходит первым. Далекие предки были родом оттуда, и решила Мурка навестить их, не ведая, через какую страну придется пройти.

Дома людей кошка не боялась, но сторонилась в чужой Сибири. Все здесь казалось странным, непонятным, а порою и смешным. Разных людей было так много, что терялась Мурка среди большого количества сапог и ботинок, валенок и туфель на каблуке. Запахи гари, пороха и сторожевых псов особенно заставляли держаться Мурку настороже. Злые собаки растерзали бы ее, если бы не солдаты, державшие овчарок. Да и умела Мурка прятаться, передвигалась она по ночам, когда солдаты с овчарками спали где-то далеко от дороги, в каких-то своих лагерях. Заборы с колючей проволокой Мурка всегда обходила, стремясь к станциям, где находились бабушки и ребятишки, подкармливавшие бродягу. Мурка прекрасно охотилась, находя на шпалах грызунов, не гнушаясь и птицами.

В тот морозный день кошка запрыгнула к людям в вагон, потому что оголодала и почувствовала: дальше идти трудно. Внутри были мужчины, парни и старики, больные и здоровые, веселые и задумчивые, злые и добрые. Кошка сразу выбрала защитника — молодого доброго парня, горячего телом и с открытой душой. Он пригрел ее на груди и не выпускал почти всю дорогу.

Посреди вагона находилась печь, рядом с которой лежали ледяные дрова. Люди мерзли и пытались разжечь печку. Мурка с Яном — так называли парня — сидели в сторонке и молча наблюдали, как самые отчаянные бросались на деревянные кровати, нары, и выбивали ногами доски. В это время другие мужчины возились с подметками от сапог, поднося к ним горящую деревянную палочку, лучину. Много чему научилась Мурка во время этого путешествия! Узнала много слов, обычаев и характеров.

Ян был очень ласков с ней. Они спали вместе у самого выхода, куда почему-то оттеснили парня старшие. «Пусть кошка тебя греет!» - сказал один недобрый человек и ударил Яна. Мурка теснее прижалась к защитнику, промолчала. Ночью Ян плакал, а Мурка вылизывала ему волосы.

Печь не топила, как следует, и в вагоне было холодно, несмотря на дыхания десятков людей. Мурка не расставалась с Яном, хотя понимала, что с парнем творится неладное, и что ей надо бы позаботиться о себе. Можно сменить покровителя или выпрыгнуть ночью из вагона, чтобы продолжить путь. Кошка уже отдохнула, ее подкормили хлебом, и дорога позвала следовать своим ходом дальше. Страна рождающегося солнышка манила Мурку, а зов родственников как бы шептал: «Бросай этих людей, сами разберутся!»

Кошка решила уйти ночью. С Яном уже давно что-то происходило. Его тело перестало согревать, сердце билось слабо, и все ближе и ближе они с кошкой пододвигались к самому краю вагона, к огромным щелям, откуда несло студеным воздухом. Посреди ночи Мурка заметила, что парень разделся, скинув с себя ватные штаны и тельняшку. Почти голый, он был ледяным, как труп в снегу, такие находки Мурка встречала на железнодорожном полотне в Сибири. 

Как жалко, что Ян перестал с ней разговаривать! А ведь она узнала его историю. Они были родом почти из одних мест, с теплого и богатого запада. Оттуда, где много полей и хлеба, мышей и довольства, хозяйства и порядка. Ян работал в поле, собирая урожай на себя, кормил семью, а когда началась война, пошел воевать. Попал в плен, а теперь вот в этот поезд. Он рассказал ей, как скучает по дому, родной Латвии, как любит свою Родину и как ненавидит какого-то Сталина. Имя последнего Мурка слышала много раз от разных-разных людей и решила, что это главный людоед в той стране, через которую ей пришлось идти.

Сейчас ее друг почти не дышал. Он лежал раздетый у самой двери и, по-видимому, не хотел бороться за свою жизнь. Мурка сидела рядом, склонив головку, и жалобно мяукала. Из людей никто не подошел. Никто не протянул руку помощи. Никто не откликнулся.

В этот момент хвост Мурки зашевелился сам по себе. Со всей силы он ударил кошку по боку, и та бросилась в ярости на ледяное тело парня. Мурка вонзилась когтями в самое сердце, расцарапала до крови грудь Яна, как будто пытаясь вырвать почти остановившееся сердце.

Кошка боролась за жизнь человека и победила, отстояла друга. Поведение Мурки привлекло людей, они столпились вокруг и сначала молча наблюдали, а потом оттащили Яна поближе к печи. У самого главного и авторитетного пассажира нашлась фляга со спиртом. Яна стали растирать, и кошка поняла, что она свою миссию выполнила. Мурка незаметно, под шумок, проскользнула к щели, и пока еще не рассвело, спрыгнула на железнодорожную насыпь...


Рецензии
Жёстко, но верно! Это сталинское освоение Сибири и Дальнего Востока. А если бы кабы... Столыпина не убили, Красного Октября не было? Но тут опять сослагательное наклонение. Недавно по ТВ кошка спасла брошенного ребёнка. Не зря их в Египте обожествляли!
Ставлю 5!

Николай Бузунов   17.01.2015 13:53     Заявить о нарушении
Николай, спасибо большое! Это вот самая настоящая НАША история, которую ощущают все, рожденные в СССР. Знаете, по поводу славян, их происхождения. Нет археологической преемственности их культур до нашей эры. История начинается с 5 века, и то с расселения славян на три ветки. Между тем существует огромная археологическая история финно-угорских племен, уральцев, ведущих происхождение с южной Сибири. Помимо археологии есть язык и верования - я о финно-уграх. А генетика сейчас доказала, что новгородцы и по хромосомам им родственники. Вот и напрашиватся версия, что славяне от слова "слэйв", раб. Так называли более продвинутые европейцы захваченных в плен людей.

По поводу либи или ливов. Нет тут к Либише никакого хода. "Лиивит" - так называлось финно-угорское племя, проживавше на Куршском мысе, где янтарь. Либь - это уже обрусевшее слово, которое зафиксировал древнерусский летописец. Интересно, что эти самые ливы были пиратами. Там, где и поные маяк Колка, они грабили шведские и другие корабли. Слово "колкка" финское, означает деревянную кувалду, которой глушили рыбу подо льдом.

Последние исследования говорят и о том, что праславянский язык выделился из балтийской семьи. То есть он моложе, чем балтийский!

Милла Синиярви   17.01.2015 14:41   Заявить о нарушении
Вы сторонница ложной норманнской теории. А подогнать археологию можно под что угодно. Тем более в нынешней политической обстановке. А вот топонимику и письменность не проведёшь. Обратите внимание на топонимику Прибалтики. Письменность на рунических камнях довольно обширна. Об этом у меня много. Последнее в http://www.proza.ru/2014/07/13/1676. Там как раз о Куршской косе.

Николай Бузунов   17.01.2015 21:31   Заявить о нарушении
А Вы панславист. Славян много, но их объединяет в основном только язык. К счастью, сейчас Википедия разные точки зрения публикует. Я читаю научные статьи на финском, а финны и шведы, а также венгры очень много сделали для изучения финно-угров. К сожалению в своей стране - Вы ведь считаете мордву коренным народом - ураллистика и финноугория не развивалась. Современные мордовские ученые из Саранска цитирует тех же иностранцев, бывших в экспедициях до 1917 года. Ничего нового не создано в академической науке, и это понятно, ведь наступило время нас с Вами, дилетантов.

Я к Вам в любом случае отношусь с симпатией,
искренне Ваша

Милла Синиярви   17.01.2015 22:30   Заявить о нарушении
Взаимно, Милла! Но в том и дело, что хозяин территории тот и гнёт свою линию. Нет беспристрастности. "Продвинутые" европейцы, начиная с 1247 г. повели себя, как большевики. Они разрушили предыдущую славянскую культуру (я имею в виду сокровища Ретры и другое), объявили золотые изделия славян германскими и объявили, что славян раньше 6 в. в Европе не было. " праславянский язык выделился из балтийской семьи. То есть он моложе, чем балтийский!"-кто это решил? Почему вы не найдёте ни единого славянского слова в топонимике средней России? Нет такого балтославянского языка! Это придумали "Продвинутые" европейцы. Эсты автохтонны. Остальные пришли и смешались с живущими там славянами и приняли их язык. Подтверждение-их поклонение славянскому богу Криву. Всё упирается в деньги. У "Продвинутых" их больше. Вот и всё.
С уважением,

Николай Бузунов   17.01.2015 23:11   Заявить о нарушении
Николай, напоследок: язык один не создает народ. Эти самые балты - согласна, что немецкое название, потому что немецкая наука этим вопросом занималась - и угры с финнами имеют одинаковую мифологию, характер, если хотите. И это основное, что объединяет и эстов, и финнов, и наших угров. А вот славяне - все!! - просто полярные. Наверное, не случайно, что поляки не любят русских, а украинцы нам свинью подложили, а белоруссы всегда ненавидели поляков. При этом мы живем в мире и с мордвой, и с мари, и с удмуртами, и даже с башкирами!

Милла Синиярви   18.01.2015 00:43   Заявить о нарушении
Здесь я согласен полностью. Наверное это связано с тем, что славян на континенте всегда было слишком много. Да и сейчас нас больше, чем всех остальных наций, но продолжаем поедать друг друга. Тут и религии виной.
Спокойной ночи!

Николай Бузунов   18.01.2015 01:14   Заявить о нарушении
А я нашла в трудах финских ученых библиографию, где очень много ссылок на исследования русских дореволюционных ученых. Все-таки была наука:)

Милла Синиярви   18.01.2015 12:01   Заявить о нарушении
Это кто - Лихачёв?

Николай Бузунов   18.01.2015 12:42   Заявить о нарушении
Нет, Николай, библиография очень богатая. Вот одна из книн

Абрамов 1913: И. Абрамов. Поверья, приметы и заговоры жителей Новоград-Волынского и Заславского уездов // ЖС, 1913, вып. 3—4.

Лихачев как раз советский ученый, а до революции все было иначе.

Милла Синиярви   18.01.2015 13:32   Заявить о нарушении
Николай, вот как раз размышляя после нашей полемики
http://proza.ru/2015/01/18/1755

Милла Синиярви   18.01.2015 18:11   Заявить о нарушении
Абрамов понравился. Очень интересно! Милла, я заметил, что Вы читали КАМЕНЬ ИЗ РЁКА. Если дочитали до конца, мне интересно Ваше мнение не как знатока финноугорского фольклора, а как лингвиста.
С уважением,

Николай Бузунов   19.01.2015 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.