Зачарованные куклы

Познакомившись недавно с уникальными куклами жительницы Канады Марины Бычковой, вызывающими восторг и изумление, не смогла удержаться, чтобы не поделиться впечатлениями с читателем. Барби, со всей своей всемирной популярностью, перед ними бледнеет – и это не только мое мнение.
Куклы бывают разные, и отношение к ним тоже разное. Понятно, что основное их назначение быть игрушкой для детей, но иных создают исключительно для декора, для выставок и музеев, для частных коллекций. Куклы Марины Бычковой настолько функциональны, подвижны и “коммуникабельны” – с одной стороны, и настолько хороши – с другой, что способны выполнять все, предназначенные кукольной популяции функции одновременно – т.е. быть и игрушками, и украшениями.
Оговорюсь сразу, что лично я не отношу себя к числу сентиментальных дамочек и никогда на кукол “не западала” – они для меня остались отголосками и атрибутикой детства. Но творения этой удивительной девушки по-моему мало кого могут оставить равнодушными.
Марине всего 28 лет, а с ее куклами уже познакомился, без преувеличения, весь мир. И не только познакомился, но и оценил по достоинству. Достаточно сказать, что за четыре года – время, когда она согласилась продавать свои творения – цена на одну куколку взлетела до 29 500 евро, а до желающего приобрести ее очередь доходит в лучшем случае через год.
Так кто же такая Марина Бычкова. Надо сказать, что если в юности хрупкостью и романтичностью она в чем-то и походила на создаваемые ею образы, то сейчас это личность с твердым характером и прекрасно подвешенным языком, уверенная в себе и умеющая поставить на место лезущих к ней в душу многочисленных журналистов.
В Ванкувере мастерица поселилась сравнительно недавно, и хорошо помнит свой родной город, поскольку покидала его вместе с родителями и сестрами в 15-летнем возрасте. “Ванкувер стал для меня второй Родиной, – рассказывает Марина. –Но я люблю Россию, мой Новокузнецк, и я горжусь, что я русская. Скажу больше, по старинным преданиям нашего семейства, наш род Бычковых происходит от младшей ветви Великого князя Владимира Мономаха и, если это правда, то тогда выходит, что я принцесса. Мне не верится. Хотя у нас даже наш родовой герб сохранился.”
Да, Марина не только по национальности, но и по духу русская до мозга костей. Наверняка именно поэтому образы, создаваемые ею, чем-то неуловимо перекликаются с картинами Васнецова и Врубеля, ее любимых художников. Склонность мастерить кукол у нее появилась с 6 лет и сохраняется по сей день. Но если тогда, в детстве, это были картинки, вырезаемые из бумаги, с руками и ногами на ниточках, то теперь она создает маленькие шедевры из фарфора и красочных одеяний.
В 19 лет Марина закончила канадскую школу и, прежде чем заняться любимым делом, решила вооружиться знаниями и навыками на профессиональном уровне. Поступила в Институт Искусства и Дизайна Эмили Карр и в 2006-м стала бакалавром изобразительных искусств. Зная наперед, какие именно навыки ей следует приобрести дополнительно, она посещала различные курсы – керамики,  ювелирного дела, шитья и вышивки.
Прежде чем приступить к творчеству, она долго искала, какому материалу отдать предпочтение, и остановилась на фарфоре. “Я готова петь оду этому материалу. При правильной обработке фарфора, из него исходит тепло. Так и кажется, что кукла тёплая, живая. Ну и, к тому же, на фарфоровые куклы не действует время, они не стареют и могут жить в семье поколение за поколением.”
Прошло всего шесть лет с тех пор, как девушка начала разрабатывать свой стиль на профессиональном уровне, через два года появились заказы, и практически сразу же к ней пришли признание и громкий успех, особенно среди коллекционеров. Вот только ее довольно смелый, я бы сказала, новаторский подход к самому понятию “кукла” вызывает у людей неоднозначную реакцию.
В ее эфирные создания влюбляются практически все – сразу и бесповоротно. Но иных – в любом случае восхищающихся – шокирует “натурализм”, с которым она переносит на свои творения анатомические особенности мужчины и женщины. Какое эти куклы могут иметь отношение к детям?! – вопрошают они. Чтобы найти компромиссное решение, критики вынесли вердикт: куклы Марины Бычковой предназначены для взрослых, а не для детей.
Сама же Марина придерживается иного мнения. Бесполые нечто для детей, штабелями лежащие на полках магазинов игрушек, ее коробят, она считает, что куклы это маленькие люди, которые должны во всем на нас походить, и нервничает, когда ее творения обвиняют в неуместной эротичности.
“Почему мы стыдимся своего естества? Почему выпускаются куклы среднего рода? В моём понимании всё должно быть естественным. Умышленно лишая кукол сексуальных различий, мы прячем голову в песок, и вольно или невольно разжигаем нездоровый интерес у детей к тому, что нам дано природой. Не отсюда ли растут корни порнографии?”
Некоторые усматривают эротичность и в округлых женственных формах фарфоровых созданий, и в особой одухотворенной изысканности движений и поз, в подернутом поволокой взгляде больших печальных и томных глаз.
Восторженными отзывами и хвалебными гимнами в адрес творений Марины Бычковой весь интернет полон, но в качестве иллюстрации к вышесказанному приведу другие, альтернативные мнения с форумов, им посвященным:
- Это творчество на грани. Возможно уже ЗА гранью. Куклы настолько реальны, что жуть берет. А их глаза – в них такая грусть, такая боль, что начинает в носу щипать , самой заплакать хочется.
- Сплошная патология. Человека с нестойкой психикой может накрыть надолго.
- Нет, не нравится мне – почти всё навзрыд, нездоровое что-то.
- Скинул фотки знакомому психиатру: сказал – у автора жуткие комплексы. Посмотрел еще раз – верю.
- Красиво и в какой-то степени смертельно.
- Ужас! Они даже на фото шевелятся! Зачем это?!
В композициях Марины можно неожиданно натолкнуться на обнаженных любовников, лесбиянкок, на кукол беременных или покрытых сплошь татуировкой, и даже на гермафродитов. В мире ее голышек, как она их ласково называет, есть практически всё, что есть в мире людей. Плохо это или хорошо – вопрос из области психологии и мировоззрения.
Но что несомненно характерно для всех работ мастерицы – это какая-то особая, найденная ею одной загадочность, отстраненность, тонкая, напоенная лиризмом грусть и безграничное очарование в маленьких фарфоровых личиках, в затуманенных слезой глазах. Не случайно все создаваемые ею образы носят общее название – Enchanted Dolls – “Зачарованные куклы”.
Всех своих кукол, от начала и до конца, она делает сама, никому не доверяя – это вынашивание образа, эскиз, лепка, формовка, отливка фарфоровых деталей, обжиг, роспись подглазурными красками, повторный обжиг, покрытие прозрачной глазурью – снова обжиг, прилаживание шаровых шарниров на стальных пружинках и с замшевыми прокладками, изготовление одежды и всевозможных аксесуаров...
Марина может играть со своими голышками часами, меняя прически шелковистых, ниспадающих до пят волос, изобретая всевозможные грациозные позы, благо из-за особых двойных шарниров куклы ее обладают гибкостью и подвижностью фантастической. Но в конце концов она их одевает в шикарные, прямо-таки царские наряды, расшитые бисером, жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями, украшенные серебром и золотом. И делает это с упоением, не жалея времени: “Есть у меня русская Снегурочка, на её платье я нашила 32 000 белых бисеринок. А как иначе передать блеск снежинок?!” 
Несмотря на то, что все ее куклы одинакового размера (с Барби), имеют схожий силуэт и авторское повторение одного образа до 100 штук, каждая индивидуальна по-своему, поскольку расписывает их Марина вручную и одевает тоже по-разному.
На вопрос, сколько времени она тратит на создание одной куклы, Марина почти с вызовом отвечает: “Хм, а это как посмотреть. Моих голышек я делаю за неделю. На куклу с костюмом уходит до 500 часов работы, и это не так много. Но. Куклу надо разрисовывать? Надо. Для этого я окончила художественный институт. Ювелирные украшения кукле надо? Надо. Для этого я выучилась на ювелира. А шитьё? А … Так что дело тут не только в том, сколько я времени затратила непосредственно на одну куклу.”
Марина очень серьёзно подходит к созданию нового образа. Её вдохновляют литературные персонажи, герои сказок, исторические личности. И особенно – Восток. “Меня прямо трепет какой-то охватывает, когда я знакомлюсь с восточной культурой. Красотища неимоверная! А женщины Востока! Меня так и тянет создавать и создавать восточных красавиц.”
За год она успевает сделать 30–40 кукол, не больше. “Почему я работаю одна? А вы представьте себе Поленова, Шишкина, Саврасова, Васнецова, Репина, пишущих вместе одну картину”, – без ложной скромности отбривает она очередного любознательного гостя.
“Честно говоря, мне надоело работать на заказах. Тяжело все время делать то, что хотят другие, а не ты сам. Это не моя сказка. Я ценю свободу творчества”, – сетует она, одновременно не скрывая, что финансовая независимость для художника очень много значит. Но работает не только на заказ или ради удовольствия, но и готовится месяцами к международным выставкам, организуемым в разных странах. Одной из последних была выставка FRAGILITY (слово это можно перевести, как хрупкость, утонченность), проходившая в Берлине. Куклы Марины Бычковой пользовались на ней колоссальным успехом.
А недавно она дала согласие несколько упростить методы своего творчества, что сделало “зачарованных кукол”, цена на которых с каждым годом растет, более доступными для их поклонников. Но и в этом варианте в месяц выпускается всего несколько кукол, потому что расписывает и одевает их по-прежнему только сама Марина, не заинтересованная, кстати сказать, в больших тиражах: “Не хочу заполнять рынок своими куклами, они должны оставаться эксклюзивными.”
Она долго выбирала фабрику, которая могла бы производить ее куклы без существенного ущерба для качества, пока не нашла то, что хотела, в Америке. Не прекращая создавать фарфоровые экземпляры, Марина запустила свою Resin Line – копии фарфоровых кукол с небольшими изменениями, отливаемые из французского полиуретана. И соответственно расписываются они уже не подглазурными красками, которые после обжига составляют с фарфором единое целое на молекулярном уровне, а акриловыми, с применением акварельных карандашей. Затем все покрывается глянцевым лаком, что значительно уступает первым по прочности и долговечности. Хоть от традиционной для кукол эластичной резиновой протяжки, соединяющей шарниры, она наотрез отказалась, замшевые прокладки сохранены только в шейном и грудном отделах.
Предполагаемая цена полиуретановых, но по-прежнему авторских кукол-голышек 1500-2000 евро. Одетые куклы в образах, в зависимости от степени трудоемкости изготовления нарядов и использованных материалов, стоят значительно дороже. Цена, как выясняется, не пугает поклонниц Enchanted Dolls. Список людей, записавшихся к ней в очередь на покупку полиуретановой куклы уже растянулся на два года вперед. Иные мелкие коллекционеры согласны продать всю свою коллекцию, чтобы купить одну зачарованную девочку.
Марина ввела для себя традицию: вот уже несколько лет подряд раз в году, в день своего рождения, она дарит какому-нибудь одному посетителю ее сайта свою куклу, устраивая лотерею. В этом году она уже объявила весьма своеобразный конкурс на одну куклу. Девис конкурса гласит: “Вы вольны выбрать любой способ удивить меня своей работой. Удивил – победил!” 
Без натяжки можно сказать, что Марина живет в мире своих кукол, грезит ими. “Придумав куклу и воплотив её в фарфоре, я чувствую себя на седьмом небе, – говорит она. – А потом новая мечта, новая попытка, новое счастье. Так вот и живу, от куклы до куклы, от счастья до счастья.”


По этой сноске к перепечатанной статье добавлено много иллюстраций:
http://www.liveinternet.ru/users/4554783/post336737341/


Рецензии
Очень интересная статья! Все женщины когда-то были девочками и любили кукол.

Женские Истории   27.11.2014 13:34     Заявить о нарушении