Выбор
Обычно мы встречались по пятницам, в шахматном клубе. Так продолжалось почти два года, и я надеялась, что и после моего длительного отъезда, я смогу найти ее там же.
Дорога до шахматного клуба не близкая, так что я уже заняла уютное местечко в автобусе. Попытаюсь мысленно восстановить картину того времени, когда мы с ней поддерживали хорошие отношения.
Надо начать с того, что я, довольно старомодная девушка. Быть может, такой меня сделало воспитание, но гуляниям и вечеринкам я предпочитала чтение и шахматы. У меня было немного хороших знакомых, и Анна была одной из них. Но ни ее, ни кого-либо другого из этих людей я не могла назвать другом.
Познакомились мы, конечно же, в шахматном клубе. Просто, так получилось, что мы сели сыграть партию в быстрые шахматы. После первого десятка ходов я оказалась вдребезги разбита, и мы начали новое сражение. Однако, эта девушка была явно сильнее меня и я опять потерпела неудачу. Но в пятой партии мне удалось ее одолеть, и Анна, кажется, увидела во мне достойного соперника. А проходящий мимо нас тренер, заметил в нас перспективных шахматисток.
Мы играли вместе каждую пятницу, постепенно все больше и больше узнавая друг друга. Анна жила на другом конце города и училась в гимназии. Она отлично играла в шахматы, а особенно, в блиц. Увлеклась чтением остросюжетных детективов, очень любила говорить о спорте. Я заметила, что мы во многом похожи, к тому же еще и погодки: обеим тогда было по 16. Да, нам было о чем поговорить. И расстояние от шахматного клуба до остановки мы проходили с ней в одни ноги. А потом садились на разные автобусы и ехали: каждая в свою жизнь. До следующей пятницы.
Так продолжалось около двух лет. Потом, я окончила школу, и уехала за границу, в *** университет. Анна завершила обучение в гимназии, и поступила в какой-то городской ВУЗ. Мы не виделись практически полтора года, и мне было страшно интересно, как поживает моя знакомая. Во время нашей последней встречи, она говорила, что собирается кардинально поменять свою жизнь.
- Знаешь, мне так надоела примерная учеба! Поэтому я приняла решение: серьезно заняться спортом. Мне кажется, сейчас, только это может внести в жизнь какой-то смысл.
- Но ты ведь и так занимаешься спортом, то есть шахматами, – недоумевала я
- Я хочу заниматься нормальным спортом! Шахматы – это просто игра, удел дедушек на скамеечках. А я хочу двигаться, бегать, изматывающе тренироваться, зато потом реально побеждать, в настоящей борьбе. Завоевывать медали и быть первой - азартно говорила Анна. В тот момент, в ней действительно трудно было узнать шахматистку.
Однако, прошло полтора года, и все это время мы не получали никаких известий друг о друге. Мне оставалось только гадать – играет ли еще моя знакомая в шахматы, или же по правде, серьезно занялась спортом.
Но вот автобус остановился на той самой остановке. До клуба оставалось десять минут ходьбы. Я шла по хорошо знакомой, вытоптанной мною дорожке, размышляя о том, какой увижу Анну. Но тут в мою голову закралась мысль: а увижу ли я ее вообще? С чего я взяла, что она все еще посещает шахматный клуб?! Впрочем, сейчас все станет ясно, ведь я уже переступаю его порог.
Время бессильно над шахматным клубом. Те же темные портреты чемпионов на стенах, те же доски на столах, те же ряды фигур. Дедушка-гардеробщик, казалось, тоже не изменился с того дня когда последний раз подавал мне куртку. Вот и сейчас, он снова улыбается, подавая мне номерок. Конечно, он отлично меня помнит.
Я захожу в зал, сегодня там немноголюдно. Неизменные дедушки играют в классику, группа подростков рубиться в «быстрые шахматы». Не стоит даже внимательно присматриваться, что бы понять - Анны здесь нет. В кабинете для занятий тренер объясняет что-то детям. Я подошла к двери и негромко подозвала его.
-Здравствуйте! Узнали? - улыбнулась я
- Ты кажется … Женя! Точно, я тебя вспомнил. Участвовала в 15 турнире города по блицу, так?
- Да, вы правы, - мне было приятно, что старый тренер меня помнит. – Кто-нибудь из нашей группы еще ходит в клуб?
Тренер печально покачал головой. На его морщинистом лице появилась грустная улыбка.
- Если бы… Владислав в армии, Алина в декрете, Максим с Игорем уже год как переехали, Инна учиться где-то, ты вот только вернулась, да и то, сколько времени спустя.
- А Анна не заходила? – с волнением спросила я.
- Аня?- тренера немного передернуло – Аня заходила. Вот только лучше бы не заходила.
- В чем же дело?
- Сейчас, распущу своих – наставник кивнул в сторону маленьких учеников - и объясню. Несколько минут спустя, мы уже сидели в небольшой каморке и пили чай. Безо всяких вступлений, тренер начал свой рассказ:
- Ты наверно еще помнишь, что Аня лучше всех играла в быстрые шахматы. Меня выигрывала, как с добрым утром. Все хотел я ее на республиканские соревнования отправить. И вот, когда до этих соревнований осталось недели две, она как взбесилась. Сказала, что видеть больше не желает эти шахматы, и нигде участвовать не собирается. Больше она в клуб никогда не приходила. Но, месяц назад, я встретил ее на улице. Она прошла мимо, даже не поздоровавшись
- Ничего себе – огорчилась я – Как же я ее теперь найду, я так хотела с ней встретиться. Была почти уверенна, что найду ее здесь.
- Ну, у меня есть ее номер сотового телефона. Если хочешь, запиши, может быть это поможет ее найти.
Тренер достал записную книжку, и я быстро переписала номер.
- Спасибо вам огромное – поблагодарила я бывшего наставника – Ну я пойду, пожалуй.
-Что, так быстро уходишь? – спросил тренер
- Да, мне нужно спешить.
- Забегай на днях, если будет время.
- Хорошо - крикнула я, захлопывая за собою дверь.
Найдя относительно тихое место, я набрала номер. После изрядного количества гудков, в трубке послышался чей-то сонный голос:
-Алло
- Алло. Могу я услышать Анну?
- Нет, она на тренировке. Сотку дома забыла – все также вяло ответили мне
- А долго она будет на тренировке? Как с ней можно увидеться?- поинтересовалась я.
- Стадион «Движение» на улице***, в ближайшие два часа она будет там - ответил мне голос и отключился.
Не без труда я нашла это «Движение» (сказалось долгое отсутствие в городе). Но вот, наконец, я зашла в его ворота.
Стадион был практически пустым. Только на беговой дорожке непрерывно нарезали круги спортсмены. Сколько их там, определить было просто невозможно, так как они носились с умопомрачительной скоростью. И где-то там, среди них бежит и Аня.
Возле беговой дорожки я заметила человека. Он наблюдал за бегунами и периодически что-то им кричал. Наверное, это был тренер. Я направилась прямо к нему, что бы узнать здесь ли Аня, но он моментально заткнул меня вопросом:
- ПОЧЕМУ ОПАЗДЫВАЕМ?!
Я хотела было возразить, но тренер и не собирался меня слушать.
- Так, сейчас делай разминку, через 20 минут побежишь 10 000 метров.
- Но я не…
-ЧТО «НЕ»? Не знала, что сегодня бежим, хочешь сказать?! Я НЕДЕЛЮ назад говорил об этом, НЕДЕЛЮ!!! Пропускаешь тренировки, а потом спрашиваешь, почему на соревнования не берут! Да я тебя из секции….
- Я пришла не на тренировку, мне нужно увидеть Анну Скобякову - выпалила я, не ожидая конца тирады.
- Скобякова сейчас бежит, отвлекать я ее не позволю. Так что быстро 15 приседаний! – не успокаивался тренер.
- Но я же пришла не на секцию, зачем мне приседать? – не понимала я.
- И что? Ты так и собираешься жить без спорта?! Не позволю! И вообще, я тут тренер! ТАК ЧТО БЫСТРО ПРИСЕЛА, Я КОМУ СКАЗАЛ!
К счастью, я была в кедах и спортивном трико. Поэтому, я довольно быстро выполнила приседания. Тренер, радостно потирая руки, сказал:
- Так, а теперь подъем бедра. По 20 раз каждую ногу.
Пришлось снова подчиниться. Потом были наклоны, махи ногами, растяжка… Раскрасневшаяся и запыхавшаяся я села на трибуну, ожидая когда Аня закончит бег.
Наконец, спортсменки на беговой дорожке стали двигаться все медленнее и медленнее, постепенно переходя на ходьбу. После этого они окружили тренера и стали делать какие-то упражнения. Я постаралась разглядеть среди них Анну, но с трибун было не очень хорошо видно. Тогда я решила подойти поближе.
Увидев меня, тренер сказал одной из девушек:
- Скобякова, к тебе пришли!
Тренер указал рукой на меня. Девушка обернулась.
От удивления я едва не вскрикнула. Да, передо мной стояла Скобякова Анна. Но от прежней Анны-шахматистки в ней не осталось НИЧЕГО.
Анна-шахматистка была довольно высокой, ну, или, по крайней мере, казалась такой, ведь она всегда носила каблуки. Еще она красиво укладывала свои длинные каштановые волосы и выглядела очень стройной, из-за оригинальных блуз и пиджаков. Она выглядела очень интеллигентно, а очки, которые она всегда носила, ничуть не портили ее внешности. Взгляд ее был немного равнодушным ко всему, и это равнодушие развеивалось, порой, только в очень остросюжетной партии.
Сейчас же, передо мной стояла невысокая, коренастая девушка с непонятного цвета волосами. Было такое ощущение, что она когда-то покрасила их в рыжий цвет, а потом бесчисленное количество раз осветляла. Одета она была в спортивный костюм, а ее физиономия выражала крайнюю степень удовлетворения. Конечно, очков на ее лице уже не было, и возможно именно поэтому она казалось мне немного поглупевшим.
- Женя, ты что ли? - спросила она.
Я кивнула. Ничего себе, оказывается, она все еще меня помнит.
- Какими судьбами?- поинтересовалась Скобякова.
- Приехала на каникулы с учебы, захотелось увидится – ответила я
Анна улыбнулась:
- Еще помнишь меня! Забавно.
- Ты так изменилась, если честно. Я тебя даже не узнала сначала. Может, сходим в кафе, посидим-побеседуем?- предложила я
- Хорошо, только подожди минутку, переоденусь – сказала Анна и побежала в раздевалку.
Несколько минут спустя мы уже заходили в кафе. Я выбрала самый дальний столик, за которым можно было поговорить по душам без всяких помех.
- Что будешь заказывать? – поинтересовалась Анна.
- Может, выпьем кофе? – предложила я.
Анна отрицательно покачала головой:
- Нет, нет, нет, только не кофе. Оно же грузит сердце, ты что!
- Может тогда чаю? – немного растерялась я.
- Можешь себе заказать. Я наверно выпью стакан воды, но, как минимум, через пол часа, потому что после тренировки я принимала белковый коктель.
-Как ты так живешь? – поинтересовалась я, заказав себе чашечку чая – Пьешь какие-то коктели, отказываешься от кофе…
- Не знаю, привыкла уже – улыбнулась Анна – Мне очень даже нравиться.
-Как твоя учеба? На кого поступила? – попыталась я увести разговор на другую тему.
- Все отлично. Учусь на физрука.
- На физрука?!- я едва не пролила на себя принесенный мне чай- Учиться на физрука закончив гимназию…Шутишь что ли?
Скобякова улыбнулась и покачала головой:
-Нет, я правда, учусь на физрука, и гимназия этому не помеха. Можно сколько угодно мучить человека образованием, но выберет он ту профессию, которую захочет. Мне нравиться, я очень довольна. А на кого ты поступила?
- На финансового аналитика - ответила я.
- Ничего себе! Я даже не слышала о такой профессии! Расскажи, как там учат, и чем ты будешь заниматься в будущем.
Я начала рассказывать, Анна слушала с большим интересом. Потом мы обсудили еще множество вещей, и, в разговоре появилась небольшая пауза.
-Ань, почему ты ушла из шахмат? – я наконец-то смогла задать этот вопрос.
Девушка на секунду задумалась
- Нууу, я в общем-то и не приходила в них! – улыбнулась она.
- А если серьезно?
- Понимаешь, шахматы… они мне совсем не нравились. И именно поэтому, я перестала посещать шахматный клуб.
Я немного опешила. Ей не нравятся шахматы?! Но она ведь играла лучше всех в нашей группе! Неоднократно побеждала соревнования! И после этого, взяла и ушла?! Нет, это не укладывалось в моей голове.
- Ань, но у тебя же были такие способности к шахматам! Ты могла стать чемпионкой Республики и даже выезжать на международные соревнования. Ты могла стать КМС, а потом при желании выучиться на тренера. В любом случае, с шахматами ты добилась бы успеха! Так почему ты бросила их?
Анна провела рукой по переносице, как будто хотела поправить несуществующие сейчас очки, как она часто делала в шахматных партиях.
- Да, возможно, у меня когда-то и были способности к шахматам. Но я не стала их развивать. Часами сидеть за шахматной доской, а потом анализировать каждый свой ход, не доставляет мне удовольствия. А заниматься нелюбимым делом, пусть и развивая при этом способности, мне не захотелось.
Такие слова бывшей шахматной соперницы привели меня едва ли не в бешенство. «Как она может так ошибаться?»- резала мою голову мысль, и мне было необычайно жалко Скобякову, точнее то, во что она превратилась.
- Аня, но это было лучше для тебя! Ты бы добилась невиданных высот, занимаясь шахматами! Но ты выбрала бег, в котором у тебя никогда ничего не получиться, потому что ты близорукая! Ты собралась быть спортсменкой, но ты не подумала о том, что потом станешь такой же тупой и ограниченной как они. И вообще, променяв свою шахматную карьеру на ничего незначащие занятия бегом ты просто упустила свой шанс хоть чего-то добиться в жизни!!!!- выпалила я.
Моя собеседница удивленно подняла брови.
- Зачем ты кричишь на все кафе, Женя? Я прекрасно понимаю, что ты хочешь сказать. Я еще не настолько тупая и ограниченная, какой ты видишь меня в ближайшем будущем - спокойно сказала Анна.
- Извини, я неточно выразилась – сказала я.
Но Анна, не слушая меня, продолжала говорить:
- Знаешь, Женя, спасибо тебе, за то, что решила со мной увидеться. Просто глядя на тебя, я вспоминаю, какой сама была раньше: эгоистичной, ко всему критически настроенной. Я, как и ты, считала, что все должны слушать мое мнение, что только оно единственно правильно. Так считали и мои родители, отдавшие меня в шахматы. Их никогда не интересовало то, чего хотела я, и поэтому я училась в гимназии, занималась шахматами и посещала хор. Но моя душа всегда тянулась к спорту. И как бы родители не хотели это исправить, у них ничего не получилось. Я знаю, они желали мне самого лучшего. Хотели, что бы я стала кем-то в жизни. Но они не учли того, что я хочу жить по-иному. Поэтому, я ушла из дома. Я стала снимать квартиру и поступила учиться на физрука. Я стала заниматься бегом. И я не жалею о правильности своего выбора.
Ты считаешь, что быть шахматисткой для меня было бы гораздо лучше. Может ты и права, но быть шахматисткой я не хочу. А сейчас ты пытаешься переубедить меня, зачем? Я сделала свой выбор. Почему ты хочешь решать что-то за меня? Пойми, это моя жизнь. И даже если на твой взгляд я совершаю немыслимые ошибки, я делаю так, как хочется мне.
Да, я ничего не добьюсь в беге, но мне нравиться, нравиться этим заниматься. Счастье жизни не измерить никакими медалями. И как бы ты сейчас не хотела изменить мое мнение, у тебя ничего не получиться. Запомни, ты никогда не узнаешь, как будет лучше для другого человека. Ты должна просто уважать его выбор. А если ты не делаешь этого, что ж, это только твои проблемы. Можешь считать, что я испортила свою жизнь, уйдя из шахмат, что я тупая и ограниченная. Но я счастлива, и для меня это самое главное. Спасибо, что сегодня напомнила мне об этом.
Анна встала из-за столика и покинула кафе. А я, словно в трансе, сидела и думала о сказанном ею…
***
Я приехала в родной город только на пять дней, и один из них убила на встречу с Анной. Кто-то посчитает это просто глупым. Тем хуже для этого человека, ведь он совершенно не умеет уважать чужой выбор…
Свидетельство о публикации №214112702061