Гарнизон

               
  Время учебы пролетело. Отгремели выпускные балы, первый  офицерский отпуск и мы отправились к своим местам военной службы. Меня направили в Краснознаменный округ, а конкретнее в гарнизон этого округа.

  Вместе со мной, на этот край географической карты страны, был направлен мой сокурсник, с которым мы и поехали поездом сразу после отпуска. В вагоне мы познакомились еще с одним лейтенантом, тоже нашим земляком, направленным в сторону Борзи, которая не так далеко от озера Байкал.
               
  Дорога ожидалась дальняя и мы как могли сообща настраивались на это. Проводницами нашего прицепного вагона были студентки педагогического института, которые предоставили нам небольшие льготы. Дело в том, что мы привыкли засыпать и просыпаться в одно и то же время. Но оно смещалось в зависимости от расстояния от  нашего часового пояса, начиная с одного и заканчивая шестью часами. Что только мы не делали в это время. Товарищ взял с собой ручную кофемолку, но ножи ее были такими тупыми, что через час не намелешь и на одну кружку кофе. Тогда приходилось брать у проводниц и разбивать зерна молотком, предварительно завернув их в какую – то тряпку. Вспоминаю, что местные пассажиры уже пробуждались от сна, когда как мы еще и не ложились, играя в карты с проводницами. И так было до самого места прибытия. А когда прибыли и я вышел на перрон, то меня стало качать, будто бы я находился на палубе парохода в штормовом море. Вот так меня укачало за шесть суток вынужденного  путешествия. В штабе армии мне дали предписание и отправили в одну из дивизий, а там меня определили в батальон. Так со станции Амурской области, а конкретнее с полустанка и началась моя служба и офицерская жизнь. Весь мой гардероб, на то время, умещался в моем чемодане. Питался я в офицерском кафе или у себя в гостинице для офицерского состава.

  Прибыл в воинскую часть, принял взвод, разместился в гостинице и окунулся во все прелести гарнизонной дальневосточной  жизни. У меня и там, в части, нашлись земляки. Ни кто иной, как командир части.  Впоследствии и начальник штаба этой части. Но особого положения я от этого испытывал мало. Всё вместе со всеми, как все и на общих основаниях. Вот только в отпуск я тогда пошел летом, потому что надумал в это время жениться.   
               
  Меня поселили в общежитии в одной комнате с такими же молодыми лейтенантами, как и я. Причем с одним из них, Сашей, я учился вместе. А второй, тоже наш коллега, но оканчивал училище  в другом городе. Причем Володя служил с Сашей в одной роте. Все были холостяками.  Посуды своей не имели, ее пришлось покупать. Купили все необходимое для жизни и когда сами стали женатыми людьми, забирали какие – то предметы в свои семьи. Помню, Володя женился первым, когда поехал в отпуск в феврале месяце и выбрал себе сковороду. Вторым женился я в июле, взял электрическую плитку. Саша женился последним. Ему осталось все остальное из предметов нашей холостяцкой жизни. Связь с этими товарищами я потерял с переездами из города в город, при переходе из министерства в министерство. Жаль, но я буду продолжать их поиски всеми имеющимися у меня средствами. Хочу встретиться с ними, узнать от них, как они жили, служили, порадоваться за них, вспомнить совместную службу.

  В нашей воинской части офицеров до полного штата не хватало. Были случаи, когда в наряд приходилось заступать три раза в неделю. Считай, что через день, а точнее еще меньше. Если стоишь  начальником гарнизонного караула, то после его смены в часть приезжали в час ночи, домой возвращался часа в два. Вечером этого же дня уже идешь вновь в наряд. Но это не мешало нам, молодым офицерам, весело проводить время. Бывало, прибежишь вечером  с работы в общежитие, а там твои соседи и коллеги уже собираются в гарнизонный дом офицеров на танцы. Гарнизон был большим. Там была своя школа десятилетка, дом пионеров, а в доме офицеров свой ВИА. Его руководитель позже был моим свидетелем на свадьбе. Товарищи приглашают тебя, танцы были по субботам и воскресеньям, а ты еще не ходил в баню. Быстренько сбегаешь в баню, а чтобы согреться заглянешь в парилку на пять минут, потрешься мочалкой и к друзьям. А они тебя ждут, не дождутся, выговаривая, что мог бы и быстрее. Объяснял, что как мог быстро, вот только вылил на себя два тазика воды и сюда. Говорил о количестве нарядов, но так уж получалось, что один раз в неделю я обязательно бывал на танцевальной площадке. А к нам в гарнизон приезжали невесты с самого областного города за сотни километров. Вот такую он имел популярность среди всех гарнизонов области, а их было там огромное количество.

  Были командировки по всему Дальнему Востоку. Едем однажды эшелоном глубокой осенью в сторону Уссурийска. На улице холодно уже и в товарном вагоне тоже. Ставим печку буржуйку, назначаем истопника, укладываемся спать.  Слышу под утро шум и крик. Чувствую холод во всем  вагоне. Оказывается, истопник всю ночь печку не топил. Чтобы был виден огонь офицерам с расстояния в буржуйке, поставил в нее зажженную свечку, а сам улегся спать рядом. Один офицер от холода проснулся и обнаружил подобное безобразие. Над этим случаем долго еще смеялись, вспоминая этого истопника, даже тогда, когда он уже демобилизовался.
               
  Погода в области была не холодная даже зимой. Градусов двадцать – двадцать пять ниже нуля. Но когда дул ветер со стороны Китая, то мороз ощущался. У меня всю зиму были почерневшими кончики ушей и нос. Они шелушились, то – ли от мороза, то – ли от солнца, которое светило дней триста в году. Бывало на улице ветрено и зябко, но зайдешь туда, где нет ветра, и хочется раздеться и загорать, так хорошо пригревало солнце. В этих местах росла соя. Ее часто оставляли в зиму не убранной, а там столько было фазанов, что когда проезжаешь по трассе вдоль поля, то кажется, что ты находишься в каком – то заповеднике или на выставке диковинных пташек.

  Пришло время, я женился на своей невесте, и получил двухкомнатную квартиру в доме офицерского состава на первом этаже. Как оказалось даже не плохо, что на первом. В квартире было прохладно, в батареях был воздух, и часть их была холодная. Мне посоветовали выпустить его из них, тогда они будут теплыми все и будет теплее. Я так и поступил.

 Взял на работе ключ и стал откручивать заглушку на нижней части батареи отопления. Откручивал до тех пор, пока её не выбило напором воды. На меня хлынула масса из батареи вместе с ржавчиной. На помощь пришла супруга, но и совместными усилиями мы не смогли ничего поделать. Вода из батареи пошла уже горячая. Жена выбежала на лестничную площадку, чтобы попросить соседей сходить перекрыть отопление в котельной, которая находилась в соседнем доме. Через пять минут поток воды прекратился, пришел сантехник и поставил все на свои места. На полу была огромная лужа, которая убывала через щели в полу, оставляя только ржавчину, которой мы собрали потом около ведра. Когда первый шок прошел, жена рассказала, что когда вышла просить о помощи на лестничную площадку, то перепугала своим видом соседей. Мало того, что была испугана, но еще и мокрая с ног до головы, да покрытая коричневой ржавой массой. Еще посидев немного, мы стали с ней смеяться смехом от всей души. Вот так проходило наше шоковое состояние. После обеда я уже на работу не пошел, а стали убирать последствия наводнения. Права пословица, что не было бы счастья, да несчастье помогло. Так оно и случилось. Батарея отопления стала греться полностью, потому - что из нее вышли все накопившиеся там за многие годы шлаки. В квартире стало значительно теплее. Опыт был приобретен, что немаловажно.

  Сейчас в моем гараже стоит холодильник, который был куплен в первый год супружества. Ему не один уже десяток лет. По виду и дизайну он, конечно, уступает своим иностранным собратьям, но по времени в эксплуатации, заморозке, бесшумности в работе даст им фору. Он в рабочем состоянии, я его сейчас не использую, есть новый и современный, но не продаю и не выбрасываю его. Он для меня, как талисман,  как мой товарищ, прошедший со мной по всем дорогам и тропинкам, выпавшим мне с тех юных лет, выдержал все тяготы и имеет право уйти в запас, как и я и отдохнуть.   
               
  Моему сыну, Сергею, было около одного года, когда я их с женой провожал до Москвы. Затем на Волгоград. Билеты были куплены заблаговременно, и мы полетели. Из Благовещенска самолет летит более двенадцати часов, а из Хабаровска семь. Да и самолеты были разные. Один ТУ – 114 с четырьмя винтами и шумом на все время полета. Другой  Ил – 62 с комфортом. Поехали через Хабаровск. Поездом около суток, самолетом до Москвы с маленьким ребенком, пересадка к родственникам в Волгоград с другого аэропорта.  Когда сел в самолет из Москвы обратно до Хабаровска, застегнул ремни, то сразу заснул. Слышу только кто – то меня будит. Это была стюардесса, просившая пристегнуть ремни, так как мы идем уже на посадку. Оказалось, что я их и не расстегивал с самого взлета. Пропустил два обеда в полете, так как спал крепко, что не могли меня разбудить. Соседи по креслу смеялись вместе со стюардессами надо мной и моим крепким сном. А я просто утомился от нагрузки, выпавшей на меня в дороге.

  Отпуск на Дальнем Востоке у офицеров был большим. Еще была такая шутка. Приходит военный на службу, а его командир спрашивает, зачем он пришел сегодня. Работать отвечает. Но ты в отпуске со вчерашнего дня. Так и у меня получилось. Билета нет, нет денег у начальника финансовой службы. Он пошел по соседям и нашел деньги мелкими купюрами. Я их все рассовал по карманам, карманов не хватило и в дорогу. Полетел через Хабаровск по проверенному маршруту. Но в аэропорту сесть было негде, не – то, что лечь. Лето, время отпусков, что делать? Беру билет до Иркутска, через сутки до Новосибирска. В Новосибирске познакомился с офицером попутчиком, который с Комсомольска – на – Амуре в дороге уже неделю. Берем билет до Челябинска на вечер, а днем идем на пляж. Пришли, разделись, купаемся. Я выхожу из воды и не верю своим глазам. Торт и молоко, которое я купил себе, чтобы покушать пропали. Ну, думаю, деньги и все остальное, которое было у меня разложено по карманам тем более. Нет. Остальное все на месте. После этого сидим с попутчиком в кафе, и я вижу карту страны перед собой, на которой Новосибирск располагался ровно на половине пути от Благовещенска до Москвы. Я еще тогда подумал и пожелал попасть служить сюда. И через год попал, небеса меня услышали. Прилетели в Челябинск. Оттуда самолет наш только завтра и только рейс из Новосибирска. Мы один восемнадцатый, а другой девятнадцатый в очереди на приобретение билетов. Улетим, спрашиваем. Улетите, если завтра будут свободные места, а я в дороге уже пятые сутки. Мне не поверилось, когда я сел назавтра в кресло самолета для вылета, но это было так.  Мои мучения в дороге подходили к концу. Впереди ждала малая родина, маленький сынишка с женой, родители и прелести отпускного периода.

  Проводились штабные военные учения, на которые привлекли и нашу воинскую часть. Поехал командир части и я, его заместитель. Планировался наш доклад командующему военного округа. Мы, молодежь, командиру было около тридцати, вчерашний выпускник академии, а мне и того двадцать шесть. Мы так с ним переволновались, что когда закончили свой благополучный доклад и пришли к себе, то так с ним смеялись, что прибегали соседи справиться, а не сошли – ли мы с ума. Но все было в пределах. У нас так отпускали нервы, натянутые до предела. Потом я вспоминал этот смех и сравнивал его с тем смехом, когда чистил батарею отопления в своей квартире и убирал ржавчину с пола. Когда после учений поехали на машине домой, то бензин закончился прямо перед воротами в часть. Мотор ее заглох. И в этом нам повезло, а мне еще повезло и в другом. На мой перевод в другое место службы пришел приказ. Он пришел раньше, но руководство его скрыло от меня до окончания военных учений. Как бы что не случилось. Наверное,  правильно сделало.

  До этого я два раза переводился в группы Советских войск за границей, но так туда и не попал. Один раз в Польшу, другой в Германию.  Стою в наряде, начальником караула, в караульном помещении холодно. Звонит командир части и предлагает дать ответ о желании поехать служить в Польшу. А за границей служить плохо тем, что редко идешь на повышение, прямая замена.  В какой должности прибыл туда, в этой же и возвращаешься в Союз. От должности зависит и воинское звание. Здесь я уже прослужил больше года, там буду пять, да и по возвращении повышения, тоже, ждать надо и заслужить его. В части своих кандидатов  хватает. Отказываюсь. Сижу, зима, в помещении плюс два градуса, «дикие края», хочу к цивилизации ближе. Через двадцать минут перезваниваю, говорю, что я согласен. Но было поздно. Перевод был уже предложен другому. Он согласился. Все с ним произошло, как я и предполагал. Службу он закончил в не высоком воинском звании, но был за кордоном. Надо было выбирать и я и  он выбрали.

  Другая замена предполагалась с должности заместителя командира части. Но и тут не получилось. Было очередное сокращение войск и мою должность в Германии сократили. Хорошо это или плохо? Думаю, что хорошо. По крайней мере, я знаю, что со мной произошло. Как сложилась моя жизнь и служба. А иначе неизвестно как бы все было.  Возможно, все было бы лучше, а возможно….

  И еще одно я вынес из собственного житейского опыта. Если сразу тебе не повезло или судьба тебя больно ударила – это не значит, что все пропало, что все в прошлом. Нет. Это только начало сюжета. На самом деле это маленькая не неудача, а порожек перед большой удачей. Возможно, я не доходчиво это объяснил и возможно лучше об этом уже сказал мой любимый поэт, Сергей Есенин в своем стихотворении: - «Лицом к лицу, лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Скажем, опоздали вы на самолет, который должен отвезти вас в отпуск на южный берег. Проклинаете и таксиста, и дорожную пробку, и всех на свете. Рвете волосы на всех доступных местах своего тела, сидя в аэропорту. А из утренних новостей узнаете, что самолет, на котором вы должны были быть пассажиром, разбился при посадке и все пассажиры погибли. Вот теперь вы увидели всю картину в целом, а не ее какой – то фрагмент и можете дать оценку своему опозданию и людям, и обстоятельствам, послужившим этому. За все в жизни надо платить. Всё имеет свою цену. Оставила вас судьба в живых для того, чтобы в будущем вы могли совершить какой – то поступок или что – то другое. Но не просто так. И главное, вы чем – то это заслужили, что не сели в этот самолет или кто – то за вас попросил у Всевышнего. Скорее всего попросили за вас ваши родственники, ушедшие из жизни и ставшие вашими ангелами. Они ближе к Богу и Ангелу хранителю вашему, они и достучались до них. Мы только можем это все предполагать, но этим не располагать.

  Спешите делать добро, а главное не делайте беспричинно зла другим. Тогда вас увидят и отблагодарят. Просто так в мире ничего не делается. Бывают, правда, исключения, но мы - то не знаем истинных причин этих исключений.


Рецензии
С удовольствием ознакомился с Вашими краткими мемуарами. Хороший слог. Повествование увлекает.
С уважением,

Николай Прощенко   24.06.2016 20:46     Заявить о нарушении