Герб Рюриковичей - сокол в пике

Мало, кто знает, что история "трезубца" Украины уходит своими корнями в дохристианский период. По одной из версий это стилизованный символ Сокол Рюрика – геральдический знак Рюриковичей. Сокол, пикирующий вниз, на свою добычу.

В традиционной культуре северных народов сокол пользовался большим почетом. Сокол – символ мужества и воинской доблести, выражал воодушевление и победу, а также свободу, являлся оберегом в сражении, походе. В славянском фольклоре сокол символизировал воина, как правило, молодого героя, богатыря и князя, возглавляющего боевую дружину. Часто упоминается этот образ, например, в «Слове о полку Игореве». Трезубец Рюриковичей появился как аллегория пикирующего сокола. Былинный князь Вольга мог оборачиваться соколом. Кроме того, сокол – это единственная из хищных птиц, которая всегда атакует своего противника «в лоб», не применяя никаких тактических хитростей. Сокол никогда не добивает поверженного противника. Если его враг упал на землю, сокол ждет пока, он вновь взлетит и лишь тогда атакует. Все это лишь говорит о благородстве воинов, сражающихся под стягами этого символа, сражающихся в честном, прямом бою, под ясными лучами солнца.

В «Ригведе» (РВ IV 27; Айт.-бр. III 25) рассказывается хищной птице (орле), которая, несмотря на сто железных крепостей, которые её стерегли, взлетела на небо, вырвала стебель сомы и, обгоняя ветры и умножая свою силу, полетела обратно с неба в низ. Но «быстрый мыслию» гандхарва Кришану (др.-инд. Krishnu-; от krish- – «худой», «измождённый») выстрелил из лука, но стрела поразила у орла только одно маховое перо. Орёл благополучно доставил Индре растение, из которого приготовили напиток бессмертия или силы (сому). «Брахманы» излагают этот сюжет с рядом подробностей: из поражённого орлиного пера (или когтя) выросло на земле дерево парна (палаша) или шальяка, приобретшее особую сакральность в связи с ритуалом, в котором оно играло важную роль.

Ведический Кришану, видимо, тождественен авестийскому Kuriisanis, вождю, связанному как-то с хаомой, а хищной птице - сокол Варгана («далеко видящая»), который символизировал в «Авесте»  фарн - благодать (харизму) царской власти.

Видимо, что этот общеиндоиранский мотив присутствовал и в балто-причерноморской традиции и сохранился в геральдике династии Рюриковичей (от Рюрик, ст.-норм. Hrerekr «сокол»), где их родовой герб «тризуб» истолковывается как «сокол в пике», а дальнейшие его изменения с характерной заменой «крыла» на «цветок» или «растение» может интерпретироваться в контексте данного мифа об хищной птице, добывающей сому/хаому.

У западных славян и литовцев он известен как Рарог (чеш. raroh, словац. jarog, литов. rarogas «сокол») – хищная птица или дракон с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также в виде огненного вихря.

------------------------------------

Мезоевразийская параллель:

Птица Джатаю сразилась с демоном Раваной, который украл жену Ситу у самого благочестивого Бога, царя, мужа и личности, у Рамы. В этой битве Джатаю погиб. В 2019 г. году в "Центре Земли", в Керале, Индия, построили массивную скульптуру легендарной птицы Джатаю. Она воссоздана в бетоне, имеет 61 метр в длину, 46 метров в ширину и 21 метр в высоту.

Орел Одина

Бог Один захотел добыть мёд поэзии, хранившийся у великана Суттунга. Но великан не пожелал предоставить ему мёд. Тогда Один украл этот мёд. Он превратился в орла, взял мёд в клюв и полетел в Асгард. Великан тоже превратился в орла и бросился в погоню. Один успел долететь до дома и выплюнуть мёд в чашу. Но перед этим, так как Суттунг уже настигал его, чтобы облегчить вес и ускориться орёл проглотил часть мёда и изверг через задний проход. Богов и некоторых поэтов Один одарил мёдом из чаши. А мёд, переработанный кишечником орла в помёт, валялся везде. Его брал всякий, кто хотел, и древние скальды называли его "долей дурных поэтов" (skaldfifla hlut).

О Золотом Коршуне.

Императору Дзимму (божество, основатель и первый император Японии) в объединении Японии в Империю мешал князь Нагасуне. В первой битве с ним, Дзимму был разбит и отступил. Тогда боги послали Дзимму вестника в образе коршуна, посоветовавшего ему атаковать Нагасуне с востока. Когда Дзимму повел свою армию с востока при восходе солнца, вражеские войска были ослеплены сиянием, исходившим от золотого коршуна, который восседал на шесте поверх штандарта Дзимму, и в результате потерпели поражение. В 1890 г. в Японии был учреждён Орден Золотого коршуна, которым награждались за исключительные военные заслуги.

О грифе Пехаре

Тибетский бог-герой Пехара (Митра), убегая от принца Муругценпо (корейский. Мирик, кит. Миле, буддист. Майтрейя), которого поддерживает бог богатств Вайшравана-Кубера (тибет. Намсе Тадагье, rNam sras rta bdag brgyad), он превращается в грифа-стервятника или голубя и его подстрелил из лука один из вредоносных духов из десятимиллионной армии Вайшраваны. Место, куда тот упал, назвали Джарго Шонг (Bya rgod gshongs, «Долина Стервятника»). Победившая тибетская армия пригласила Пехара к себе и он на это ответил: «Я пойду в Тибет не по своей воле, но из-за вашего сильного желания, и только при условии, что я возьму с собой моих помощников, близких, друзей и дорогие мне вещи». Тибетские военные согласились на его условия. Пехар взял с собой эти и многие другие объекты, представлявшие собой его тело, речь и ум, и огромное количество драгоценностей. В окружении всего этого он в конце концов достиг монастыря Самье, где он стал хранителем сокровищницы (Кордзо Линга, dKor mdzod gling) монастыря.


Рецензии
Рарог или Сварог. А Сварог - согласно со славянским переводом Хроники Иоанна Малалы - бог-кузнец, отец Перуна и дед Даждьбога. По мнению некоторых исследователей - верховный бог юго-восточных славян, небесный огонь.

Кирилл Райман   22.12.2015 16:21     Заявить о нарушении
Нельзя отождествлять Сварога и Рарога. Это совершенно РАЗНЫЕ персонажи.

Олег Гуцуляк   23.12.2015 02:32   Заявить о нарушении
Ваше право, господин Олег. Да только я не о персонажах, а о философских категориях. Мое уважение.

Кирилл Райман   23.12.2015 20:41   Заявить о нарушении