Уильям Берроуз. Искусство Нагваля

В книгах Карлоса Кастанеды, Дон Хуан разделяет наше мировосприятие на Тональ и Нагваль. Тональное мировосприятие - это наша с вами повседневность причинно-следственных связей, которая весьма предсказуема ибо всегда имеет доступное для понимания описание. Нагваль же неизвестен, непредсказуем, неуправляем. Чтобы получить доступ к Нагвалю - двери восприятия должны быть открыты. Для этого необходимо ввести фактор случайности: потекшая краска на холсте, бросание банок с краской в огонь, её произвольное разбрызгивание. А еще лучше будет если вы начнете стрелять по холсту прямо из ружья, так вы точно получите огромное количество неповторимых пятен в самых непредсказуемых вариациях и формах. Без этого случайного фактора, художник может лишь скопировать предписание Тоналя , а его живопись будет скучной, как и мироощущение что он пытался запечатлеть.

Кли говорит: "Художник не изображает природу. Он изображает что видит."

То есть, он погружаясь в своё подсознание – которое скрыто от окружающих - созерцает нечто и затем делает это нечто видимым для зрителя на холсте. Если двери восприятия закрыты, картина предсказуема - как и повседневность , сидя в которой художник только и может что скопировать её, и в течение многих лет художники были вполне довольны, воспроизводя на своих полотнах всевозможные явления природы. Но то, что пытаюсь делать я, можно назвать - искусством Нагваля.

Выстрел из ружья взрывающий баллончик или удар трубой по ведру с краской это всего лишь способ связаться с Нагвалем. Есть и масса других способов, первое что приходит мне на ум, это: использование трафаретов, Марблинга (психоделической техники окрашивания под мрамор), да хотя бы и обычное выливание краски на холст.

Тот, кто жаждет непредсказуемости - должен постоянно культивировать в себе тягу к импровизации, случайности, а порой даже и несчастным случаям... Подбрасывание монеты или кистей, выстрелы из ружья, смешение всевозможных цветов и форм в новые формы и новые цветовые решения.

Он может развить этот процесс ещё глубже. Техника коллажей: силуэты, контуры человека, дома, деревья - может быть столь же хороша, как и взорвавшийся баллончик краски. Сухие листья - произвольно разбросанные по полотну, сетки, маски, круги, куски битого стекла на поверхности холста и слова, слова, слова... Я как-то использовал фразу, вроде: «Слово - истлевшее на ветру», но перевел её на Египетский язык символов. Эти слова используются, не в прямом значении - но лишь как образ.

Поскольку Нагваль непредсказуем, нет никаких формул что бы быть уверенным что он снизойдёт к вам. Конечно, магия изобилует заклинаниями и обрядами, но это всего лишь аксессуары, разной степени эффективности. Заклинание, которое работает сегодня – завтра может оказаться пустышкой, как выдохшееся пиво.

Художники увязли в изучении композиции и цветоведения, в довесок к изучению особенностей грунтовки холста. Писатели стали тщательно следить за количеством слов на странице. Но Нагваль не так прост - он должен постоянно создаваться и пересоздаваться - это непрерывный процесс. В этом и состоит суть искусства. Норман Мейлер как-то любезно сказал мне: что я, могу «обладать гением». Не то, чтобы я гений, или он находит меня гениальным. Но что, время от времени я могу «обладать гением». Я определяю «гений» как Нагваль, непредсказуемый, непринужденный, спонтанный и своевольный.
Художник был гением лишь однажды - когда ему фартануло.

Январь 1989


Рецензии