Сказочные огоньки детства

    На маленькой кухне в старом доме на Подоле особенно тепло и уютно сегодня. Хозяйка, Дарья Петровна, вся словно светится от счастья – вчера к ней внук приехал погостить.

    Дмитрий всегда был любимчиком Дарьи. Сильно скучала, когда он вместе с родителями уехал жить в другой город, в новую квартиру.  Ждала его к себе на каникулы. А потом, когда вырос и пошёл работать, ждала в отпуск. И Дима с радостью приезжал к бабушке в этот старенький дом, где всё ему знакомо и дорого с самого рождения.


Дарья Петровна с утра напекла пирогов, потчует внука и всё любуется, любуется им. Потом переводит взгляд на картину, что висит над диваном - подарок внука. Он художник.

   - Совсем ты взрослый стал, возмужал, - вздохнула и смахнула ненароком набежавшую слезу.

   - Бабушка, ну что ты? Конечно, я вырос. А тебя люблю, как в детстве, даже крепче!- Дима встал и обнял Дарью Петровну за плечи, чтобы бабушка ненароком не увидела предательские слёзы, навернувшиеся и ему на глаза. Бабушка сильно сдала за прошедший год, здоровье всё чаще стало пошаливать. Годы берут своё…

  - Бабушка, а давай я твой портрет напишу!

  - Что ты надумал?! – замахала она руками. Кто я такая, чтоб меня рисовать?


    Но внук не собирался отступать. Идея с портретом его не отпускала. И бабушка, наконец, согласилась. Но с одним условием – чтоб рисовал её не одну, а вместе с соседками – Елизаветой Васильевной и Анастасией Ивановной.
   Уж очень хотелось Дарье похвастаться перед подружками своим внуком.

    На том и порешили.

   Соседки подивились такому предложению, но, по большей части - из любопытства, согласились.
   Знали, что внук Петровны художником стал, что картины его покупают. Одну его картину видели у Петровны дома. И всё дивились - художников на их Подоле отродясь не было.


   Вечером, когда уже начало смеркаться, все три бабушки уселись на скамеечке возле дома.   Дарью Петровну посадили посередине.
  Нарядные, посмеиваются сами над собой: «Мы как модели! Не, не так – натурщицы!»

   А Дмитрий только молча улыбается.

  - Дима, а что нам делать-то надо? Шевелиться и разговаривать хоть можно?

  - Конечно, можно! На меня не обращайте внимания.


   … Не обращать внимания на художника, хоть и своего, которого с рождения знают, не получалось поначалу. Некоторое время сидели молча. Только вздыхали, каждая о своём.

   Молчание первой нарушила баба Лиза:
  - Петровна, какой же внук у тебя молодец! И талантливый. И красавец. И бабушку не забывает!

   Дарья Петровна отчего-то засмущалась и поспешила перенаправить разговор в другое русло:
  - У тебя тоже внук есть. И внучка.
  - Внук – то есть, да только видела я его пять лет назад в последний раз. Теперь и не узнаю, поди. Да и он меня не признает, - тяжело вздохнула Елизавета Васильевна.


    Эту историю соседки – подружки хорошо знали.  Дочка у Елизаветы Васильевны вышла замуж за иностранца, тот и увёз её с маленьким внуком жить за границу. С тех пор приезжали только раз...
Да и звонили не часто.
   Болело у бабы Лизы сердце и за дочь, и за внука.

   Бабушки снова замолчали.
   Нарушила молчание баба Настя:
   - Ну и что с того, что не приезжают. Главное, чтоб им там хорошо жилось.  А внучка у тебя совсем рядом живёт. Что горевать понапрасну? Может, оно и хорошо, что не вместе живёте. Вон у меня дома что творится – две дочери, пятеро внуков. Не протолкнуться. Я от плиты не отхожу – всех накормить надо, посуду перемыть. Вот и сейчас сижу в фартуке - снять забыла, замоталась совсем.
   - Да ты в фартуке ещё краше!- засмеялась Елизавета Васильевна.


    Дарья, Настя и Лиза жили по - соседству всю жизнь. В этом старинном доме, чем-то похожим на таинственный волшебный замок. Учились в одной школе, вместе бегали на танцы, по этой же брусчатке, влюблялись, делились секретами. Только теперь стали величать друг друга по отчеству, для солидности – Петровна, Ивановна, Васильевна.

   - Как быстро время летит, - вздохнула Дарья Петровна. – Вот уж мы и старушки.
   - Да ну. Придумала! Какие мы старушки? Мы ж - модели! Сейчас вон Дима нарисует нас красивыми и молодыми.

    Дмитрий смотрел на бабушек, слушал и не слушал.  А память уносила его всё дальше и дальше от сегодняшнего дня, во времена безоблачного детства и юности.
 
   Бабушка всегда была рядом. И заступалась, когда влетало, поделом, от родителей.
 
   …Однажды, вместо того, чтобы пойти в школу, катался на трамвае. А потом забрался в чей-то сад за яблоками. Убежать не успел, хозяин привёл домой и сдал родителям. Ох, и влетело же ему тогда! Навсегда пропала охота лазать по чужим садам.

   …А в другой раз решил напиться холодной воды зимой. Из колонки, что и сейчас рядом с домом.  Хотел заболеть и пропустить контрольную по математике.

      Но вода долго не хотела течь, а потом - как хлынет! Прямиком на ноги. Поскользнулся, упал, домой пришёл весь мокрый, но так и не заболел…

   …Вспомнилась Дмитрию и первая любовь, и первое разочарование.
   

    Плавный ход воспоминаний прервал возглас, немного позабавивший и рассмешивший его:
  – Дима, а что если кто эту твою картину потом кто-нибудь купить захочет? Продашь нас? - встрепенулась вдруг Анастасия Ивановна?

  - Ну что ты, баба Насть. Как же я вас продам? Я сделаю для картины красивую рамку и повешу её на бабушкиной кухне. Вы будете приходить к ней, пить чай и любоваться.
 А хотите прям сейчас посмотреть, что у меня получилось? Идите сюда!


    Бабушки бойко вскочили со скамейки, словно и не было за плечами десятилетий прожитой жизни. Подбежали к Диме.

    И… замерли в изумлении.

     Необыкновенный свет и тепло излучала картина молодого художника. Лица бабушек - красивые, одухотворенные.  Старый дом стал похож на волшебный замок, светящийся огоньками окон. А за каждым окошком – своя история, своя жизнь.

    Картина получилась очень красочной и яркой. Художнику удалось уловить и запечатлеть главное - дух того счастливого времени. Времени, похожего на сказку, времени детства - и своего, и бабушек, и всех - всех нас…

    Детства, которое было, но ушло. И не вернётся. Которое с каждым прожитым годом всё более отдаляется от нас, вспоминается порой, как сказка…

    А иногда, словно дуновением ветерка, память нас переносит в далекое прошлое, и явственно оживают отдельные эпизоды из детства. Это похоже на волшебство, духом которого и пропитана вся картина.
   Этим она завораживает, приковывает к себе взгляд, цепляет и не даёт просто пройти мимо.

    Этим она поразила и бабушек, которые некоторое время стояли и молча, с восхищением, смотрели на холст.
   - Ой, Дарья, мы теперь будем к тебе каждый день приходить, чтоб любоваться,- промолвила, наконец,  Елизавета Васильевна.
 
   Анастасия Ивановна смахнула фартуком набежавшую слезу и добавила:
 - Пеки пироги, Петровна и жди нас. Мы теперь к тебе часто захаживать будем…

  А Петровна с любовью и нескрываемой гордостью смотрела на внука.


По картине Дмитрия Крутоуса "Бабушки Подола".


Рецензии
У детей и внуков своя жизнь и её темп. Только сверстники всегда рядом. Тёплая уютная картина и рассказ.
С уважением,

Анна Сивак   27.04.2018 19:15     Заявить о нарушении
Вы правы, у людей разного возраста свой темп жизни, и бабушкам не угнаться за внуками. Да и не надо. Главное, чтобы тепло в отношениях сохранялось.
Спасибо за отзыв, Анна!
С уважением и теплом,

Вера Полуляк   27.04.2018 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.