Национальная идентичность

Несколько дней назад на передачу «Право знать» был приглашён преподобный отец Всеволод Чаплин. Причиной его приглашения послужил тот факт, что во время проведения Русского Собора была принята «Декларация русской идентичности», что вызвало бурную полемику в российском обществе. Учитывая то, что гость программы являлся лицом духовным, то споры присутствующих часто сводились к обсуждению Библии и вообще религии, в чём, на мой взгляд, не было никакой необходимости, поскольку основной вопрос сводился к следующему — как всё-таки лучше говорить — русский или россиянин?
Тема этой дискуссии не только интересная и острая, но и чрезвычайно важная, поэтому у меня возникло желание написать эту статью, чтобы высказать и свою точку зрения.
Забегая наперёд, скажу, что я принял сторону отца Всеволода, но не торопитесь мне возражать, потому что я обстоятельно, взвешенно и спокойно приведу вам все свои аргументы.
Начну я свою аргументацию, как ни странно, с Америки. Все мы наблюдаем в новостях за той волной возмущения, которая охватила город Фергюсон и другие города США в связи с убийстом чернокожего парня. Люди поверхностные считают, что протестующие требуют для убийцы справедливого наказания. Те люди, которые поумнее, убеждены, что это уже протесты против расовой дискриминации. И только единицы понимают, что происходит на самом деле.
А на самом деле там происходит следующее — чернокожее население неосознанно пытается восстановить утраченную национальную идентичность. Конечно, в их случае правильнее было бы сказать «расовую» идентичность, но сути это не меняет.
Так куда же девалась их идентичность? Её подменили. Вот уже много десятилетий в США все люди — и чёрные, и белые, и латино, и индейцы — называются одним безликим и совершенно омертвляющим словом «американец». Это на первый взгляд безобидное слово с течением времени вытесняет самое главное — национальную идентичность. А потеря национальной идентичности приводит к ужасающей духовной пустоте и вакууму. Кстати, у белого населения Америки тоже нет национальной идентичности. Вы когда-нибудь что-нибудь слышали об американском народном фольклоре? Вряд ли. Ну разве что песенки ковбоев в стиле кантри. Именно поэтому они так духовно бедны.
Отсутствие национальной идентичности это катастрофа.Срежьте с куста розы один цветок и положите его в сторонке. Он мгновенно увянет и засохнет. А те розы, что остались на кусте, питаются от своих корней и потому продолжают цвести и благоухать. Человек без своей национальной идентичности умирает в прямом смысле слова. Более того, эта потеря своей национальной идентичности сопровождается невыносимыми моральными страданиями. Настолько сильными, что человек либо предпочитает покончить с собой, лишь бы избавиться от этих страданий, либо лихорадочно ищет хоть что-нибудь, что может заполнить образовавшийся вакуум. Посмотрите, как европейская молодежь устремилась в радикальный ислам к джихадистам. Это ведь не что иное, как желание заполнить духовный вакуум. Что же приводит к этому вакууму в Европе? То же, что и в Америке. Слово «европеец», да и само создание ЕС и еврозоны, вытесняют национальную идентичность.
Не то ли происходит и у нас в связи с употреблением это безликого слова «россиянин»? В Российской Федерации уже выросло целое поколение молодых людей на слове «россиянин»,  а не на слове «русский». Это полная потеря национальной идентичности. И каков результат? Все эти курения спайсов, алкоголизм, сваливание в радикальный ислам — это всё острое желание заполнить образовавшийся вакуум, душевную пустоту. Это желание избавиться от душевных страданий.
Украинская бандеровщина и неонацизм из той же оперы. Молодое поколение украинцев потеряло свою национальную идентичность. Это может показаться странным, ведь они говорят исключительно на украинском и говорят исключительно об Украине. Но не вводите себя в заблуждение. Чем больше украинец скачет и кричит «Москаляку на гилляку», тем меньше он знает и историю своей страны, и своих великих украинских писателей, и поэтов, учёных, и художников, и культурных деятелей.
Куда же девалась украинская национальная идентичность? - спросите вы. Дело в том, что украинская идентичность настолько тесно связана с русской, что напоминает два приваренных друг к другу металлических каркаса. Таким образом, когда, после развала СССР украинцы начали искоренять русскую идентичность, они тем самым искоренили и свою. К какому плачевному результату это привело, мы все прекрасно видим.
Национальная идентичность должна быть абсолютно у каждого человека, потому что она делает его цельным. Например, если некий человек открыто и прямо скажет мне: «Я татарин. Мой родной язык — татарский. Моя религия — Ислам», то уважения и интереса к такому человеку у меня будет гораздо больше, чем к тому татарину, который просто скажет « Я россиянин». Парадокс заключается ещё и в том, что риск национальной розни велик именно среди тех, у кого национальная идентичность либо слаба, либо отсутствует вовсе. Те же люди, которые гордятся своей национальностью, своей культурой и своими корнями, относятся доброжелательно и с уважением и к представителям другой национальной идентичности. Это аксиома, которую Мировая История преподаёт нам уже много раз.

Моим самым сильным оружием является моё богатое воображение. Поэтому я, как обычно, прибегну к его помощи, чтобы вам наглядно продемонстрировать вышесказанное.
Давайте представим двух россиян, которые живут на одной улице. Предположим, что они физически немного отличаются. Например, один узкоглазый, а другой нет. Или один с лицом кавказца, а другой славянин. Теперь представим, что слово «россиянин» лишило их своей национальной идентичности. Спустя какое-то время мирного сосуществования отсутствие этой национальной идентичности их неизбежно приведёт к скуке и опустошённости. Начав скучать и морально страдать они неизбежно заметят, что они разные физически и станут себя друг другу противопоставлять. Один ударит себя в грудь и скажет «Я русский», другой сделает тоже самое и скажет, к примеру, «Я лезгин». Потом они начнут доказывать, кто из них лучше, и их опустошённые сердца неизбежно наполнятся ненавистью. ( К слову сказать, именно этот феномен мы наблюдаем сейчас на Украине).
Теперь представим таких же двух россиян, но таких, у которых есть своя национальная идентичность. Это наличие национальной идентичности само по себе уже не позволит им скучать и после некоторого сосуществования неизбежно произойдёт следующее. Один из них спросит другого:
 - Слушай, ты ведь калмык?
 - Калмык.
 - И что у вас, калмыцкий язык есть?
 - Есть.
 - Да ну! И что, национальные калмыцкие музыкальные инструменты есть?
 - Конечно.
 - И песни, и танцы?
 - Разумеется.
 - Ну надо же! Ну-ка, спой мне какую-нибудь калмыцкую песню. Никогда не слышал...».
Теперь посмотрите, что будет происходить дальше. Если до этого разговора калмык брал свой музыкальный инструмент в руки раз в полгода, то после этого разговора, он начинает брать его в руки раз в неделю. А беря его в руки, он не просто будет играть то, что уже знает, но и будет сочинять новые калмыцкие песни. Почему он так поступит? Потому что на него обратили внимание. А почему на него обратили внимание? Потому что у него есть национальная идентичность. Есть своя культура, свой язык и свои корни. И поэтому он интересен.

В математике есть один интересный парадокс. Если сложить хотя бы две единички, то неизбежно получится число, которое больше, чем единица. Если же мы попытаемся сложить хоть сотню тысяч нулей, то в сумме всё равно получится ноль. К чему я привёл этот математический пример? Дело в том, что слово «россиянин» превращает сто пятьдесят миллионой жителей Российской Федерации в сто пятьдесят миллионов нулей. А теперь представьте какая сила и какая мощь будет, в случае, если у каждого россяинина будет национальная идентичность. Какая огромная сумма получится, если каждый житель государства из нуля превратится в единицу, в человека цельного и самодостаточного.
Отец Всеволод Чаплин сказал на передаче: «Не нужно стесняться и говорить — «я русский». Я его перефразирую и скажу так: «Не нужно стесняться своей национальной идентичности. Даже если вы чукча или нанаец. Национальная идентичность, даже такая простая фраза, как «Я руский» или «Я башкир», делает человека неотъемлемой частью своего мира, своего рода. Он становится причастным к целой эпохе, он перестаёт быть сорванным листом, отданным на волю ветра.
И, пожалуй, самое главное это то, что именно те люди, которые имеют свою национальную идентичность, которые знают свою историю, свой язык и свою культуру, никогда не свалятся в нацинальную рознь, потому что любовь к своей национальности учит человека относится с уважением и к любой другой национальности или народности.


Рецензии