Журавль по имени Жирафа
Осенью 2004 года, в Ялте ассистенту знаменитого режиссера Марлена Хуциева Ивану позарез понадобился журавль. На этом серьезно настаивал Марлен Мартынович. В доме-музее Чехова шли съемки его будущей кинокартины «Невечерняя» (по мотивам рассказов Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова). Журавль нужен был всего на один день. Того требовал сценарий и историческая правда.
У Антона Павловича действительно жил домашний журавль. Каким-то непостижимым образом он раненым попал к писателю. Чехов его выходил и привязался к птице. Известно, что он шутливо называл ее «Жирафа». Это грациозное создание и предстояло отыскать ассистенту Ивану.
В специальном отделе киностудии «Мосфильм», где содержатся животные-актеры, каких только птиц да зверюшек не встретишь – всё-таки братья наши меньшие частенько требуются в кадр. Но, увы, при всем их разнообразии именно журавля здесь не оказалось. Впрочем, Ивану, не задумываясь, ответили: «А хотите страуса? Заплатите нужную сумму и берите его насовсем».
Старейшины рода журавлей, пожалуй, обиделись бы: их грациозного собрата и подменить какой-то пышноперой птицей! А вы можете представить себе клин страусов в небесах?
Дело объяснялось просто. Сегодня страусов пруд пруди на подмосковных фермах. Теперь эта птица вовсе не экзотическая. Тогда как журавль – создание особое, можно даже сказать, одухотворенное. Недаром именно его воспели поэты. А сколько песен посвящено этой птице!
Песни эти берут за душу. Неспроста, наверное, такая птица появилась и у Чехова.
Но где было взять журавля-актера? Пришлось искать на месте, в Крыму.
Прямо в ялтинском зоопарке Ивану удалось-таки найти журавлика. Птица была щуплая, пугливая и как видно совсем дикая. «Нет, такая сниматься не станет, – подумал Иван, - и вид у нее не крымский, а колымский». И все же ассистент запечатлел журавля на видеокамеру. А потом продолжил поиски. В двух часах от Ялты, в Симферополе зоопарка не оказалось. Но при городском парке когда-то был создан небольшой зверинец. И вот в круглой клетке ассистент известного режиссёра вдруг увидел прекрасную птицу: «Какая большая! Просто удивительно как она передвигается на таких тонких ножках!» Рядом с красавцем-журавлем гуляли куры, купались в пыли шустрые воробьишки, склевывали крошки сизари и, гордо подняв голову, расхаживала цапля. ( Ассистент подумал: «Тоже барышня ничего себе, жаль, что для этих съемок не пригодится»).
Иван привез в Ялту видеосъемку журавлей. Марлен Мартынович, конечно же, одобрил второго. Эта птица, к тому же, оказалась почти ручной. Когда-то ее подобрал и выкормил сам директор симферопольского зверинца. Заметно было, что он очень привязан к ней. После переговоров, где имя знаменитого режиссёра сыграло явно не последнюю роль, директор дал согласие на съемку. И, переживая за питомца, решил лично сопровождать журавля в Ялту.
С головой накрытая одеялом, бедная птица почти сто километров тряслась по горной дороге. Не ведая о том, что ее ждет. Но когда уже в чеховской усадьбе журавль выпрыгнул из машины, оказалось, что сложный путь не особенно его вымотал. Может быть, журавлик спал «без задних ног»? Специально для него из Москвы прибыла девушка-дрессировщица. А журавля сразу отправили в загон. Потому как снимать было рановато и чудо из симферопольского зверинца могло пока отдохнуть.
Сцена с журавликом планировалась на то время, когда совсем стемнеет. И никто не мог даже предположить, что спустя два часа здесь разыграется другая сцена, куда драматичнее той, что описана в сценарии. То ли пернатый друг хорошо отдохнул, то ли слишком разволновался и понял, наконец, что он отнюдь не в родном зверинце… Но, так или иначе, птица ловко перемахнула через изгородь и побежала, куда глаза глядят.
Нужно сказать, что дом-музей всемирно известного писателя расположен в просторной усадьбе, прячущейся за забором с колючей проволокой. Так что далеко журавлику удрать не удалось. Ловила его почти вся съемочная группа. Носился по чеховскому саду и директор зверинца, и второй режиссер, и реквизитор, и дрессировщица и многие другие. В смятении, ошарашенная от возгласов и беготни «охотников», мелькающих среди деревьев, птица прыгнула на опасную ограду… Перья журавлика окрасились кровью…
Бедный журавль ещё долго метался и никого к себе не подпускал. Исполнительный продюсер был очень недоволен, решив, что время и деньги на непутевую птицу потрачены зря. Но начинающего крылатого актера и съемку спасли ранние южные сумерки. Пернатый дебютант неожиданно притих, сделался почти смирным и, по знаку, данному Хуциевым Антону Чехову (он же артист столичного «Современника» Влад Ветров) и главному оператору Владимиру Ошерову, съемка пошла.
Дальше, пожалуй, началось то, что можно назвать таинством киноискусства. Как Чехову-Ветрову удалось найти контакт с птицей, сделать кадр живым, естественным – это останется загадкой для зрителя. Тонконогий пернатый актер все же сумел без проб сыграть свою первую и, возможно, последнюю кинороль.
По блеску в глазах Марлена Мартыновича Хуциева было заметно: сцена удалась.
Тем же вечером усталый журавль-«жирафа» отправился домой, в родной симферопольский зверинец. Может быть, иногда ему снится трудный дебют в фильме знаменитого режиссера?
2009
Свидетельство о публикации №214112700063
С Наступающими праздниками!
Владимир Задра 23.12.2014 15:42 Заявить о нарушении
Владислава Маро 23.12.2014 16:28 Заявить о нарушении