Как лепили героя

  В Киеве открыли памятник белорусу Михаилу Жизневскому, погибшего в один из первых дней Майдана.
  На открытии присутствовали родители Михаила, приехавшие из Гомеля, и это была их вторая встреча с сыном за семь лет, в течении которых он не давал о себе знать. К сожалению, на этот раз не с живым, а в виде памятника.
  Тогда, в январе нынешнего года, о смерти своего сына они узнали от белорусской оппозиции. Когда случился Майдан, та бурно оживилась. Такая прекрасная возможность напомнить о себе, побывать в отблесках чужой славы, назвав её и своей.
   И понеслось! Бесконечные заявления о том, что мы с вами, братья-украинцы, что ваша борьба - это борьба и за нашу свободу, поездки в Киев, выступления на Майдане... 
  Гибель же Жизневского "раскрутили" по полной:белорус погиб за свободу украинцев!
  Правда, никто до этого о Жизневском не слышал и понятия о нём не имел. Бросились выяснять. Мать Михаила, Нина Васильевна, ещё не искушенная в хитросплетениях оппозиционной политики, бесхитростно рассказала, что в 2005 году сын внезапно сбежал из дома и семь лет не давал о себе знать, так что его объявили в розыск, но все усилия правоохранительных органов не давали результата.
  Намного позже, в очередном интервью, мать скажет, что с сыном родители якобы все-таки повстречались в 2012 году в Киевском кафе, и тот обещал приехать домой. Разыскать его смогли якобы внуки матери Михаила по Интернету..
  В общем, теперь родители знали, что сын тогда, в семнадцатилетнем возрасте, сбежал на Украину, затаился там, называя себя Алексеем, вступил в УНА-УНСО, проживал в разных городах Украины, а затем перебрался в Белую Церковь под Киевом.
  Но отчего же Михаил сбежал из дому,  тихий, послушный парень, по словам матери, помогавший в местной церкви и якобы мечтавший стать священником? Мать в одном из первых интервью выдвинула такую версию:виновата...секция реконструкции, в которую записался Михаил в школе. Тренеру рыцарского клуба дали деньги, чтобы он заказал доспехи, но он их растратил, в его адрес начались угрозы, и тогда, по словам матери, "он взял Мишу, чтобы прикрыться им, и они убежали на Украину".
  Ясно, что эта версия для создания героической биографии не годится. И в украинских СМИ появились версии:Михаил сбежал на Украину к ...любимой девушке. Но преобладать стала другая:сбежал, спасаясь от политических репрессий, потому что участвовал в акциях против режима Лукашенко.
  Кто мог её подбросить, кроме белорусских оппозиционеров? В самой Беларуси она не звучала, что и неудивительно:здесь семью Жизневских не окутаешь ореолов мучеников, преследуемых властью. Семья была многодетная, из деревни перебралась в Гомель, до сих пор живёт на частной квартире, всегда еле сводила концы с концами.
  Одна из гомельских учительниц, сумевшая вспомнить Михаила, сказала, что на все платные мероприятия они старались провести парня бесплатно, поскольку семья была малоимущей.
  Михаила она характеризовала как тихого, услужливого парня, но легко подвергавшегося чужому влиянию.
  Гибель Жизневского на Майдане не вызвала у земляков того резонанса, на который рассчитывала белорусская оппозиция. Это она готова была лопнуть от восторга, что его в последний путь проводили Порошенко, Луценко и другие политики, певица Руслана, и кричала вслед за членами УНА-УНСО:"Слава Герою!". В Беларуси Майдан не был принят большинством населения и в самом начале, а теперь, когда видны его результаты,-тем более.
  Неприятным сюрпризом для оппозиции стал и тот факт, что Жизневскому не присвоено официальное звание Героя Украины:украинское законодательство не разрешает присваивать это звание гражданам другого государства. И вот глава зарубежной Белорусской Народной Республики Ивонка Сурвила(живущие в Беларуси оппозиционеры не решились на этот шаг?) пишет письмо президенту Украины с просьбой - ради Жизневского поступить вопреки закону.
  Свою просьбу она объяснила тем, что просит об этом мать Жизневского, которая подвергается давлению со стороны земляков, "введённых в заблуждение российской пропагандой", которые называют её сына  бандеровцем. "Для нашей семьи,- приводит Сурвило слова матери,- это очень важно, чтобы Миша получил звание Героя Украины, потому что тогда бы в Беларуси он перестал бы быть нацистом и бандеровцем".
  Поступать вопреки действующему в Украине законодательству не стали, но пресс-секретарь президента сообщил, что будет учреждён орден Героев Небесной сотни, и вот тогда его Михаилу дадут.
  Но какое бы звание или орден не дали Михаилу, надеждам матери сбыться не суждено:так и будут одни считать её сына героем, а другие - бандеровцем. И именно среди этих других ей и предстоит доживать свой век. Разве что их позовут жить на Украину. Основания для этого есть - памятник героя Майдана первым открыт её сыну.
  Теперь уж у него не спросишь:"Из-за чего ты, Миша, сбежал из дома?". Эта история почему-то так и осталась непрояснённой, хотя человек, с которым он сбежал, говорят, по-прежнему живёт в Украине.   


Рецензии