Благие намерения

Из цикла "Миф о мифе".

Миф второй: Благие намерения.

Итак, хитроумный план учёного Дедала по прославлению Миноса провалился с грандиозным треском. Радушное гостеприимство правителя Крита сменилось опалой: царь разгневался на художника за то, что придуманное Дедалом чудовище Минотавр было побеждено молодым героем Тесеем без единого удара. Условия проживания учёного во дворце становились всё жестче, обращение всё грубее, так что он оказался почти в плену.
Минос всё требовал от Дедала исправить причинённый ему позор, сотворив какую-нибудь иную диковинку, кроме уже разрушенного силами царя дворца Лабиринта. Но художник не мог или не хотел больше ничего придумывать для критского правителя и провёл на острове много лет. Считается, что Минос просто не хотел отпускать скульптора, желая один пользоваться его услугами, но мы-то с вами знаем…
Что ж, в таком своём положении Дедалу обвинять, кроме себя, было некого. Когда-то он считался величайшим художником, скульптором и зодчим Афин. Рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора статуи столь дивные, что они казались совершенно живыми. Он изобрел многие инструменты для своей работы, например топор и бурав. Слава его шла далеко.
Тогда у Дедала ещё не было сына и он обучал своему искусству племянника по имени Тал, сына своей сестры Пердики. Тал с самой юности поражал всех своими талантами и изобретательностью: нетрудно было понять, что он превзойдёт своего дядю. Что ж, все мы люди, всех нас иногда одолевают тёмные чувства, вот и Дедал позавидовал своему племяннику. Однажды они стояли вместе на афинском акрополе, у самого края скалы. Скульптор, уверенный, что останется безнаказанным, столкнул Тала вниз. Позже, когда художник собрался спрятать тело, его заметили, злодеяние Дедала открылось, и ареопаг присудил его к смерти.
Вот так он оказался на Крите, в фактическом плену у царя Миноса. Прошли годы, сынишке Дедала Икару уже исполнилось пятнадцать, и учёный решил: хватит ждать. Если невозможно покинуть Крит ни наземным, ни морским путём, то для бегства открыто небо!
И знаете, что придумал художник, живший тысячи лет назад? Он изобрёл и сконструировал первый в мире планер – такую треугольную штуку, с которой сейчас экстремалы спрыгивают с высоких скал, планируя в воздухе с потоками ветров. Он внимательно смотрел за птицами, подмечая форму крыльев, взял несколько лёгких деревянных планок, соединил их в подобие громадной плоской птицы, а потом натянул между планками сеть и прикрепил к ней воском множество перьев. Так и получился первый в мире планер.
Делал, вероятно, провёл несколько пробных полётов, понял, как надо управлять планером над морем, лавируя за прихотливыми морскими ветрами, и собрался сказать «прощай!» двору царя Крита Миноса, переставшему быть гостеприимным.
Стремясь к свободе, учёный подумал и о своём сыне. Но сразу он не обучал Икара, поскольку поначалу планер был один, а теперь уже стало поздно его учить, так как кто-нибудь мог заметить экспериментальные полёты Дедала и планеры бы отобрали. В общем, художник просто поставил планер перед сыном и сказал, что сейчас они полетят к свободе. Он велел Икару в точности повторять за ним все движения этими «крыльями», не спускаясь, ни выше, ни ниже, не сворачивая ни вправо, ни влево. Для верности, чтобы увлечённый полётом мальчишка не потерял бдительности и не свалился в море, Дедал крепко привязал сына к раме планера. Он ещё раз повторил Икару рекомендации по полету, и они кинулись с высокой приморской скалы навстречу свободе.
Поначалу, всё шло хорошо. Они уже миновали несколько островов и летели всё дальше. Юному Икару понравилось лететь, он, как и всякий человек, впервые уподобившийся птице, упивался полётом. Вскоре он начал шалить в воздухе, закладывать всякие виражи, позабыв строгий наказ отца.
Согласно легенде, Икар поднялся слишком высоко, и солнце расплавило скрепляющий перья воск, что привело к смерти юноши. Но, вероятнее всего, всё было наоборот: в упоении полётом мальчик спустился слишком низко к воде и коварный порыв морского ветра просто вдавил его в воду, коснувшись планера сверху. А поскольку Дедал, беспокоясь, привязал его к раме рукотворных крыльев, Икар не мог выплыть, не мог перевернуть планер, и судьбой его стало утопление.
Дедал же, оглядываясь и разыскивая взглядом сына, звал его, умоляя откликнуться. Но только перья остались плавать на воде. Учёный вдруг понял, что случилось с Икаром, и возненавидел своё искусство, возненавидел тот день, когда решил бежать с Крита воздушным путём.
Таким образом, благими намерениями Дедала для Икара оказалась вымощена дорога туда, где растёт много асфоделей, прохладно, тихо и очень глубоко – в царство Аида.
Что касается самого Дедала, то он добрался воздухом до острова Сицилия, где поселился у царя Кокала. Минос же, узнав о побеге ценного пленника, пустился за ним в погоню. Правитель Крита прибыл к Кокалу, но дочери сицилийского царя не хотели отпускать Дедала. Девушки убедили своего отца согласиться на требования Миноса и принять его, как гостя, во дворце. Когда критский царь принимал ванну, они сообща притащили и вылили на него котёл кипятка. Бедняга умер в страшных мучениях.
Дедал же долгие годы прожил на Сицилии, а под конец жизни снова вернулся в Афины, где положил начало роду Дедалидов, знаменитых афинских художников. Видимо, у афинян оказалась не слишком долгая память, а, может быть, умерли все те, кто помнил о совершённом когда-то Дедалом убийстве.


Рецензии