Оскар и Тимофей

А.Белов

Тимофей –это маленький мальчик, лет двенадцати, внук моего друга Володи Шудько. С Володей мы знакомы много лет, и как это сейчас любят говорить: - дружим семьями. А с внуком Тимошей, более близко познакомились, когда путешествовали по загадочной и незнакомой нам стране под названием- Марокко.
Как то, скучая на заднем сидении экскурсионного автобуса, от нечего делать я решил описать в стихах чудный горный пейзаж за окном. Публика вокруг молчала, Володя откровенно спал, по принципу: неясна ситуация, можно медитировать. Медитировал он регулярно и поэтому был всегда весел и жизнерадостен. Дав команду себе сосредоточиться, я начал подбирать рифмы. Первое, что привлекает взгляд, это марокканский горный пейзаж. Изумительный и неповторимый ландшафт гор Среднего Атласа. Сочетание цветов коричневого разных оттенков, зеленого и синего. Причудливая линия скал на фоне прозрачного неба, довершала природную композицию, все это завораживало. Хотелось стать Михаилом Юрьевичем Лермонтовым: - и писать мне про Атлас, как писал он про Кавказ.
от это Радостный от только что произведенных строчек будущей «поэмы в стихах», я решил их пересказать жене, но мое шептание на ушко услышал впереди сидящий Тимофей. Он весело посмотрел на меня и громко произнес на весь автобус: Строки Тимоши попали в самое «яблочко», все дружно засмеялись. Уже третий день наша туристическая группа отбивалась от навязчивых местных торговцев украшениями. На любой остановке автобуса, где как нам казалось никого быть не должно, они появлялись словно эльфы, из воздуха, даже в пустыне Маобита, среди песков, нас преследовал высоченный туарег в цветной халате и чалме. В руках он держал набор бус и древних камней, с изображением окаменевших аммонид.
Но это так к слову, вернемся в автобус. Компания наша окончательно проснулась, оживилась так, как нашла для себя интересное интеллектуальное занятие. Начался стихотворный конкурс. Я и не предлагал, что группа такая продвинутая, все в молодости писали стихи. Появились различные варианты куплетов, рифм и продолжений. Некоторые, особо продвинутые «поэты» даже предлагали изменить размер стиха. Решили, пусть каждый молча сочинит свое стихотворение о путешествии по Марокко , а потом устроим конкурс, чей вариант больше понравиться, тому честь и хвала. Так неожиданно началось мое близкое знакомство с этим интересным мальчиком.
Тимофей, воспитываемый в основном бабушкой и дедушкой, бабуней и дедуней , как он их нетрадиционно называет, очень развитый и продвинутый ребенок. Вера – жена дедушки Володи, увлеченная, творческая личность, со страстью к экзотическим путешествиям по белу-свету. Художник-фотограф от природы. Если бы однажды, где нибудь в интернете она прочла, что на луне обнаружены руины древнеславянского поселения, то следующий полет космонавтов на международную пилотируемую станцию Мир, произошел бы с промежуточной остановкой на Луне, и первые снимки славянской цивилизации на этом спутнике мы увидели бы в Верином исполнении. Легкость и задор, с которым она вместе с друзьями и семьей, перемещаются по планете, именно по планете, так как за то время, что я с ними знаком, проще назвать место, где они еще небыли, чем перечислить, географию их путешествий. Володя ее муж, для друзей естественно, для всех остальных Васильевич, по жизни предприниматель, имеет свой бизнес, чем и живет. Внешне крупный и солидный мужчина, добрый и отзывчивый, обаятельный, как Громозека из очаровательного советского мультика «Тайна третьей планеты». Бросается всем на помощь, по первому зову, и очень обижается когда, что- то сделали без его дружеского участия. Васильич, в молодости, профессионально увлекался бардовской песней, хорошо поет и играет на гитаре, пишет стихи, принимает участие в слетах любителей этого песенного жанра. В общем, вот в таком творческом и энергичном коллективе друзей и родных и воспитывается наш вышеупомянутый герой. Вера купила ему профессиональный фотоаппарат с хорошим объективом и научила художественной фотографии. У Тимофея появились удачные снимки, где просматривается его индивидуальность и фантазия.
На следующий год, мы всей марокканской кампанией решили путешествовать по Крыму, его восточному побережью. Разработку маршрута и программу пребывание спланировала Татьяна Москалева. Таня, следующий персонаж нашего дружного коллектива любителей дикого туризма. Она по профессии врач, кандидат медицинских наук, а по жизни « доктор Айболит» с такой же энергетикой и добротой, лечить «всех и вся». Стоит кому пожаловаться на здоровье, Татьяна немедленно хватает жертву в охапку и тащит к себе в «гнездо», то есть во врачебный кабинет. Возражения не принимаются. Она, словно Кондор с альпийского пояса Анд, летает высоко, высоко и внимательно, смотрит чтобы никто из несмышленых « человечков», по незнанию не растерял остатки здоровья. И тогда грозная птица в белом халате, низвергается с небес, ругаясь латинскими словами и медицинскими терминами, быстро возвращает бедолагу к здоровой жизни. Так вот, «наша Таня» хотя и Москалева, но по происхождению коренная Крымчанка. Да!….. выросла, училась, замуж вышла и так далее…, на восточном побережье Крыма. Знает там каждый куст на дороге, и камень в горах. Так что мы попали….. в хорошие руки.
Это было увлекательное и интересный тур. Знакомство с местными достапримечательствами, походами в горы, купание в теплом южном море, с дегустациями Крымских вин, шампанского Нового Света. Для Тимофея, поездки со взрослыми были скучноваты, хоть Вера и выскакивала с фотоаппаратом из автомобиля, через каждый километр горной дороги и призывно кричала: «Красота! Красота! Какая красота!» Тимофей ворчал, смешно копируя бабушкины слова и жестикуляцию: « Красота! Красота! Куда не приедет, ей везде красота!» Почувствовав настроение меньшего члена группы, мы с женой, также уставшее от ежедневной суеты, решили немного сменить маршрут путешествия и предложили в оставшиеся дни осмотреть исторические и культурные места Севастополя. С тайной мыслью, что там не только будем бродить по музеям, но и отдохнем от длительных поездок. « Народ» согласился, у Татьяны заканчивался отпуск, и она возвращалась в Москву. За прошедшую туристическую неделю наш энергичный доктор явно устал. Ведь она была не только нашим гидом, но и «адским» водителем. Обнявшись на прощание, мы поблагодарили Татьяну за ее героизм и мужество и интересное совместное путешествие, и пересев в мою машину, отправились по другому маршруту.
Главной задумкой Ларисы ( Лариса моя жена, тоже крымчанка), была задача показать, что существует не только Восточное и Южное побережье Крыма, где отдыхающие туристы только и делают, что валяются на берегу у моря, пьют вино и загорают на солнце, но и город-герой Севастополь, неподражаемый по красоте и месту расположения Симферополь, древние развалины Херсонеса и открытые советскими археологами городища древних Скифов .

Объектом заинтересованности супруги были не взрослые, а ребенок. Ей интуитивно хотелось, что- то поменять в характере Тимофее, изжить некоторые детские капризы, смотревшиеся диссонансом при общении. Отвлечь от детской эгоцентричности. Лариса решила поучаствовать в воспитании подрастающего поколения, но не в прямую, а опосредованно. Она понимала, что Бабушку Веру по части придумывания игр и забав, не переиграть. Тимофею не хватает общения другого уровня, общения с ровесниками. Но детей рядом не было. У бабушек и дедушек не бывает маленьких детей, а бывают маленькие внуки. Они их очень любят, и этим портят, излишне угождая во всем. Это как намек моим любимым друзьям. Лариса считала, что надо найти необычное развлечение для Тимофея, интересное и чтобы оно осталось в воспоминаниях у ребенка на все жизнь. И она задумала познакомить Тимофея с дельфином.
Дельфин жил на берегу самого синего моря, в закрытой от постороннего внимания красивейшей бухте Камышовая. Это был не просто дельфин. Когда то давно-давно, очень суровые дяди поймали его и привезли сюда. Он сильно скучал по родной дельфиньей стае, по маме и папе, по веселым играм на водных просторах, но люди отнеслись к нему с заботой и лаской, предлагали игры с мячиком и различными цветными кольцами. Учили высоко выпрыгивать из воды и ловить из рук маленькую вкусную рыбку. Общение с ними и игры ему скоро понравилось. Люди постоянно, что- то изобретали и выдумывали. Надевали на него кожаные ремни с различными железными дисками и ножами. Заставляли крепить их к днищам кораблей. Атаковать под водой людей в черных масках и с длинными ластами, и тащить в глубину. Дельфин не понимал зачем все это, ему не нравилось топить людей. В детстве он видел, как его родная стая, спасая от акул раненного человека , долго несла его на своих спинах, пока не показался корабль. Человек был передан людям в шлюпках, прямо с дельфиньих спин. И он мог бы спасать в море терпящих бедствие, делать еще многое, чего не знали дрессировщики. Но они каждое занятие повторяли одно и тоже, это было скучно и неинтересно. Дельфин подчинялся, так как в конце занятий, люди кормили его свежей рыбой.
Однажды на верху, что- то случилось, вместо скучных дядей в камуфляжах пришли люди в белых халатах, и привели с собой маленьких и шумных детишек. Дети плакали, боялись спускаться в воду и приближаться к нему. Дельфин всем своим видом показывал, что он добрый, и никого не обидит.- «Плывите, ко мне плывите, я научу вас нырять и кувыркаться, носиться над поверхностью воды и мгновенно останавливаться у бортика бассейна. Петь песни».- кричал он им на своем дельфиньем языке и дети поняли и пошли к нему, а он полюбил детей. Так началась его новая, неожиданно интересная и полезная жизнь.
И вот мы едем в дельфинарий. День выдался прекрасный, солнечный и теплый, как большинство летних дней в Севастополе. У всех было отличное настроение. Мы предполагали, что мероприятие будет не трудным, и главное необычным. Где и когда еще так запросто можно поплавать с настоящим дельфином.
Крым в тот год еще не был российским, и надо было договариваться с украинской администрацией, о нашем допуске в это «секретное» место. Но настойчивость и целеустремленность Ларисы, умевшей уговаривать даже крымские камни, открыли двери закрытого секретного объекта. Потеряв на « проникновение» много времени, мы не успели к назначенному сеансу и решили немного перекусить. На территории военной части располагалась столовая. Решили зайти, так как другого все равно не было, а выходить за территорию не разрешали стражи КПП.
Зайдя в столовую, взрослая компания радостно и весело переглянулась. Мы вернулись в советское прошлое. Ничего не изменилось в этом заведение с тех давних пор. Те же стены, выкрашенные на половину в темно-синий цвет, длинные столы со скамейками по десять человек, накрытые цветной клеенкой в клеточку, с незаменимой аллюминевой плошкой под соль, перец и горчицу. В раздаточном окошке, маячила толстая фигура поварихи, в застиранном халате. С нескрываемым удивлением на лицах вызванным неожиданным путешествием назад в прошлое, мы подошли к раздаточному окну и вежливо спросили у хмурой женщины: «Можно посмотреть меню! Мы хотим пообедать, что вы посоветуете нам взять?» Повариха окинула всех удивленным взглядом и произнесла фразу, которая вызвала у нас настальгический смех. «Обед закончился, ничего не осталось.» - категорично ответила она и отвернулась.
Как это все было знакомо. Мы выросли в СССР, закаленные и нас не испугаешь хамским поведением и отсутствием меню. И не такое преодолевали. Но молодое поколение в лице Тимофея восприняло увиденное с нескрываемым презрением. Он наотрез отказался от обеда в этом, по его мнению ужасном месте.
За 23 года незалежности в Крыму ничего не изменилось, кроме надписей на украинской мове и наличием жовто-блокидных знамен, на каждом столбе.. Весело и смешно было нам, потому, что мы знали куда попали, но ребенок был ошеломлен, увиденным и отказывался находиться в этом мрачном месте не то, чтобы обедать. В конце концов, зная советский менталитет поварихи, мы уговорили ее выдать нам, что осталось. Повариха наскребла 3 порции горохового супа, 2 порции макарон по-флотски без мяса, закуску из тертой свеклы и 5 стаканов мутного компота. Делать было нечего и мы согласились из принципа. Миролюбиво поделили отвоеванную еду между собой. Рассевшись на лавки за огромным столом на 10 человек, взрослые изображая ВИП персон на светском рауте, принялись трапезничать. Бабушка и дедушка , нахваливая супчик из гороха и салат из свеклы, уговаривали Тимофея это есть. Но поколение next упрямо отказывалось и презрительно косилось на нас, поглощавших по его мнению эту не апетитную и опасную для здоровья пищу. Не грозные окрики Васильча, ни ласковые уговоры Ларисы, не помогли. Тимофей пошел на скандал. Путешествуя по миру с бабуней и дедуней, он привык к дорогим отелям, шикарным ресторанам, где подавали по его желанию любые зкзотические блюда. В этом изобилии он вырос. Пребывание в мире богатых и успешных, стало неотемлемой нормой его жизни. Переключиться на убогую столовую с примитивной пищей и самообслуживанием, сознание современного ребенка не могло. Взрослым было неудобно за поведение мальчика, и мы ушли в расстроенных чувствах. Не предполагая, что будет дальше и получится ли это общение с дельфином при таком настроении ребенка.
Тимофей, вместе с инструктором, стоял на краю пирса, где в ограждении из крупных рыбацких сетей плескался дельфин. Вокруг был изумительный морской пейзаж из живописных скал и изумрудно синей воды. Длинные волны с приятным шуршанием набегали на камни и черную гальку и тихо отступали . Кто родился и вырос у моря, знает это непередаваемое чувство восторга и умиротворения, овладевающее у кромки прибоя. Хочется бесконечно всматриваться в морскую даль слушать и слушать шум набегающих волн. Думать о вечном, и не возвращаться, как можно дольше в мир суеты и тревог.
Нам было хорошо, а Тимофей весь замер и напрягся, он испугался резвящегося рядом дельфина и не хотел спускаться в воду. Бабушки и дедушки приведшие его сюда стояли в растерянности. Мальчик категорически отказывался плавать с дельфином . Видно было , что он его боится и весь дрожит: то ли от холода, то ли от страха. Эксперимент Лоры был под угрозой срыва. Но наш инструктор видно, не первый раз сталкивался с такими моментами и знал как с этим нужно бороться. Работая дрессировщиком морских животных он привык отдавать команды и требовать исполнения. Взяв Тимофея за руку, подвел его к краю бассейна и громко и властно крикнул:- В воду.- Тема не ожидал такого с ним обращения, было непонятно, кого он испугался больше, чужого дядю или дельфина, но быстренько по трапу спустился в низ. Однако, предполагаемого общения с дельфином не произошло. Тимофей отказывался приближаться к нему, хватать его двумя руками за спинной плавник, как приказывал инструктор. Ситуация заходила в тупик, взрослые не знали, что придумать, чтобы вывести ребенка из ступора. Вцепившись ручонками за вертикальный трап, он никого не слушал. Дельфин в это время высунув из воды голову, внимательно наблюдал за нашими действиями и как мне показалось даже немного улыбался. Он ждал команды своего наставника, но тот был занять Тимофеем, пытаясь развернуть его к дельфину. Тогда произошла эта неожиданная сцена: дельфин свистнув какую то фразу на своем языке, нырнул в глубину и тот час же вынырнул, просунув свой нос и часть головы между рук нашего испуганного дитя, Тимофей не ожидал от дельфина подобного маневра, и отцепившись от трапа инстинктивно и крепко обнял его за голову. Инструктор, что то крикнул , дельфин мотнул головой и понес нашего мальчика по бурлящей от его стремительного движения воде. Круг за кругом плыл Тимофей на спине дельфина. Испуг прошел, он счастливо улыбался, и все сильнее держался за верхний плавник. Окружающие замерли в восторге от этого зрелища. Бабуня рискуя упасть в бассейн, бегала по самому краю, беспрерывно нажимала на затвор фотоаппарата. Позволив дельфину сделать несколько кругов, дрессировщик подозвал его к себе. Дельфин мгновенно затормозил и ловко поймал маленькую рыбку, брошенную с пирса. Выполнение каждого упражнения сопровождалось подобной наградой . По следующей команде дельфин повернулся к Тимофею животом и протянул ему два боковых плавника. Мальчик схватил своего нового друга и дельфин вертикально стоя на хвосте, закружил его в феерическом вальсе. Зрелище было незабываемое. Служащий дельфинария все быстрее и быстрее заставлял пару двигаться по бассейну, пока они не слились в едином порыве. Дельфин успевал все: быстро плыть, крутиться, нырять, прищелкивать языком. Всем было весело. На лице дрессировщика появилась улыбка. Но вот опять прозвучала резкая команда и это часть спектакля закончилась. Дельфин с приклеившимся к нему телом мальчика, подплыли к бортику, он склонил свое узкое рыльце к уху Тимофея, и нежно начал издавать звуки похожие на свист. « Он поет ему песню»,- пояснил нам происходящее дрессировщик. Дельфин действительно пел и все слышали этот звук похожий на скрип, затем он легонько прикоснулся к щеке Тимофея, как будь то поцеловал и прислонился к его уху. Ребенок замер в восторге, чувствовалось, что он ошеломлен общением с этим морским животным, ничего не боялся, был счастлив и весел. Какая-то жизнерадостная энергия передалась ему от дельфина и ожила в нем.
Возвращаясь, вся группа участников мероприятия, задумчиво молчала. Каждый думал о своем. Нарушив тишину, я спросил: «Тимофей! Что все- таки шептал тебе на ушко дельфин?» Тимофей, немного помолчав, задумчиво ответил: « Он мне сказал, что его зовут Оскар, и он очень хочет вернуться в море!» Чувствовалось, что ребенок передал не все свои впечатления от общения с дельфином, что-то сокровенное он оставил для себя и никому об этом уже не скажет, пока не осмыслит своим пробуждающимся пытливым сознанием.
После, этого события мы еще долго ездили по другим местам Крыма, побывали на развалинах Херсонеса, посетили Панораму посвященную защитникам Севастополя в Крымской войне 1854 года, побывали на Сапун-горе и в других исторических местах. Тимофей изменился, он стал серьезным, вел себя спокойно и уверенно. Перестал называть своих близких: бабуней и дедуней. И даже начал готовится к школе, самостоятельно разбирая заданные учительницей упражнения по русскому языку.
Севастополь.

Август 2014 года.


Рецензии