Дни Первый, Второй и Третий

                Трудно в мученье - легко в раю! /Услышанное/


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Привет! Спасибо за прекрасное путешествие по лесу в эти выходные дни. Еще и еще раз убеждаюсь, что  контакт с природой,  пешие путешествия и возможность выговориться - редкие и почти несбыточные удовольствия для меня в последнее время - это мои наилучшие способы воскреснуть,  встать  на  Путь, получить необходимый приток сил и энергии. Если бы такая возможность (регулярная прогулка по лесу!) у меня была каждое воскресение,  то я бы ни о чем другом - Учителе,  группе, книгах, философии, - и не помышляла бы. Природа в себе содержит все и способна научить всему, и только наши метания разума да еще лень мешают нам это понять.  После долгой прогулки болят все мышцы,  но ничего приятнее этой боли, кажется, и нет!

А сегодня я все-таки пойду к «Женщинам в Белом».  Во-первых, пообещала Гале,  во-вторых,  прежде,  чем  «тявкать»,  надо  сперва ознакомиться лично,  в-третьих, приобрету там новые жизненные впечатления,  а я до них - большая любительница, но вот, в четвертых, к сожалению,  пока нет:  мне кажется, я там не застряну. Как бы ни была хороша их школа, я уверена, что никто из там присутствующих не вращался в подобных коллективах в общей сложности  на протяжении 16  лет,  и потому все для них - важно и значительно,  как было и для меня в свое время.  «Костыль» заманчив - они снова смогут помочь мне обуздать мой аппетит и мою лень работать над телом и мыслями,  но доколе же можно жить с костылями?  Чего мне самой не хватает,  чтобы жить правильно?  Что мешает применять их  идеи  в жизни, не уходя из дома на полные сутки, а уделяя свое время тем, кто в этом нуждается - маме и Маше?  Как бы мне потом не пришлось жалеть,  что думая о своем «духовном продвижении», я слишком мало им уделила времени?  Впрочем, не знаю. Как и всегда, во мне масса противоречивых и убедительных доводов по любому вопросу.  Сегодня схожу, а там - как получится.

Твое письмо мне понравилось.  Примеры выразительны.  Все возвращается к нам,  и крайне полезно помнить,  что кому-то мы задолжали,  кто-то задолжал нам, и, помня это, не сильно отождествляться с происходящим. Ты знаешь,  а у меня тоже есть дурная слабинка тащить по мелочам то, что «плохо лежит». В этом мало кто любит сознаваться,  спасибо за откровенность,  значит я  -  не  одинока.  И  я  много  раз замечала:  найдешь  что-нибудь  на дороге или приобретешь на холяву - так и жди,  скоро чего-нибудь потеряешь!  Во всяком случае,  еще со времен  Володи  у  меня  выработалась  привычка  «радоваться» материальным потерям:  с одной стороны,  обидно и жалко,  а с другой,  словно бы откупилась – может пронесет меня от более серьезной потери,  или жизнь повернется в лучшую сторону!  И  эта  «мистика» меня здорово поддерживает!  Ты,  Тилопа, молодец, мне часто помогаешь и делом и мыслью, хотя я твои примеры и выводы часто воспринимаю с некоторой задержкой. Наверное, ты в чем-то мне в прошлой жизни задолжал, и теперь вынужден стать моим наставником - практическим Учителем. Будешь моим Дон Хуаном?

Пока на этом кончаю, пришли коллеги с кипой дел. До следующего!


ДЕНЬ ВТОРОЙ

Поистине, не знаешь, где найдешь, где потеряешь. В случае со мной, особенно. Итак, мой друг Тилопа, вчера, как и собиралась, я поехала на первое занятие Всемирного Духовного Университета Праджапита Брахма Кумарис, отпросившись с работы на час.  Ехала долго,  хотя и удобно - по той же,  нашей Московско-Петроградской линии.  В последнее время вся моя жизнь каким-то  образом  выпрямляется,  и  все  значимое  в  ней  неизбежно появляется на этой - Московско-Петроградской прямой,  или это мне только кажется?  Дорога заняла 55 минут, из чего я сделала вывод,  что данная группа мне не подходит: ну не каждый же день мне на час отпрашиваться или на час опаздывать?! Ладно, думаю, хоть разовое впечатление получу.

Пришла я  в  зал  одной из первых.  Заняла место по центру в удобном кресле, но, как выяснилось позже, интуитивно села в женскую, левую половину. Села - и вдруг все поплыло:  в руках вибрация, зал покачивается и атмосфера в нем как будто бы пульсирует, - много лет у меня не было этого блаженного ощущения!!  А в зале почти пусто.  Заранее намолено, что ли? Но уже стало интересно.  На сцене из белой и кремовой ткани собрана декорация - Солнце и его лучи,  на которых парит йог в белых одеждах.  И хотя он - картонный,  но лицо такое живое,  что я сперва даже вздрогнула.  Улыбка у него не блаженно-отрешенная,  как у кришнуитов,  а удивительно естественная и светлая.  Так мог бы улыбаться Рамакришна или его ученики.  Никаких благовоний в зале, музыки почти нет, - так,  изредка,  как из другого зала,  что-то доносится тихое и очень нежное. На сцене белое пустое кресло. А у меня чувство, что я пришла Домой. В смысле, опять нахожусь в том поле индуизма - йоги,  Вед и уж не знаю чего,  но того,  что единственно мне - родное,  что не связано с конкретной религией или школой, - образ жизни,  что ли...  Я глаза закрыла и сижу. Тихо так вокруг, спокойно. Оставаться здесь не планирую - против обстоятельств не попрешь, хотя и жаль... Сижу и  наслаждаюсь вибрациями в ладонях.

Потом вошла Сантош. Слово-то какое, до боли родное: сантош  называется в Раджа-Йоге 2-ой  принцип 2-ой  ступени  Йама. Сколько  раз я на эту тему занятие в своей группе провела!  Самый трудный этот принцип  для  меня и  самый важный:  уметь довольствоваться тем, что имеешь, своим  положением, ситуацией, и оставаться в равновесии, что бы ни случилось. Душой я его принимаю и душу этого  принципа чувствую, но следую ли?  Увы.  Может потому я и здесь? с Сантош? Она немолода, темнокожа, темные,  длинные до пят волосы на прямой пробор,  белоснежное сари.  А уши настоящие - варны брахманов: с толстой оттопыренной мочкой! С такими ушами трудно не быть Учителем. Говорит по-английски, с переводчиком,  но русскую речь понимает. И снова радость: люблю я английский, хоть и забыла  его  совсем,  а тут наполовину ее понимаю,  общий смысл улавливаю,  хотя переводчик мне все равно нужен. Мне ничего записывать не хотелось:  все и так хорошо ложилось и было очевидно. И опять чувство, что я у себя Дома.

В душу запал ее вопрос: чем Вы хотите платить за это обучение? И ответы - временем, вниманием, личными усилиями... Значит,  надо не искать оправданий,  а сделать усилия над собой, - эта плата покруче денежной! Здесь денег не берут. Здесь нет конкретной религии, здесь учатся у Источника быть единым  с Источником, то есть, идет  практическая работа над собой,  гармонизация Я и обретение Единства. У меня в башке много знаний обо всем этом (или кажется,  что много, ведь все  было так давно!), да что толку: надо, чтобы  это  стало  моим инструментом!  А вдруг я здесь почувствую состояние медитации? Раньше я этого как хотела, а вдруг теперь, здесь получится? Похоже, Сантош, и правда, - Достигшая, а не как все мы - йоги-теоретики ленинградских подполий...Из лекции Сантош больше всего понравилась одна  ее  мысль. Для единения с Источником нужны два инструмента - Science (Наука) и Silence (Безмолвие).  Не случайно в английском языке эти  слова созвучны. Нужны знания, и нужно умение пребывать в тишине и слушать Высшее Начало.  С первым я более или менее справлюсь сама, но вот слушать Безмолвие меня могут научить только здесь. Ведь знаю же, надо лишь встать на свой Путь, и обстоятельства сами изменятся,  выпрямятся: и время найдется, и возможности. Но усилия нужны. И преданность  тому  Пути, который  тебе  опять посылают. Ведь от  скольких  разных и заманчивых групп я,  как Колобок,  уже уходила, придумывая убедительные отговорки.  Может, хватит?  Может, меня позвали именно сюда? И радостно и страшно. Как с работой?  Как  с  домашними?  Но  едва ли я еще раз услышу такой зов (я уже три раза от этой группы отнекивалась и вот,  наконец,  пришла). А уж если все начинать заново, то только здесь, в йоге, где все мне такое родное. Давно я уже не была ученицей. Училась, уча других, сама не будучи достигшей.

Не жалею,  мне это многое дало. Но как же радостно было бы встретить реального Учителя и принять от него помощь! Впрочем, я, наверное, безнадежна.

Ушла я  с совершенно другими намерениями,  чем пришла.  Буду ходить. Договорюсь и с мамой, и с работой - оформлю в счет отпуска сокращенный рабочий день. Хватит оправдываться.  Самое смешное, что пришла я с занятия не уставшей, а отдохнувшей. И есть не хотела, хотя и вечер. И спала сегодня, как дитя, безмятежно. Конечно,  нам,  как новичкам, сейчас дают многое авансом. Лучше этого времени не будет. Но потом придется работать самостоятельно.

Вот так, друг Тилопа, неожиданно поворачивается моя жизнь. По  крайней мере,  на сегодняшний день.  Сейчас пойду с заявлением  к начальству. И  маму упросила меня понять на два месяца.  С дочкой проще, она меня понимает. Я решила и дальше записывать свои впечатления о своем пребывании с Сантош.  Думаю, это будет полезно.


ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Чем мы здесь занимаемся?  Яснее всего на этот вопрос ответит декорация сцены нашего актового зала, где идут занятия. В центре ее - Солнце, Источник энергии, света и жизни, а еще - Творец нашего мира, имеющий Единую с нами духовную природу. По его лучам восходит Йог, сидящий в позе лотоса. Он уже осознал и раскрыл свою духовную природу и потому - тоже источник, духовная монада, стремящаяся возвратиться к тому, кто ее создал. Наш Университет помогает людям понять свою природу и вернуться к самим себе.

Мне нравится, как Сантош организовала свой курс. Она начала с главного - с философии,  с вопроса, которым одни школы кончают свои занятия, а большинство не затрагивают и вовсе. Это вопрос - «Кто я?» Во всех группах, где мне удалось побывать, начинают с нравоучений: чего нельзя делать и что и когда можно  употреблять  в пищу, или подробно изучают Писания,  очень мудрые, полные важных подробностей и мифов, на которые нацеливается все внимание верующих. Христиане с упоением цитируют Евангелие и Библию, где постоянно проскальзывает их  любимое  «раб божий» в противовес Отцу Небесному. Буддисты учат еще менее понятные для русского ума молитвы на древнем языке, льют в уши мантры и россказни о веренице миров и  просветленных душ и чаще требуют следования правилам, чем понимания их. Наши доморощенные йоги сразу начинают со здоровья и затем последовательно, ступень за ступенью  выстраивают  инструменты, способствующие медитации. А многие ли понимают, что такое медитация? Зачем она? К чему мы идем и что знаем о себе?

Сейчас я неожиданно поняла, что даже Володя, мой первый  и единственный Учитель йоги, философских вопросов не рассматривал. Это скорее я, по книгам постепенно выстраивала для себя понятие об индийской философии, но на своих занятиях не спешила сразу давать эти темы: не поймут, не заинтересуются, рано... Сантош начала с главного и этим пленила мою душу. Она не говорит нам,  что «нельзя» делать, она вместе с нами рассуждает: кто я? Я слушаю ее дважды – по-английски и по-русски, через переводчика, и уже почти понимаю ее английский. Все так знакомо, хотя давно забыто. А зря. Потому что, говорит Сантош, мы в жизни совершаем только одну ошибку, из которой неминуемо следуют все наши прочие ошибки - мы неверно понимаем свою природу. Если наша Я - душа, светящаяся, нематериальная точка, находящаяся в голове в аджене, то мы не можем не быть удовлетворены: мы ни от чего не зависим, и наша природа - это любовь и бессмертие. Если за наше Я мы принимаем только физическое тело, то мы всегда будем  ожидать от других Я только грубых материальных проявлений - захвата,  желания обладать, корысти. Какова смрити (сознание), таковы и врити (мысли),  каковы врити, таковы и дришти (чувства), критти (действия), сришти (мир вокруг нас, который нами воспринимается). Таким образом, мир - это отражение нашего сознания. Бесполезно изменять мир, надо изменять свое сознание.

Наше Я - это Раджа,  Царь,  место которого на троне.  Именно оно, как водитель машины, управляет машиной, хотя со стороны кажется, что это машина, а не водитель едет,  меняет  направление, скорость... Осознать свое Я Раджой  -  начало  Раджа йоги. Раджа удовлетворен и имеет власть,  и потому ему не нужно испытывать страх и ненависть к чему-либо. Какая другая  религия  или  школа  говорит нам о том, что мы не «рабы божьи»,  а Раджи,  единые со своим источником?  В основе поведения раба - всегда не только преданность и любовь к своему господину, но и  страх.  Он  боится  ослушаться своего Бога,  забывая о том,  что он сам - бог, поэтому и должен поступать по-божески. Лично мне индийский подход к духовной работе нравится гораздо больше. Осознав свою  природу,  человек  сам  придет  к  сознательному пониманию того,  что делать «нельзя»,  а что «нужно»: это станет его потребностью, а не обязанностью кому-то. Сантош не говорит о религии и Писаниях.  Она говорит о нас.
Медитация - это положительные и правильные мысли. Easy meditation -(легкая медитация) начинается с того, что время от времени надо вспоминать о своей истинной природе и, исходя из нее, реагировать на любую ситуацию. А еще перед сном следует мысленно покидать Машину, в которой мы ездили целый день, и отделять свое смрити от всех  вритти.  «Все прошло» - полезно сказать самому себе и быть готовым новый день начать заново.

Я смотрю  на  Сантош  и все больше влюбляюсь в нее.  Первое впечатление -  не  красавица. Но  начнет говорить,  и я не могу оторвать глаз от ее естественного, лучезарного  лица, маленьких  красивых рук, ее  мощного интеллекта. Я еще  не  встречалась с Посвященными Учителями. В начале занятия она села в кресло,  застыла в неподвижности, устремив взгляд внутрь, и по моему телу, особенно  по  позвоночнику ощутимо  пошла  вибрация, все тело запульсировало. И я знала, «чья это работа». Сколько лет я мечтала о таком - почувствовать вибрации других Учителей.  Все чувствовали это у Володи, у других «Продвинутых», а я нет, хотя столько лет выполняла все, что  требовалось от йога, добросовестно занималась упражнениями. А сейчас я - толстая, ленивая и лопающая все подряд, давно уже не делающая никаких упражнений и живущая  чисто материальными проблемами,  не ожидая от себя,  легко настраиваюсь на ее поле и ощущаю его. Почему?

Или я прежде не встречала, ей равных,  или во мне все  ранее  накопленное  сработало,  наконец,  с большим  опозданием.  В любом случае,  я чувствую себя счастливой. Легко договорилась с заведующей нашим отделом о переносе рабочего времени на час вперед, причем, не скрывая от нее истинной причины этого.  И  мама  приняла  мое решение как данность - наши отношения сейчас даже лучше,  чем всегда. Теперь езжу в метро не в часы пик - и утром,  и вечером -  и  имею  возможность  читать  в  течение полутора  часов  без  всяких  помех. Оторвалась от телевизора и ем меньше - почему-то и не хочется даже. Значит и правда, каково смритти, таково и срищти.


Рецензии