Пишу деду. Письмо 1

   Почему мы пишем о войне? Не писать бы… Не вспоминать бы…
   Но Память о почти двадцати семи миллионах погибших в Великой Отечественной войне не меркнет в сердцах моих современников.

    Но слишком болит душа моя, когда слушаю о событиях в мире, когда думаю о своих ныне живущих родных, когда вспоминаю умерших родственников и их современников. Как много страданий выпало на их долю в «сороковые, роковые...» и в послевоенную разруху.

      «Вот поэтому быть войны не должно!» - думаю я и полагаю, что в этом солидарен  со мной КАЖДЫЙ  РАЗУМНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ЖИВУЩИЙ  НА ЗЕМЛЕ!
   
  В Память о войне – мои миниатюры, в которые включены письма, содержащие достоверные факты из жизни реальных людей.
               
                * * *
   Сегодня, наконец-то, сбылась моя мечта. Я приехала в Волгоград только с одной целью: посетить "Историко-мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане.
 
    Вот стою я в Зале Воинской Славы. Здесь волнует меня всё: и смена Почётного караула, и неумолкающая траурная мелодия, и расположенная  в центре Зала рука, которая держит факел Вечного огня, и, конечно же, мозаичные плиты-стяги, на которых увековечены имена погибших.
 
    Медленно прохожу вдоль стены памяти. Приближаюсь к бесконечному ряду фамилий на букву «Ч». Вглядываюсь…  Вчитываюсь…

    Наконец, нахожу искомые фамилию, имя, отчество. Правда, таких фамилий здесь много. Но я уверена, что одна из них принадлежит моему дедушке. По-другому быть не может. Ведь воевал и погиб он именно здесь, в битве за Сталинград, как указано в присланной бабушке похоронке. 
   
     Мне так хочется как-то связать прошлое и настоящее, поэтому мысленно пишу письмо в «сороковые, роковые…», надеясь оформить впоследствии в письменном виде.

     «Родной мой,  дорогой  моему сердцу дедушка Миша!
     Жизнь сложилась так, что я никогда тебя не видела. Да и ты вряд ли успел даже помечтать о внучках и о внуках. Забегая вперёд, скажу, что у тебя родились три внучки и один внук, пять правнуков, семь праправнуков.

     Было время, когда тебе казалось, что  жизнь твоя только стала налаживаться.  Женился, построил домик, появились дети: один сын и три дочери.

    И вдруг… война.  Долгая, жестокая, с которой тебе и миллионам твоих сограждан не суждено было вернуться. Только на Мамаевом кургане перезахоронено более 34 тысяч погибших здесь солдат, в числе которых, надеюсь, покоишься и ты.

    Нелегко было и тем, кто остался в тылу: вязали носки и посылали на фронт солдатам, выращивали хлеб и тоже отправляли для нашей Армии, ухаживали за скотом…

    Что пришлось пережить твоей жене, моей бабушке Сане, одному Богу только известно. Кое-что из её рассказов живёт в моей памяти.

    Осталась она с четырьмя детьми, которых надо каждый день чем-то накормить, пошить или купить им одежду, так как одну они изнашивали, из другой -  вырастали.

     А вскоре немцы заняли село.  Переживала  за жизнь мужа, молилась за детей. Но судьба-злодейка распорядилась так, что старший сын, призванный служить в кавалерии, подорвался на немецкой мине при выполнении задания.

    Едва покинули немцы село, как новая беда постучалась в дом к ней.  Получила  бабушка  похоронку.  В извещении говорилось: «Ваш муж … погиб при защите Сталинграда».

    По окончании войны одна растила детей. Пережила с ними вместе страшный голод. Иногда приходилось даже толочь перекати-поле и печь из той муки оладьи, лишь бы не умереть.

    Выдала  всех трёх дочерей замуж.

    Потеряла взрослую  внучку (погибла в автокатастрофе вместе с мужем и маленькой дочкой).
 
    Всё это и многое другое не сломило, а лишь закалило её вдовий характер. Осталась она верующей в Бога и верящей в добрых людей.

    Так что горжусь я бабушкой, прожившей долгую трудную жизнь и  делающей людям только добро.

    Горжусь тобой, дедушка, геройски погибшим от фашистской пули, защищая мир, в котором я живу».

     Мысли  прерывают двигающиеся на смену караулу солдаты.
 
     С глубокой болью в сердце, как может болеть рана солдата, покидаю Мамаев курган…


Рецензии
Неизвестный читатель 6 стал тысячным читателем моих произведений. Так хотелось бы выразить благодарность ему лично. В любом случае, спасибо за прочтение ему и всем, кто когда-либо заходил на мою страницу!

Таисия К-Филь   12.03.2017 11:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.