18. Господин Псков. 1348 - 1510

ГОРОД  БАРСА. Сборник очерков, посвященных истории Пскова.

                «В славном и Богом хранимом граде Пскове…»
                Псковская летопись.
**********
Иллюстрация:
- Псков, вид на Кром и Довмонтов город;
- Великие ворота в Кром (возле восточной Великой башни Першей) с мозаичной иконой Св. Троицы;
- макет Крома и Довмонтова города XVI века;
- современный вид Рыбницкой башни Довмонтова города (в восточной части стены, ближе к речке Пскове);
за шатром башни виден пятиглавый Троицкий собор, 1699г.
**********
                18. ГОСПОДИН  ПСКОВ. 1348 – 1478 - 1510.   

    В этой главе говорится о том, что происходило во Пскове в последующие столетия, – о новых войнах с немецкими рыцарями, об ослаблении связей с Новгородской республикой, о получении Псковом давно вожделенной им независимости от Новгорода, о расцвете Пскова в XV-том веке,  – и о том, что всему приходит конец, и независимости тоже. На рубеже XV-XVI веков Псков влился в Московское государство, - самым последним из русских городов.
   
                БОЛОТОВСКИЙ  ДОГОВОР. 1348.

   Почти всю первую половину XIV-того века Псков воевал с немцами, причем новгородцы  ничем не помогли своему пригороду, практически бросив его на произвол судьбы. Псков с честью выдержал военные испытания и, в свою очередь, отказался помогать Новгороду, когда тот вновь испытал нападение шведов (1348 год). Мало того, псковичи воспользовались именно этим моментом, чтобы совсем сбросить с себя зависимость от своей метрополии.

   Чуть-чуть подробнее:
    В 1307 году рыцари осадили Псков, псковичи отстояли свой город, но должны были заключить мир на не самых лучших условиях.
    В 1324 году большое немецкое войско подошло к Пскову и расположилось в Завеличье. 18 дней беспрестанных боев измотали защитников крепости, которые напрасно слали в Новгород гонцов с просьбами о помощи и уже начали приходить в отчаяние, но тут в дело вмешался воевода Изборска, служилый князь Евстафий, со своими изборянами   разгромив также уже достаточно измотанных крестоносцев.
    С 1341 года, в течение 3-х лет, псковичи вели с немцами почти беспрерывную войну. 

    И вот подошел 1348 год, и новгородцы поняли, что напрасно не поспешили на выручку псковичам, когда те их об этом просили.

    В 1348 году Псков заключил с Новгородом Болотовский договор, по которому стал называться уже не пригородом, а младшим братом Новгорода. Отныне псковские посадники должны были назначаться не Новгородом, а псковским вечем. Пскович не мог быть вызван на суд в Новгород. Новгородский владыка должен был назначать своим наместником непременно псковича, а не новгородца. Псков начал печать собственных денег. Фактически все эти права так или иначе уже давно были у Пскова, но теперь последовало  юридическое их закрепление. С 1348 года Псков окончательно превратился в независимое государство, вечевую республику, самостоятельное народоправство, и оставался таковым больше полутора веков, до 1510 года. На важных документах название государства значилось как Господарство Псковское, государственные акты скреплялись псковской печатью с изображением барса. В 1337 году псковичи даже сделали попытку освободиться от власти новгородского архиепископа, - «суда не даша» владыке Василию (лишив его материальной выгоды, и немалой – владычный суд стоил дорого), - и тот поехал прочь, прокляв их… хотя потом конфликт все же сочли за лучшее урегулировать. 

    Однако, разорвав государственную связь с Новгородом, Псков окончательно лишил себя надежды на его помощь (если только на особых договорных началах). Новгород и ранее не всегда торопился отправить вновь атакованному соседями Пскову войско на выручку, а теперь об этом практически и мечтать не приходилось. Псковичам оставалось выкручиваться самим, такова плата за независимость. Мало того, между псковичами и новгородцами теперь, случалось, происходили военные стычки. Но главными врагами Пскова по-прежнему оставались литовцы и ливонские немцы (в то время как Новгород воевал со шведами, – враги у обоих городов давно уже были разные, их интересы лежали в разных плоскостях).

    Историки подсчитали, что за 100 лет, протекших со времени Болотовского договора, Псков вел не менее 10 больших войн с Орденом и Литвою. В промежутках тоже воевали, хотя и не настолько интенсивно, - пограничные набеги и сопровождавшие их грабежи, насилия и убийства не прекращались. В эти полу-мирные промежутки псковичи спешили возводить новые укрепления в своем городе, чтобы не оказаться вдруг застигнутыми врасплох, - и не только в самом городе, но также и в пригородах. На разных направлениях Псков обороняли небольшие, но надежные крепости: на Великой - Опочка, Воронач, Дубок, Остров, Котельно и Володимерец; вблизи Воронача - Врев; вблизи Котельна - Выбор; между реками Великой и Черехой - Кошкин городок; на южной (литовской) границе - Вышгородок, Коложе, Красный, Заволочье и Ржев; на западной (немецкой) границе - Изборск, Велье, Новый Городец и Логозовицы; на северной границе - Гдов, Озолица и Кобылье. Большинство городков было выстроено в XIV и XV веках, системе периферийной обороны уделял большое внимание еще князь Довмонт.

    Тем не менее, не смотря на трудности, XIV-XV-XVI века – это время наивысшего расцвета Пскова, когда город был богат и славен, многолюден и шумен, велик и прекрасен. Недаром же канцелярский секретарь короля Стефана Батория Пиотровский, увидевший Псков во время войны 1581 года, написал в своем дневнике: «Любуемся Псковом! Господи, какой большой город! Точно Париж!»
 
                РАСЦВЕТ  ПСКОВА. XIV - XVI  ВЕКА.

                Священный город. 25 престолов. XIV век.

     В конце XIV-того века в Пскове кипела грандиозная стройка. Как полагают, псковские князья именно в это время лишились старой, еще довмонтовой резиденции в Довмонтовом городе – псковичи выселили Княжий двор за стену, на Торг, поскольку кремль решено было расширить, что уменьшало территорию Довмонтова города. Был построен новый Троицкий собор в кремле, а кроме того, возведены новые церкви или перестроены заново старые в Довмонтовом городе. Немного позднее все стены кремля перестроили в камне. Стройка церквей, как считают исследователи, производилась по единому плану, предположительный автор которого – псковский зодчий Кирилл. Этот план был основан на «идее церкви соборной как образа и подобия вышнего Иерусалима, небесного дома Святой Троицы». По задумке зодчего главный престол нового храма Троицы должен был иметь возле себя еще 24 храмовых престола, что создавало в целом символическую картину, поскольку  25 престолов восходят к эсхатологической теме Конца мира и Страшного суда. Про 25 небесных престолов с сидящими на них Иисусом Христом и Судьями человечества говорит Откровение Иоанна Богослова. Образы Откровения воплощали в своих творениях иконописцы, создавая на западных стенах церквей сцены Страшного суда, - чтобы, выходя из храма, люди видели эти сцены последними и вспоминали, что за все их деяния земные последует однажды расплата.

«…и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом…»
(Откровение. Глава 4).

    Если предположение исследователей относительно мистической составляющей принятого на рубеже XIV-XV веков городского плана верно, то исходя из  археологических данных можно заключить, что постепенно символика Пскова как «Дома Святой Троицы» была полностью воплощена в жизнь, и это окончательно превратило Псков не только в политический, но и в сакральный центр области, настоящий Священный город, разрушаться же единая слаженная картина начала после 1510 года, когда была ликвидирована Псковская вечевая республика… в конце концов следы этой символики оказались практически стерты вместе с полным разрушением Довмонтова города в XVIII-том веке. Однако пока что речь идет о начальном периоде созидания.

    А началось все с того, что у старого Троицкого собора постройки конца XII-того века в 1363 году рухнул свод.Согласно древнему преданию, этому предшествовало чудо. 

    В 1363 году, ночью на 30 июня, святой князь Всеволод-Гавриил явился во сне соборному пономарю и сказал ему: «Заутра повеждь Собору Святой Троицы и посадникам, да изнесут из церкви Святыя Иконы, хощет Бог показать чудо над мощами моими в приидущую ночь». И тотчас невидим стал святой. Пономарь объявил об этом видении народу, и в тот же день всё было вынесено из церкви. Как предрёк благоверный, так и случилось: в следующую полночь церковный свод обрушился, не причинив почти никакого вреда честным мощам святого».

    В общем, либо псковичи, видя, в каком ужасном состоянии находится их храм, предотвратили порчу хотя бы части храмового имущества, заблаговременно вынеся его наружу, - либо, напротив, предаварийность здания никого не смущала настолько, что даже мертвые всполошились, не желая погибнуть еще раз после смерти под обломками. Как можно спокойно спать, даже чудесным сном, если потолок над головой вот-вот треснет. Так и подмывает предположить, что то вопиющее обстоятельство, что мощи святого Всеволода, «почивавшие открыто», вынесены загодя даже ввиду явно близящейся катастрофы  не были, церковные служители догадались позднее объяснить тем, что этого хотели сами высшие силы: «хощет Бог показать чудо над мощами моими в приидущую ночь». Правда, современные ученые сомневаются, что чудо в самом деле состоялось и что мощи в самом деле не пострадали при обвале.
    Одним словом, псковичам пришлось спешно озаботиться строительством нового собора, и вот  вскоре же, во главе с посадниками Ананией и Павлом, за 4 года они построили новый, третий по счету собор Троицы, переживший страшный пожар 1609 года и достоявший с учетом необходимых починок до 1682 года. Говорят, третий собор Пскова являлся самым красивым за всю его историю и сыграл важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Это был типично псковский собор, предположительно выстроенный уже упомянутым Кириллом Псковским, который, как считают исследователи, является зодчим еще нескольких псковских церквей. Собор имел одну шлемовидную главу (по данным 1615 года она была вызолочена), своды в виде нескольких понижающихся от купола ступеней (32 ската перекрытий) и низкие придельные церковки с собственными маленькими главками (несколько из их престолов были посвящены Борису и Глебу, Александру Невскому, Всеволоду-Гавриилу Псковскому).

Как об этом пишут, «мощная устремленная ввысь пирамидальная композиция собора уравновешивалась многочисленными притворами, приделами и крыльцами». Соборная колокольня была надстроена на крепостной стене (но это не та колокольня, которую можно видеть сейчас) – тогда колокольня (звонница) находилась прямо на Першах, созывая горожан к церковным службам, а также на собрания веча. Стоит особо отметить, что к собору Святой Троицы с юга были пристроены Сени, - красивый двухэтажный притвор, обращенный фасадом на Вечевую площадь (люди, входящие в кремль, сразу попадали на Вечевую площадь, начинавшуюся сразу за воротами).

Сени являлись важнейшим объектом государственного значения, уникальным зданием вечевого Пскова, поскольку в них заседал государственный псковский Совет – Тайная Господа, вершился  светский суд, находился Ларь с государственными грамотами-договорами (архив), состоявший в ведении особого Ларника, и хранилась государственная печать с барсом, а также государственная и соборная казна… Как сказано в одной краеведческой статье: «Собор вечевого Пскова был неразрывно связан Сенями с Вечем, поскольку Вечевая площадь была совмещена с площадью соборной. Сени находились «под сенью» самой Святой Троицы». В подклете собора как и прежде располагалась усыпальница первых лиц города, князей и архиереев. 

    С 1373 года началось строительство церквей-престолов в Довмонтовом городе, сначала под руководством зодчего Кирилла, затем продолжателей его дела – зодчих Еремея и Федора. Так были возведены церкви Кирилла Иерусалимского на Гребле, церковь Входа в Иерусалим, храм-крещальня Сошествия Святого Духа. Но первой перестроили наиболее почитаемый старый каменный храм – Тимофеевский, возведенный некогда Довмонтом и ставший местом его погребения. Перестройка церкви приходится на 1373-74 годы.  Первоначально церковь была посвящена Тимофею Газскому, теперь же – Тимофею-Довмонту, то есть  самому Довмонту, а не его ангелу. Так вот, может быть, перенос мощей князя Довмонта из Тимофеевской церкви  произошел тогда же, когда и эти стройки? Это кажется весьма логичным… собственно, это скорее могло быть перезахоронение, так как, если мощи князя Всеволода почивали в соборе открыто, то, как предполагали впоследствии краеведы, мощи князя Довмонта – под спудом, то есть закрыто.  Праздника обретения и переноса мощей князя Довмонта установлено не было (в отличие от князя Всеволода, день обретения мощей которого церковь отмечает особо).    

                Прекрасный Псков. XV - XVI века.

    Главный въезд в Псков располагался с западной стороны, то есть он был рассчитан на иностранцев, на торговых гостей, которые прибывали в город во множестве. Путешественник через предместье Завеличья по Изборской улице попадал на левый западный берег Великой, над широким водным разливом которой перед ним вдруг представал огромный город во всей своей сказочной красоте. От такого великолепия дух захватывало. Вся застройка западной части Пскова велась с расчетом как можно ярче украсить город, здесь строились наиболее крупные, эффектные здания, знакомство с которыми начиналось с прекрасной церкви Успения у Парома, имевшей отдельно стоящую звонницу.

По берегу реки тянулись  крепостные каменные стены и башни, а за ними на площадях среди плотной жилой и хозяйственной застройки притягивали взгляд белые красивые церкви. Через ворота двух оборонных стен дорога приводила к третьей стене – Довмонтовой, за которой на скалистом мысу высился Псковский кремль - Кром. Кром и Довмонтов город представляли собой роскошно отстроенный городской центр, в котором нельзя было уже увидеть жилых усадеб – только храмы, административные и хозяйственные здания.

    Перед Довмонтовой стеной располагался Торг, западнее высились строения Княжьего двора, а внутрь Довмонтова города вели двое Святых ворот постройки XIV-того века. В Довмонтовом городе находились практически все принадлежавшие городским районам (концам) церкви (кончанские). В связи с постоянными угрозами военных нападений жители посада предпочитали строить их под защитой Довмонтовой стены. Исследователи считают, что «в ХV-ХVI веках здесь одновременно существовало семнадцать или восемнадцать храмов, многие из которых имели вполне солидные размеры. При них были приделы, притворы, галереи, палатки, усыпальницы и хоть и тесные, но всё же дворики и кладбища с оградами и воротами, а над некоторыми захоронениями, вероятно, возвышались часовенки. Если, по меткому выражению летописца, на Ярославовом Дворище в Новгороде Великом «церкви кустом стояли», то в Довмонтовом городе они буквально толпились, тесня друг друга, как псковичи на вече». Церкви, даты основания которых и их названия встречаются в летописях, замещали со временем одна другую. В конце концов к XVII-тому веку в Довмонтовом городе имелось 11 каменных церквей, фундаменты которых раскопали современные археологи. В одной краеведческой статье весьма метко подмечены особенности тогдашнего Довмонтова города: «В XIII веке здесь же было возведено еще несколько храмов, вокруг которых хоронились, очевидно, воины княжеских дружин, затем знатные псковичи. Довмонтов город превратился в конце XIV века в «город мертвых», противопоставив его Детинцу-Крому- «городу живых», где псковичи собирались на вече перед Троицей (впереди – живые, позади – мертвые, - как в день Страшного Суда)». 

    Наверное, этот тесный церковный город производил удивительное впечатление, в нем царила совершенно особенная атмосфера… и там нечем было дышать из-за густого ладанного фимиама. Кружилась голова, а в мыслях возникали фантастические образы огненных серафимов и светящие бесплотные многокрасочные фигуры христианских святых…
    Пройдя через Довмонтов город и Великие ворота в Кром, человек попадал в святая святых Пскова – теперь он, испытывая благоговение и восторг, стоял у самого подножия Троицкого собора. А в таинственном полумраке собора мягко и тепло светились огоньки свечей, сверкали золото и драгоценные камни богатых окладов многочисленных икон, дымно курились благовонные восточные смолы, - и сладкозвучно выпевал хор славословия Псковским святым чудотворцам, благоверным князьям Всеволоду и Довмонту… псковичи гордились своим городом и превозносили свои святыни как могли, и на том стоял Псков.

    Любопытно, что с течением времени почитание обоих князей практически сравняло их заслуги, хотя Всеволод на самом деле отличился при жизни только тем, что был первым настоящим Псковским князем, а Довмонт зато зарабатывал свою славу потом и кровью на протяжении трех десятков лет с лишком, редко вкладывая в ножны свой прославленный меч. Однако Всеволод был исконным русским князем и внуком самого Мономаха, превосходя в русском понимании своей знатностью Довмонта, породнившегося с Рюриковичами лишь через свой брак. Летописец называет обоих князей «двоица Богоизбранная» и далее поясняет, почему это так получилось: «В свете невечернем ныне вместе живущие и нетленными венцами вышнего Царствия празднично украшенные». То есть, равно отдавая дань памяти и почитания обоим князьям, псковичи отнюдь не принижали своего любимого защитника – Довмонта, но, напротив, возвышали его, ставили на самый верхний из возможных уровень почета и славы. Годины невзгод они переживали с молитвою к нему, как защитнику и покровителю, а в периоды благоденствия ему же изливали благодарения, как своему благодетелю. При этом память cвятого князя Довмонта совершалась с особенною торжественностью.   

    А время все шло – и вносило свои коррективы. С начала XV-того века Псковщина стала объектом военных нападений укрепившегося в Литве великого князя Витовта. В борьбе с Витовтом Псков решительно поддержала Москва, хотя Московский князь Василий (сын Дмитрия Донского) приходился Витовту зятем, будучи женат на его единственной дочери Софье.
    Возможно, если бы не упорная борьба с Витовтом Великим, Псков вряд ли бы склонился к настолько тесному союзу с Москвой, что это в конце концов привело к полному объединению государств – и полной потери Псковом независимости.   

    Самостоятельность Пскова продлилась 130 лет – с момента подписания Болотовского договора до момента подписания договора с Москвой (1348-1478 годы). Последние следы Псковской вечевой республики были стерты в 1510 году.   
(Декабрь 2012г.)
**********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/11/28/477

Содержание сборника «Город Барса»: http://www.proza.ru/2014/11/27/844


Рецензии