Песни о мире...

Нет, я не зол, скорее, потрясен, растерян,
И в виденьи своем я не уверен -
В тугой комок так сжались времена,
Что кажется, исчерпана до дна

Вся жизнь оставшаяся... Все же верю, знаю –
Неправда это!.. Сплю, встаю и прозреваю,
И чувствую, какая бьется жизнь,
Прекрасная, как ветер над волнами,

Не ведая, что происходит с нами
И происходит ли вообще...
Я помню Крым - как он прекрасен был!
Там ветер, мощный и живой, над миром плыл

И продувал насквозь,
Гул моря, звезд далеких голос
Касался слуха, как тончайший волос,
И красоты великое сиянье

Рождало робкое, но радостное знанье -
Все связано, мы в этом мире не случайно,
И нас качает бытие - сперва легко и постепенно,
Но время ускоряется... Так остро и мгновенно,

Так жарко проходили дни, и с раннего утра
Мы растворялись в радости добра –
Того, что лишены так долго были,
Мы в этом мире просветленно плыли,

И чаек крик, и древний славный город,
Седой, как море, нас любил и принимал...
А улицы!.. Я  так их узнавал,
Как будто бы мальчишкой босоногим

Топтал ту пыль, и жил, подобно многим,
Средь моря, звезд, и так же щурился на солнце,
И видел мир сквозь узкое оконце,
И запах волн, и свежевыловленной рыбы,

Просмоленных баркасов, парусов, жарой палимых,
Насквозь пропитывал меня... Я на причале, у исхода дня,
Я бронзов от загара, худ, черноволос,
Я беден... Почему? Пустой вопрос!

Зачем мальчишке лишнее иметь - 
Есть я, есть море - не о чем жалеть...
Я, как когда-то, вновь стою, робея,
И снова - как тогда - понять не смея:

Что так немыслимо влечет сюда меня?
Сиянье куполов в закате дня?
Суровый лик, который вовсе не суров - 
Он улыбается!.. И я почти готов

Склонить колени перед тайной величайшей
И слышать звон, прекрасный и тишайший...
А рядом - я б сказал, как две ракеты –
Неслись ажурные, сплетенные из света

Два минарета, что пронзали мирозданье...
Каким прекрасным было сочетанье
И церкви, и мечети, что несли нам знанье –
Все связано, едино в этом древнем мире,

И мы не гости - равные в великом пире...
Как о великом чуде жизни рассказать?
Хоть знаю, время не пришло, и не готов
Искать, выискивать в потоках  дивных  слов

Одно, что ляжет плотно и надежно, как кирпич,
И зазвучит мастеровых веселый клич
И слово тихое,  что освятит строенье
Из мыслей - грешных и земных...

Там будет все - и грех, и благодать, и боль паденья,
И радость та, что из вставания исходит,
И понимание того, что происходит -
Что вновь идешь, и, слава Богу, жив пока,

Что  терпелива, милосердна та рука,
Которая столь бережно плетет
Ткань наших жизней —
Пестрый хоровод...

*** 
               
Я видел сопки, что над городом висели,
В пожаре рыжем тихо лиственницы тлели,
Я слышал шепот вод, что ветер мне донес –
Про снег, метели, обжигающий мороз,

Молитву – ту, что к Матери всегда обращена:
«Не дай нам, Мать, погибнуть и испить до дна
Смертельный холод, тягостные сны,
Дай силы выжить, дай дожить нам до весны,

Чтоб вновь звенели тихие дубравы,
Чтоб пели птицы, зеленели травы,
Смех тихих танцев и веселый хоровод
Ручьев и рек, избывших ледоход,

Как из цветов венок, причудливо так вился,
Чтоб уцелел наш мир и вечно, вечно длился» ...

"... Не бойтесь, дети, холода, метелей, снега –
Ведь то не смерть - лишь время для ночлега,
Так отдыхайте, тяжесть нынешних времен
Вас не коснется - безмятежным будет сон"...

***   
               
Я в трезвом разуме, клянусь,
Я чувствую, что к истине тянусь,
К прощенью!.. Господи! Как я нелепо жил,
И уважаемым, и умным слыл

Среди таких же серых, скучных и убогих,
Лишенных света, знаний - вечных, строгих,
Как тихо я гордился, что так много знаю,
И, лишь прожив полвека, прозреваю

И вижу, как неправильно я шел,
Как я на жизнь обижен был и зол,
И громоздил ошибки друг на друга,
Не видя выхода из тягостного круга...

Легла на плечи тяжкая печать,
Но надо выжить, надо снова встать,
И пусть земная тяжесть давит, душит,
Но не погибнут, не угаснут души,

Живущие во мне, пока
Есть силы, есть бумага, есть рука,
Пока я не сольюсь со всеми вами...
Пусть будет мир бренчать никчемными словами,

Как и всегда - и ранее, и до сих пор, -
И снова не услышан будет тот укор,
Что скажут уходящие в пространство
Нам, пребывающим в невежестве и пьянстве,

Поверившим, что истина лежит у ног...
Глупцы... Неизмеримо выше тот порог...

*** 
               
А я? Я все иду, и путь нелегок мой
В огромной этой жизни, грешной и земной,
Наполненной любовью, горем и слезами,
И где-то с просветленными и мудрыми газами

Мне улыбается старик... Я чувствую то знанье,
Что предстоит так долго, долго открывать,
В нем чувствуется молодость и стать,
Что редко так бывает в стариках -

Он - это я, живущий в мире и веках,
В нас жизни деда, прадеда, отца...
Мой долг - успеть
И все доделать до конца...

*** 
               
Который день уж распинаю сам себя...
Устал вставать и каяться к исходу дня,
Храбриться, криво улыбаться
И сильным сам себе стараясь показаться,

Все говорить и говорить...
Я так устал... Но не избыть ту прыть,
Что быстрыми шагами или бегом
Под солнышком, дождем, веселым снегом

Бежит, спешит  и просится из-под пера...
Все понимаю - что остановиться вновь пора,
И снова начать жить в простых заботах,
В работе, беготне, других хлопотах,

Что жизнью мы земной зовем,
Недаром смертными - не вечными - слывем...
Но главная из тем - как хлеб или вода –
ЗАЧЕМ ЖИВЕМ?..

Чтоб все ушло и растворилось без следа,
Поскольку невозможно одержать победу,
Что так же хороша была б к обеду,
Как хлеб, как соль иль жгучий перец...

И не один уже такой "умелец"
Успел все пальцы и весь разум изломать,
Пытаясь уловить ту еле видимую стать,
Удачей что зовут иль творческим успехом -

Они ушли и стали только эхом,
И что ж тебе? Не воин ты и не боец,
Приличный врач, не вор и не подлец,
Поэт? Увы! Не та в тебе основа,

И вкус немыслимого яростного слова
Ты только понял, только начал ощущать,
И слишком мало сил в тебе, чтобы писать,
Не соблюдая ритма, рифм, не следуя канонам,

Жить по тобой придуманным законам,
И, говорить пытаясь по слогам,
Что вяжут строки по рукам и по ногам,
К великим вновь идти за подражаньем,

И ты стремишься за непреходящим знаньем,
И ты кричишь: "Вселенная нашла меня!..
Ее я голос слышу ночью и при свете дня,
И я открыт для разговора, даже диалога,

Ведь так длинна была моя дорога
Того лишь ради, чтобы только прикоснуться..."
Не дай вам Бог средь ослепленья этого проснуться
От голоса: "Как ты потешен, мальчик, со своим велосипедом!

Брось мучаться, подумай лучше за обедом,
Еще успеешь к нам и в  старости придти,
Так долог путь твой, и тебе еще расти,
Наш вечно юный и смешной наш человек..."

И все же как прекрасно видеть бег
Тех слов, что все же где-то создаются,
И спать ложась, надеяться проснуться
И знать: пусть хоть один в огромном мире человек

Заплачет, не избыв вовек
Всей боли, что колышет эти стены –
Уже тогда они - твои стихи - они нетленны,
А если дали жизнь и свет, развеяв чей-то мрак –

Тогда ты не напрасно жил. И будет вечно так...
               
*** 
               
Беру перо. Настраиваюсь вновь и вновь
И думаю: чей то огонь и чья та кровь
Так обжигающе бежит сейчас во мне?
Давно бы пребывать уже во сне -

Вот полночь близится и город засыпает,
Уснут троллейбусы, автобусы, трамваи,
Ты ж только ляжешь, и опять, опять, опять
Прекрасный город оживет и станет звать,

И шум далекого и властного прибоя
Вновь зазвучит и вновь лишит покоя,
И я б пришел, но сил уже так мало,
Так страшно начинать сначала

Бессмысленный и длинный день,
Что есть не жизнь, а только жизни тень,
Но все пройдет, и снова будет вечер -
Ведь нездоровья все же путь не вечен, 

И, взяв перо, опять, опять, опять
Плести из слов и вечность создавать,
И тихо радоваться сказанному слову,
Что вдаль ведет и светит в жизни новой...

И мне легко, и мне спокойно так,
Как будто не царит всесильный мрак,
А солнце светит - я выйду, и оно приветит,
И, взяв лицо в ладони, встретит

И тихо скажет: "Что же ты не весел? Как спалось?
Сбылось, о чем мечталось? Или не сбылось?
Твои проблемы и все беды - чепуха,
Ты улыбнись, и станет жизнь легка!..

Смотри, идет вон женщина, нелепая такая,
Стоит трамвайчик у часов, супругу поджидая,
И море ждет, и ветер, и лиман,
Чтоб жизнь вдохнуть и излечить от ран...

Пусть ты не воевал - ты падал, но всегда вставал
В тех войнах, что не счесть в любой судьбе,
И снова я смогу тебя согреть,
И листьев пламенеющую медь,

И  путь,  и  жизнь — всё-всё!- отдам  тебе...
Я Мать! Мать мира вашего!
Когда вы щуритесь, сквозь облака
Тепло  и  свет,  как  добрая рука

Касается всех вас  и тихо греет...
Когда ненастье и мое лицо лишь тлеет,
Вы позовите - я услышу и приду,
Не дам в неверье впасть и пасть в беду...

Я - Мать, дочь Солнца, Мира сердце...
Вы мне не верите? А вы поверьте,
И будет прочный мир в сердцах  и в вашем доме,
И будет Бог, и будет все прекрасно, кроме

Лишь одного - ведь жизнь уходит,
Уходит безвозвратно, как вода в песок...

***   

Ты снова, снова нездоров...   
И что ж - опять идти лечиться?
От жизни? От кружения миров?
Ты сам себе болезнь  и сам себе больница...

Давно, давно ты знаешь это сам,
И не проси. Я избавления не дам,
Пока не сделаешь свой первый шаг,
И не избавят ни волшебник и ни маг

Тебя от жизни, что есть Майя - наважденье,
И нужны  труд, и боль, и тяжесть постиженья,
То не позор, что справиться не мог –
Ты не герой, не ангел и не Бог...

Так было часто в муторной твоей судьбе,
Когда тебя же от нее спасали,
И были времена, когда не знали,
А будешь ли ты жить вообще...

Ведь силы есть, и нужен лишь толчок,
Я б не просила, если б ты не мог -
Шаг небольшой, совсем-совсем ничтожный...
Поверь, он для тебя простой, несложный,

Не будет больше тягостным твой путь –
С тобою я и в радости, и в горе,
Вставай! Ведь нам идти и не свернуть,
И не расстаться, растворившись в ссоре...               
               
*** 

Вернусь, как с поля боя, весь затянутый в морщины...
Ну что для много пережившего мужчины
Еще одна иль две?..
Так много было их в моей судьбе,

Что счет давно им  потерял -
Они лишь вехи на пути, очередной вокзал...
Вернусь  всему  назло, как уж не раз со мной бывало,
Я к дому подойду, и для начала

К скамейке припаду, и много разных слов скажу,
И станет ТИШИНА - окончена дорога,
И закурю, и сяду у порога,
Дымя в закат и пламенеющее небо,

И то, что люди именуют хлебом
И домом - все меня здесь ждет,
Нет, нет, не пущен я в расход,
И вот - пришел, и радость светлая такая

Жены, что будет, снова узнавая
Меня во мне, так мило и нелепо суетиться,
И  кот, что бросится к ногам, и просветленье в лицах
Наполнят силой и меня -

Я снова дома. В ожиданьи следующего дня...
И я со слов сбиваться стану,
Но быстро все пройдет, и вновь воспряну
И расскажу, как было ТАМ мне плохо,

И  я  сбежал,  не  стал  последним  вдохом,
Живой, не старый, вновь готов
Принять свой долг и долгожданный кров,
И, как бы трудно ни пришлось, дожить и донести

Все, что скопил за жизнь - сокровища пути...
Когда приду... Когда опять вернусь...
Но леденящая охватывает грусть,
Что день наступит - тот, последний... и тогда...

Уйду... и не вернусь уж больше никогда...

*** 

Дожил... И слышу, что сегодня - ВОСКРЕСЕНЬЕ...
Чтоб так сказать, какое дивное уменье
У древних было в пониманьи СЛОВА,
И тайну первозданную я ощущаю снова –

Вернулся тот, Единственный, кто стал
Как закаленный несгибаемый металл,
Кто в столь горниле страшном побывал...
Звала ль Его судьба, иль сам ее Он звал –

Неведомо то нам. Но - Он сказал! СКАЗАЛ!...
И мы читаем, словно дети, по слогам,
И падаем опять, вновь не придя к порогу –
Тому, что прошлое и дальняя дорога,

Что мы должны пройти, уже сюда придя,
И, вновь вставая по приходе дня,
Все в мир идти,
Учась и узнавая понемногу...

...Немыслимое слово: ВОСКРЕСЕНЬЕ...
Как мы избыли СЛОВО, и чужое мненье
Все больше значит в наших голосах,
Чем голос истинный, а слышим лишь во снах,

Где дети мы всегда - бежим, спешим, летаем,
И  верим в истину, и звезды зажигаем…
Но кончен сон, мы снова взрослые такие,
Но, в сущности - шары, что биллиардным кием
 
Гоняют по полю, зеленому такому,
И хочется кататься снова, снова,
Сшибаясь с громким и веселым треском
И с прежними такими же меняясь местом,

Плести причудливый, загадочный узор,
Что нашей жизнью все зовется до сих пор...

*** 

г. Магадан 1998г.

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии