Завод. Младший сын

1974 - й год. Сергей после окончания десятого класса высшее образование получать не захотел. Школа водителей. Готовился в армию. Призвали. Несколько дней провел на каком- то сборном пункте. Где был этот пункт, сейчас не вспомнить. Осень. Слякоть. Каждый день туда бегала, носила продукты, переживала – куда отправят. Сыро и холодно.

Офицер-«покупатель» успокоил: «Недалеко». Отправляли по железной дороге. В тот день я напекла много блинов и при;несла к поезду. Ребят было человек 10-12 и офицер.

Вот и остались мы с мамой одни…

Первое письмо от моего сына - солдата: служит на Украине.

Ездила проведать. Он же «маленький». Материнское сердце болит. Отпустили на целые сутки. В гостиницу пришел во всем обмундировании, и пока я сбегала в магазин за продуктами, мой солдат бухнулся, в чем пришел, на гостиничную кровать и уснул.

Прошло два года. Ему двадцать. Жизни не видел, жареный петух не клевал. На дальнейшей учебе после окончания сред;ней школы категорически поставил крест. Я сдалась и сказала:

- Кем бы ты ни был, будь порядочным, честным и добрым человеком. Потом на меня не обижайся, что высшее образование не дала.

После армии Сергей устроился водителем в связь, а через полгода преподнес сюрприз – заявил о желании жениться. Возражать было бессмысленно. Пояснил: «Ее родителям я сказал: приеду с мамой свататься».

Будущую невестку, с которой предстояло жить долгие годы одной семьей, породниться, я еще ни разу не видела. Не хоте;лось подводить сына, и мне ничего не оставалось, как сдаться.

Сватались в какой-то деревеньке, недалеко от Невинномысска. Запомнилось, что в живописном месте, через улицу от дома будущей жены моего сына, бурливая речка. Наверное, Кубань, обросшая древесными насаждениями – не то лесок, не то лесополоса, а за ней, чуть поодаль, возвышалась горка. Не горка, а целая гора.

Таня Ляшенко. Ее родители учительствовали. В семье старенькая бабушка, мать с отцом, две старшие сестры и младший брат Михаил. Судьба его не пожалела: скитался, выпивал, сидел за что-то. Был и женат, были и дети, но лет двадцать назад про;пал. У Ляшенко в деревне был свой дом с большим огородом и садом. За всем этим большей частью присматривала бабушка, а с белым светом рассталась, когда ей было уже 101 год. Хорошая была бабушка. А родители Тани умерли еще до наводнения 2002 года.

Сейчас и этой деревни не стало, она погибла во время наводнения. Осталось кладбище.

Знакомство моего младшего сына с миловидной, пока еще робкой девочкой Таней, еще ученицей, состоялось, по всей вероятности, на свадьбе у лучшего друга, живущего с нами по соседству на переулке. Он женился на ее сестре Ольге. «Фисюк». Фисенко Сашка. Сергей и «Фисюк» «шустрили» втайне от родителей. Не буду описывать, как. Моя мать Ольга Семеновна, его бабушка, нашептывала мне, дескать, обрати внимание, как бы чего не сотворили. Сейчас и мой Сережа и Саша Фисенко солидные люди, имеют семьи и даже внуков.

Оказалось, что Татьяна уже училась в каком-то заводском училище в Ставрополе, осваивала профессию токаря. Токарем, на ее счастье, ей работать не пришлось. Устроила ее я на завод распредом в сборочный цех, затем перевела в другой, более оплачиваемый, паяльщицей.

В весенний светлый и теплый день, в первых числах мая 1976-го во дворе моего дома сыграли свадьбу, а первого февраля 1977 года родился Женька, такой же, как и Сергей – смуглый, с темными курчавыми волосиками и темно-карими глазенками. Поселиться молодая семья решила в моей, так называемой тогда летней кухне. «Не пойдем же мы, мама, на квартиру?»- сказал мне Сергей.


Рецензии