Глава 5. Мой ликбез

        - Новое приключение? Как же! Встретили меня двое мужчин и на моторке довезли до песчаной косы. Показали ангар. Показали, где лежит уйма двухсотлитровых бочек с соляркой и бензином – наследие развитого социализма. Потом проводили меня сюда. Отдохнули. Покормили. А дальше – сам. Я ведь здесь как студент. Времени в обрез. А надо «за ночь выучить китайский язык». Но всё познать суждено не нам и не в наше время. Учиться никогда не поздно. Хотя бы из-за того, что уж больно интересное это занятие.

       Так, под потрескивание дров, и тёк неспешный его рассказ. Спать не хотелось. Когда ещё такое увидишь и услышишь? Но надо и вздремнуть всё же. Поди, уж часа три ночи. Разложили мы с Иванычем свои коврики. Бросили спальники. Умылись и на боковую. Думал, что не уснуть до утра. Но только я прилёг, как сразу провалился в глубокий сон. Давно уж так не спал.

       Проснулся я от какого-то дивного аромата. Открыл глаза, а передо мной Иваныч с чашкой травяного чая.
- Вот, Степаныч сахан-даля заварил. А ты силён поспать! – не преминул восхититься он.
Скосил глаза на часы. Бог ты мой! Уже полдень. Да, здоров поспать! Вылез из спальника. Попробовал перевести стрелки, мол, что не разбудили?
- Так что ж мы, нелюди что ль? – забубнил Иваныч. – Смотрим, спит человек. Вот и пошли во двор поговорить. Ты же вчера слова не давал вставить.
- Ладно, мне ведь всё интересно было. А тебе отдельное спасибо за этот вояж!
- И тебе спасибо, благодетель! Оценил. Сейчас стол накрою. Ты Степаныча позови. Он там с Серым колдует.

       Я пошёл проверить пациента. Видно, что больно, но уже не так как вчера. Сделал перевязку. Поставил антибиотик. Дал мумиё, которое он с видимым удовольствием взял с руки. Собаки и кошки любят мумиё. Вот и Серому понравилось. « Ну и вкусы у вас, сэр!» - хмыкнул я
Подошёл Михаил. В руках миска с морошкой. Спрашиваю: «А ягоды откуда? Поди, с крыши собираешь?»
- Да можно и с крыши, конечно.
- А кто строил эту, хм… конструкцию?
- Это давно строили. Ещё до моего предшественника.
- А можно посмотреть что там?
- Можно-то можно. Но, давай без обид. Не в этот раз.

       - Скажи, вот ты технарь, да ещё остепенённый. Ты столкнулся с шаманами, которые тебе помогли. У них накоплено много разнообразных знаний и навыков. И, по крайней мере, иногда они могут помочь так, как и дипломированным врачам не снилось. - Степаныч внимательно слушал мой монолог и молчал. – И вот ты, соприкоснувшись и частично освоив некоторые навыки, испытываешь желание поделиться всем этим с другими людьми? Написать книгу. Снять документальный фильм.
Степаныч хмыкнул.
- Это в той жизни я был охоч до разных публикаций. Написать книгу – это интересно. Но знания-то это не мои, а тех людей, которые, по сути, спасли мою жизнь. Во всяком случае, сознательную.  Знаешь как это называется? Гордыня. Нет у меня такой потребности. Ведь сколько убито и покалечено священников, шаманов? Сколько людей уничтожено в наш просвещённый век на конвейерах смерти?!
- Это говорит обида. Обоснованная, но обида.

        - Обида? Да кто ж спорит? Обида, конечно. Я не мизантроп и понимаю, что все мы люди. Но вот подумай. Есть, скажем, чудесное лесное озеро. Или ещё какое красивое место. Всё хорошо. Звери. Птицы. Им тоже хорошо. Но вот появился фотограф. Всё отснял. Всё напечатал. Люди рванулись туда. Всё заасфальтировали. Всё застроили. Всё загадили. И нет больше того чудесного уголка. И зверей нет, и птиц нет. Человечество, к сожалению, несёт разрушение почти всему, к чему прикасается. Во что превратились реки? Леса? Что творится с культурой?  Смогли бы меня выходить в городе? Обещали дать направление в Дом инвалидов. Там большая текучка среди постояльцев.

       - Помнишь у Сэлинджера в «Над пропастью во ржи»? Там первый абзац начинается с того, что это было в те давние времена, когда ещё считалось престижным жить в мегаполисе? Не зря города называют железобетонными джунглями. И законы выживания в них подстать. А здесь смотри, какой простор! Хотя и сюда цивилизация доберётся.

       Мы зашли в жилище, где за столом развил бурную деятельность Иваныч. За обедом продолжили разговор.
- Скажи – это ты всё вырезал?
- В основном я, но не всё. Что-то дарил мне шаман и его друзья. Это обереги.
- А ты сам – настоящий шаман?
- Я-то? Да нет, пожалуй. Хотя люди так и называют. Скорее ученик. Этому сызмальства учатся. Одно Посвящение ещё не всё открывает. Надо методично учиться. Вот я сейчас чем занят?
- Чай пьём, беседу говорим,- попробовал отшутиться я.
- Сейчас я здесь как на лабораторной работе после семинара. Многое мне рассказали. Вот теперь надо осмыслить и закрепить.
- А по дому не скучаешь?
- Тоска по дому? Дом-то я детям отписал. Они его сдавали внаём, всё какая-то помощь им. А здесь деньги особо и не нужны. Пенсию мою ребята на карточку складывают. К тому времени, когда я сюда переезжал, уже неплохие деньги скопились. Да и в Питере за эти годы несколько раз был. Хочется на внуков посмотреть.
По всему было видно, как разволновался Степаныч. Поэтому я немного сменил тему.
-  А что такое шаман, шаманизм?                Он внимательно посмотрел на меня, помолчал и произнёс: - можно по разному говорить об этом.Уж больно всё неоднозначно.

       - Шаманизм – это дорелигиозная мистическая практика. Работа с духами. Воображаемыми или реальными. Но реальными для кого? Для тебя? Для меня? Реальность вроде бы должна быть одна у всех. Но что такое реальность? Это виртуально складывающееся представление о чём-либо. Например, сетчатка глаза воспринимает всего только три цвета, а в мозге уже различается шестнадцать с половиной миллионов цветов и оттенков. Виртуально. Говорят, что одному хорошо, то другому плохо. Но ведь реальность-то у всех одна. Или разная? Любой психиатр скажет, что у шизофреника и (условно) нормального человека разное восприятие одних и тех же вещей. Было бы всё так просто, то все люди понимали бы друг друга. А так? Было ли на земле такое время, когда не было войн? Вряд ли. Так вот на первых порах всё и было, как пишется в энциклопедиях. Но постепенно накапливался опыт вхождения в изменённое сознание. Шло переосмысление иных реальностей. Приходилось заниматься целительством, ясновидением… К настоящему времени сложилась довольно стройная система миропонимания. Но это всё далеко не всегда совпадает с общепринятыми реальностями. Шаманизм в том или ином виде распространён по всему миру. Очень развит он, например, в Перу. Понятно, что где Перу, а где мы. Чего мы добиваемся с помощью мухоморов, то там это достигают другими способами. Это нормально. Но не только способы, но и цели тоже могут быть разными. Другими словами: мы работаем ради общего благоденствия, а у них более эгоцентричный подход.

       - Вот ты доктор и должен понимать, что шаманы стараются более развивать правополушарные способности. Кстати, вопрос о «загадочной русской душе» во многом сводится к преобладанию функций правого полушария, а на Западе наоборот. Об этом можно много размышлять. Степаныч замолчал и стал тихо барабанить пальцами по доскам стола. Затем , протянув руку, взял бубен и продолжил выбивать ритм в сопровождении своего «бэк-вокала». Мне был интересен этот ритм. Про себя я пытался определить его размер. Но ритм был неравномерный. Он звучал то громче, то тише. В какой-то момент лицо хозяина потеряло чёткие контуры и потихоньку растаяло. Перед глазами поплыли смутные видения и я не сопротивляясь отдался этому потоку. Ритм стал перемежаться с синкопе и превратился в неровное отрывистое звучание отдельных ударов. На этом фоне пение шло равномерно, и яркость партии возросла. Вот ритм и пение оборвались, и он взял варган*. Было ощущение расщеплённого сознания. С одной стороны я всё воспринимал рационально, с другой – полностью отдался волне ассоциаций, которая увлекла меня в дебри подсознания. Не могу сказать, сколько это продолжалось. Понемногу вибрирующий звук варгана стал затихать. Глухой ритм от притопывания ногой смолк. Стряхнув головой, я вновь обрёл резкость окружающих предметов. Степаныч как будто тоже приходил в себя.
- Ну как, доктор, вопросы есть?
- Да нет, пожалуй.
- Тогда пойдём, погуляем.

       Мы вышли во двор. Иваныча след простыл. Ушёл набрать грибов домой.
- Нравится здесь, Василич?
- А то!
- Так ты приезжай на недельку-другую. Поснимаешь вволю. Вот посмотри-ка внимательно на меня.
Я с любопытством стал на него смотреть. Михаил улыбнулся и вдруг исчез! Я сделал несколько шагов по направлению того места, где он только что был. Меня остановил его добродушный голос, звучащий у меня из-за спины: «Далеко собрались, юноша?», - оглянувшись я увидел его там, где он никак не мог быть. Меня только и хватило, что огрызнуться: «Сам ты юноша». На большее, видимо, фантазии не хватило.
 
- Это баловство, но шаманство вещь серьёзная. Это я так, тебя расшевелить
после транса.


* - варган - музыкальный инструмент, распространённый практически по всему миру. Имеет около 50 разновидностей. Изготавливается из различных материалов. Считается, что существует несколько тысяч лет (поздний неолит). Археологи находили варганы с язычком, сделанным из эмалевого слоя зубов мамонта. При игре фиксируется зубами, но есть и "губные" варганы, например, ДАНМОЙ (Вьетнам). Варган в разных местах называют по-своему: зубанка, дрымба, комуз... Обладая характерным "эзотерическим" звуком, был популярен у шаманов разных стран.




                Циновка из трав и цветов
                90Х25 см
                Настенное украшение.
                Фрагмент.


       ПРОДОЛЖЕНИЕ       http://www.proza.ru/2014/12/19/1578


Рецензии
Спасибо, уважаемый Виктор!

Вы правы в том, что обо всём рассказывать нельзя.
И для всего есть своё время. Как для сбора трав, чтобы целебные свойства были. И меру знать необходимо, чувствовать меру.

Поэтому замолкаю.
Уверена, Вы поймёте, о чём я умалчиваю, и почему.

С уважением и признательностью,
Кира

Кира Викторова   13.11.2020 03:04     Заявить о нарушении
Согласен с Вами. Кира!
С теплом и уважением,
Виктор

Виктор Афсари   13.11.2020 09:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.