Ирония кармы

Вениамин  Бушмелев
 
Ирония кармы или каким ты сам себя видишь?

В предлагаемом памфлете в ироническом стиле представлены мои мысли о вселенском законе реинкарнации, карме, характере и образе современного чиновника, интеллигента - руководителя.


Мудрецы всех времен считали, что человек рождается для счастья.
Однако, восточная мудрость, которую относят к  временам Конфуция, гласит: “Не дай бог родиться и жить в эпоху перемен”. Известно, что древние философы мудрые мысли зря не изрекали.
 
Согласитесь, что в нашей отечественной истории с начала XIX века происходят одни сплошные перемены, потрясения и катаклизмы. Вместе со всем миром мы переживаем стадии, которыми знаменуются все решительные моменты в истории человечества. Серьезные перемены в жизни общества чередуются с закономерностью в два десятка лет: то революции, то войны, то разруха, то коллективизация с индустриализацией, то периоды восстановления, то перестройка, развал могучего государства и много еще всяких невзгод, которые мешают россиянам спокойно жить и работать.
Стадии разрушения предшествуют строительству, культурное наследие и памятники культуры то разрушают, то вновь восстанавливают, поэтому мы постоянно живем в какой-либо эпохе перемен.
 
«Судьба наша такая» - считаем мы и терпеливо несем бремя трудностей и невзгод. Судьба. Это слово всегда притягивало людей своей таинственностью, загадочностью. Особенно в период бед и неприятностей люди начинают задумываться, а что это такое Судьба?
 
Словари русского языка определяют слово Судьба;, как совокупность всех событий  и обстоятельств, которые в первую очередь предопределены и влияют на  бытие человека. У этого слова существуют и другие значения: Высшая сила, Рок, Фатум.
Люди всех культур во все времена сталкивались с этой проблемой и задавали вопрос, что есть силы судьбы? Правда ли, что все на белом свете предопределено и с какой запрограммированностью мы рождаемся? Можно ли повлиять на Судьбу и изменить ход событий силой нашей воли и  наших желаний? Преодолеваемые ли опасности и допущенные нами ошибки?  Существуют ли бесстрастные исполнители  закона природы одинаковые для всех?
 
Согласно взглядам христиан, душа проживает в теле одну единственную жизнь и со смертью тела ожидает второе пришествие Иисуса Христа и Страшного суда, который должен  решить её дальнейшую участь — вечное блаженство в Царстве Бога или вечные муки в аду.
 
Центральной концепцией христианского учения о вечности жизни является догмат о телесном воскрешении в восстановленных, но обновлённых телах. Святые отцы считают, что у человека есть душа, которая является самостоятельной, разумной сущностью, отличительной от тела. Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная сущность в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Душа человека, которую называют духом, сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу и пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе. Она не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.
 
По христианскому учению душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти и разлучения с телом предстает на суд Божий и до Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.
Святые отцы считают, что человеческая душа соединена с плотью, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность. В каждом человеке есть дух - высшая сторона человеческой жизни, сила, характеризующая человека и отличающая его от всех других наземных живых тварей.
 
Дух есть высшая способность человеческой души. Человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону.

Хотя большинство из нас являемся материалистами и с трудом воспринимаем понятия о духовном и потустороннем мире, нередко возникают мысли о том, что существует предопределенность событий и поступков, неумолимая Судьба, которой подвластно все и вся. Ведь каждый из нас хоть раз в своей жизни изрекал: «Это судьба!» Значит,  все имеют искру сознания, в которой отражается то, ради чего он существует. На самом же деле  судьба лишь только отправная точка при рождении человека, с которой начинается путь жизни  и какие ему открываются  перспективы и дали.

В отличие от христианского богословия, учение великих мудрецов Востока  приобретают новый смысл, если обратиться к индуистской религиозно-философской доктрине о реинкарнации, то есть о повторном воплощении души. Согласно этому философскому учению бессмертная сущность живого существа перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту сущность восточные мудрецы назвали духом или душой, «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я».  По их мнению, в каждой жизни развивается новая личность индивидуума, но одновременно определённая часть «Я» индивидуума остаётся неизменной, переходя из тела в тело в череде перевоплощений.

Идея перевоплощения души любого живого существа — людей, животных, растений — тесно связана с понятием кармы. Что такое "карма"? Карма в переводе с древнего индийского литературного языка - санскрита означает "содеянное". Карма проявляется совокупностью действий любого индивидуума  и выступает причиной его последующего развития. Говоря языком древних мудрецов, карма есть результат действий, совершенных человеком,  его судьба и обязанность. Выражаясь современным языком, карма является следствием действия закона, который утверждает, что любое событие имеет причину и ее последствие. Большинство людей считает, что карма - это судьба или жребий. Несомненно, карма и судьба тесно связаны между собой. Согласно широко распространенному мнению, судьба или жребий - это неизменимая предопределенность жизненных обстоятельств (обычно негативного характера). С оккультной же точки зрения карма изменчива и изменяема.
 
Карма — это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования. Иными словами, мы сами создаем свою жизнь. Это значит, что мы были, есть и всегда будем полностью ответственны за все, что происходит в нашей жизни. 
«Посейте поступок — и вы пожнете привычку, посейте привычку — и вы пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу» - изрек английский писатель - прозаик  Уи;льям Ме;йкпис Те;ккерей. Каждый человек, непрестанно творит свою судьбу, и все его способности и силы не что иное, как результаты его прежних действий и в то же время — причины его будущей судьбы.
 
Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера. Согласно ему праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Этот вселенский причинно-следственный закон  делает человека ответственным за свою жизнь, за все страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Закон причины и следствия неумолим. Карма определяет подсознательную реакцию человека на то, что с ним происходит. Отсюда логически вытекает представление об идеи реинкарнации.

Вера в переселение душ представляет собой древний феномен. Круговорот рождения и смерти, приводимый в действие кармой, буддисты называют сансарой, что означает круг перерождений, и перевоплощений душ, что они назвали реинкарнацией. Реинкарнация - это продвижение Души через множество жизненных циклов.

Еще древнегреческий философ Эмпедокл Акрагантский, живший до нашей эры, признавал круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Он писал: «Некогда я уже был мальчиком и девочкой, кустом, птицей и выныривающей из моря немой рыбой».

В ряде культовых традиций существуют представления о том, что цепь перевоплощений имеет определённую цель, и душа в ней претерпевает эволюцию. В круговороте рождения и смерти живые существа могут проходить через различные формы жизни: микробов, насекомых, рыб, животных и даже растений. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых  в прошлых воплощениях и являются плодами кармы, которые каждый индивид вынужден пожинать после рождения. Мудрость этой философской концепции известна всему миру. В свое время Мудрый царь Израиля и Иудеи -  Соломон изрек: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться  и время умирать».
«Я думаю, что, когда человек умирает, его душа снова возвращается на землю в наряде новой плоти.  Другая мать даёт ему рожденье и с более крепкими членами и более цепким умом. Старая душа снова пускается в путь»  -  считал английский писатель  Джон Эдвард  Мейсфилд.
 
В большинстве религий мира вера в реинкарнацию - переселение души из прошлой жизни, и ее продолжение, нашла широкое отражение, начиная с древних пифагорейцев и ранних греческих философов. В частности,  Платон верил в переселение души после смерти.
 
У всех народов мира имеются мифы и сказания, а также литературные произведения о перевоплощении одного духа в другой. Возьмите сказки народов ближнего Востока, где вы найдете упоминания о добрых и злых Джинах, которые до поры, до времени тысячелетиями  сидели в своих тесных сосудах и по чей-то воле внезапно перевоплощались.  Народы юго-восточной Азии вообще взяли за основу это философско-религиозное учение. А, у   славянских народов,  мы находим  множество примеров перевоплощения  сказочных героев.  И это Змей Горыныч, и Чудище, и Водяной, и Кикимора болотная, и Царевна-лягушка. В произведениях великого сказочника – Александра Сергеевича Пушкина мы встречаемся с царевной-Лебедью и цесаревичем Гвидоном, который трижды ухитрился перевоплотиться то в комара, то в муху, то в шмеля.Согласно теории круговорота рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, в 20-30-х годах прошлого столетия судьба родившихся в нашей многострадальной стране определялась реинкарнацией душ людей, живших ранее, из класса трудящихся рабочих и крестьян – пахарей, кузнецов, строителей, настоящих ученых мужей. Карма их приняла на свои плечи строительство социалистического общества, ужасы жестокой войны, всю тяжесть восстановления разрушенного войной хозяйства, поднятие Целины.

Вспомните строки замечательного аварского поэта Расула Гамзатова:
«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей. 
Они до сей поры с  времен, тех дальних,
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?».   

Стало быть, он свято верил в  реинкарнацию: -

«Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая,
Всех вас, кого оставил на земле 

Буддисты считали, что души умерших людей разных исторических эпох, начиная со времен Карфагена до наших дней, могут воплощаться
в души людей нашей эпохи.  Душа человека – это материя, которая не «умирает» вместе с телом, а переходит в новое состояние. Эта цепь смертей и перерождений представляет «круговорот» или колесо сансары, наглядно демонстрирующий бесконечное круговращение человека с его  рождением, смертью и новым рождением. Колесо Сансары это колесо перевоплощений. Это Прошлое, Настоящее и Будущее. Это Причина и Следствие, то есть Карма.
 
В послевоенные годы существенно изменилась и череда перерождений родившихся в это время людей. Каждое последующее рождение обусловлено прошлой  позитивной  или негативной кармой, которая преобладает в момент смерти индивидуума.  Восточная мудрость гласит, что человек, совершающий поступки, является единственным творцом собственной судьбы. Любое действие, совершенное человеком, создает последствия. Любые последствия всегда имеют причину, которая всегда предшествует результату деяний. В этом суть закона причин и следствий, т.е. закона колеса кармы. Понятие кармы предполагает, что мы неотделимы от наших поступков.

Древнеиндийские мудрецы хорошо знали законы кармы.  Любое действие они разделяли на «белое» или «черное». Это выбор между добром и злом. «Положительная» или «отрицательная» карма возникает в результате того или иного поступка или действия и становится его следствием. «Белым» действием является поступок, совершаемый без какого-либо стремления к собственной выгоде. «Черное» же действие бывает результатом, как правило, эгоистических устремлений.

По сути, «позитивная или белая» карма проявляется в результате высоконравственных деяний человека, которые вызваны возвышенными переживаниями и реализуются с высокой степенью интенсивности, благодаря почитанию родителей, учителей-гуру, человеколюбию, преданности Родине и Богу.

 Отрицательная или Черная карма обретается в процессе этой жизни и в инкарнациях вследствие безнравственной, злодейской жизни. Неправедность, гневная клевета, злопыхательство, зависть, воровство, эгоистичные интриги, имеющие цель разрушить плоды чужого труда, унижение и оскорбление более достойных  -  составляют проявление черной кармы. К отрицательной карме относят также ложь, пустословие, сквернословие и клевету. Последняя черта характера происходит из-за чувства зависти. Именно такое проявление души является основой клеветы. Душа, которая не может радоваться счастью других, сама не может стать счастливой. В случаях с клеветой в душе рождается чувство зависти, чувство ревности, а если существует зависть, то, как сопутствующее проявление души, присутствует ненависть. Те, у кого в душе ненависть, постепенно строят стену в своем сознании и отгораживают себя от других, вызывая вражду между людьми.
 
Человек, находящийся под знаком черной кармы, является кармическим предателем, осквернителем моральных устоев бытия. Он способен оскорблять и унижать родителей, совершал преступление против матери, против Родины, против народа, против рода человеческого, против окружающих его людей. В этой жизни его тянет в бездну звероподобная наследственность, черная карма предков или родовое проклятье. За то, что человек в прошлых жизнях посягал на родителей и наработал себе такую карму, у него в этой жизни будет склонность к предательству рода, родных, матери, Родины. Из-за забвения корней своих, он будет паразитом и отщепенцем. Даже если такой человек будет преуспевать, подлость и шкурничество останется характерной чертой его натуры, еще более усугубляя его карму. Это мнительные, обидчивые, неуверенные в себе люди. У них «обрублены родственные корни». Часто они сами делают это, лишая себя сил и поддержки рода, изменяя своей семье и своему роду.  У  этих людей в конечном итоге появляются бессознательные страхи, развиваются фобии, параноидальные или невротические состояния, мания преследования,  а у  некоторых мания величия. 
Откуда появляются такие черты характера у значительной части современных людей?  Вероятно, при реинкарнации в их душу воплотилась душа в облике какой-нибудь низменной твари, голодных духов, мерзкого животного или паразита. Буддисты считают, что  это может быть красный петух, символизирующий алчность и похоть; зеленая змея, воплощение ненависти и зависти; черная свинья, представляющая темноту, невежество и иллюзорность,  а также  другие нечисти.
Возьмем, например, и проследим судьбу  индивида, которому при рождении перевоплотилась душа кукушонка. Карма кукушки может сопровождать его всю жизнь, так как основной чертой деятельности  кукушки является гнездовой паразитизм.

Гнездовой паразитизм одна из самых интересных особенностей биологии кукушки - подкладывание яиц в чужие гнезда, при котором все заботы о насиживании  и выкармливанию птенца выполняют “приемные родители”. Поисками чужих гнезд и подбрасываниям в них своих яиц ограничиваются все заботы кукушки о потомстве.
Любопытно отметить, что кукушка, эта безнравственная птица с громким метрономным голосом, всегда считается самкой. Между тем кукует исключительно самец, а кукушка - самка умеет только кричать «кли-кли-кли-кли»... Так что эта птица, по справедливости, должна носить имя «кукуш».  «Эй, кукушка! Где твой муж ?   Ты – кукушка, он - кукуш», - поется в частушке. Кстати, в немецком языке «кукушка» («кукук») — мужского рода.
"Ку-ку" поет самец кукушки, обозначая территорию ареала  своего гарема, а в нем у него до 5 - 6 самочек. За сезон кукушка может снести до 2-х десятков  яиц. Тут, уж одним гнездом ну никак ограничиться нельзя.  Обычно самка кукушки в летний сезон подкладывает по одному яйцу более чем в 5 - 6  гнёзд воспитателей -  это разные виды воробьиных певчих птиц - горихвосток, славок, трясогузок, камышовок, овсянок, соловьёв.
Интересно, что в гнёздах названных птиц-воспитателей, яйцо кукушки практически не выделяется ни окраской скорлупы, ни архитектоникой рисунка. Окраска яиц гнездового паразита, как правило, соответствует окраске яиц вида  будущего воспитателя. Так что этот воспитатель не может различить, какую ему в гнездо подложили «свинью». Согреваемый наседкой зародыш развивается очень быстро. Кукушонок выходит из яйца через две недели насиживания, то есть несколько раньше, чем вылупляются птенцы большинства птиц - выкормышей. Кукушонок обгоняет в росте птенцов приемных родителей. Спустя несколько часов после появления на свет, он начинает выбрасывать из гнезда яйца или только что вылупившихся птенцов своих воспитателей.
Кукушонок  быстро растёт. Прожорливость его очень велика. Родителям стоит большого труда прокормить птенца, который непрерывно требует  корма. Он выглядит в несколько раз больше их ростом, возле которого неутомимо хлопочут две крошечные трудяги. Широко разевая рот, кажется, что он вот-вот проглотит птичку-невеличку вместе с принесенными ею гусеницами. Кукушонок остается в гнезде около двадцати дней. На 20—22 сутки он покидает гнездо, в два-три раза превосходя своих родителей по размеру. Вне гнезда этот Кукушонок остается в гнезде около двадцати дней. На 20—22 сутки он покидает гнездо, в два-три раза превосходя своих родителей по размеру. Вне гнезда этот дармоед–убийца ещё до 2-х недель может пользоваться  услугами своих приемных родителей. Покидая свое место обитания, он тот час навсегда забывает своих воспитателей, обессиленных неимоверным трудом и не способными к дальнейшему размножению своих родненьких птенцов. Таким образом, популяция кукушки в этом ареоле быстро растет, так как один кукушонок подменяет собой нескольких птенцов  воспитателей, и этим сокращает их популяцию.

Все «великие люди» в душе свято верят в реинкарнацию и убеждены, что они являются реинкарнацией прошлых великих людей.  Однако большей части из них вселен дух гнездового паразитизма.

Приведенный пример реинкарнации, вследствие перевоплощения души, зараженной гнездовым паразитизмом в душу родившихся, наглядно показывает причину увеличения в нашей жизни числа дармоедов и людей не умеющих самостоятельно работать.  В результате чего появилась огромная «руководящая» прослойка людей, не способная к созидательному и физическому труду. Как вы понимаете, слово руководитель происходит от существительного «рука» и глагола «водить». Большую часть этой прослойки составляет отряд управленцев, чиновников, депутатов разного уровня и рангов, которые возомнили себя «великими людьми» и претендуют на роль интеллигента – руководителя.
 
Безусловно, любой младенец родится естественным эгоцентриком и инфантильным солипсистом,  отрицающим реальности всего мира, кроме собственного «Я». В дальнейшем при нормальном воспитании ему приходится изживать свой солипсизм. При крайних формах детского эгоизма и эгоцентризма, при упущении в воспитании, а так же и у тех, кто не собирается его изживать, он к осознанию ценности всего живого в мире, отнюдь, не приходит, а приобретает  только отрицательную карму.
 
Успешность нашей жизни зависит от совокупности положительной» и «отрицательной» кармы. Превалирование «отрицательной» кармы несет человеку страдания, заблуждения, ошибочность поступков. Зато перевес «положительной» кармы – нравственность, любовь к людям, гуманность, приводит к неограниченной возможности в реализации благ, желаний, стремлений и надежд. 
Все в жизни переплетено и связано между собой. Мы находимся в живой пульсирующей Вселенной, где все вещи взаимозависимы друг от друга. Любые наши проявления во вне побуждают пространство соответствующим образом реагировать на наши действия. Если человек создает вокруг себя негативную энергию и творит разрушения даже неосознанно, то это не снимает с него ответственности за содеянное. Говоря о карме простым языком, можно выразиться так: «Делай добро, и оно к тебе не один раз вернется. Совершишь зло – оно злом тебе аукнется, если не сейчас, то позднее или в следующей жизни». Роковые последствия обязательно настигнут тебя в будущем. И это будет тем возмездием, которое называется кармой. Причиной возникновения кармы являются внутренние намерения, мысли и стремления. Некоторые называют ее «действие-влияние». Это реакция наших поступков на нас самих.
 
Карма по своей природе аккумулятивная,  безжалостна и справедлива, она не щадит ни царей, ни нищих, для нее все равны. Карма может отрабатываться в течение одной жизни, или передаваться от одного рождения к следующему поколению. Человек, который в течение жизни творил благие дела, может надеяться на хорошее следующее поколение. Злодей - только на плохое. Даже если в результате неправильных поступков в настоящее время никакой реакции не последовало, это вовсе не значит, что он не будет нести ответственности за содеянное. К сожалению, эти негативные «накопления» могут распространяться на его детей и внуков.
Проще говоря, карма – это поступок, который является лишь следствием наших помыслов. Повторение поступков становится привычкой, а привычка с течением времени превращается в характер человека. Плохой характер может привести к бездолью. 
Многие пословицы и поговорки представляют собой жемчужины кармической мудрости: «Что посеешь, то и пожнешь», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет»; «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», «Бывает неправильный путь, но не бывает безвыходного положения», «Не рой чужому могилу, сам в нее попадешь».
Все эти примеры народной мудрости указывают нам на то, что называется одним словом – карма.
 
С точки зрения кармы, случайностей и совпадений не бывает. Зная законы кармы, понимаешь уникальность каждого человека. Ведь его внешние поступки полностью зависят от индивидуальной личности человека. Каждый человек, непрестанно творит свою судьбу, и все его способности и силы представляют не что иное, как результаты его прежних действий и в то же время — причины его будущей судьбы.
Следуя кармической философии, следует признать, что «Я» сам создает все сложности в своей жизни, а не окружающие его люди. Обвиняя в жизненных неуспехах кого-то другого и считая, что в них виноваты другие, он, таким образом, отрицает свою ответственность за собственную карму. Такие действия характерны для человека, который до этого не раз попирал все основные морально-нравственные принципы веры и философии.
 
Понятие кармы подразумевает именно собственную ответственность, и ничего больше. Здесь нет возможности оправдать свои действия, потому что ты как личность все равно будешь в ответе в первую очередь за свои намерения. С точки зрения кармического пути это все равно твоя вина, за которую тебе придется расплачиваться. А расплата приходит принятием ударов своей судьбы.
Только благодаря знанию законов кармы можно понять, откуда в мире взялось неравенство, почему возникают трагедии, нищета, убийство «невинных», голод, войны и мучительная смерть, неудовлетворенность результатами своей работы. Одним словом следует уяснить, что карма человека – это вселенский причинно-следственный закон. Он определяет нашу судьбу, подсказывает, что за всякий дурной поступок рано или поздно придет расплата, а каждое доброе деяние  будет вознаграждено.
 
В буддизме чрезвычайно благоприятными поступками принято считать почитание родителей, гуру, учителей, наставников и старцев. В одной священной книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Эту мудрость - почитание отца, матери, учителя, наставника следует понимать широко, как почитание всего нашего лучшего в прошлом и настоящем.
Учитывая вселенский причинно-следственный закон кармы можно определить характеристику современного интеллигента. Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, любить людей и обладать высокоразвитым чувством милосердия. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. У интеллигентного человека, прежде всего, должно быть терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно.
 
Мы должны прекрасно знать, что интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию милосердия и благодарности.  «Интеллигентность -  это способность человека понимать больше, чем ему выгодно» - выразился современный журналист  Александр Круглов (Абелев).
 
Многие думают, что интеллигентный человек - это тот, который много читал и получил хорошее гуманитарное образование. Но образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового. А между тем, можно иметь все это, но не быть интеллигентом. А можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Интеллигентность определяется не только знаниями, а способностью к пониманию других.  Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым. Лицо неинтеллигентного человека, искаженное злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. 
Стоит ли говорить, что слово «человеколюбие» означает любовь к людям, гуманность.  Может ли быть интеллигент эгоистом? Я думаю, что нет, так как эгоизм и милосердие несовместимы. 
Эгоист всегда бездушный себялюб,  бесчувственный к страданиям ближних. Он черствый, холодный, самотный и себялюбивый человек.  Он способен поступать бессовестно, думая только о себе, не слыша нужд и страданий других людей.  Корысть лишает человека  душевности.
Посмотрите в словарях, и вы увидите, что слово «эгоизм» происходит от латинского слова «eg;» - «я», и означает себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других людей, общественным интересам, пренебрежение ими. По В.И.Далю «эгоист - это себялюб, самотник, себятник, кто добр к одному себе, а до других ему нужды нет».
 
Еще хуже, если человек страдает эготизмом, при котором кроме обостренного самолюбия наблюдается преувеличенное мнение о своей личности, незабвенная самовлюбленность, честолюбие, тщеславие, спесь, помпезность и хвастовство. Его неуемные амбиции со временем прогрессивно возрастают. Самолюб ставит себя выше всех. Такой индивидуум не способен на гуманное отношение к окружающим, даже к своим близким и родственникам. Он не способен делать добрые дела и очень часто выдает желаемое за действительность. Себялюб если и чем-либо жертвует, то только в свою пользу. Склад его характера таков, что на него нельзя положиться. Такой человек заражен «звездной болезнью», от которой трудно найти лекарство. Следует учесть, что звездная болезнь страшнее алкоголизма. Алкоголики время от времени трезвеют и могут дать себе оценку, а самонадеянный человек никогда. Преувеличенно высокое мнение о самом себе заводит его настолько далеко, что могут быть полностью забыты и растеряны все нравственные устои и элементарные правила общечеловеческой морали.
 
Человек, ослепленный блеском славы, не способен услышать глас разума, у него страдает самооценка - один из важнейших регуляторов поведения личности. Он чрезмерно уверенный в своих действиях, и преувеличенно высокого мнения о себе. Он мнит себя непогрешимым, у него полностью отсутствует чувство сопереживания, которое так необходимо интеллигенту. «Исправить злого человека невозможно, он может изменить только вид, но не нрав»: - в свое время произнес знаменитый баснописец древности  Эзоп.
 
Давайте зададимся вопросом, а может ли быть корыстный, жадный, завистливый и проникнутый эгоизмом, себялюбивый человек быть руководителем, лидером, главой подразделения, начальником, командиром, вождем?
Безусловно, каждый из нас ответит: «Нет». Извините меня за банальность, но каждый руководитель должен обладать интеллигентностью. Если он выдвигается в начальство и начинает решать судьбы других людей, то должен выработать особый дар руководителя. Ему необходимо обладать качествами  лидера и быть примером для своих подчиненных. У него должна быть развита самодисциплина, обязательная самоотдача и отеческая забота о коллективе, которым он руководит. Прежде чем требовать от других слаженной  работы, ему необходимо умело делать эту работу самому, причем выполнять дело «на отлично» и личным примером воодушевлять других, твердо знать, что не место красит человека, а человек место.
Иначе чувство собственной важности современного чиновника раздувается до неимоверных размеров, вплоть до паранойи. Его  карма лицемерия вырастает беспредельно. Появляется  привычка говорить одно, а думать другое, а также поступать обратно своим убеждениям, из самозабвенной лжи или подачи себя не за того, кем он является на самом деле. В его действиях появляется помпезность, величавость, эффектность. Вырабатывается особый тип самосознания, ибо он заражается профессиональным снобизмом и непомерными амбициями.

Амбициозность – одно из тех личных качеств, которое нельзя развить, оно формируется в процессе социализации. Все зависит от первых успехов в детском возрасте, от реакции окружающих, от духовных ценностей, прививаемых ребенку родителями. Амбиции – это мотивы человека, фундаментом которых является потребность в успехе.
 
Сноби;зм заключается в том, что сноб ценит предметы и явления не за их качества, а только за то, что эти предметы и явления ценят представители элиты, к коим сноб хочет быть причастным. Сноби;зм отличается от лицемерия тем, что сноб, до конца не отдавая себе отчета, искренне считает себя интеллектуалом, в чем его убеждают манеры и вкусы сноба.
На русском языке снобизм означает — это выпендреж, манерничанье. Современные чиновники не избежали участи большинства жертв интеллектуального и профессионального снобизма, процветающего повсеместно в офисах и конторах, учебных заведениях и учреждениях, где заботятся не о настоящем профессионализме и не о деле, а только о собственном величии.
Профессиональный сноб нарочито подчеркивает собственное превосходство над другими. Его поведение личности выражается в крайней степени переоценки своей важности, известности, популярности, богатства, власти, гениальности, политического влияния и незаменимости.    Такой человек, как правило, будет считать себя возможным унижать, оскорблять,  шельмовать, обижать других людей. А уж ни о каком сострадании, сочувствии, помощи от этого человека быть не может. Как говорил древнеримский писатель Луций Анней Сенека, -  «Гордыня - это грех. Золотая узда не сделает клячу рысаком».
Когда человек о себе думает лучше, чем другие о нем, это выражается в преувеличенном мнении о собственной особе, своем достоинстве и способностях. Когда он переоценивает себя, а всех считает ничтожествами в отличии от него,  то душевные качества его переходят в манию величия или, так называемую, мегаломанию, характеризующуюся — эготизмом, заносчивостью, звездной болезнью, напыщенностью, высокомерной гордостью, снобизмом, барственностью, кичливостью, гонором, зазнайством, спесивостью, безмерной амбициозностью, чванством и надменностью.
Типичный девиз мегаломана: «Берегитесь меня! Я очень опасен для жизни любого человека на 3емле! Тот, кто не согласен со мной, то это личный враг».  Надменный сноб всегда претенциозный, самовлюбленный, высокомерный, заносчивый, подлый, злой, эгоистичный и тщеславный человек. Ведет себя так, будто он выше всех. Это поднимает его самомнение.  Он из кожи лезет вон, стремясь завязать знакомство с «сильными мира сего», добиться теплого местечка, ибо это возвышает его в собственных глазах. Если вы не нужны ему, сноб пройдет мимо, даже не удосужившись поздороваться с вами. Его политика построена на узкокорыстных интересах, поэтому он всегда претендует на роль первой скрипки. Над ним довлеет непомерное тщеславие, пустое высокомерие, кичливость, стремление к почестям, желание быть предметом славы. Как правило, в общественной жизни он старается проникнуть во всевозможные государственные и общественные организации, партии, комитеты, советы и занять там председательскую должность,  настойчиво претендуя на щедрые благодарности, награды и ученые звания. Ну, а академиком ему необходимо быть обязательно. «Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку», - воскликнул французский  драматург  Пьер-Огюстен Карон де Бомарше, говоря о таком человеке.
«В каждом человеке ровно столько тщеславия честолюбия и чванства, сколько ему недостает ума», - вторил ему английский поэт и сатирик  Александр Поп. «Каждый в глубине души питает известное тщеславие. Даже жаба считает себя красивой. Может быть, немного тусклой, но "посмотрите, какие у нее глаза!" – продолжил он разговор о тщеславии.
 
Вам приходилось общаться со снобами? Краснеть и бледнеть от чувства собственной ничтожности в присутствии человека, который кажется вам, чуть ли не Господом Богом. На ваше обращение он со снисходительной величавостью, улыбаясь в ваш адрес и глядя сверху вниз, отвечает сквозь зубы. Чаще всего он куда-то спешит и смотрит, прищурясь, не на вас, а в потолок, и в пробеги, через плечо, отвечает на ваш вопрос. Если все это вам знакомо, то вы, увы, не избежали участи большинства жертв интеллектуального и профессионального снобизма. Про снобизм современные юмористы высказались так: «Недостаток скромности есть недостаток ума», - сказал  Александр Поп. «Снобизм – это когда привитая любовь к себе не ужилась с любовью к людям», - выразился Сабир Омуров.  А Михаил Мамчич сказал: «С виду - звездная болезнь, по сути – элементарное проявление метеоризма».
К неуемным амбициям снобиста всегда толкает зависть. Зависть — это настроения, связанные с желанием перераспределить в свою пользу некий ресурс. То есть зависть — это форма проявления агрессии, но часто в мягких формах, так как большей частью подобного рода настроения не переходят в реальное поведение. «Морально-идеологическим обоснованием зависти может быть как самовлюблённость и представление индивида о собственной исключительности, а также мнение о несправедливом характере распределения ресурсов в прошлом или в настоящем», — определяет современный социолог Фархаз Назипович Ильясов.  «Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны» -— высказалась одна из классиков психоанализа  Мелани Кляйн.
В христианстве зависть считается одним из семи смертных грехов, определяется как «скорбь о благополучии ближнего» или «печаль о благе ближнего». В христианстве основной причиной возникновения зависти считается гордость. Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого и с прекращением его благополучия - заканчивается. С завистью связана корысть. «Корыстолюбцы во всех своих делах видят корысть, и за то дело не принимаются, от чего не надеются себе прибытка получить»,- сказал один современный мудрец.

Какими моральными качествами должен обладать руководитель? По нашему суждению, руководитель должен быть максимально понятным и прозрачным, обладать исключительно положительной кармой, харизмой и логикой играющего тренера.
Харизма — приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней ее последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченных  возможностях.
Харизма — это особый дар руководителя. Успех его работы заключается не в харизме, а в способности собрать вокруг себя сильную команду и учить ее самостоятельно достигать положительных результатов, вдохновлять на сложные дела, побуждать к выполнению поставленных задач. У него должна быть развита самодисциплина, обязательная самоотдача и отеческая забота о коллективе, которым он руководит. Такие  руководители по складу своего характера должны быть «играющим тренером» и профессиональный рост его обязательно должен опережать рост по карьерной лестнице. Такие руководители способны вдохновлять подчиненных на сложные дела, побуждать к исканиям. Широта взгляда, умение угадывать верные стратегии, находить нестандартные решения — вот безусловные плюсы таких людей, ибо вся стратегия должна быть направлена на созидание, а не на разрушение достигнутого ранее.

Для воспитания руководимого им коллектива больше всего решает личный пример в виде показа, то есть необходимость лично своими руками и делом показать, как это следует сделать. Прежде чем требовать от других слаженной работы, ему необходимо уметь делать ее самому, причем выполнять дело «на отлично» и личным примером воодушевлять других. Харизматики способны буквально завораживать подчиненных, кого-то где-то похвалить, где-то поругать, обязательно выслушать любого, кто придет со своими заботами. Их точка зрения бывает не всегда бесспорной, но, за что бы ни брались, все у них получается чрезвычайно интересно. Широта взгляда, умение угадывать верные стратегии, находить нестандартные решения - плюсы таких людей.
Главной чертой характера руководителя должна быть самооценка своих действий, отсутствие зависти и хвастовства, а также твердое понятие, что большинство окружающих людей будут судить его действия по конечным результатам работы, а не по хвастливым речам. Не дай бог, когда руководитель заражен снобизмом и непомерными амбициями.
Очевидно, кардинальной задачей является установление такой системы, при которой невозможен отрыв руководителя от коллектива. С руководителя берут пример подчиненные. Если он нравственно не воспитан, то большинство окружающих будет считать себя вправе делать то же самое, каким путем это делает руководитель. Какие хорошие слова бы он ни произносил, какое разнообразие мудрых советов от него бы ни исходили, но если он нескромен, то будут развязны и его подчиненные. Если он полуграмотен и не понимает значения рационального подхода к жизни учреждения, то и работа других будет подменяться  бессмысленным словоблудием.
 
Руководителю ни в коем разе нельзя неуспехи работы руководимого им подразделения перекладывать на плечи других и винить в неуспехах всех и вся, а самому оставаться «правым». Русская мудрость говорит: «Чтоб доказать кто в доме хозяин, необязательно раздавать направо и налево тумаки, а самому следует хозяйски относиться к своему дому». Руководителю в своих поступках не допустимы самомнение и непогрешимость. В своем разделе деятельности самым важным у него является не собственный авторитет и узкокорыстные интересы, а благо всего коллектива. Ко всему коллективу, а не только к избранным его членам у него должно быть заботливое отеческое отношение. Только тогда в коллективе, в котором он работает, вырабатываться  почтение к учителям, к старшим коллегам и накопленному ранее опыту работы его коллектива. Руководитель должен быть наставником для каждого члена коллектива. Почтительное отношение членов коллектива к руководителю создается не за счет страха перед ним, а в связи с уважением к его знаниям и уменьям. 

В заключение следует отметить, что Природа материальна и разумна, она продумала все досконально, до мелочей. Следует помнить, что Природа не выносит грубых вмешательств и насилий над человеком, в каком бы виде они не были нанесены: физическом или духовном.  Не прощает она и человеку подлых поступков и ошибок, по христианскому понятию «допущенного греха». За любой грех она всегда со временем воздаст по заслугам и в полной мере. Недаром в известной песне Александры Николаевны Пахмутовой поется: «Ни что на земле не проходит бесследно…» и здесь же: «Мы  друзей за ошибки прощали, лишь измену и подлость простить не могли». Негодяям же, которые провоцируют инсинуации, я в этом не сомневаюсь, все равно когда-нибудь  воздастся.
 
Только труд создал человека, считали классики материализма. Мир -  материален. Все материальные ценности в Мире созданы руками человека. Не только материальные, но и духовные ценности созданы трудом человека. Даже Высший Творец Природы лепил Праматерь  Мира -  Еву из ребра Адама руками, а не «головкой».
 
Мысль слепа, пока ее не преобразуешь руками, и только тогда она приобретает материальную ценность. Посему трудовые навыки должны вырабатываться с раннего детства. Ребенок, не приученный к труду, на всю жизнь остается не приспособленным к тяготам жизни. Он не любит труд и вырастает ленивым, неумехой и неудачником. У него нет успехов в жизни, и он чаще превращается в пьянчужку. (Пример истории Власа – лентяя и лоботряса  В.В.Маяковского).
Не без основания гласит пословица: «Каждый настоящий мужчина должен за свою жизнь, как минимум, совершить три Дела – посадить дерево, построить дом, родить и воспитать сына».  Но если мужик не умеет ничего делать своими руками, не владеет трудовыми навыками, то чему он может научить своего сына – продолжателя своих дел?

Из кукушонка может вырастить пострел, который за основу нравственности берет лукавство. Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым и предлагая это ближнему своему, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой злой умысел. «От лукавства рождается всякого рода зло», - считали святые отцы, а за ними идут обман, оговорка, уловка, хитрость, лицемерие, коварность, жуликоватость, хитрожопость, хитроумие, криводушие, иезуитство, окаянство, притворность, плутовство, коварство, шельмовство, подвох, плутоватость. Козни несут за собой замысел, интригу, подвох, посягательство, происки, злой умысел, ухищрения, каверзы, кляузы, всевозможные ловушки и проделки. Строить козни, расставлять сети, ловить в сети, подводить мины, копать другому яму - это очень ловкий шаг, когда пострел хочет охарактеризовать какой-нибудь подвох. И подвохи он обычно делает не своими руками, а руками умело расставленных подхалимов, многочисленных фаворитов и фавориток, которые в большинстве своем представляют «помощников», которые не имеют  «царя в голове».

Происхождение выражения «Без царя в голове» связано с русской пословицей: «У каждого свой царь в голове», где разум в голове сопоставляется с царем в государстве. Русские пословицы сближают понятия царь и ум. «Царь в голове - ум. Свой ум – свой царь в голове.  Быть без царя тоже, что  быть без ума. Царству без царя никак нельзя. Без царя оно не царство, а так, что-то бесплодное. В слепом царстве слепых ведет тот, кто кривее кривых. Не каждый царя видит, а всяк его знает. Царь в голове у кого или со своим царем в голове — умен. Без царя в голове - противоположное значение».
Таким образом, русские поговорки, подразумевают, что человек «без царя в голове»- рассеянный, безвольный, не имеющий определенной жизненной цели человек. У него отсутствует разумное мышление, имеется крайняя несостоятельность и полная бесплодность всех  усилий и склонность к противоречиям, идущим вразрез с общепринятыми нормами поведения. В Толковом словаре Д.Н. Ушакова выражение "без царя в голове" означает: дурковатый глупый человек с приветом, глуп до святости, бестолковый, богом убитый, умом не блещет. В то же время словарь в пояснении к слову "царь" указывает: «Царь в России воспринимался как символ закона, справедливости, ума и высокой морали. Иметь царя в голове - означает, что человек, помнит о том, что есть царь (закон, мораль) и свое поведение строит исходя из законов, морали и ума. Без царя в голове - противоположное выражение».

И вот наш-то «пострел- cамолюб и самохвал», используя для своей пользы таких подхалимов и фаворитов, везде успел, он парень не промах, вильнет умом, как пёс хвостом, лукавый, как кошка - спереди лапу даёт, а сзади дерёт, на ходу подмётки рвёт. Он объял необъятное - свою службу превратил в личную Во;тчину, где все  для себя прихватизировал. На научные изыскания наложил рэкет. Он оказался гениальнее Абдуловского Гения.
«Гений», например, из скромности своими авторскими свидетельствами на изобретения оклеивал сортир, а наш-то пострел-самохвал «приписанными патентами» - все стены своего кабинета. Он, как в русской пословице говориться: «Вьюн около рук вьётся, а в руки не даётся. Он - как уж, его не ущемишь ни за башку, ни за хвост – выскользнет, и клок урвёт и выглядит, как жнец, и швец, и на дуде игрец». 
Его лукавство – это хитрость и коварство. Коварство –злонамерение, прикрытое показным доброжелательством. Скольких он обманул и глубоко обидел - не подсчитать. Других сделал изгоями и лишённых каких-либо прав в ряду себе подобных, преследуемых или игнорируемых, как «чужаков».  Так лукавый пострел облек грехом душу, все существо ее, и всю осквернил, всю пленил в царство свое, не оставил в ней свободным от своей власти ни одного члена ее, ни помыслов, ни ума, ни тела. Но он обрек ее в порфиру тьмы и безнравственности, при отсутствии морали, этики, согласно внутренней установке действовать согласно своей совести и свободной воле.

Что означает безнравственность? В словарях русского языка безнравственность означает - это беспутство, распутство, разврат, распущенность, разнузданность нравов,  отсутствие моральных устоев. Безнравственность - это сопутствующее явление падения культуры. Нравственность или безнравственность пропорциональна уровню культуры индивида, да и всего окружающего общества. Мы уже указывали, что безнравственный человек - это такой человек, который безразличен к людям, к Богу, к миру, окружающему его, где он проходит свое воплощение. Он живет только для себя, во имя себя, строя свою жизнь так, как нравится только ему, невзирая на моральные устои и общество.
Безнравственный человек идет по жизни, переступая через других. По христианской морали считается, что Бог его накажет. Хотя Бог не наказывает никого и никогда, а вот человек накажет себя обязательно, а также своих детей и внуков. Ведь  кармический закон суров, но справедлив. Вся Вселенная живет и развивается по этому закону. Мы живем сейчас, каждую минуту меняя свою судьбу нашими мыслями и действиями. Каждый миг человеческой жизни в нашем мире предопределен событиями прошлых воплощений. Мы меняем свою прошлую карму сегодня, закладывая ситуации будущего.

«В родном отечестве пророка нет», - гласит общеизвестная пословица, посему мусульмане осуществляют хадж в Мекку, где познают истину бытия и в конечном итоге успокаиваются, когда  пройдут через мост Джамра, чтобы бросить семь камней в стену шайтана.
Не знаю, есть ли Всевышний - Создатель Природы, но понимаю, что Природа материальна и Разумна. Создав человека, она продумала все досконально, до мелочей. Обдумала предназначение не только всего организма, но и его органов с их анатомией и физиологией, которые трудно переносят вмешательство извне. Например, следует понять, что кишечник это не канализационный шланг, который если прохудился, то можно заменить любой трубой, наложить пластырь или, в крайнем случае, вылить нечистоты на улицу.
 
Мозг – это рабочий орган подобный боевому штабу, где вырабатывается стратегия и тактика. Выработанная стратегия (цель действий) должна подтверждаться четкой тактикой (задачами работы), а затем серьезным анализом проведенной работы. Не проведенная оценка труда – путь к неуспеху. Доказывай свою правоту не тем, что кто-то что-то сказал, а своим положительным, надежно проверенным примером. Не наступай на одни и те же грабли. Не повторяй чужих ошибок, а учись на них.
«Люди, не предавайтесь бездействию и беспечности, ибо бездействие порождает лукавство (самоугодие), а от лукавства рождается всякого рода зло» - говорил преподобный Симеон Новый Богослов.

«Помни, звезды склоняют, но не обязывают. Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ», - еще в 17 веке отметил один из крупнейших авторов британского классицизма  Александр  Поп.
«То, что бог нам однажды отмерил, друзья,
             Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
             Постараемся с толком истратить наличность,
             На чужое не зарясь, взаймы не прося» - изрек Омар Хайям.

  От себя добавлю: «Чтоб не было в будущем мучительно больно стоять на коленях и просить прощения, не нужно грешить сегодня».
 
      А моим читателям совет: «Не берите на воспитание кукушат, иначе окажетесь Балдой».      

                С уважением и с мыслями о карме  - Ваш  В. Бушмелев.


Рецензии
Спасибо большое. Хочется в это верить.
Иван

Иван Цуприков   06.12.2014 15:36     Заявить о нарушении
Во что верить?
Я не вру.
В.Б.

Вениамин Бушмелев   06.12.2014 18:16   Заявить о нарушении
Все у вас правильно, безапелляционно и довольно интересно. Вряд ли кукушку можно наказать даже в художественной итерпритации. Ее охраняет и диктует поведение сама мать-природа. Так же невозможно наказать, как в нашей стране сердюковых.

Владимир Нестеренко   09.12.2014 16:57   Заявить о нарушении
Да, и сердюковым, и иже с ними, а также тех, с которых я писал портреты, постигнет Кара заслуженная, если не сегодня, ни завтра, то в последующем. В это свято верю. Природа справедлива и достойно рассудит кто есть ху.
Как поется в известной песне:"Ни что на земле не проходит безследно...."
С ув В.Б.

Вениамин Бушмелев   09.12.2014 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.