Происшествия в Черустях - Живая библиотека

Библиотека в доме у Андрея и Лары Левиных располагается на втором этаже. Туда ведут тринадцать ступеней довольно крутой лестницы. Помещение занимают стеллажи вдоль стен, а середина - свободная. В "подкрылках", как называет Лара скаты крыши, подвешены и разложены разные душистые травы, поэтому библиотека наполнена ароматом полей. Здесь круглый год приятно находиться, а особенно зимой, когда на окнах морозные узоры.

В холодное время года и Лара, и Андрей поднимаются в библиотеку, надев куртки и шапки, как на улицу. Они не знают, на какое время там задержатся. Тематика книг разнообразна, на любой вкус. Чего только нет: художественная литература, энциклопедии, словари и справочники. Для чтения у окна поставлены журнальный стол и диван.

Недавно, в начале января, утром Лара приготовила завтрак, открыла дверь из кухни в сени и крикнула Андрею, чтобы спускался вниз. Громко позвала, а супруг не отвечает. В сенях холодно, а Лара одета легко. Накинула телогрейку - и по ступенькам вверх.

"Андрей, почему ты не отвечаешь?" - забеспокоилась Лара. В ответ - тишина. Когда вошла в библиотеку, то Андрея там не оказалось. На всякий случай заглянула в проёмы между стеллажами, а их четыре, по два с каждой стороны. Но и в "подкрылках" никого. Обескураженной Ларе пришлось вернуться в горницу. Грустная, стояла она у окна и смотрела в заснеженный сад. Вдруг дверь открывается, шаги, и... Андрей заходит в комнату, как ни в чём не бывало.

"Я смотрю, завтрак на столе, а ты меня не позвала", - спокойно так говорит Андрей, снимая куртку, чтобы повесить в прихожей.

"А где ты был? - отпарировала Лара, - Я только что кричала, кричала..."

"Как где? Наверху. Зачитался немного". И Андрей начал рассказывать о событиях февральской революции 1917 года, явившейся причиной отречения Николая П. Лара и раньше слышала от супруга об этом, но сейчас, обрадованная приходом Андрея, не перебивая его, налила кофе с молоком, положила в тарелки творог, подала блюдо с бутербродами. Трапеза началась. Ни о чём не догадывающийся Андрей с аппетитом ел, а Лара, теперь уже успокоенная, смотрела на него.

"Андрей, ну скажи, почему я тебя наверху не видела?"

"Откуда я знаю. Взял книгу, сел на диван и так увлёкся, будто попал в 1917 год. Явственно всё происходящее увидел. Не надо в кино ходить. Вот так-то".

Они ещё немного поговорили. Отдохнув, Андрей пошёл снег зачищать за воротами. А Лара, похлопотав по хозяйству, решила что-нибудь почитать. Оделась потеплее и поднялась в библиотеку. Было 11 часов утра. Лара подошла к стеллажу с любимыми поэтами. Задумчиво провела рукой по корешкам книг: Пушкин, Лермонтов, Есенин. А вот и она - загадочная и притягательная Анна Ахматова. В одном большом томе биографические записи чередуются со стихотворениями и располагаются в хронологическом порядке.

Только поздно вечером Лара появилась на пороге кухни. Просто вошла, и всё.

"Ой, что со мной произошло! Я побывала в Крыму под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, где спят, овеянные ветрами, белые камни древнего Херсонеса. Там, в окрестностях дачи под названием "Отрада", на галечном пляже, обласканном волнами Чёрного моря, и предстала передо мной Анна Горенко - "дикая девочка", как называли её тогда, "шальная и быстроногая". Анна - гимназистка старшего класса, с длинными чёрными волосами, ниспадающими влажными водорослями. Купального костюма на ней, ныряющей в море прямо в лёгком платье, не было. Глаза у Анны удивительные: серо-голубые, прозрачные, как льдинки. И плавает она превосходно! Мало кто так может. Море - родная стихия Анны. Такое же волнующее и непредсказуемо-порывистое, как она. Я видела Анну совсем близко. Море заштормило, но это не остановило её. Русалкой мелькала она среди волн, то пропадая, то появляясь вновь. Андрей, неужели я попала в начало ХХ века? Знаешь, когда я открыла книгу, то сразу стены библиотеки исчезли, из тумана возник морской берег, повеяло свежим бризом. А я просто стала частью пейзажа, наблюдая наяву за происходящим. Не знаю, сколько времени провела там, только на пляже сон сморил меня. Очнулась, лёжа на диване, с книгой в обнимку. Вокруг - темнота. На ощупь дошла до выключателя около лестницы. Что сейчас: вечер или ночь?"

"Тебя не было десять часов, но это неважно, - ответил Андрей, который внимательно слушал супругу, вернувшуюся из таинственного путешествия, - Лара, я, кажется, всё понял. Случившееся и со мной, и с тобой - результат чтения именно на старом диване у окна. Он же нам от твоей бабушки достался, как память о её юности. Диван твоя бабушка, Юлия Николаевна Канская, привезла в разобранном виде в Москву со своей родины, из Подосиновца, что в Вятской губернии, и ему уже сто лет. Почему-то здесь, в Черустях, проявилось это удивительное свойство бабушкиной реликвии - переносить читающего в эпоху, описанную в книге. Но я подозреваю, что время ограничивается началом ХХ века. Смотри, события твоей и моей книг по хронологии близки. Да, всё-таки Черусти - необыкновенное место".

Лара согласилась с доводами Андрея, и они решили впредь читать книги только в жилых комнатах, а то мало ли что может произойти... Вдруг не получится вернуться из "путешествия"?   


Рецензии
Оочень понравилось! Действительно, есть такая "читательская" мебель, с которой забываешь о времени и месте. Для самих книг, конечно, неотапливаемое помещение гибельно, но даже в сырых местах чердаки и мансарды - самое "сухие". За старый диван у окна, многие лета!

Юрий Грум-Гржимайло   02.02.2020 12:43     Заявить о нарушении
Конечно, Юрий, Вы правы, что в неотапливаемом помещении книгам некомфортно, но при резких скачках температуры есть огромный плюс: никакая вредная живность не заводится типа моли и жучков, которым больше нравится помещение с одинаковой температурой, да чтобы + градусов 20! Вам, Юрий, многие лета здоровья и творческого подъема! Несказанно рада Вашему вниманию и отклику!!! Благодарю!!! С огромным уважением, теплом и добром!!!

Татьяна Левашева 2   03.02.2020 02:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.