Бабье лето звёзд - Наталья Белохвостикова

Я часто думаю о том, что очень хорошо иметь умных, богатых, известных и знаменитых родителей. Родители – это как трамплин для детей. Проще и спокойнее, когда он есть. Трамплин этот. Всегда рядом крепкое плечо, поддержка, мудрый совет. Знакомства, опять же. А ещё очень важна репутация знаменитых родителей. Чем чище репутация, тем лучше скользит «по маслу» дорога их детей. И здесь уже, как говорится, петелька за петелькой, – и муж режиссёр. Как-то так случайно вышло – подвернулся. Пусть даже и намного старше, зато «зелёный свет» на всех улицах. И статьи в газете, и отзывы, и критика самых злостных критиков – мягкая и пушистая. Согласитесь?


НАТАЛЬЯ БЕЛОХВОСТИКОВА

  Наталья Белохвостикова - дочь дипломата и переводчицы. Что уже само по себе определяет судьбу. Яркую, необычную, интеллектуально насыщенную.

  Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, лауреат международных и национальных кинофестивалей, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, президент компании "Союз Навона".
  Родилась 28 июля 1951 года в Москве, в семье дипломата. Отец — Белохвостиков Николай Дмитриевич. Мать — Белохвостикова Антонина Романовна. Супруг — Наумов Владимир Наумович, режиссер, сценарист, продюсер, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. Дочь — Наумова Наталия Владимировна, выпускница ВГИКа. Первый раз снялась в кино в возрасте 6 лет ("Тегеран-43"), после окончания ВГИКа — в главной роли в фильме "Белый праздник"  "Мадонна на асфальте". Окончила режиссерские курсы у Аллы Суриковой, сняла фильм "Год Лошади — Созвездие Скорпиона" .

  Отец Николай Дмитриевич Белохвостиков был талантливым дипломатом, блестяще знал английский язык, в молодые годы получил ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР. Родители Наташи поженились, когда вернулись из Канады, где познакомились, мать работала там переводчицей. В Москве они вместе трудились в МИДе, а потом с дочерью уехали в Лондон, где Н. Д. Белохвостикова назначили советником-посланником.
  Наталия родилась в самом центре Москвы — на улице Веснина, но ее детские воспоминания связаны с Лондоном, где 5 лет она жила с родителями. Детство Наташи прошло в Англии, но девочка всегда знала, что она москвичка и ее дом — в России, что там идет снег, живут бабушка и дедушка, которые присылают ей книги на русском языке и бородинский хлеб, лучше которого нет в мире. Антонина Романовна преподавала английский язык работникам посольства. Мама напоминала Наташе добрую фею — девочка привыкла видеть ее в красивых длинных платьях. Любимыми праздниками Наташи Белохвостиковой были День Победы и Новый год. Дома всегда украшалась елка, которая стояла ровно месяц — до дня рождения отца. Родители предоставляли дочери, с одной стороны, полную свободу и самостоятельность, с другой — внушали своим образом жизни понимание, что такое хорошо, а что такое плохо. Этот заряд помогал ей всегда: Наталия рано поняла, что нужно всегда держать спину прямо и улыбаться.
  В Англии вместе с родителями Наташа ездила на экскурсии, пикники, собирала грибы и не раз слышала, как прекрасно поет отец. Антонина Романовна часто ходила в кинотеатры, страстно любила театр, знала обо всех культурных событиях, которые происходили в Москве. За границей она не пропускала ни одного нового советского фильма, иногда смотрела несколько часов подряд, не выходя из кинотеатра. Первый раз мама взяла Наташу с собой в кино, когда ей исполнилось всего два года.
  Наташа Белохвостикова росла за границей, когда СССР существовал за "железным занавесом", а для нее был открыт весь мир. Она могла смотреть любые фильмы, ходить в музеи, видела премьер-министров и королей и параллельно с этим испытывала жгучее желание жить в Москве — это щемящее чувство зародилось на фоне благополучной и интересной жизни. С тех пор Наталия Николаевна никуда не может уехать из столицы более чем на 10 дней и плохо себя чувствует в других городах.
  После возвращения из Англии семья Белохвостиковых несколько лет жила в Москве. Наталия начала учиться в школе с английским языком — предполагалось, что она пойдет по стопам родителей и поступит в Институт иностранных языков. Когда Наташа училась в 4-м классе, отец получил назначение послом СССР в Швецию, но дочь взять с собой не мог — русской школы при посольстве не было, и она осталась в Москве с бабушкой. Наталия всегда была домашним ребенком, и когда уехали родители, очень тосковала без них.
  Во время каникул в Стокгольме Наташа в небольшом эпизоде заменила Е. А. Фадееву, которая снималась в роли М. А. Ульяновой в картине Марка Донского "Верность матери".
  Когда Белохвостикова окончила 9-й класс, Донской пригласил ее с родителями на Киностудию имени М. Горького на просмотр фильма. Там произошла судьбоносная встреча — Наталия Белохвостикова познакомилась с С. А. Герасимовым, который пригласил ее в институт. Наташа очень хотела попасть в мастерскую Сергея Аполлинариевича, но понимала, что это невозможно, ведь она была еще школьницей. Но Герасимов разрешил ей неофициально посещать занятия и сказал: "Походи годик, посмотрим, что у тебя за душой, а там решим". Категории вольнослушателей во ВГИКе не было, но для Белохвостиковой сделали исключение — разрешили присутствовать на занятиях. Потом их курс назовут "курс четырех Наташ" — Н. Аринбасаровой, Н. Гвоздиковой, Н. Бондарчук и Н. Белохвостиковой.
  Целый год она училась в 10-м классе и посещала мастерскую, не пропустив ни одного занятия. Затем ребята перешли на 2-й курс, а Наташа окончила школу, официально сдала вступительные экзамены и поступила в Институт кинематографии. Только через 25 лет, во время передачи "Мое кино" Александр Олейников подарил ей письмо С. А. Герасимова, адресованное ректору ВГИКа: ". Прошу зачислить Н. Белохвостикову сразу на 2-й курс ввиду ее выдающихся способностей". По прошествии многих лет слова учителя постоянно согревают ее и помогают в трудную минуту.
  С 16 лет Наталия привыкла к серьезному режиму и ритму жизни. Уже на 2-м курсе она сыграла главную роль в фильме своего учителя, великого режиссера С. А. Герасимова "У озера" (1970). Герасимов снимал в своей картине весь курс — его ученики понимали друг друга с полуслова, у них выработался свой язык и своя интонация. После выхода картины Наталия Белохвостикова получила приз "За лучшую женскую роль" на МКФ в Карловых Варах (Чехословакия), была удостоена Государственной премии СССР, стала самым молодым лауреатом столь престижной награды в отечественном кино. В это время она встретила своего будущего супруга — Владимира Наумова. Наталия летела в Югославию с фильмом "У озера", а Владимир Наумович — с картиной "Бег". Так они познакомились и через год поженились.
  В 1976 году на экраны вышла картина "Легенда о Тиле" (режиссеры В. Наумов и А. Алов). Наталия сыграла подругу Тиля — Неле.
  Когда картину показывали на родине Тиля, съемочная группа очень волновалась. Кинофестиваль в Брюсселе стал уникальным явлением — на мировой премьере "Тиля Уленшпигеля" присутствовала королева Бельгии Фабиола. По отзывам все той же "Брюссель таймс", «Неле» Наталии Белохвостиковой имела грандиозный успех.

  В фильме "Тегеран-43" Белохвостикова сыграла сразу три роли: героиню в юном и зрелом возрасте и ее собственную дочь. Французская газета "Франс Суар" писала: "Наталия Белохвостикова в очередной раз подтвердила восхитительный талант и природную эмоциональность великих актрис славянского происхождения". Картина снималась в США, Англии, Германии, Франции, России. На МКФ в Москве получила "золотой приз", главный приз на национальном кинофестивале в Вильнюсе, главный приз на кинофестивале в Чехословакии, много призов на отечественных и международных кинофестивалях, а в Канне была представлена вне конкурса. После картины "Тегеран-43" Белохвостиковой начали поступать предложения контрактов из Германии, Италии, США.
  В 1984 году зрители увидели последнюю совместную картину, снятую выдающимися режиссерами Наумовым и Аловым, — "Берег" — историю любви немецкой девочки Эммы и русского лейтенанта, которые встретились и полюбили друг друга в последние дни войны и увиделись только через 35 лет. Наталия Белохвостикова вновь сыграла две роли — молодую и пожилую Эмму. Фильм "Берег" получил Государственную премию СССР и главный приз на национальном кинофестивале в Киеве. В 1987 году вышла картина, поставленная по мотивам другого романа Юрия Бондарева — "Выбор", где Наталия Белохвостикова опять сыграла две роли — матери и дочери.
  В "Маленьких трагедиях" М. Швейцера гордая и надменная донна Анна становится слабой и беззащитной, покоряясь воле Дон Жуана (Владимир Высоцкий). Когда М. Швейцера спрашивали, почему он пригласил Наташу, ведь донна Анна — черноволосая испанка, он отвечал, что в понимании русского человека ангел должен быть белокурым. В картине "Десять лет без права переписки" (1990), получившей приз "Бронзовый пегас" на Московском кинофестивале, Наталия Белохвостикова блестяще сыграла роль Нинки, певицы из ресторана.
  Н. Н. Белохвостикова снялась в главных ролях более чем в 30 фильмах, в том числе в совместных постановках с Францией, Швейцарией, Германией, Италией. Кроме упомянутых выше, это картины: "Пой песню, поэт..." (1971), "Надежда" (1973), "Океан" (1974), "Незваный друг" (1981), "Принцесса цирка" (1982), "Две главы из семейной хроники" (1983), "Город невест" (1985), "Законный брак" (1985), "Змеелов" (1985), "Закон" (1989), "Господи, услышь молитву мою" (1991), "История с метранпажем" (1991), "Разыскивается опасный преступник" (1992), "Часы без стрелок" (2003)

В 2003 году Президент Российской Федерации В. В. Путин вручил ей орден Почета, а в 2006 году — орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
По мнению многих профессионалов, с Наталией Белохвостиковой работать легко и приятно. Причем эта легкость подлинная. Белохвостикова беззаветно отдается работе, картина становится ее жизнью. Белохвостикова никогда не снималась в двух картинах одновременно, так как считала, что нужно принадлежать одной вере и одной любви.

  Случается порой, что Наталия Белохвостикова обретает внутреннюю гармонию в тишине и одиночестве, встречается с друзьями, читает, очень любит живопись и мечтает о зимнем саде. В семье Белохвостиковой и Наумова живет любимый кот-найденыш Илюша (Илья Ильич Обломов), которого много раз снимали для различных журналов. А после съемок фильма "Год Лошади — созвездие Скорпиона" семья увеличилась еще: конь Кирилл — это 700 килограммов счастья, как говорит актриса!
Н. Белохвостикова в данный момент живет и работает в Москве.

На проекте Сергея Майорова Наталью спросили:

- А хотелось ещё родить ребёнка?
- Я понимала, что я тогда выпаду из профессии. Я это понимала отчётливо, потому что я только папе с мамой могла доверить Наташу. И если бы не мама с папой, я бы не ездила на съёмки, когда Наташе было 3 недели. Тогда я первый раз уехала на 4 часа.

  Когда Наташе, дочери режиссёра Наумова, (разница с женой 23 года), исполнилось 5 лет, её взяли на съёмки фильма «Тегеран 43» и приняли в штат. А значит, маленькая девочка получала зарплату как взрослая. Вот что значит «звёздные» родители! О чём я уже говорила. Наташа стала режиссёром, сняла фильм «Год лошади». В главной роли – мама. Продюсер – папа. Семейная династия актёров. Один за всех и все – за одного. Неплохо, в общем-то.

                5.12.2014, Мари Шансон


Рецензии
Чтобы "скользить по маслу", имея значительных родителей, нужно ведь и самому иметь таланты. Обратных примеров хоть отбавляй.Ни деньги,ни связи не помогают, если исходный материал - ноль. Дети известных актеров сплошь и рядом пропадают, чувствуя свою несостоятельность. В данном случае актриса Наталья Белохвостикова изначально была на своем месте, не занимая чужого.И это прекрасно.Режиссерская-актерская династия тоже не криминал, а плюс.Всерьез можно вести речь лишь о качестве продукта. Остальное к делу не относится.

Турова Ольга   09.10.2015 03:22     Заявить о нарушении