Материалы к словарю глагольных антонимов

   МАТЕРИАЛЫ К СЛОВАРЮ ГЛАГОЛЬНЫХ АНТОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

                БЕЗЗВУЧНО ПРОШУРШАЛ (реч.)
       Беззвучно за оградой прошуршал / троллейбус… - Соколов Владимир. Сюжет. Поэма. – Избранное. - М.: СП, 1989, с. 557.

                БЕЛЕЮЩИЙ ЧЕРНОВИК (реч.)
       Заручиться любовью немногих, / Отвечать перед ними тайком - / В свете сумерек мягких и строгих / над белеющим черновиком. – Соколов Владимир. «Заручиться любовью немногих…». – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 191.

               БОЛЕН – ВЫЗДОРОВЕЛ (прил.-гл.пр.вр.сов.в., реч.)
       (Весь текст:) Я болен. / Я в белой рубахе. / На белой лежу простыне./ Под белым теплом./ Чьи-то ахи/ и охи чуть слышатся мне. / То сходятся, то, расступаясь, / Расходятся. / Что-то звенит. / Игла, так любовно касаясь, / меня от чего-то хранит. / Я выздоровел. / и снаружи / В те самые окна гляжу. / Прекрасные грязные лужи / Старательно не обхожу. / Как выпущенный на свободу, / Я делаю всё, что нельзя: / По льду, уходящему в воду, / Как малые дети, скользя. / Я выздоровел от простуды, / Я выздоровел от любви. / вступают со мной в пересуды / Лишь голуби да воробьи. – Соколов Владимир. «Я болен. / Я в белой рубахе». – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 239.

               БЫЛО – БУДЕТ (гр.ант.)
       Глупо делить людей на советских и антисоветских. Глупо и пошло. / Люди делятся на умных и глупых. Добрых и злых. Талантливых и бездарных. / Так было в Союзе. И так будет в Америке. Так было раньше. И так, я уверен, будет всегда. – Когда-то нам внушали… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 54.

               ВЕСЕЛИШЬСЯ – ХМУРЫЙ (реч.)
       Федералы при зачистке посёлка в одном из подвалов застрелили русскую женщину, которую незадолго перед этим я оперировал и которую мы едва выходили. Особенно жестоко ведут себя контрактники. Провоцируют, ищут любой повод, чтобы ты резко отреагировал, и тогда можно тебя избить, отправить в лагерь. Улыбнёшься – «Чего веселишься, гад?». Будешь серьёзен – «Чего такой хмурый, тебе, может, не нравится?». – Батенева Татьяна. Между двух ненавистей. – Известия, 6 апреля 2000, с. 9.

               ВЗЯТЬ – ОТДАТЬ
       Не средь шумного бала, / А под вопли грачей / Ты меня испугала / Страхом юных ночей. / Невозможностью слиться, / Невозможностью взять, / И отдать, и открыться, / То есть всё рассказать. – Соколов Владимир. Чужая книга. – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 120.

                ВМУРОВЫВАТЬСЯ – ВЫХОДИТЬ (реч.)
       Я никогда не думал, / Что ты меня найдёшь. / Я прятался в деревья / и превращался в дождь. / Вмуровывался в стены / И выходил  из них. / Вмуровывался в стены / И выходил из них. – Соколов Владимир. «Я никогда не думал…» – Избранное. – М.: СП, 1999, с. 390.

               ВОСХВАЛЯТЬ – ПРИНИЖАЯ (реч.)
       Заниматься восхвалением – непристойно. Восхвалять свой народ. Принижая другие. – так же глупо и стыдно. / Прославить человека могут лишь его дела. – С детства нас убеждали… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 73.

                ВПУСТИТЬ – ВЫПУСТИТЬ
       В моё отсутствие возникли / Чужие сны, чужие вздохи. / Был кто-то выпущен и впущен / В моё отсутствие. – Соколов Владимир. Ноябрь. – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 168.

               ВСТАВАТЬ – ЛОЖИТЬСЯ
       Я рассказать хотел о том, / Как он вставал, / Как он ложился. – Соколов Владимир. – М.: СП, 1989, с. 281.
       Было это в марте 1942 года. Завод, на котором работала наша мама, возвращался в Москву из эвакуации. Голод в то время был нашим постоянным спутником: с ним вставали, с ним ложились. – Вайсберг Инна. Обед с минного поля. – Известия. 28 апреля 2000, с. 16.

                ВСТАВАТЬ – ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ (реч.)
       Друзья мои, не умирайте. / Не засыпайте насовсем. / Ложитесь спать. / Но и вставайте, / Неважно, в десять или в семь. – Соколов Владимир. «Друзья мои, не умирайте». – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 161.

               ВСТРЕТИТЬСЯ – РАССТАТЬСЯ
       С.Н. (Анохин ) рассказывал о С.П. Королёве: / - Я его впервые увидел в 1930 году под Москвой, на Планерной, когда он летал на бесхвостке Черановского (Черановский Борис Иванович (1896-1960), самобытный, ни на кого не похожий авиаконструктор. – Я.Г.). Потом мы встретились в Крыму, на планерном слёте, где я был инструктором, а он уже известным конструктором планеров. Он был старше и вращался в кругах, мне недоступных: Арцеулов, Юнгмайстер, Ильюшин. По вечерам они пили вино у грека Синопли, а я туда не мог прийти. А потом у Королёва был мотоцикл! Вы не представляете, что это такое – собственный мотоцикл! Помню только он долго расспрашивал меня о методах обучения  парителей, всё спрашивал: «Как рассказами можно обучать людей летать?» Через много лет  он сам обучал именно так космонавтов. / Потом мы расстались на многие годы. А после полёта Гагарина состоялась встреча ветеранов планерного спорта, и мы снова встретились. / - Куда ты пропал? – спросил Королёв, словно мы с ним вчера расстались. – Заметки вашего современника. Из записных книжек Ярослава Голованова (Год 1980). – Комс.правда, 30 марта 2000 г.. с. 22.

               ВСТРЕЧАЮТСЯ – РАЗОШЛИСЬ (реч.)
       Встречаются утром два человека: / - Как поживаешь? / - Да ничего. А ты? / - А у меня, брат, произошла такая история… - Колонки редактора вызывают… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 29.

               ВХОДИТЬ – ВЫХОДИТЬ
       Тебе сопутствовала осень, / Когда входили мы в метро. / Когда мы вышли из него, / Шёл снег по направленью к Химкам / Или оттуда. / И мело. – Соколов Владимир. – Избранное. – Снег в сентябре. – М.: Советский писатель, 1989, с. 122.

               ВЫВОЗИТЬ – ДОСТАВЛЯТЬ (реч.)
       Из Союза француженка нелегально вывозит рукописи. Туда доставляет готовые книги. – Это письмо дошло чудом… -В  кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ “Журнал “Звезда”, 1999, с. 36.

               ГОВОРИТЬ – МОЛЧАТЬ
       … Теперь тебя я буду видеть чаще. / Я буду говорить. А ты молчать. – Соколов Владимир. «Теперь тебя я буду видеть чаще…» – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 75. 

               ГОРДИТЬСЯ – СТЫДИТЬСЯ
       Его так и узнают по чужим именам: “тот, кто оперировавал Радуева”, “врач, который ампутировал ногу Басаеву” … Он не гордится этим и не стыдится: выполнял свой долг. как этому учили русские врачи, его учителя. Он врач, а врач нейтрален. Для Баиева важнее то, что на войне он помогал сотням и тысячам людей – просто людей! – больным, раненым, контуженным. – Батенева Татьяна. Между двух ненавистей. – Известия, 6 апреля 2000, с. 1.

                ГОРЯЧИТЬСЯ – ХОЛОДЕТЬ (реч. - ?)
       Так горячился я и холодел / (а почему, скажу об этом ниже), / что из Москвы / никак не уезжалось. – Соколов Владимир. Сюжет. Поэма. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 552.

               ГРОМЫХАТЬ – ШЕПТАТЬ (реч.)
       Я удивляюсь тому, / Как эти зелень и жемчуг - / Что обещая? – во тьму / И громыхают, и шепчут! – Соколов Владимир. « В первые солнца мои…». – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 188.

               ДАВАТЬ – БРАТЬ
      От пожилого человека не услышишь: / - А что я с этого буду иметь?.. - / Старикам важнее давать, а не брать. – К сожалению я не знаю… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 55.

               ДАТЬ – ВЗЯТЬ
       Строгость к слову / в удел поэта / Входит. Будет входить / всегда. / Но ведь лишнее / слово – это / Правда сущая иногда. / Так вот маленьким и остался, \ не сумевший ни дать, ни взять. / Потому что всегда старался / Слова лишнего не сказать. – Соколов владимир. «Не хотел он понять, с мальчишек…» – Избранное. – М.: СП, 1989. С. 471.

               ДВОИТЬСЯ – РАЗДВАИВАТЬСЯ (реч., двоиться – энант.)
       Я рассказать хотел о том, / Как он вставал, как он ложился. / Как свет в глазах его двоился / И как раздваивался в нём. – Соколов Владимир. «Я рассказать хотел о нём…» – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 281.

               ДОГОНЯТЬ – ВЕСТИ (реч.)
       Какую радость жизни постигаешь / Под майский дождь. / Когда в пути одних ты догоняешь, / Других ведёшь. – Соколов Владимир. «Я просыпаюсь, и какое счастье…» - Избранное. – М.: СП, 1989, с. 499.

               ДОМА – УШЁЛ (реч.)
       Когда усыпан пеплом стол / И вот подёрнут будет пылью, / А я не дома, / я ушёл, / оставив дело без усилья, / То – где я?.. – Соколов Владимир. Чужое письмо. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 530.

               ДРЯХЛЕТЬ – ОМОЛОЖАТЬСЯ (реч.)
       Что меня связывает с такой / Давностью ветхой, полузабытой, / Коей давно пора на покой, / С той, у которой всё пережито? / С этою липой, что особняк / Ветками тихими обнимает? / Он всё дряхлеет. Липа – никак! / Омоложается с каждым маем. – Соколов Владимир. Спасоналивковский переулок. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 357.

               ЗАГАДАТЬ – РАЗГАДАТЬ
       (…) Я надежду одну загадал, / А теперь разгадать не умею. – Соколов Владимир. «У меня исчезают стихи…». – Избранное. – М.:Советский писатель, 1989, с. 197.         

               ЗАКАНЧИВАТЬ – НАЧИНАТЬ
       Да, в апреле баскетбольная «Вологда-Чекавата» заканчивает чемпионат Россия, а футбольные «Динамо» и «Северсталь» его начинают. – б/а. Кто-то заканчивает, а кто-то начинает. – Газ. «Зеркало» (Приложение к газ. «Красный север»), № 64 (24341), 29 марта 2000, с. 11.

               ЕСТЬ – НЕТ
       Друзья мои, не исчезайте, / Не покидайте мрак и свет. / Что люди есть, не уверяйте. / Других таких на свете нет. – Соколов Владимир. «Друзья мои, не умирайте». – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 161.
       Вот это письмо. Я пропускаю несколько абзацев личного характера. А дальше: / «… Теперь два слова о газете. Выглядит она симпатично. – живая, яркая, талантливая. Есть в ней щеголь- (с. 36) ство, конечно, - юмор и так далее. В общем, много есть хорошего. / Я же хочу сказать о том, чего нет. И чего газете, по-моему, решительно не хватает. / Ей не хватает твоего прошлого. Твоего и нашего прошлого. Нашего смеха и ужаса, терпения и безнадёжности…» - Это письмо дошло чудом… В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 36-37.
       Пожалей меня / за то, / Что у меня дар, / А у тебя / и пальто, / И меховой жар. / Пожалей меня / за то, / Что у меня страх / За ускользающее  / в ничто, / А ты всегда здрав. / Так пожалей меня / за то, / Что у тебя есть, / а у меня - / Только то. / Что ничего нет. / Но - / поэмы стоят - / позади / И впереди, / трубя. / Пожалел меня? / Иди, / Пожалей себя. – Соколов Владимир. «Пожалей меня…» – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 408.

               ЖИВ – УМЕР (реч.)
       Это сборник - для тех, кто знал и любил «Новый американец» в период его расцвета. Кто скорбит о былом его великолепии. В ком живёт ощущение потери. / Парадокс заключается в том, что «Новый американец» - жив. Он жив, как марксистско-ленинское учение. При всех очевидных чертах его деградации и упадка. / Умер-то, собственно, я. «Новый американец» всего лишь переродился. – Марш одиноких. – В кн.: Малоизвестный довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 7.

               ЗАЙТИ ИЛЬ МИМО? (реч.)
       И ты с отчаяньем в груди / Запнёшься у моей парадной: / «Зайти иль мимо?» / Заходи! – Соколов Владимир. Чужое письмо. Поэма. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 545.

               ЗАНИЖЕНИЕ – ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ (реч.)
       Методы военной пропаганды всегда грубее гражданской агитации. Занижение своих потерь, преувеличение потерь противника. При ведении боевых действий недопустимо акцентировать внимание на потерях. Власть это понимает. – Шлейнов Роман. Возраст войны определяет Кремль. – Новая газета, 6-9 апреля 2000, с. 2.

               ЗАСЫПАТЬ – ПРОСЫПАТЬСЯ
       Орлов засыпал и просыпался с калькулятором в руке. – Четыре месяца назад… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 66.
       Я натягиваю одеяло до шеи и – представьте себе – мгновенно засыпаю до утра. Просыпаюсь в той же позе, с краями одеяла в кулаках. – Иванова Романова Нина. Книга жизни. – Нева, 1989, № 2, с. 51.

               ЗАХОДИТЬ – ПОЯВЛЯТЬСЯ (реч.)
       Канает местная дама в профессиональный супермаркет. Туда заходит в бросовом пальто. А появляется – в дублёнке. Чистая Золушка! – Шефа полиции охватило… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: «Журнал «Звезда», 1999, с. 51.

               КОДИРУЕТСЯ (несов.) – РАСКОДИРОВАТЬСЯ (сов.) (реч.)
       Кодирование усиливает желание больного больше не пить. Этот метод можно по показаниям применять лишь у 25 % больных. Половина из них кодируется поначалу на полгода. При желании можно и «раскодироваться». – Извекова Ольга. Россия не сопьётся. – Аргументы и факты, № 15, апрель 2000, с. 20.

               КРУШИТЬ – ВОЗДВИГНУТЫЕ (реч.)
       Эти люди привыкли молиться очередным богам. (Неизменно расшибая при этом свои узкие лбы.) И менять убеждения, прочитав свежий номер газеты. / Десятилетиями они молились Ленину. А теперь готовы крушить его монуиенты, ими самими воздвигнутые. – Вообще это неправильно… -В  кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Жупнал «Звезда», 1999, с. 39.

               ЛЕТЕТЬ – ОТЛЕТАТЬ (реч.)
       Что Марианна делает сейчас? / Она ведь не абстрактная фигура. / Когда она по улице идёт, / К ней, точно хлопья взгляды прилипают. / Я понимаю их косой полёт / И как летят они, как отлетают. – Соколов Владимир. «Большой зимы строительный каркас…». – Избранное. – М.: СП. 1989, с. 271.

               ЛОЖИТЬСЯ – ВСТАВАТЬ (необ.уп.)
       … На улицы ложится снег. / Ложится и встаёт, и снова / Куда-то за угол свой бег / Торопит… - Соколов Владимир. «…На улицы ложится снег». – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 224.

               ЛЮБИМЫЙ – НЕНАВИСТНЫЙ (произв., отраж.)
     Происходит что-то неожиданное в сознании. Допустим, я не восхищаюсь прозой Аркадия Львова. Вдруг показывают мне его французскую книгу. Громадный том страниц на восемьсот. И рецензии, говорят, превосходные. Поневоле обрадуешься… / Лимонова проклинаем с утра до ночи. А между тем в ФРГ по Лимонову кино снимают. И заработает ужасный Лимонов большие деньги. Чему я буду искренне рад. / (с. 24) Потому что это – наши. Хорошие или плохие – разберёмся. А пока – удачи вам, родные, любимые, ненавистные, замечательные соотечественники. Вы – моя национальная гордость! – Есть в советской пропаганде… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 24-25.

               ЛЮБИТЬ – НЕНАВИДЕТЬ
       Ну что ты будешь делать с этой Америкой?! Любить её или ненавидеть?! – Против моего дома… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 80.

               МАЛО – ХЛЫНУЛИ БУРНЫМ ПОТОКОМ (реч.)
       Когда газета начала выходить, писем было мало. Три-четыре в день. Через несколько месяцев они хлынули бурным потоком. Затем обрели мошь Ниагарского водопада. – Я всегда гордился… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 45.

               МЕЛЬКНУТЬ – КАНУТЬ (реч.)
       Девушка мелькнула на углу / И мгновенно канула во мглу. – Соколов Владимир. «Я стихи когда-то написал». – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 509.

               МЁРТВЫЙ – ВЫЖИВШИЙ (реч.)
       Может быть, в этой кровавой драме, что называют чеченским конфликтом, Больше всего повезло мёртвым. Ведь всё горе достаётся выжившим. – Абдулаева Майнат. За миллион лет до нашей веры. – Новая газета. 6-9 апреля 2000, с. 5.

               МИНОВАВШИЙ – ЖИВУЩИЙ (прич., реч.)
       Я обращаюсь к тени миновавшей, / Среди теней минувшего живущей. – Соколов Владимир. Обращение. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 237.

               МОЛЧАЛИ КРИКИ (реч.)
      Молчали даже крики детворы, / игравшей на песке/ с садовой лейкой. – Соколов Владимир. Сюжет. Поэма. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 557.

               МОЛЧАЛИВ – ПОВЫСИЛ ГОЛОС (реч.)
       Таракан не в пример комару – молчалив. Кто слышал, чтобы таракан повысил голос. – В Америке нас поразило многое… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 31.

               МОЛЧАТЬ – ГОВОРИТЬ
       Я в дом вошёл, оставив снег в полёте, / Подумал: как же быть теперь со мной? / И не молчать на милом повороте, / И ничего не говорить в расчёте, / Что кто-то медлит, стоя за спиной… - Соколов Владимир. «Я в дом вошёл, оставив снег в полёте…». – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 367.

               МОЛЧУНЫ – ГОВОРИТЬ (реч.)
       Люди, обделённые любовью, / Даже и не знаю почему, / больше всех мечтают к изголовью, / Красота, прижаться твоему. / Молчуны, других перебивая, / Не умеют жарко говорить. / В них душа растёт, не убывая, / Как цветы, что некому дарить. – Соколов Владимир. «Я ухожу от Вас…». – Избранное. – М.: СП, 1999, с. 385.

               НАЙДЕН – ПРЯЧЕШЬСЯ (реч.)
       Я найден. Но, родная, / Я думаю опять: / Ты прячешься. Не знаю, / Где мне тебя искать. – Соколов Владимир. “Я никогда не думал…”. – Избранное. – М.: СП, 1999, с. 390.

               НАЙТИ – ПОТЕРЯТЬ
       Я на сегодня целый мир забуду, / За исключеньем мира твоего… / Я выхожу в уме в твоё пространство. / Я выхожу при запертых дверях. / Как неуверенность, как постоянство, / Всё так найдя, как будто потеряв. – Соколов Владимир. «Я никому сегодня не открою…» - Избранное. – М.: СП, 1989, с. 338.
       Жаль, что грущу, как признанный поэт, / Не о свиданьях, а о смене лет. / Жаль, что назвал всё это – матерьял. / Что не нашёл стихи, а потерял. – Соколов Владимир. «Я записную книжку потерял» – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 461.

               НАСТУПАТЬ – СХОДИТЬ НА НЕТ (реч.)
     Так власть народная вступила / В права. / И видела страна, / Как временность на нет сходила/ И наступали времена. – Соколов Владимир. Октябрь. – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 160.

               НАЧАЛИСЬ – ВПЕРЕДИ (реч.)
       В ночь выборов чеченское ополчение заняло Ножай-юрт на юге республики. Военные неудачи уже начались. Социальный кризис ещё впереди. – Кагарлицкий Борис. Сокрушительная победа. – Новая газета, № 12 (Д), 30 марта – 2 апреля 2000, с. 4.

               НЕГОЛОСУЮЩИЕ ОБРЕЛИ ГОЛОС (реч.)
       Можно сказать, что единственным реальным победителем на выборах оказался Товариш Бойкот. По официальным данным, проигнорировали выборы примерно 35 % избирателей. По неофициальным оценкам – более 50 %. Вообще-то это не новость, на прежних выборах результаты были схожими. Разница лишь в том, что на сей раз неголосующие, если можно так выразиться, обрели голос. / И рано или поздно последние станут первыми.– Кагарлицкий Борис. Сокрушительная победа. – Новая газета, № 12 (Д), 30 марта – 2 апреля 2000, с. 4.

               НЕЗАНЯТЫЙ, ПО ГОРЛО ЗАНЯТ (реч.)
       И в чём же дело, что меня / в сырые переулки тянет? /  Чем я, / В любое время дня / Незанятый, по горло занят? – Соколов Владимир. Чужое письмо. Поэма. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 530.

               НЕНАВИДЕТЬ – ЛЮБИТЬ
       Ненавидеть человека за его происхождение – расизм. И любить человека за его происхождение – расизм. – Так кто же мы наконец… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 35.

               НЕ ПАХНЕТ – ОСВЕРНЯЮТ ГНУСНЫМ ЗАПАХОМ (реч.)
       Таракан не пахнет. Наоборот, борцы с тараканами оскверняют жилища гнусным запахом химикатов. – В Америке нас поразило многое… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 31.

               НЕТ – ЕСТЬ
       Еще раз говорю – нет святых при жизни! Нет объектов вне критики! Нет партийных указаний! Нет методических разработок! Нет обкомовских директив! / Читатель делает выводы – сам. И другого пути – нет. Вернее – есть. Через советское посольство и кассы «Аэрофлота». – Это произошло в лагере… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 19.
       Один знакомый лектор (из прогрессивных) жаловался мне: «На тысячу вопросов готов ответить. Есть два, которые меня смущают. Хоть с работы увольняйся!.. Первый вопрос. Отчего в дружественном Египте нет коммунистической партии? А во вражеском Израиле есть? И притом целых две… и второй. Насчёт Сахарова. Правда ли, что он – герой социалистического труда? Да ещё трижды?..» – Есть в советской пропаганде… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ “Журнал “Звезда”, 1999, с. 22.
       Глаша часто спит у моих ног. Иногда тихонько стонет. Возможно. Ей снится родина. Например, мелкий частик в томате. Или сквер в щербаковском переулке… / Не печалься, Глаша, всё будет хорошо. / и прости. Что у меня нет хвоста. (В Союзе был, и не один.) / Прости, что у меня есть ботинки и сигареты. И ещё – работа по специальности. / В остальном мы похожи. И судьба наша – общая. – С каждым годом… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 26.
       Улыбнись природе! / Верь знаменованью! / Нет конца стремленью - / Есть
конец страданью. – Полонский Я.П. Утро. – Стихотворения и поэмы. – М.: Правда, 1986. С. 50.

               НЕТУ – ЕСТЬ
       … Как-то охотник таёжный пошёл. / К речке, чтоб выудить рыбку на стол. / Долго ходил по знакомым местам - / Нету речонки, которая там… / Всё ж сообщил, добродив до конца: / Есть лишь незнаемые озерца, / Мелиорации всей вопреки. – Владимир Соколов. Чёрная речка. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 345.

               ОБНАРУЖИТЬ – СПРЯТАТЬ (реч., сделать: явным – неявным)
       Вдруг выпадет. / И обнаружит / всё, что хотела спрятать ночь. – Соколов Владимир. Снег. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 243.

               ОБОГНАТЬ – ОТСТАТЬ (реч.)
       Расскажет ли трость, / Возвратясь: / Отдохнул иль устал, / Кого обогнал, / От кого я в той жизни отстал? – Соколов Владимир. «Есть жизнь у меня…» – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 463.

              ОДЕВАЮТСЯ – РАЗОБЛАЧЕННОЙ (реч.)
       Пловцы одеваются //Заголовок//. Но сборная России по плаванию будет выступать на Олимпиаде в Сиднее разоблачённой. – Автор статьи: Митьков Андрей. – Известия, 13 апреля 2000, с. 11.

                ОДЕТЫЙ – НАГ (реч.)
       И человек, иной чем прежде / В своей изменчивой одежде / Одетый облаком и наг. – Хлебников Велемир. Поэт. – Избранные стихотворения. – М.: СП, 1936, с. 190.

               ОКРУЖАТЬ – РАССТУПАТЬСЯ
       То окружая нас, то снова расступаясь, / Сухими листьями шумели тростники (…). – Полонский Я.П. Лунный свет. – Стихотворения и поэмы. – М.: Правда, 1986, с. 42.

               ОПРОВЕРГНУТЬ – ПОДТВЕРДИТЬ
       В ФСБ также отказывались подтвердить или опровергнуть данные о гибели омоновцев. – Крутиков Евгений. Убитые без вести. – Известия. 6 апреля 2000, с. 1.

               ОПУСТИТЬСЯ – ВЗМЫТЬ (реч.)
       Я перезарядил ружьё. Но стрелять не стал, расхотелось что-то. Подраненный чирок уплывал вдоль залива. / В это время из-за спины стремлглав пронеслась та же тройка чирков и опустилась на воду чуть поодаль. Невольно я вскинул ружьё – Они тут же взмыли и улетели стороной. – Шатов М.И. Последний выстрел. – Известия. 14 апреля 2000, с. 16.

               ОРАТЬ – СКРЫВАТЬ (реч.)
     Нормальные люди действовали разумно. Не орали без повода – я еврей! Хоть и не скрывали этого. – Так кто же мы наконец. – В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 34.

               ОСЛАВИТЬ – ПРОСЛАВИТЬ
       Я понимаю, это очень трудно - / Знать, что художник – это неподсудно. / И не ославит, и что есть – оставит. / Ну разве что прославит. – Моление о разлуке. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 433.

               ОСТАВАТЬСЯ – УЛЕТАТЬ
       Зачем журавлю оставаться, / Когда улетает листва? – Соколов Владимир. – «Как страшно с тобой расставаться…». – Избранное. – М.: Советский писатель. 1989, с. 175.

               ОСТАНОВИТЬСЯ – В БЕГ (реч.)
       А я? Бегу в рукав дыша. / Каким волнением заветным / Ты смущена, моя душа? / Ты падаешь? Ты лечь готова? / Ты выброшена из тепла. / То остановишься, то снова - / В бег от угла и до угла. – Соколов Владимир. «…На улицы ложится снег». – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 224.

               ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ – СПЕШИТЬ (реч.)
       Куда идёт она? / Не всё ль равно… / Она идёт по свету – вот в чём дело! / на дерево взглянула – и оно / Уже не выглядит осиротело. / Сквозь чад, сквозь городское бытиё / Её ведёт поющая тропинка. / И бриллиантик в перстне у неё / Как на ветру застывшая слезинка. / Вдруг останавливается. Глядит: / Висят сосульки трубами органа. / И, улыбнувшись мельком, вновь спешит. – Соколов Владимир. «Больщой зимы строительный каркас…». – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 371.

               ОТВЕЧАТЬ – МОЛЧАТЬ (реч.)
       Я бормотал свои тирады. / Не поднимая головы, / Но иронически цикады / на них свистали из травы. / Они одни мне отвечали, / Смеясь на тысячи ладов. / А виноградники молчали, / Уже грузнея от плодов. – Соколов Владимир. Ночные бабочки. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 406.

               ОТДОХНУТЬ – УСТАТЬ (реч.)
       Расскажет ли трость, / Возвратясь: / Отдохнул иль устал? / Кого обогнал, / От кого я в той жизни отстал? – Соколов Владимир. «Есть жизнь у меня…» – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 463.

               ОТКЛОНЯТЬ – ПЕЧАТАТЬ (реч.)
       В Ленинграде есть такой журнал - «Аврора». В шестьдесят седьмом году его редактировала Нина Косырева. Косырева была обыкновенной партийной чиновницей. И делала всё, что положено делать номанклатурному советскому редактору. Отклоняла талантливые рукописи, печатала всякую халтуру, горячо и лицемерно выступала на юбилейных и партийных собраниях. – Жизнь академика Сахарова… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 47.

               ОТНЯТЬ – ДАТЬ (реч.)
       Опять весна. / Какие перемены / Она в мой быт кочующий внесла, / Что отняла, дала, / какие стены / над нами и меж нами возвела? – Соколов Владимир. «Опять весна. Какие перемены…». – Избранное. – М.: Советский писатель. 1989, с. 192.

               ОТСУТСТВУЕТ – ЕСТЬ (реч.)
       И вот мы приехали. Испытали соответствующий шок. И многие наши страхи подтвердились. / Действительно, грабят. Действительно, работу найти трудно. Действительно, тиражи ничтожные. (с. 72) / А вот ностальгия отсутствует. / Есть рестораны для собак. Брачные агенства для попугаев. Резиновые барышни для любовных утех. Съедобные дамские штанишки. Всё есть. Только ностальгия отсутствует. Единственный фрукт. Который здесь не растёт… / Лишь иногда, среди ночи…  В самую  неподходящую минуту… Без причины…  Ты вдруг задыхаешься от любви и горя. Боже, за что мне такое наказание?! / Но это так. Иногда… И говорить не стоит… да и газета наша – принципиально оптимистическая… - Все мы готовились… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПБ.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 73.

               ПАСТЬ – ВЗЛЕТЕТЬ (реч. - ?)
       И так событье откровенно, / Что сердце чувствует, успев / Пасть и  взлететь, - / Как мир смиренно / и умирает / и мгновенно / Рождается, похорошев. – Соколов Владимир. «Смена дней». – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 524.

               ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ – СТАТЬ (реч.)
       Зашумит, защебечет страница, / Где сирень, а в сирени крыльцо, / лишь успеешь над ней наклониться, / Ветки влажно заденут лицо. / Что с ней делать? / Вот-вот перестанет / Быть бумагой, а станет окном, / Где дорога в шесть рельсов проглянет / и на ветке повиснет дымком. – Соколов Владимир. «Зашумит, защебечет страница…» - Избранное. – М.: СП, 1989, с. 488.

               ПЕЧАЛИТЬ – РАДОВАТЬ
       Ночная бабочка о лампу бьётся, / Коптит от ветра зыбкий фитилёк. / Печаля, радуя и как придётся / Воспоминания летят на огонёк… - Соколов Владимир. Вечер на родине. – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 21.

               ПЕЧАТАТЬ – ОТВЕРГАТЬ (реч.)
       Лучшие вещи мы печатаем. Неудачные произведения – отвергаем. Обсуждать и рецензировать – не считаем целесообразным. – Я всегда гордился… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 46.

               ПЛАКАТЬ – СМЕЯТЬСЯ
       И вот он падает, сдаётся. / И ночи долгие подряд / Он плачет. Плачет… Но смеётся, когда об этом говорят. – Соколов Владимир. «Кто золотой скрипичный ключик…» – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 67.

               С ПОВЫШЕНИЕМ /цен/ - /цены/ УПАЛИ (реч.)
       «Наказание» мятежной Чечни совпало с повышением мировых цен на нефть. А когда цены упали, власти стали задумываться о переговорах, устроили показательную порку преступника – командира танкового полка. Вспомнили о Масхадове и его семье… - Шлейнов Роман. Возраст войны определяет Кремль. – Новая газета, 6-9 апреля 2000, с. 2.

               ПОДНИМАЛИ – НЕ СЛЕЗ
       «Путин, конечно, мужик впечатляющий. На фоне прежних… Но и Ельцин тоже хорошо начинал. Мы его своими руками на танк поднимали. Так он с него и не слез… Поэтому мы и живём всё время как на войне». – Золовкин Сергей.  Президент – свой в доску. – Новая газета, № 12 (Д), 30 марта – 2 апреля 2000,
с. 5.

               ПОДПЛЫВЁТ – ВСПЯТЬ (реч.)
       Белый храм, над которым / Грачиная давка, / То к глазам подплывёт, / То, как по ветру, - вспять. / Так что надпись на нём / «Керосинная лавка» / То является, то / Исчезает опять. – Соколов Владимир. Грачи прилетели. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 413.

               ПОДХОДИТЬ – УХОДИТЬ (реч.)
       Я подходил к скамейке / И созерцал цветы. / И уходил. Но тут же / Там появлялась ты. – Соколов Владимир. «Я никогда не думал…». – Избранное. – М.: СП, 1999, с. 390.

               ПОЗАБЫЛ – ПОМНЮ (реч.)
       Тебя, соседей позабыл. / Цыганку помню. – Соколов Владимир. Вагон. – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 177.

               ПОМНИТЬ – ЗАБЫВАТЬ
     Рано утром позвонил Вайль: / - Ты помнишь, что мы выпускаем сотый номер? / Конечно, помню. Я только обиды забываю. Я думаю, это профессиональное качество. – Мы живём среди цифр… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 49.

               ПОМНЮ – ЗАБУДУ ЛЬ (реч.)
       Помню эти осколки. / Забуду ль: / Под скрещением прожекторов / мы являли мальчишечью удаль, / Зажигалки гася / будь здоров. – Соколов Владимир. Помню… - Избранное. – М.: СП, 1989, с. 467.

               ПОМОЧЬ – ОТТАЛКИВАТЬ (реч.)
       Иногда учитель вместо того чтобы повнимательнее отнестись к неуспевающему ученику, сразу отправляет его на заднюю парту, мол, всё равно ничего не поймёт. Конечно, у этих детей проблемы с русским языком. Я встречала 12-летних, которые не могли отличить гласный звук от согласного. Но учитель должен помочь, а не отталкивать ребёнка. – Ганнушкина Светлана. Школьный звонок для чеченских детей. – Известия, 6 апреля 2000,
с. 12.

               ПОРОДИТЬ – УБИТЬ (реч.)
       Возраст войны определяет Кремль. // Заголовок// Он её породил, он её и убьёт. – Автор: Роман Шлейнов. – Новая газета, 6-9 апреля 2000, с. 2.

               ПОССОРИТЬСЯ – ПОМИРИТЬСЯ
       Чудеса в алюминиевом решете, или Как помирились Олег Владимирович и Роман Аркадьевич. – (Название статьи, автор Белкин Олег). – Комсомольская правда. 6 апреля 2000, с. 10 /Ср. Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем/ (Трансформация, лексико-синтаксическая деривация)

                ПОТЕРПЕТЬ ПОРАЖЕНИЕ – ОКАЗАТЬСЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ(р.)
       Потерпел поражение и Господин Против Всех. /…/  / Можно сказать, что единственным реальным победителем на выборах оказался Товарищ Бойкот. – Кагарлицкий Борис. Сокрушительная победа. – Новая газета, № 12 (Д), 30 марта – 2 апреля 2000,
с. 4.

               ПОТРЕБОВАТЬ – ПОПРОСИТЬ (?)
       Сегодня иду по Матхэттену. Навстречу оборванец. На плечах женская кофта. На голове – абажур. Подходит и говорит: / - Дай мне квотер.! / не то чтобы он потребовал квотер. Хотя и не скажу, что попросил. Он сдержанно предложил дать ему квотер. – К нищим я всегда относился с почтением… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 52.

               ПОЯВИТЬСЯ – ИСЧЕЗНУТЬ
       Нужно плотно прижаться / Лицом к стеклу, / от вагонного света / Рукой отстраниться, / Чтоб увидеть, как в ночь, / Не успев появиться. / Исчезает вокзал / С фонарём на углу. – Соколов Владимир. «Нужно плотно прижаться…». – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 143.

               ПОЯВИТЬСЯ – СКРЫТЬСЯ
       То появилась, то скрылась вода! – Соколов Владимир. Черная речка. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 345.

               ПОЯВЛЯЛАСЬ – ТОЛЬКО ЧТО БЫЛА (реч.)
       Я подходил к скамейке / и созерцал цветы. / И уходил. Но тут же / там появлялась ты. / И выпивал я залпом / и плеск, и звон стекла / В том доме, где внезапно / Ты только что была. – Соколов Владимир. «Я никогда не думал…». – Избранное. – М.: СП, 1999, с. 390.

               ПОЯВЛЯЯСЬ, ИСЧЕЗАЕШЬ (реч.)
       Читая, понимаю: ты не знаешь, / Как быть со мной, когда растает снег… / Когда ты, появляясь, исчезаешь, Мне кажется., что ты не человек, / А больше и загадочней… - Соколов Владимир. Фрагмент. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 486.

             

               МОЛИТЬСЯ – КРУШИТЬ МОНУМЕНТЫ (реч.) (сл. – выше)
       Десятилетиями они молились Ленину, а теперь готовы крушить его монументы, ими же самими воздвигнутые. – На английском языке… -В  кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 39.

               ПРИВЫКНУТЬ – ОТВЫКНУТЬ
       За десять последних лет Россия привыкла к мистике и отвыкла от реальных чудес. – Смирнов Ким. Дом, который построил врач. – Новая газета, 6-9 марта 2000, с. 12.

               ПРИЕЗЖАТЬ – УБИРАТЬСЯ ВОСВОЯСИ (реч.)
       Нет, не обрадовало работников ОАО «Сухонский ЦБК» сватовство иностранных и столичных бизнесменов. Да, приезжали, приценивались, фотографировали «невесту» – и убирались восвояси. – Шалыганова Галина. Свадьба с приданым, или Почему лает собака, лежащая на сене. – Красный Север. 7 апреля 2000, с. 2.

               ПРИЕХАТЬ – УЕХАТЬ
       Мне предложили издать книгу прозы и стихов, выбрав то, что для меня сегодня особенно дорого. Я согласился. Я даже название придумал ко всей книге: «Заезжий музыкант» по названию одного из стихотворений. Я действительно «заезжий». Как приехал в этот мир, так и уеду из него, словно побывал в командировке. – Окуджава Булат. Заезжий музыкант (Несколько слов от автора…). – М.: Олимп – ППП, 1993, с. 4.

               ПРИМЕЛЬКАЛСЯ – НОВЫЙ (реч.)
       Зимних месяцев вой пурговый / Примелькался, как дятлов стук. / Ну, а голос гудка – он новый, / Необычный, занятный звук. / Но уйдёт состав и вернётся, / гулким голосом протрубя. – Соколов Владимир. «Всё как будто в ином разрезе». – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 297.

               ПРИНЕСТИ – ПОТЕРЯТЬ /голоса/ (реч.)
       Результат впечатляет: Евгений Савостьянов снял свою кандидатуру в пользу Явлинского и, судя по всему, не принёс  ему никаких голосов. Более того, может быть, от такой «поддержки» Явлинский даже потерял голоса. – Кагарлицкий Борис. Сокрушительная победа. – Новая газета, № 12 (Д), 30 марта – 2 апреля 2000, с. 4.

               ПРОДАЁТСЯ – СТАНОВИТСЯ НЕПОДКУПНЫМ (реч.)
       В прошлом вы отличный работник и честный американец. Честный американец – это тот, кто продаётся один раз в жизни. Он назначает себе цену, получает деньги и затем становится неподкупным. – Ослик должен быть худым. Сентиментальный детектив. – В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 103.

               ПРОДАТЬ – КУПИТЬ
       Михайло поспешно подошёл к жене.
          Чего сделать, Нюся?
           Сядь со мной. – Анна смахнула слёзы.
       Сели.
           У Василисы Калугиной есть полупальто плюшевое… хоро-о-шенькое! Видел, наверно. Она в нём по воскресеньям на базар ездит!
       Михайло на всякий случай сказал:
       -    Ага! Такое, знаешь… - Михайло хотел показать, какое пальто у Василисы. но скорее показал, как сама Василиса ходит: вихляясь без меры. Ему очень хотелось угодить жене.
        -   Вот. Она это полупальто продаёт. Просит четыре сотни.
        -   Так… - Михайло не знал, много это или мало.
- Так вот я думаю: купить бы его? – Шукшин Василий. Светлые души. Собр.соч. Том 3, с. 371

       И вот я начинаю видеть / В себе желание скопить, / Продать, купить, принять и выдать / И через час перекупить. – Соколов Владимир. Чужое письмо. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 547.

              ПРОЗВУЧАТЬ – ЗАМОЛЧАТЬ (реч. )
       Художник был по складу / общим другом. / И, в общем, жил вначале так себе. / Но двадцать лет назад он п р о з в у ч а л , / понравился, и не без потасовки, / как провозвестник антилакировки, / но, говорят, / в дальнейшей обстановке / слегка поправился. / И замолчал. – Соколов Владимир. Сюжет. Поэма. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 554.

ПРОИГРАТЬ – ОДЕРЖАТЬ ПИРРОВУ ПОБЕДУ (реч.)
       По существу все политики проиграли. / Владимир Путин одержал в лучшем случае пиррову победу. – Кагарлицкий Борис. Сокрушительная победа. – Новая газета, № 12 (Д), 30 марта – 2 апреля 2000, с. 4.

ПРОЙДЁТ – НОВЫЙ (реч.)
       Пройдёт состав, оставив дыма клочья, / А там уж новый требует пути. – Соколов Владимир. Гудки паровозов. Поэма. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 520.

ПРОЛЕЖАТЬ НА ДИВАНЕ РОВНО ГОД – РАБОТАТЬ С УТРА ДО НОЧИ (реч.)
       Лично я пролежал на диване ровно год. Моя жена работала с утра до ночи. – В эмиграции на каждом шагу. – В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 53.

                ПРОСИЯТЬ – ПОГРУСТИТЬ (реч.)
       Пахать пора… Писать! Под небом чистым / и под дождём. / Ну почему не стал я трактористом / Или вождём? / Но и моё вполне надёжно дело - / Не упустить, / Где красота и просиять успела, / И погрустить. – Соколов Владимир. «Я просыпаюсь, и какое счастье…» – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 499.

               ПРОХОДИЛИ – НЕПРОХОДИМЫЕ (реч.)
       Все эти сёла буквально напичканы блокпостами федералов. Почти в каждом селе – комендатуры. На въезде и выезде из сёл стоят КПП. / Но каким-то чудесным образом боевики проходили через все эти непроходимые для простых смертных преграды чуть ли не без единого выстрела. – Абдулаева Майнат. За миллион лет до нащей веры. – Новая газета, 6-9 апреля 2000, с. 5.

РАДОВАТЬСЯ – УЖАСАТЬСЯ (реч.)
       В Америке нас поразило многое. Супермаркеты. Негры. Копировальные машины. улыбающиеся почтовые работники… Чему-то мы радуемся, чему-то. Ругаем инфляцию, нью-йорский климат, грязь в метро. Чернокожих подростков с транзисторами… / И, конечно. Же достаётся от нас тараканам. Эти усатые насекомые занимают среди язв капитализма весьма достойное место. / Вообразите себе шкалу негативных эмоций. На этой шкале тараканы, я думаю, между преступностью и бумажными спичками. Чуть пониже безработицы. И чуть повыше марихуаны… - В Америке нас поразило многое… - В кн.: малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «звезда», 1999, с. 30.

              РАЗДРАЖАТЬ – УСЫПЛЯТЬ
       (…) И тайных ран глухие муки / Не раздражай, а усыпляй! – Полонский Я.П. Вальс «Луч надежды». – Стихотворения и поэмы. – М.: Правда. 1986, с. 48.

               РАЗРУШИТЬ – ПОСТРОИТЬ
       Пускай разрушен прежний храм. / О чём жалеть, когда построен / Другой (…). – Полонский Я.П. К Демону. Стихотворения и поэмы. – М.: Правда, 1986, с. 32.

               РАЗУЧИТЬСЯ – НАУЧИТЬСЯ
       Как хочется что-нибудь спеть, / Но я разучился уметь; / Но я научился  внимать, / Тому, чему жить-поживать. – Соколов Владимир. «Как хочется что-нибудь спеть…» - Избранное. – М.: СП, 1989, с. 350.

РАССТУПАТЬСЯ – СБЕГАТЬСЯ (реч.)
       Шла дрезина срочная, / Сквозь тайгу/ Шла. / Видел я, что соснами / Вся полна / Мгла. / Сосны расступаются, / Увидав свет, / А потом сбегаются / Поглядеть / Вслед. – Соколов Владимир. Золотой Ключ. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 302.

               РАСХОДИТЬСЯ – ВСТРЕТИТЬСЯ (реч.)
       Две лыжни осторожно расходятся, / Чтобы встретиться или не встретиться. – Соколов Владимир. «небольшой мокрый снег. Гололедица». – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 347.

               РАСЦВЕСТИ – УВЯНУТЬ (реч. - ?)
Оглянулся – она расцвела. / Отвернулся – и сразу увяла. \ Эта яблоня белой была. / этой яблони  как не бывало. – Соколов Владимир. Эта яблоня… -  Избранное. – М.: СП, 1989, с. 476.

               РОДИЛСЯ – ПОХОРОНЕН (реч.)
       В Копривщтице родился и похоронен великий болгарский поэт Димчо Дебелянов. (Вместо эпиграфа – Н.Б.) – Соколов Владимир. Копривщтица. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 314.

                СВОРАЧИВАТЬ – РАЗВОРАЧИВАТЬ
       Слетают галки на твои следы, / Отпугивая робкую голубку… / Я тротуар сворачиваю в трубку / и уношу в окрестные сады. / На них кудрявится рассветный иней. / Я нахожу рассветную скамью, / Где яблони подобьем райских скиний / Покоят душу детскую мою. / Там разворачиваю, расстилаю / Похищенный глазами тротуар… - Соколов Владимир. Фрагмент. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 486.

               СЛЕТАТЬСЯ – РАЗЛЕТАТЬСЯ
       Как в гостиницах / Шишкинские канители, / Этих сосен и елей / развес и наклон, / Так сегодня – Саврасов, «Грачи прилетели» / Наштампован в апреле / И в жизнь проведён. / Он бросает готовое, / Птиц не осилив. / Ветки долго пустуют / Под небом нагим. / Но приходит на помощь / Художник Васильев / И рисует грачей / Одного за другим. / То слетаются, то разлетаются тучей, / Обживая вне рамы / И в раме жильё. / И бросается гвалт, / Этот гомон летучий, / То в окно мастерской, / То из окон её. – Соколов Владимир. Грачи прилетели. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 412.

СМЫВАТЬСЯ – ОСТАВАТЬСЯ (реч., исчезать – оставаться)
       И смывалось всё наносное, / Оставалась только почва. – Соколов Владимир. Пятигорские стихи. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 280.

               СМЯГЧАТЬ – ОТЯГЧАТЬ
       Почему мы забываем, кто вооружил Чечню и дал ей суверенитета, сколько они могли унести? Я повторю слова Анатолия Чубайса: «Если бы государство было сильным, войны вообще бы не было». / Вина государства - очевидна. / Это не смягчающее  обстоятельство для бандитов. / Это отягчающее обстоятельство для всех нас. – Муртазаев Акрам. Равнение на бандитов? – Новая газета, 6-9 апреля 2000, с. 1.

               СНИЗИТЬСЯ – ВЫРАСТИ (реч. - ?)
       И то. Что сегодня поток беженцев снизился, не должно успокаивать. Зато он заметно вырос у посольства США. – Ганелин А., Черняк И. Унесённые ветром. – Комс.правда, 27 марта 1990, с. 2..

               СОХРАНЯТЬСЯ – ИСЧЕЗНУТЬ (реч.)
       «Новый американец» всё-таки переродился. / Хотя в нём по-прежнему работают талантливые люди. Сохраняются привлекательные черты институтского капустника. И газета по-прежнему оформлена со вкусом. / Но главное – исчезло. Что приносило ему какую-то известность. – Марш одиноких. – В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ “Журнал “Звезда”, 1999, с. 7.

                СПАДАТЬ – ВЗЛЕТАТЬ
       Сугробы белые спадают, / Сугробы белые взлетают. / Идёт в Софии снег московский, / Касаясь щёк едва-едва. – Соколов Владимир. Январь. – М.: СП, 1989, с. 320.

               СТАВИТЬСЯ – УДАЛЯТЬ (реч.)
       - Много разговоров вокруг «титановых пластин» в черепе, были ли они? /
 - Титановые пластинки на болтах ставились для фиксации костных обломков на костях лица, а не на черепе. Часть их потом отторгалась, когда образовывалась костная мозоль на месте сращений. Я их удалял. Кстати, в проекции сбоку или сзади эти пластинки могут могут быть незаметны на рентгеновских снимках. – Батенева Татьяна. Между двух ненавистей. – Известия. 6 апреля 2000, с. 1.

СТОЯТЬ – ИДТИ
       Как будто это не они, / А ты сильнее, ты, лежачий… / Днём прелых веток тяжкий дух / До головокруженья. / Ночью ж / Не иней – снег. / Не сделать двух. / Да ты уж и не хочешь / Стоять, идти; / лишь бы ползком, / Рывком, лишь бы водички ржавой / Испить под тем гнилым пеньком, / К воде припав щекой шершавой. – Соколов Владимир. Этюд II. – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 156.

               СХОДИТЬСЯ – РАСХОДИТЬСЯ
       Я болен. / Я в белой рубахе. / На белой лежу простыне. / Под белым теплом. / Чьи-то ахи / И охи чуть слышатся мне. / То сходятся, то расступаясь, / Расходятся. / Что-то звенит. / Игла, так любовно касаясь, / Меня от чего-то хранит. – Соколов Владимир. «Я болен./ Я в белой рубахе». – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 239.

               ТАЯТЬ – КРЕПЧАТЬ (реч.)
       В общем, стал мой оптимизм таять. Всё шло – одно к одному. Деда расстреляли. Отца выгнали с работы. Потом меня - из комсомола. Потом – из университета. Потом – из Союза журналистов. И так далее. Потом оказалось, что далее – некуда… и пессимизм мой всё крепчал. – Довлатов Сергей. В детстве я был… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 85.

               ТЕМНИТ – СВЕТ (реч.)
       Напластованье долгих лет, / В отдельности вполне прозрачных, / Уже темнит тот дальний свет / тех первых лет, отнюдь не мрачных. – Соколов Владимир. «Напластованье долгих лет…» – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 402.

ТЕРЯТЬ – НАХОДИТЬ
       Я снова юность повторяю. / Уроки давние твержу. Приобретённое теряю, /
Потерянное нахожу. – Соколов Владимир. «Я снова юность повторяю…» - Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 137.

               ТЕРЯТЬ – ОБРЕТАТЬ (реч. - ?)
       К чему б я это? / Не пойму… / а может, собственно. К тому, / Что краски мира я искал / Не для себя. А для кого-то, / Что сам я многое терял, / Когда их молча обретал, / Что если б все их не раздал, / То в том моя одна забота, / Что дразнит песнь, а не влечёт, / Когда она за чеё-то счёт. – Соколов Владимир. “Смена дней”. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 526.

               ТОЛПА СБЕЖИТСЯ – ПРОХОДЯТ МИМО (реч.)
       Если крикнуть на московской улице “Помогите!” – толпа сбежится. А тут – проходят мимо. – Когда-то нам внушали… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 53.

               УБИВАЮТ – ЖИВЁМ (реч.)
       Ещё раз говорю – помни о нас. Нас много. И мы живы. Нас убивают, а мы живём и пишем стихи. – Это письмо дошло чудом… - В  кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 37.

               УВЕНЧАТЬ – РАЗВЕНЧАТЬ
       Какое «испытанье на разрыв»? / Вы! На разрыв испытывали женщин. / те, кто увенчан, / И те, кто развенчан. – Соколов Владимир. Моление о разлуке. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 433.

               УЕЗЖАЛИ – ПРИЕХАЛА (реч.)
       С вокзала пулемёты в ночь трещали. / Огнём разрывов вспыхивала тьма. / Век на войну куда-то уезжали, / А тут она приехала сама. – Соколов Владимир. Гудки паровозов. Поэма. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 519.

               УЕХАТЬ – ВЕРНУТЬСЯ
       Какое большое счастье / От шума дождя вставать. / В знакомые двери стучаться, / Свои для друзей открывать. / На девушку оглянуться, / Которой не назовёшь. Уехать и вновь вернуться. / И знать, что живёшь. Живёшь. – Соколов Владимир. «Какое большое счастье…» – Избранное. – М.: СП, 1999, с. 401.

УЙТИ – ВЕРНУТЬСЯ
       Я говорил. / А ты была / такой, как будто бы разбила / Хрусталь… / А после ты ушла / И больше к нам не приходила.  / А я не знал, что ты ко мне / Вернуться больше не хотела. – Соколов Владимир. «Беззвучно дерево шумело…» – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 71.
       Я выйду. / Пойму: не вернусь. / И всё ж, уходя, оглянусь. – Соколов Владимир. «Однажды проснётся она…». – Избранное. – М.: Советский писатель, 1989. С. 228.
       Но уйдёт состав и вернётся, / Гулким голосом протрубя. – Соколов Владимир. «Всё как будто в ином разрезе». – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 297.

               УЙТИ – ВСПЛЫТЬ ИЗ ЗАБВЕНЬЯ (реч.)
       Ведь всё, что казалось немилым: / Осевшие набок дома, / Сараи, - подёрнется илом, / Уйдёт из души и ума. / И что-то заветное тоже / Уйдёт для кого-то на дно, / Но если любимо до дрожи, - / Всплывёт из забвенья оно. – Соколов Владимир. На улицах старого Братска. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 295.

               УЙТИ – ОСТАТЬСЯ
       Не надо плакать, милая, / ты наших поколений. / Стань домом, словом, силою / Больших преодолений. / Тогда и в зимней темени / Ты скажешь и под старость: / А мне не жалко времени, / Уйдёт, а я останусь! – Соколов Владимир. «Ты плачешь в зимней темени...» - Избранное. – М.: Советский писатель, 1989, с. 141.
       Ты ушла. Я остался один / С бесшабашностью прожитых лет / и с одной из московских картин, / прочно вбитой в оконный багет. – Соколов Владимир.
 «Так был этот закат знаменит…»– Избранное. – М.: СП, 1989, с. 487.

               УЙТИ – ПРИЙТИ
       Ну что ж, мой лермонтовский вораст, / Пора ушла? / Пора пришла. / И нам ответствовать на возглас / Довольно глупый: / - Как дела? – Соколов Владимир. «Ну что ж, мой лермонтовский возраст…» – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 291.
       Я выполнил завет - прийти к поэту, / Которого давно искал по свету / и наконец-то всё-таки нашёл. / Я так хочу ьыть на него похожим / на языке и схожем, и несхожем… / Его удел был лёгок и тяжел. / Здесь путь его когда-то начинался, / Здесь он нежданной музе подчинялся. / Ушёл отсюда и сюда пришёл. – Соколов Владимир. Копривщтица. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 314.

               УЙТИ ПОД ВОДУ – ВЫНЫРНУТЬ (реч.)
       Снял я ружьё с плеча и начал подталкивать бедолагу стволом под заднее место. Тюленёнок временами огрызался и шипел, однако продвигался всё ближе к воде. Вскоре он оказался в своей стихии. Ушёл под воду, но быстро вынырнул, озираясь в мою сторону. – Зайцев Владимир. Усатый бутуз. – Известия, 28 апреля 2000, с. 16.

               УЛЫБНЁШЬСЯ – БУДЕШЬ СЕРЬЁЗЕН (реч.)
       Федералы при зачистке посёлка в одном из подвалов застрелили русскую женщину, которую незадолго перед этим я оперировал и которую мы едва выходили. Особенно жестоко ведут себя контрактники. Провоцируют. Ищут любой повод, чтобы ты резко отреагировал, и тогда можно тебя избить, отправить в лагерь. Улыбнёшься – «Чего веселишься, гад?». Будешь серьёзен – «Чего такой хмурый, тебе, может, не нравится?». – Батенева Татьяна. Между двух ненавистей. – Известия, 6 апреля 2000, с. 9.

               УМЕР – ДА ЗДРАВСТВУЕТ (реч.)
       Остальные 17 мнений, собранных в пёстрой горнолыжной среде и в тихом переулочке у госдачи, отличались сдержанной настороженностью: «Король умер, да здравствует король – так, что ли? Хватит нам этих культов личности! Нахлебались!» – Золовкин Сергей. Президент – свой в доску. – Новая газета, № 12 (Д), 30 марта – 2 апреля 2000, с. 5.
      

               УМИРАТЬ – ВОЗРОЖДАТЬСЯ (реч. - ?)
       Перед вами сотый номер газеты. Сто недель пролетело. А ведь ещё вчера мы совещались у «натана». (Угол 53-й и Бродвея.) / За эти сто недель мы двадцать раз горели. Пятнадцать раз закрывали лавочку. Четырежды умирали и возрождались. Мы, как и Польша, выдержали три раздела. – Мы живём среди цифр… - В кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 48.

               УМИРАТЬ – РОЖДАТЬСЯ
       И так событье откровенно, / Что сердце чувствует, успев / Пасть и взлететь, - / Как мир смиренно / И умирает и мгновенно / Рождается, похорошев. – Соколов Владимир. «Смена дней». – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 524.

               УПРАЗДНИТЬ – ВОССТАНОВИТЬ
       В 1917 году институт почётных граждан был упразднён. / И восстановлен только в 1995 году специальным постановлением правительства Москвы. – Ковалевский Виталий. Булат Окуджава просто не дожил. – Известия, 6 апреля 2000, с. 12.

               УСНУТЬ – ПРОСНУТЬСЯ
       Очередной подвиг Глаша совершила в Таллине. Я уехал в командировку. Отдал Глашу знакомой машинистке из ЦК. Машинистка затопила печь. Раньше времени закрыла трубу. И уснула. / в квартире запахло угарным газом. Все спали. Но проснулась Глаша и действовала разумно. Подошла к хозяйскому ложу и стащила одеяло. А потом громко залаяла… - С каждым годом… - в кн.: Малоизвестный Довлатов. – СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 1999, с. 25.

               УХОДИТЬ – ПОЯВЛЯТЬСЯ (реч.)
       Я подходил к скамейке / И созерцал цветы. / И уходил. Но тут же / Там появлялась ты. – Соколов Владимир. «Я никогда не думал…». – Избранное. – М.: СП, 1999, с. 390.

               УХОДИТЬ – ПРИХОДИТЬ
       Я уходил – меня вы находили. / Я приходил – вы тотчас уходили. / Так, значит, что ж, разлуки всё же были? – Соколов Владимир. Моление о разлуке. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 433.

               ЧЕРНЕЮЩИХ НА БЕЛОМ (реч.)
       Когда по белой ленте тротуара / Ты каблучком и узкою подошвой / Отстукиваешь точки и тире / И, торопясь исчезнуть за углом, / Мне оставляешь – взгляду, задыханью – письмо следов, чернеющих на белом, / Такую городскую телеграмму, / Какой никто ещё не получал. -  Соколов Владимир. Фрагмент. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 486.

               ЧЕРНИТЬ – БЕЛИТЬ
       Я не судья соседнему искусству. / Я не тянулся к этому искусу: | чернить кого-то, / чтоб себя белить. – Соколов Владимир. Сюжет. Поэма. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 554.

               ЯВЛЯТЬСЯ – ИСЧЕЗАТЬ (реч. - ?)
       Белый храм, над которым / Грачиная давка, / То к глазам подплывет, / То, как по ветру, - вспять. / Так что надпись на нём «Керосинная лавка» / То является, то / Исчезает опять. – Соколов Владимир. Грачи прилетели. – Избранное. – М.: СП, 1989, с. 412.


Рецензии