О знакомстве учителя Пина в интернете

Как-то давно я решил выучить китайский язык.
Зачем? А вот представьте: лето, жара. До фабрики ехать часов пять. Вокруг, сколько видит глаз - заводы, производства, мануфактуры. Иногда - леса. Еще реже - деревни. И вот в одной из деревень - открытая ресторация. Счастье - выпрямить ноги, сразу, после кондиционера, почувствовать на себе обжигающее, палящее солнце. Выпить ледяного пива и закусить свежайшими, утром выловленными морскими обитателями. Хозяйка подходит к нашему столику, и после приветствия я прошу - Йенхуекан - что значит - пепельница. Через минуту стол окружают все работники заведения. Еще бы, посмотреть на говорящую обезьяну удается нечасто, а может никогда. Все хотят поговорить с гуманным иностранцем, хотя бы улыбнуться, но так, чтобы я это отметил.
- Тимбудон! - смеюсь я, - тимбудон, - не понимаю.
- Тимбудон! - удивленно воздевает руки к небу хозяйка, - Тимбудон!!!
Спрашивает что-то у Кристофера, говорит - О!, - присаживается на стул и поет, на китайском, но мелодию узнает любой - "Подмосковные вечера".
Уходит и приносит две бутылки пива. Это - подарок.
Как бы мне хотелось узнать, хорошо ли идут ее дела, пожелать доброго здравия родителям и ответить на вопросы - да, очень долго лететь, да, рождаются со светлыми волосами, нет, зима у нас не всегда.

А еще я вспоминаю улыбчивого Чена, попросившего переводчика удалиться, потому что есть вот эта башня из бутылок и мы будим пить, пока не начнем понимать друг друга. Так сказал господин Чен, владелец заводов, газет и пароходов, увидев в моем рюкзаке учебник китайского и посвятивший его изучению точно не меньше пяти минут. Получилось же. После первой бутылки мы поняли, что нужно добежать до угла и купить пару пакетов еды. После второй Чен хлопал меня по плечу и утешал, говоря что как ни ужасно жить в краю, где почти постоянно темно и холодно, но это дом. А после третьей я узнал как непросто было обычному парню, рабочему, пробиться в жизни. Мы рисовали на бумажках, показывали руками в окно, ища подходящие ассоциации и прекрасно понимали друг друга.
Были еще ситуации, в который знание языка мне очень пригодилось бы. Но, рассказывать о них я не буду, это личное. Простите.

Потеряв достаточно времени на попытки самостоятельного овладения английским, я пошел по проверенному пути. Индивидуальный преподаватель. Стройная, высокая, красивая китаянка. Может быть, я даже женюсь на ней. Они же прекрасные жены. Опять же, постоянная практика.
Но, практика показала, что высокой и стройной китаянки мне не светит. Наверное, всех разобрали.
Я несколько снизил требования. Стройность и красоту оставил, высокий рост убрал. Давал объявления сам и читал чужие. Через какое-то время я четко осознал, что останусь не просто без высокой и красивой китаянки, но и без минимальных необходимых знаний. А визы уже были почти готовы. Я снял почти все требования, и через очень короткое время получил письмо от У Пина. Аспирантура МГУ, китайский, английский и русский. По умеренной цене. Я оказал любезность назначить пробный урок, учитель Пин оказал мне честь, блестяще проведя урок. Обожаю эти китайские церемонии. Мы были настолько довольны занятием, что отправились по его окончанию в заведение неподалеку - ресторане на первом этаже китайского общежития. Ценность данного общепита состояла в том, что все продукты привозили китайцы, на самолете. И это место в Москве было единственным - по моему бюджету, где знакомым китайцам, приезжающим по работе, не приходилось активно задействовать свою вежливость, чтобы показать свое довольство всем, чем северным братьям придет в голову накормить своих друзей. Учитель Пин там покорил меня полностью. После общения с ним официант принес невообразимое блюде - огромный алюминиевый таз (вспоминаю детство, коммуналку, мама переворачивает белье в таком тазу, ей тяжело, она хватается за деревянные щипцы обеими руками и с напряжением их выворачивает) - с рыбой, расстояние между хвостом и головой которой значительно превышало размеры таза. Я хорошо знал меню заведения, поэтому не мог не оценить экспромта.

Так я стал изучать китайский язык. Собственно, само по себе это занятие вряд ли может представлять интерес для постороннего наблюдателя. Эта черточка - инициаль, а это - слог "Ма" и в пяти тональностях этот слог будет иметь пять разных значений, можете себе представить. Я грыз гранит. Когда мистер Чен, оттолкнув переводчика, кричал мне в скайп свое коронное "Хей, Алекс! Хау аю!" я думал - Скоро, мистер Чен, мы сможем поговорить.

Как-то раз, не в лучшее для меня время, учитель Пин проводил занятие в моем доме. Он пришел и начал расспрашивать меня, словоохотливо, как обычно и особенно меня этим раздражая - в этот раз:
- Алекс! А где же твоя прекрасная собака! Твоя чудная собака, умный, веселый пес? Твой преданный друг, спутник, который никогда не предаст. Твоя собака, где она?
Мне было странно слышать вопросы о собаке, потому что собаку забрала с собой женщина, с которой учитель Пинь был уже знаком. Не заметить, что в квартире в настоящее время обитает холостяк, было невозможно.
- Понимаешь, Пин, у меня больше нет собаки. Мерзкая, капризная тварь не живет со мной больше. Они ушли вдвоем.
Оставив учителя Пина размышлять, кого я имел в виду, я, довольный, открыл конспекты и учебники.
- Ну и хорошо, Алекс. В этом нет никакой проблемы. Ушли - ладно, хотя собаку жалко, это был очень веселый пес.
Тут я почувствовал раздражение. В принципе, учитель Пин был прав во всем, но даже минимального сочувствия, в пределах обычной человеческой вежливости я не получил.
- Нет проблемы - хорошо, учитель Пин. Знаешь, у нас говорят - нет проблемы, если она не твоя. Тебе не больно, тебе хорошо, что за смысл подумать, как чувствую себя я.
На этом надо было остановиться, но я сказал еще несколько фраз не имеющих, впрочем, никакого смысла.
- Хорошо, сказал учитель Пин, - я покажу тебе.
Он нарисовал какой-то иероглиф.
- Так, Алекс, посмотри и скажи мне, что это значит?
- Товарищ... Нет, человек... эээ...
- Гей, Алекс. Это значит - гей. Я - гей, - Пин показал на себя.
- Понимаешь, Алекс, я вырос в деревне, можно сказать. Очень маленьком городе, в котором никто не понимал меня. Там не было таких, как я. Родители отказались от меня первыми. Потом вся семья. Потом все друзья и знакомые. Я шел на работу - на меня показывали пальцем. На работе тоже показывали, ученики и сослуживцы. И дома это не прекращалось.
- И тогда я начал искать место, где я мог бы жить. Я нашел парня в Москве. Мы узнали друг друга. Я писал ему, как прошел день, чем я занимался на работе или учил студентов, он писал мне, как он проводит свое время. Мы переписывались три года, прежде чем я смог купить билет на самолет - рассказывает Пин, а я очень жалел, что завел этот разговор. Невыносимо испытывать стыд за чужих людей.
- И вот тогда я прилетел в Москву, и стою с чемоданом. А меня никто не встречает. Я звонил ему, мне никто не ответил. Он испугался.
- И вот, - заканчивает учитель Пин, улыбаясь радостно и обреченно, как улыбались наверное, сотни его предков, идя на бессмысленную смерть или жестокую казнь - вот, тогда я узнал, что такое проблема. Я, в незнакомом городе, не зная языка, не имеющий возможности вернуться. Я познакомился в аэропорту с китайцами, они не были добры ко мне, но посоветовали место, где я могу спать. Вот была проблема, Алекс, но сейчас все закончилось. Все хорошо.

Я не бросил учить язык, потому что Пин - гей. Вот уж не проблема. Все было проще. Как-то, в Китае, я стоял рядом с Кристофером и с завистью слушал, как какой-то араб втолковывал что-то моему другу на китайском - так втолковывал, как будто он был игрушкой-арабом, произведенный на соседней фабрике. Кристофер улыбался, острил в ответ, все было замечательно. Переговоры закончились, Кристофер вздохнул и вытер лоб.
- Алекс, если бы ты знал, как мне это сложно... Мы с тобой общаемся по английски, я понимаю тебя. Он - учил в университете китайский, восемь лет и он думает, что знает язык! Он думает, я понимаю его! А потом, когда его секретарша ссылается на наши разговоры, я не знаю что сказать! Ведь я ничего не понял!
Люблю я эти китайские церемонии, китайскую вежливость. Я не стал спрашивать, какого мнения Кристофер о моем китайском. Смех - даже от друга - обиден. Просто закрыл тему. Высокая стройная китаянка способна выучить русский язык. Наверное... Идеальный слух, практика...


Рецензии