Утро 30. 11. 2013

О! Я помню это тяжелое утро – 30 ноября 2013. Хотя, эта тяжесть появилась задолго до него. Это давящее, безысходное чувство я ощутила, когда выборы выиграл Янукович. Все, даже рыги, пьяные от победы – и в прямом, и в переносном смысле, говорили об интеллигентном поведении Ющенко, об отсутствии подтасовок на выборах. «Первые, по-настоящему демократичные выборы в Украине!» - лепетали и растерянные представители оппозиции, и лоснящиеся от предвкушения крупного и безнаказанного дерибана регионалы.  Муж сказал тогда о Януковиче грустно и твердо: «Ну, теперь уже все. Этот просто так власть не отдаст. Этот власть отдаст только с кровью. Попробуй теперь его свергнуть».
У меня последний год начинается не с 1 января. Теперь точкой отсчета стало 21 ноября 2013. Сначала, всё было весело: сын ходил на местный Майдан, собрания студентов, где они пели гимн, скакали, потому как не москали. В инете у многих появились флаги Евросоюза, вместо привычной аватарки, пошли первые лозунги и призывные статусы. Это воодушевляло, но меня не оставляло  тревожное чувство, фоном звучали слова мужа: «Этот отдаст власть только с кровью», и я удивлялась, что людям не мешают везде свободно собираться.
Мы все следили за новостями в тот день: подпишет? не подпишет? Следили, хоть и неприятно было, за каждым шагом Янека: прилетел в Вильнюс, подъехал, здоровается. До последнего момента жила надежда: а вдруг? ведь, чудеса случаются? Я помню, как все рухнуло внутри от записи в Твиттере: «Ваш президент выбрал Россию», и все равно ждали официального заявления.
Когда уже все было объявлено, появилась большая растерянность: а что же делать дальше? Так просто уйти с Майдана, будто ничего и не было? Жить дальше обычной жизнью? Но от самой этой мысли разливалась во всем теле и душе невероятная тоска, и не хотелось мириться, и небольшая группка людей, остававшихся на Майдане 29-го ночью, давала крохотную надежду…
Когда я проснулась утром 30-го, муж сказал упавшим голосом: «Все. Разогнали всех. Причем, очень жестоко. Осторожно смотри новости». Вот это: «осторожно смотри новости» - мы еще не знали, что станет привычным рефреном в последующий год. «Осторожно» - чтоб не увидела слишком чувствительная, восприимчивая наша дочь кровавых кадров, «осторожно» - чтоб у самой выдержало сердце, «осторожно» - чтоб не впасть в панику от переизбытка разнобокой информации.
Новости досмотреть я не смогла – разревелась. И тогда написала впервые в жизни стихотворение на украинском языке, нежиданно для себя. Я его вывесила на своем любимом сайте – Прозе.ру. Оно успело побыть, наверное, пару дней. Потом вежливые люди прислали мне вежливое письмо, что, дескать, я нарушаю пункт такой-то Устава РФ и стих удален. Это были первые признаки болезни современных россиян – «крымнаш», но я тогда еще не знала, что она так называется.
Мы были поражены жестокостью беркутовцев. Я читала истории ребят, описание их тяжелых травм. Я с ужасом слушала, как бабушки рассказывали, что их тоже били и показывали синяки. Запомнилась фраза одной хрупкой девчушки, на вид – совсем школьницы: «Ми так стали разом і співали гімн України – як якусь молитву…» Больно было видеть фото девушки, которую за шарф тащил беркутовец. Жалко было девчонок, получивших переломы и огромные гематомы. Муж тогда сказал: «Наверное, они («Беркут») так каждый день с правонарушителями и «работают» - просто мы не видели, не попадали в соответствующие ситуации, а для них – это обычная работа, привычный стиль поведения». Я надеялась, что более жестоких кадров, чем разгон студентов, мы не увидим. Но фоном звучали слова: «Этот власть отдаст только с кровью».

Вот тот стишок, который не прошел цензуру сайта:

30 листопада 13-го

Наче фашисти,
таті вночі
Вони з кийками до дітей
підійшли:
«Хочешь в Европу, б…ть?» -
на тобі! –
били в обличчя
й по голові
до крові, до болю, до сліз,
розпачу й жаху,
Били і вчили,
Як  «любить»
Путіна й «святу» Русь,
Перетворюючи
Україну
На Білорусь.


Рецензии