Ностальгия

          - Идите и напишите список 10 вещей, которые вы страстно любите. А потом идите и напишите о них!
          - Сделайте список вещей и людей, которых вы ненавидите. И напишите о них!
          - В конце концов, сделайте список вещей, которых вы больше всего боитесь и напишите об этом!
          - Создайте свои собственные ужасы. (Рей Брэдбери - писатель-фантаст)

- Руслан, а где вы там жили?
- На улице Сейфуллина, перекрёсток с улицей Абая.
- Да, конечно, помню улицу имени великого казахского писателя Сакена Сейфуллина. Она идёт вниз через весь город, аж до самого первого алма-атинского вокзала. Не успеет поезд въехать в город, а уже хватай чемоданы.

          Вокзал Алматы 1 – вот он, выходи на перрон. Стоянка 20 минут! Это старая Алма-Ата. Мы же жили дальше. Поезд ещё полчаса идёт по городу по обочине рощи Баума. Отец рассказывал, что зелёные насаждения г.Верного ведут родословную от Никитского ботанического сада в Крыму. В конце 19 века, а точнее в 1894 году, обоз с семенами различных растений  был доставлен из Крыма в г.Верный. Руководил озеленением города Эдуард Матвеевич Баум, заведующий Пензенским училищем садоводства. Он безвозмездно посылал в Верный семена и саженцы, а со временем направил в Семиречье двух своих талантливых сыновей – Эдуарда и Оттона. Баумы всячески способствовали озеленению города. В память о Э.М.Бауме алмаатинцы назвали заложенный питомник «Рощей имени Баума».  Теперь, когда я приезжаю в Алматы, и поезд долго идёт вдоль этой рощи а ветви деревьев касаются вагонов, мне вспоминаются отцовские рассказы.

         Но вся моя жизнь связана с другим вокзалом – Вокзал Алматы 2. С него я уезжала из города и с него возвращалась обратно. Когда бы я ни приезжала, всегда на его перроне стояли моя мама с моим младшим братом Володей, встречая меня. Отсюда, провожая меня, мама, когда была помоложе,  садилась со мной в поезд и ехали мы с ней вместе до станции Алматы 1. Здесь она быстро-быстро выходила, т.к. народ уже ломился в вагон с чемоданами и сумками, и долго стояла на перроне, смотря тоскливым взглядом на меня через окно вагона, а я ей знаками показывала
- Я ещё к тебе приеду, не расстраивайся.

           А именем  великого поэта Абая Кунанбаева названа не улица, а проспект. Широкий, праздничный с двусторонним движением и сквером, тянущимся по его середине. Приятно по нему пройтись летом или весной или осенью. Тенистые деревья, ухоженные газоны с цветущими с ранней весны до поздней осени  розами, украшают с двух сторон асфальтированную дорожку с кое-где стоящими скамейками. Средняя часть проспекта как оазис среди  шумного города.

- Руслан,а ещё что помнишь?
- Вроде был шестой микрорайон…
- Правильно, был шестой. Моя бабушка жила в седьмом, а в шестой ходила платить за коммунальные услуги. Меня, школьницу, а потом и внуков брала с собой на эту ежемесячную прогулку. Как то приехала я к ней в отпуск погостить с сыном трёхлетним. Она его взяла с собой прогуляться, а при возвращении показывают мне его маленькие детские башмачки, подбитые новой подошвой. Это там, в шестом, в сапожной мастерской их подбили. Как сейчас помню эти бордовые башмачки с высоким задником, с кожаной подошвой и веселящуюся бабушку, рассказывающую о том, как удивлялся сапожник, подбивая крохотные детские башмачки.

- А ещё помню в 1978 году ночью было землетрясение в 7 баллов. Мы в квартире на четвёртом этаже отсиделись, дрожа и слушая звон бокалов, а народ вышел на проспект Абая и ждал, гуляя по проспекту до рассвета, боясь зайти в квартиры – вдруг рухнут дома. Нет, Бог миловал, всё обошлось.

          Многое вспоминается, ведь Алма-Ата  город моей юности - праздника Моей Жизни!
 
          Улица имени Калинина!!! Театр оперы и балета, два сквера по его обеим сторонам, журчащие арыки, бегущие с гор. В 2014году Юра,брат мой старший, в 65 летнем возрасте приехал в гости сюда - в город нашей с ним юности. Долго стоял перед знакомым арыком, потом снял обувь, закатал брюки и встал ногами в бегущую воду, в арык. Показывая мне фотографию, радовался:
- Это тот самый арык и вода такая же ледяная - горная, мы же из этого арыка её таскали для стирки и мытья полов, по ней, помнишь, пускали кораблики. Я из коры их вырезывал. Дубы там так и стоят, никуда не делись. Жёлуди под ними, как и раньше валяются!

          Перед театром всегда была длинная рабатка с цветущими петуниями и маргаритками, обрамлённая гранитным бордюром. Подъезжающие к театру автомобили, вынуждены были из-за неё останавливаться поодаль. Поэтому к театру шли пешком и дамы в соответствующих театру нарядах и сопровождающие их мужчины. Они грациозно (Это не базар – это театр!) поднимаются по гранитной лестнице, входят в высокие, чуть ли не в три метра высотой резные двери и приобщаются к празднику, который называется ОПЕРА  или, может быть, БАЛЕТ. 

          На противоположной стороне улицы Калинина цветочный базар. Там торговля шла бойко. Перед началом спектакля зрители покупали букетики для поздравления артистов. Почему-то запомнила на всю жизнь душистый запах флоксов. Шапки этого, в общем-то, неприхотливого цветка, празднично стояли в вёдрах с водой, но зрители их не брали в театр. В театр покупались розы, лилии, гвоздики.

          Позже на месте цветочных прилавков выстроена была роскошная по тем временам гостиница «Алматы». В ней на первом этаже разместили модный тогда ювелирный магазин. В нём-то мой будущий муж, тогда - жених, летом 1975 года перед свадьбой купил (по наказу моей будущей свекрови) самые большие, которые нашлись в магазине, обручальные кольца. Долго примеряли, радовались.

          На первом этаже гостиницы был ресторан, в котором моему мужу сказали фразу и которую он с усмешкой долго вспоминал. Они с однокурсниками впервые (университет  имени Кирова находился неподалёку) зашли в этот ресторан отметить какое-то событие. Долго ждали заказа, а когда решились всё-таки поторопить официанта, он им с достоинством промолвил:
- Молодые люди, в ресторан ходят не покушать, а посидеть….
          Это потом они уже знали, как поступать в таких ситуациях, а тогда…

- А ещё парк имени героев-панфиловцев помню.
- Аааа... Парк находится ниже Абая, по улице имени генерала Панфилова, он и сейчас есть: парк имени 28 героев – панфиловцев. В нём летняя сцена, на которой я, юная артистка танцевального коллектива, выступала в его составе на концертах по праздникам. Танцевали, в основном, характерные танцы. Ярко, задорно, весело! Совсем рядом с парком находилась городская картинная галерея. Мало кто туда ходил, расположили её в закоулке, найти трудно. Но если зайдёшь, то тут перед тобою в подлиннике и Саврасовские «Грачи прилетели», и Рокотовские женщины, и Хлудов со своими яркими степями. Ходи - просвещайся.

- Руслан, а давно вы уехали?
- Давно, я ещё маленьким был. Плохо помню.
          Я, оказывается, тоже не всё помню, хотя школу и институт там, в Алма-Ате закончила. Институт назывался тогда «Казахский педагогический институт имени Абая (КазПи им.Абая)". Это теперь он университет, а тогда гордились мы своим, первый год как созданным математическим факультетом. Институт в тот год  экспериментировал - разделил физ.мат на 2 части факультет математики и факультет физики с трудовыми дисциплинами.  Новое здание нашего института разместили на улице Комсомольской с пересекающей её улицей Дзержинского рядом с ин.язом. Помню, однажды там был показательный судебный процесс. Судили нескольких студентов ин.яза за то, что они ночами слушали Би-би-си. Теперь смешны эти информационные войны.

         Улица Комсомольская была всегда полна студентами. Пед.институт, ин.яз, мед.институт – всё рядом. Помню, опаздывая на занятия, мы бежали напрямик через газон. А потом какой-то шутник из студентов-физиков натянул верёвочку через газон и повесил на ней обрывок тетрадного листа с надписью «ПРОХОД ДЛЯ ОСЛОВ». Во все окна теперь смотрели студенческие глаза, наблюдая, того, кто сегодня Осёл. Недели две газон радостно зеленел.

         Многое тогда для меня было впервые. В кинотеатре «Октябрь» впервые посмотрели с подругой фильм «Офицеры» - понравился. А в «Сары-Арке» фильм «Печки-лавочки» - оставил нас неудовлетворёнными. Нас, девушек-студенток «Печки-лавочки»  не впечатлили, зато сегодня в зрелом возрасте готова его смотреть бесконечно.
         В «Сары-Арку» нас, школьников 91-й школы имени Юлиуса Фучика, всегда по памятным датам водили в культпоход бесплатно. К примеру,  на 1 сентября в 1968году (10класс) показывали для нас двухсерийный фильм «Щит и меч», а на 9 мая в 1969 году – фильм «Обыкновенный фашизм». Помню, что во время показа произошёл курьёз: сидит вся школа в зале, смотрит фильм «Обыкновенный фашизм», а с экрана немец как заорёт:
- Руки вверх!
         Подружка моя, Нина, так погрузилась в фильм, что мгновенно взметнула вверх руки. Долго все смеялись потом.
         В «Целинном», самый современный кинотеатр был тогда, шёл ежегодный кинофестиваль. Попасть на просмотр кинофестиваля было престижно, хотя билеты по тем временам стоили дорого - 50-60копеек, что в два раза дороже, чем в рядовом кинотеатре.

         Недалеко от кинотеатра «Алатау» (в него мы забегали иногда по пути с занятий) есть уютный бульвар имени Мукана Тулебаева. Тихий такой бульвар, длиной не более квартала, без автомобильного движения. Уютно было просто пройти, прогуляться по нему, небольшие двухэтажные дома располагают к размышлениям о неспешности жизни в огромном мегаполисе. Ничего необычного здесь не было, но однажды приостановившись, я видимо слишком долго смотрела на какой-то дом, тут же, как из-под земли, появился милиционер и очень корректно попросил не останавливаться, идти дальше. Потом уже узнала, что  это дом Первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР и члена Политбюро ЦК КПСС Динмухамеда Ахмедовича Кунаева и перед ним всегда стоит охрана, незаметно стояла, не выпячиваясь.
         Уже потом в 90-х годах, в очередной приезд, я посетила этот дом – музей. Скромно, по нынешним меркам очень скромно, жил Первый Секретарь ЦК Компартии Казахской ССР.

         Вспоминаю, а в голове всё время крутятся слова Ивана Бунина: «И всё это исчезло из жизни, всё провалилось куда-то! Вот жили люди? Как мы теперь живём!»

- Руслан, а алма-атинский апорт помнишь?
- Конечно. Хорошие яблоки. Яблоко-праздник!
- А речку Алма-Атинку помнишь? Там, где она только спускается с гор, был колхоз «Горный Гигант». Туда нас посылали на сбор яблок. Только здесь, на алма-атинской земле рождался знаменитый алма-атинский апорт Александр, или, как его ещё называли Гранд-Александр. По приезду домой раскроешь чемодан с такими яблоками, так все и удивляются. Они таких яблок никогда и не видели. Берут яблоко в руки, вдыхают аромат его, обнимают руками его глянцевую кожуру. А разломишь? Слом, весь в крупитчатой белизне, покрыт сладчайшим соком. А если берут саженцы апорта, сажают в другом регионе, то нет у выращенного яблока того самого размера, того глянца, мельчает, кислит. Вот так саженец просится на своё место в предгорья Заилийского Алатау.

        Вниз по речке, ниже проспекта Абая сделали зону отдыха «Сайран». Выкопали большое озеро в начале 70-х годов, чтобы уберечь город от разрушения при селевых потоках. Сель ведь катит за собой глыбы величиной с дом (сама видела). Вот это рукотворное озеро «Сайран» и было предназначено быть ловушкой для таких камней. На его берегах, будучи студенткой, я с подругами отдыхала, купалась, загорала. И там же мой будущий муж сделал мне предложение быть его женой.

        Алма-Ата мой любимый город и я горжусь им!


Рецензии
День добрый, Наталья! С большим интересом совершил вместе с Вами экскурсию по Алма-Ате начала семидесятых, где я никогда не был.Про яблоки из тех мест слышал много, но пробовать довелось в детстве лишь конфитюр из казахской айвы, очень ароматной.Вы так интересно рассказываете, что ностальгические воспоминания нахлынули и на меня.
Пару слов о "скромности" Кунаева. В годы "гласности" помню теле сюжет о том, что Кунаев построил за гос.деньги себе резиденцию - дворец из мрамора и хрусталя, в котором хотел также и жить с семьёй, и, видимо, рассчитывал его оставить себе и после ухода на пенсию. Но в Политбюро ему поставили условие или его с должности и партии вон, или отдать здание для нужд города, с чем он вынужден был согласиться.
Интересно, в каких хоромах живёт Назарбаев?

Владмир Пантелеев   21.08.2019 10:36     Заявить о нарушении
Добрый день, Владмир. О Кунаевском дворце из мрамора и хрусталя слышу впервые. А вот подарки ему как Первому секретарю преподнесённые видела: горка самоцветов, ружья и прочая по нынешним временам дребедень. Как живёт Назарбаев? Думаю, что гораздо пышнее. В Национальном музее висят халат с шапкой, расшитые золотом для его инаугурации - богато смотрятся. Много ещё чего говорят. Но надо отдать должное Назарбаеву что Казахстан, в отличие от других советских республик без особых потрясений перенёс распад СССР, даже провёл кардинальные преобразования на пользу Казахстана, не допустил развала страны и демократии. Бунтовщики - родная дочь с зятем - вынуждены были бежать в США, где до сих пор и живут. Стабильность в стране путём равенства всех населяющих Казахстан народов сохранил. Вот такая была внезапно проявленная им восточная мудрость. Конечно, мы многого не знаем. С уважением.

Наталья Гузева   21.08.2019 12:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.