Секта профессиональных писателей Год Литературы...

СЕКТА  ПОРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

На фотографии 1. Д.Краули(США) 1. Д.Митчелл (Великобритания)3 М.Эмис (Великобритания) 4.Л. Норфолк 5 Кутзее (Африка) 6. И.Макьюэн

В преддверии Года Литературы....

Когда нам в очередной раз намекают на то, что профи –писатели- те, кто получают деньги за свой труд, вольно или невольно оглядываюсь на них, ну не на Донцовых-Устиновых, которых иначе как халтурщиками назвать трудно. Но при этом есть веский аргумент, не шампанское же каждый день пить, можно, что и попроще. А на тех, кто вроде в портфеле у издательств, их еще выпускают  в свет,  и в книжном на Новом Арбате, они встречают нас на стеллажах  еще на лестнице, и на первых планах – самых выгодных местах, где трудно не заметить, пройти мимо.

Стою полчаса исключительно затем, чтобы посмотреть, как разбирают новую книгу З.Прилепина и крайнюю( не говорю последнюю) В.Пелевина – плохо разбирают, пока там была ни одного читателя этих авторов не встретила, а хотелось бы, чтобы спросить –почему Прилепин, вдруг я что-то пропустила и открою для себя целый мир.

Покупать ее там и везти с собой не собиралась, потому что и дома такого добра больше, чем достаточно. Кстати, очень дорогостоящего, по сравнению с живыми европейскими классиками – три к одному в лучшем случае, а мне надо купить новую книгу Макьюэна, новую Митчелла и Краули, ждала столько, что никак один З.Прилепин  не одолеет трех живых классиков, пусть и забугорных.

Вот такой я не патриот родной современной литературы, уж простите, застряла где-то на  В.Орлове и Ф. Искандере, но все их книги у меня есть, и даже прочитаны.
Так что же с 50 и 40 летними писателям случилось?

А показалось мне при более близком наблюдении, что они принадлежат к одной секте с названием  «Литература нового века» - назовем ее условно. Почему секте? Да по той простой причине, что страшно далеки они от народа, и ушли сами в какие-то свои подпольные дела. Пересечься с ними в реальности крайне  затруднительно, они словно прячутся от нас...

А что делать - условия-то изменились страшно.

Это раньше считалось, что писателю достаточно что-то настрочить гусиным пером, заставить верную свои Маргариту  переписать это раз десять красивым почерком, да и сдать в издательство. А там уже есть планы на год, и он в тех самых планах. Хотят не хотят напечатают и по всей стране раскидают. А скорее всего, все оставят в Москве, а люди сами развезут по всей стране, что мы и делали все время.

Сегодня времена совсем другие, чтобы быть профессионалом надо найти в столице тот самый тайны круг, стать знаменитым в узком кругу или познакомиться с кем надо, а потом и продавливать себя любимого. Лучше найти спонсора и действовать  с его помощью. А так как среди денежных парней скорее всего троечники, понятия о литературе не имеющие, то убедить его в том, что ты гений, проще, чем издателя, а уж вместе с ним на издателя еще легче надавить – деньги решают все не только в издательском деле. Но и это не самое главное, надо, чтобы тебя узнали, а для этого признали в том самом узком кругу, куда ты каким-то образом влез. Вот тогда и появляются всевозможные премии. Которыми будут награждать завтра тебя, потому что сегодня ты наградил товарища по тайному союзу, иначе не объяснить, почему в шорт-листах все те же лица, словно у нас других уже и нет,  и почему премии они получают по очереди, за произведение, которое не одолеть простому смертному и по приговору суда.

И более того, профи должен все время появляться на их тусовках, чтобы о нем не забыли, чтобы не вычеркнули из списков, фэйс –контроль здесь на самом высшем уровне, и его все время надо проходить, оставаться в обойме. Ведь на пятки наступают молодые и шустрые...

Появляется странная закономерность – мы помним их внешность, но никак имен запомнить не можем, хотя вот тот лысый, точно писатель, и на книжной обложке красовался, и интервью с ним было. Они упорно лепят себя на обложки своих книг самым крупным планом, чтобы лучше было запоминать. Но если ни имени, ни названия творения, то фотография заставляет только теряться в раздумьях, и напрягаться по поводу, кто же он такой.

Имя и внешность можно вспомнить одновременно разве что у Шендеровича, который тоже в последнее время стал исключительно писателем ( была на встрече с ним в том же книжном магазине), но ребята, это обман еще больший, увесистый том за семь сотен, где тексту –кот наплакал, я думала, что это вообще афоризмы и цитаты – по одной на странице. Но он называет это повестью, уверяет, что там есть какой-то сюжет, и очень сокрушался о том, что книги подписывать некому, что плохо разбирают.

Каюсь, не купила книжку, не люблю, когда меня дурят и разводят на деньги знаменитые писатели, которых я еще помню, но сегодня они из той же секты профи…

Это в прошлом веке говорили о том, что служенье муз не терпит суеты, сегодня у нас все наоборот, без суеты вообще ничего быть не может, и в писательстве в первую очередь.

Очень не хотелось бы кивать на Европу, но нужно признать, и не в первый раз повторяю, что литература в привычном виде живет, цветет и пахнет там, и в старушке-Англии в первую очередь.

И ведь наши издатели  вовсе не за большие деньги все делают, чтобы так оно  и было. Очень быстро переводят новинки и выпускают, опережая ту самую Англию – родину современных классиков –сразу и в твердом переплете  и в мягкой обложке, чтобы за 100 рэ можно было купить шедевр, если ты не уверен, что это твое, что будет до конца прочитано.

Аннотации  там пишут уважаемые критики или другие писатели с именем, которым можно верить. Хотя мы уже привыкли к тому, что у наших профи, чем круче аннотация, тем хуже сам текст, там пока еще одно соответствует другому, вот и верится в то, что это действительно и классно, и настоящая классика.

Они не стесняются называть их классиками и  за свои слова отвечают. Рецензии и отклики на эти книги нас не обманывают, потому что им выгодно выбрать лучших и заставить нас покупать новые книги автора. Сами авторы широко представлены в сети, и с ними легко пообщаться, при том, что часто есть сайты и на английском и на русском языке. И ведь хочется общаться, помнится, я так долго искала любимого поляка А.Сапковского, прямо с завидным упорством, и все же нашла, чему была несказанно рада.

Они радуются, как дети, когда узнают, что мы их читаем, что покупаем в первую очередь, а как же иначе?

Есть ли сайты у наших, не знаю, да и признаться, мне это совсем не интересно, потому что  я как читатель не нужна и не интересна им – парадокс, но так оно и есть. Они пишут не для нас, а для премий, для  своей секты, для того, чтобы считаться профи. Они уверяют, что читатель им собственно не нужен. Когда обо всем этом на плохом английском рассказала любимому классику, он не поверил и меня кажется не понял. Они вообще многого из того, что творится в стране Толстого и Достоевского не понимают.

Хотя чему удивляться, сам Достоевский писал исключительно для того, чтобы погасить свои бесчисленные долги и обязательства перед издателями, до читателя ли ему было. Был бы таким же огромным по объему  его «Идиот», если бы не обозначенные выше причины? Произведение могло оказаться уникальным, но насколько меньше был бы гонорар, да и в тюрьму можно было бы загреметь за невыполнение условий договора…

Так получается, что не сегодня это все родилось, а еще из таинственного 19 века тянется? Просто таланту у классика побольше было...

А тут для наших профи еще одна проблема – это мы с вами – те, кто  что-то и где-то пишет, публикует в сети, отвлекает  их мнимых читателей (конкурентов переманивает),  и получается, что все уже становится их круг, все дальше они от народа, читателей. Ну и пусть, ведь они профессионалы, им деньги платят, их награждают…

Это какой-то злой критик твердит, что чем больше наград у автора, тем меньше его читают. И может наступить момент невозврата, когда ордена некуда вешать, а никто книгу не открыл…Но сектантам вряд ли есть до этого дело.

Эта самая тенденция хорошо видна и среди сетевых писателей, когда в резюме  сотня пунктов с перечислением званий и наград, а текст несъедобный и нечитабельный, то кроме усмешки ничего и не возникает.

Особенно четко видно это в передаче «Вечерние стихи», когда ведущие полчаса перечисляют где и за что отмечен автор, а потом ему приходится выдавать тот текст,  за который  он сто раз  награжден, и чат бурлит. Тогда критики говорят о том, что подбор текстов оказался неудачным, а что тут еще скажешь?

Пишу все это в преддверии Года литературы. Наверное, дела наши так плохи, что целый год решили в правительстве посвятить ей, родимой…

Кроме всего прочего подразумевается, что профи должны забыть о своей секте и повернуться к нам лицом, а к ней соответственно задом, и вот самое интересное, что у них получится от такого потрясения. Ведь в узком своем кругу быть проще, там все свои, там тебя понимают и сочувствуют, там все одной краской мазаны и знают всю кухню, а тут народ, с ним надо как-то общаться. А ведь король ( писатель) может оказаться и голым в итоге – страшно.

Вот я и думаю, а может быть не мучиться с ними и пригласить И.Макьюэна, Д.Митчелла, Д.Краули, великолепного Норфолка, Д.Ирвинга, японцев – а что, гулять так гулять, раз у нас год литературы, поговорить с ними одно удовольствие будет, тем более, что мы их прекрасно знаем и любим. Да,  еще забыла Эмиса, К.Приста, Куртзее, о Кундере не говорю, не он ли властелин душ наших?

На самом деле все это печально, но факт.

Мне  хотелось бы, чтобы они все были нашими писателями, как бы я ими гордилась, но увы… Итоги пока малоутешительны. Либо ты в сети с народом, но не профи, либо в секте –профи  и страшно далек от народа….Но надо ведь что-то делать, навстречу друг к другу двигаться...

2.


Алхимики в литературе побеждают. Год литературы

Любовь Сушко

АЛХИМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ

 Снова и снова приходится возвращаться к самой актуальной теме бытия современной литературы, особенно в год, когда она ставится вроде бы во главу угла, а потому должна царить, цвести и пахнуть.

Пишу накануне вечера распродажи (24 апреля), когда все бесценные сокровища станут на 30% дешевле, а потому прикинула, что же мне купить с такой огромной скидкой…

А купить –то и нечего, тем более в отделе распродажи и сегодня стоит все, что твоей душе угодно, а читать точно не хочется, и вряд ли когда –то захочется вообще даже по 50 рэ.

Сразу возникает закономерный  вопрос, почему так, если спекулянтам несла всю стипендию, если потом покупала горы книг. Так это были Н.Гумилев, Ходасевич, Мандельштам,  В.Набоков и все с ними  изданные, за них никаких денег не жалко, можно и поголодать, стройнее будем

 А им на смену пришли алхимики от литературы, те, кто уверяли нас, что из обычных камней они наварят золота, но камни камнями и оставались, менялись имена авторов с завидным постоянством, все остальное оставалось прежним.
Получили ли те алхимики золото и   философский камень? Наши заполнили своими томами книжные полки в магазинах и ждут распродажи, чтобы оправдать хотя бы цену на бумагу..

После смерти бабушки, у которой на книжной полке стояли все 100 томов Донцовой, их сгрузила соседка в мешок, повезла на дачу, потому что там надо было натопить печку, а с газетами в последнее время не очень. Так что она теперь согревает в прямом, а не переносном смысле нашу бабу Галю. Представить себе, что такая роль отведена классикам невозможно. А их и не жаль нисколько, так же как мы не жалеем кучу трупов в этих легких и веселых повествованиях, потому что как  и в компьютерных играх, это  оловянные солдатики, которые никогда не были людьми, так и остались чучелами, у которых вместо крови клюквенный сок, а то и просто краска.

Кстати, деревянные солдаты Уфина Джюса тоже очень хорошо горели.
Знаете, когда решила, что даже бабушке не стану покупать книжки Олега Роя?  Когда увидела его в первый, второй, третий раз в разных шоу, и Малаховском в том числе, потому что серьезный писатель, глубоко мыслящий, и талантливый, занятый работой, никогда не станет тратить время на такие передачи и менять миллион по рублю.

Для писателей это было бы ударом ниже пояса, для алхимиков от писательства – в самый раз, потому что надо где-то засветиться, поорать вместе с толпой.
Вот уже и Татьяна Полякова( не читала и вряд ли когда-то прочту) в модном приговоре, объясняет насколько плохо одета героиня, и что ей надо поменять в своем внешнем облике, словно она всю жизнь историей моды занимается или просто хоть так хочет о себе напомнить.

И еще один критерий алхимии наших писателей так называемых, есть такое мероприятие у них там – ужин с Маркесом ( условно) и молодые, начинающие наверное полжизни отдали бы за то, чтобы провести  такой вечер, поговорить о тайнах мастерства, расспросить о том, как возникла идея, как создавалась «Осень патриарха» к примеру, да все диктофоны, все видеокамеры с собой, чтобы запечатлеть такой момент, потом всю жизнь вспоминать о том, писать, рассказывать.

Вечер с Веллером или Устиновой, да застрелите меня сначала, зачем, о чем говорить, о чем писать? Это же пытка самая настоящая не награда, а наказание.
Почему такое происходит? Да потому что такие у нас писатели и такая литература.
Есть ли другие? Честно, не ведаю. Затерялись они среди алхимиков, и ведь издатели ничего не делают, чтобы их как-то обозначить, выделить.

Я не говорю об отдельной рекламной кампании, когда отправляются они по городам страны со своими новыми книгами, а все в очередь выстраиваются и ждут их не дождутся. Я говорю хотя бы о серии «ИБ», в которой исключительно иностранцы, проверенные и оцененные присутствуют, и опять же, если Д.Краули говорит о книге  Д.Митчелла, что она великолепна – это знак качества, это повод для того, чтобы забыть о чем-то важном, нужном, и книгу купить. Если  наша писательница Иванова, широко известная в узких кругах, говорит, что роман писательницы Петровой – шедевр, это значит, что завтра они поменяются ролями и все будет точно так же.

И когда один из классиков современных (так он себя позиционирует)  назвал «Сиреневый крест» шедевром шедевров,  пришлось эту порнушку прочитать, не всю, конечно, на всю не хватит сил, и убедиться в том, что оценки его страшно  далеки от объективных. Хотя по-человечески понятно, почему на старости лет это ему понравилось, возбуждает, так сказать..

Но вот здесь и проходит грань между химией и алхимией творчества, и не надо много времени, опыта, чтобы отличить одно от другого, увы…

Я не знаю в какой момент точно алхимики победили, а настоящее, вечное, прекрасное перестало существовать, когда те, самые читающие в мире снизили планку качества чтения так, что  бурным цветом зацвели все писатели с ничего не говорящими фамилиями. Вернее, фамилии у них были нормальные, может быть даже очень хорошие, но к литературе они отношения не имели.

Вспоминаю те первые годы нового столетия, когда в гимназии учителя литературы, а не только музыки и химии приносили целые сумки  этих самых книжек и передавали их друг другу.
Как-то спросила:

- Зачем тебе  это чтиво?

Заслуженная учительница  литературы, знавшая прекрасно теорию, и много понимавшая в процессе творчества, просто ответила:

-Знаешь как я устаю, мне надо просто отвлечься чтобы ни о чем не думать.
Не мне ее было учить, конечно, махнула рукой, читай что хочешь. Но постепенно только эти книги и остались, опуститься на уровень  и на два очень легко, потом подняться выше трудно, а то и невозможно.

Девчонки в книжном магазине все время потешались:
-Не морочь нам голову, твои филологи всю эту макулатуру и скупают.
И опять же против правды не попрешь. А мы все оказались там, где оказались, в том самом болоте , из которого уже не выбраться , наверное, никогда.
А самое главное, как добраться до определенного места, до горы Парнас, скажем, если потеряны все ориентиры?

Последним гвоздём в крышку гроба серьезной литературы стало исчезновение литературоведов, серьезных книг о литературном процессе. Они долго держались на факультете  ненужных вещей, пока сад с дивными цветами зарастал бурьяном, а потом ощутили свою полную ненужность.

Когда Марина Кудимова пытается объяснить  алхимикам от поэзии, что такое поэтика, почему это плохо, почему так нельзя писать, они  воспринимают это как личное оскорбление и бьются в истерике – как вы смеете нас обижать, как написали, так и написали, не нравится - не слушайте, - вот и все. Давно убедилась, что гробовое молчание в ответ на эти неумелые нескладушки – самое лучшее, чем мы можем ответить. Но Марина упорно рвется в сражение. Она из последних романтиков, но надолго ли их хватит.

А вот когда они уйдут, вот тогда алхимия победит окончательно и надолго, и останется только надеяться на чудо. Но возможно ли чудо среди тех, кто ничего не ведает, и учиться не хочет?

Такие вот печальные первые итоги Года Литературы.

Самой интересно посмотреть, в декабре изменится что-то или станет только хуже. И ведь это при том, что в старушке Европе, Америке той же нормальный литературный процесс, со своими  плюсами и минусами, со своими классными литературоведами и серьезными критиками, в общем все течет и развивается, и только мы, как бедные родственники, давно уже заплутали в дремучем лесу, и вряд ли выберемся когда-то  к свету и настоящему творчеству, а не жалкому его подобию.
Алхимия цветет и пахнет,  и побеждает, пока, надеюсь, что только пока.

Поэтессы с силиконовыми сердцами
 О любви не пишут, зачем им это?
Хотя обо всем другом написали
 От заката и до заката, и до рассвета

 Ты говоришь, что они крылаты,
Улетают, забыв о любви и свете,
Словно ангелы зла улетают куда-то,
Поэтессы, веселые, словно черти.

И себя ослепила в печали Лада,
Не заметила та, что гармонией дышит
 Свет Луны в тишине и блеск звездопада,
Пишут черти стихи, и сегодня все пишут.

От любви до ненависти полшага,
И полвзгляда до пропасти и до бездны,
Их лишает речи устало Лада,
Говорит, что им немота полезна.

Поэтесса бродит  в ночном тумане,
В силиконовом сердце любовь не дышит.
Но до времени всех нас она обманет,
И особенно тех, кто ее не слышит.

И вещают устало они о чем-то,
Пусть  гармонии сроду там не бывало.
Ведь хотел же Страшила сердце из шелка,
Силикон, он тоже томится в алом.

Хотя обо всем другом написали
 От заката и до заката, и до рассвета,
Поэтессы с силиконовыми сердцами
 О любви не пишут, зачем им это?


Рецензии
Очень верно про секту и голого короля. :-))) Заинтересовали Ваши мысли о литературной ситуации в нашей стране. Буду возвращаться.

Вдохновения Вам.

Вера Вестникова   13.08.2015 08:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера!!!
В столицу в ноябре отправилась и по делам, и чтобы убедиться в том, что там все не так уныло и депрессивно ( я о литературе, конечно), как в провинции. Открытий сделала много, но почти все со знаком минус. Кое-кого видела и слышала вживую, там встречи проходят часто, и в магазине на Новом Арбате и в других местах. Лучше не видеть, а просто читать, увы...
И самое главное, моя любимая подруга - переводчик с испанского и редактор от бога, занимается росписью посуды, живописью, потому что она им не нужна, в издательствах редакторы вообще не нужны, а корректурой она заниматься отказалась, хотя полжизни там провела.
Любовь

Любовь Сушко   13.08.2015 08:43   Заявить о нарушении
Увы, книги некоторые выпускаются практически без редактуры. Чего в них только не встретишь. "Проводник принёс жидкий чай в подстаканнике", " Ему 45, а ей недавно исполнился 21 год, между ними целый астрологический цикл", "С разбегу он налетел на сноп соломы, сверху посыпалось сено" - это я не шучу, это подлинные цитаты из произведений наших местных писательниц, которых и в региональных журналах печатают и книги их издают.
А вот в конце одной из крайних книг Пелевина прочитала: "Печатается в авторской редакции". Понравилась авторская редакция. :-)

Вера Вестникова   13.08.2015 08:52   Заявить о нарушении
При том, что всех зарубежных хороших писателей они издают очень не плохо, и переводы часто отличные, иногда это наводит на мысль ( я о больших столичных издательствах), что расправляются они с нашей литературой и словесностью, словно мстят ей за что-то, хотят уничтожить раз и навсегда. Сначала казалось, что это глупость и безалаберность, но сейчас склонна верить, что настоящее вредительство.
Любовь

Любовь Сушко   13.08.2015 09:02   Заявить о нарушении
Не поверите: подобная мысль меня неоднократно посещала. Создаётся впечатление, что мутным "девятым валом" бульварной литературы хотят "затопить" реально талантливое или настолько "разбавить" словесной макулатурой нашу отечественную литературу, чтобы концентрация мысли и таланта получилась совсем уж ничтожной.
И про зарубежную литературу Вы здорово подметили. Недавно читала Мураками (Харуки), и было так приятно видеть двоеточия на своих местах. (Ведь у нас почему-то очень часто стали ставить тире там, где и по правилу, и по логике, и просто по интонации просится двоеточие).
:-)

Вера Вестникова   13.08.2015 09:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.