Не бойся, я с тобой. Эссе

"Не бойся, я с тобой!" - это фраза, которую будет рада услышать или прочесть любая девушка. Бесспорно.

И кинолента, названная так же, стала одним из любимейших романтических фильмов о красивой любви и сильных мужчинах в 1980-е годы для советских женщин.
Лев Дуров один чего стоит! С его иронией и желанием всех опекать. А Бюль-Бюль-Оглы?! Словно из камня руками богов выточенный, писанный красавец с неповторимым голосом! А добродушный атлант Рустам, которого играл каскадёр Махтарбек Кантемиров?
А песни?
"Думай не головой, а руками!", "Ты упадёшь, а он не добивает!", "Как жили мы, борясь и смерти не боясь!.."
Это всё ностальгией накатывает на любого, кто хоть раз в жизни видел фильм Ю. Гусмана "Не бойся, я с тобой".
Мне было лет 5-6, когда я его в первый раз смотрела. Потом как-то не получалось целиком пересмотреть - в памяти остались лишь отдельные отрывки: похищение невесты "мексиканцем", великолепный Сан-Саныч, пробивающий пальцем жбан с водой и обучающий заключённых карате; поющий на вершине подожжённой башни Теймур и, конечно, бандит с большой дороги - атаман-меломан, который, зная слабости людей, играет на них, но готов за 500 золотых рублей убить своего любимого артиста! В каком-то роде тоже человек чести, ага: заплатили - ничего личного, детка, это работа.

Часть 1. Великолепный Сан Саныч
Одним из главных персонажей фильма стал Сан Саныч (Лев Дуров) - человек, много путешествовавший по Востоку и изучивший основы рукопашного японского боя.
В советском союзе 1981 года нельзя было назвать правильный термин, обозначающий этот бой, - таковой был до 1986 года под запретом. Но посмотрев на приёмы, которыми пользуется персонаж, легко можно догадаться, что речь идёт о карате.
Сан Саныч - человек чести и старший "опекун" своего друга Рустама. Он всегда хмур, подозрителен, но это не делает его любовь к ближним меньше, чем у благородного горца.
Мне очень нравится в начале фильма сцена, когда Рустам говорит о планах поехать в родное село (где, как известно, остались его "кровники" - то есть люди, которые по законам азербайджанского общества, должны убить мужчину), Сан Саныч не долго думая собирает вещи и едет с другом. При этом, он понятия не имеет куда именно нужно ехать,
Друг едет и я еду.
Вот такая философия!

Часть 2. Теймур, нежный и истеричный
Говорить о том, что Бюль-Бюль-оглы стал для многих женщин воплощением красоты, грации и волшебного голоса, - это ничего не сказать.
Он ещё и потрясающий актёр! Это ж надо было так, выражаясь современным языком, простебать образ ранимого артиста Теймура, которому волею судьбы (а вернее, несговорчивого папаши любимой девушки) было приказано убить своего древнего кровника: потомка того, кто когда-то убил его дядю, которого сам Теймур в глаза не видел. И вообще он "цивилизованный человек, артист" (с).
Впрочем, надо, значит надо. Это Кавказ, детка!
Помните песню Теймура, когда он идёт "выполнять свой долг" - убивать Рустама?
Не мил ли он там? Как отчаянно пытается побороть собственную "цивилизованность", распинывая овец, воду и траву? Как уговаривает себя думать "не головой, а руками"?))
Но это ещё не всё.
Эпогей Теймура - это песня на горящей башне!
Тот, кто раз видел эти кадры, фигушки их забудет. Стройный, высокий красавец поёт спредсмертную песнь своему убийце,,который - между прочим - поклонник его творчества. А из-за гор бежит уже на помощь Сан Саныч с новообращёнными учениками.
Больше всего забавляет, конечно, "Иди к чёрту" и "Сам пой" - гордый какой)) А потом - полилась песня и пошли героические кадры.
Теймур - это вообще эдакий огонь на коротком фетильке. Ранимый, капризный и истеричный артист.

Часть 3. Рустам - воплощение женских мечтаний
Человек, отказавшийся от древней традиции "глаз за глаз" в силу своего духовного развития. Этакий добродушный атлант, который любому сопернику сначала чай предложит, а уже потом всё остальное: ногой в челюсть или ещё какой приёмчик.
Он искренне верит, что пережитки прошлого в его деревне уже изжили себя и никто не вспомнит о том, что отец Рустама "сбежал" из аула, не отомстив за какого-то родственника, которого убили "кровники".
По ходу пьесы выясняется, что "нежный и трепетный" Теймур, влюблённый до умопомрачения в красавицу Телли, и есть кровник нашего героя...
Отец девушки, имевший виды за землю, принадлежащую вернувшемуся из города Рустаму, воспользовался пылкостью артиста, заставив его "выполнить свой мужской долг" - то есть убить кровника. Вот только тогда он, отец Телли, отдаст ему руку дочери.
Разумеется, это всё были лишь слова, и никогда не видеть бы Теймуру возлюбленной, как собственных ушей (ведь она уже сговорена с другим), даже если бы он убил всю родню Рустама.
Вот такие хитросплетения историй!
А как герои решили непростую задачку? Легко: выпив по чашке чая, они просто задумали...украсть девушку прямо со свадьбы!
Это ли не идеальное поведение в духе цивилизованных горцев? Рустаму, по сути, можно было вообще сидеть тихо и не вмешиваться. О планах вероломного папаши Телли на свою землю он не знал ничего. Но симпатия к молодому человеку, горюющему о своей потерянной любви, видимо, оказалась сильнее равнодушия.
И он решил помочь новому другу.
Иными словами, Рустам - это воплощение доброты в атлетическом теле. Эдакий Лев, полный спокойствия и здорового чувства собственного достоинства одновременно.
Для многих женщин - в том числе и современных - именно такие мужчины являются истинным идеалом, воплощением мужества и благородства.
Виват, Рустам!


Рецензии