Мария Египетская

МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ. ИЗ СЕРИИ БИОГРАФИИ ГЕРОИЧЕСКИХ ЖЕНЩИН

Мария, прозванная Египетской (344 – 421), почитается в мире как Святая - защитница и спасительница блудниц. Мария явила миру яркий пример подвига духовной транформации.

С детства она жила в трудных условиях. Ее молодость была полна лишений. В двенадцать лет она ушла из своего дома в город Александрию. Молодая, привлекательная, но неопытная Мария была натурой страстной и увлекающейся, а  соблазнов и соблазнителей в большом городе было предостаточно. Одержимая похотью, вожделением и служением своим плотским желаниям она вела жизнь блудницы. Так 17 лет Мария прожила в грехах, ублажая свое эго.

Мария так рассказывает о своей жизни в ту пору: «Я жила всем безотказно тело свое предлагая и платы за это не беря. Такова истинная правда. А хотевшим меня одарить — возбраняла. Так придумала я поступать, чтобы многие приходили ко мне задаром и удовлетворяли похоть и вожделение мое. Не подумай, что я была богатой и потому не брала платы: жила я в нищете, хотя немало льна пряла, и была неудержима в своем желании всегда пребывать в грязи и считала жизнью то, что постоянно ублажала вожделение телесное.»

Как то, узнав о том, что группа паломников по морю направляется в Святую Землю Мария присоединилась к ним, надеясь и на многолюдном корабле ублажать свою страсть. Так она и сделала и в плавании не переставая занимаясь плотскими утехами. В Иерусалиме она присоединилась к группе паломников, направлявшихся в храм Воскресения Христова.

Все пришедшие люди беспрепятственно входили в храм, но Мария не смогла войти! Она попыталась пройти в открытую дверь снова и снова но какая-то невидимая сила стеной стояла на ее пути и препятствовала входу в Святой Храм. Все входили, а для нее вход в Храм был закрыт! Она была потрясена!.. Тут ее и осенило, что Господь не пускает ее внутрь - в святое место - из-за ее нечистоты… Она представить себе не могла,  что такое может с ней случиться… У нее и понятия не было об отличии человека, ведущего чистый образ жизни, от человека погрязшего в нечистых мыслях, желаниях и поступках!.. 

Увидев у входа в храм икону Божией Матери, потрясенная, униженная с глубокой душевной болью Мария, стала в слезах просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом, от всего сердца раскаиваясь в своей прошлой жизни и желая исправиться во чтобы то ни стало!.. После этого она почувствовала в душе некоторое облегчение и поняла, что теперь может и должна войти в храм и покаяться перед образом Иисуса Христа и получить от него напутствие на дальнейшую жизнь… Она свободно вошла в храм и с чувством глубочайшего раскаяния и сожаления, рыдая припала у святого Облика! Сотрясаясь от рыданий она чистосердечно рассказала Иисусу Христу всю свою жизнь и Его святой Милостью была направлена в пустыню для очищения души, ума и тела от всего нечистого и не Божественного. Вышла она из храма совсем другим человеком – в ее душе уже начала разгораться Искра Божья!..

Выйдя, Мария поспешила поблагодарить Деву Марию и молясь перед ее обликом вдруг услышала голос, сказавший ей:  «Пойди за Иордан, там в пустыне обретёшь чистоту и блаженный покой».

По велению Мария перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном одиночестве, в посте и постоянных молитвах. Первые 12 лет были самыми трудными. Марию все время преследовали воспоминания о прошлой жизни: блудные мысли, желания и страсти.

Она вспоминала: «Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню.»

Но к 17 годам очистительных молитв и покаяния ее душа обрела невиданный покой и радость, несмотря на всю суровость окружающих условий жизни. Искушения и страсти исчезли, она уже привыкла питаться тем, что Бог изредка пошлет ей в этой скудной пустыне, но главной ее пищей стала энергия Святого Духа. Одежда ее давно истлела от ветхости, и как она рассказывала: с того времени «сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и смиренное тело».

В то время в одном из палестинских монастырей в окрестностях Кесарии жил некий монах отшельник авва Зосима. Он «прошел все степени постнических подвигов и соблюдал все правила, преподанные величайшими иноками». В 53 года Зосиму смутила горделивая мысль: «Есть ли монах на свете, могущий явить мне образец жития, которого я не достиг? Может ли муж отыскаться в пустыне превзошедший меня?» Тогда явился к нему ангел и велел пойти в монастырь, расположенный на Иордане, дабы получить ответ на свой вопрос.

Так Зосима палестинский пришел в Иорданский монастырь и остался там. Прошло немало лет. Однажды, когда приблизились дни Великого поста и Зосима следуя обычаю Иорданского монастыря, удалился на время в пустыню для очистительного поста и молитвы, он встретил странную, с короткими седыми волосами нагую женщину.

После ухода Марии в пустыню Зосима был единственным человеком, который ее увидел. Встретив Марию он, по ее просьбе, отдал ей часть своей одежды, чтобы она могла прикрыть свою наготу, ибо одежды на ней никакой не было. Она назвала его по имени и сану. Это очень удивило Зосиму, ибо они никогда ранее не встречались, и знать о нем она не могла.  Видя ее святость, он попросил ее помолиться за него. В то время когда она молилась, он увидел что она поднялась на целый локоть от земли и паря в воздухе цитирует тексты Святого Писания, которые никогда не читала и не слышала. Исполненный благоговейного страха, трепета и почтения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни,  о том, как она смогла так очиститься и духовно возвысится, что приобрела такие божественные способности. Смущаясь и все еще считая себя недостойной, Мария рассказала Зосиме все и попросила его через год вернуться и причастить её, но попросила не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.

Ровно через год, как и предсказала Мария, Зосима по причине болезни не смог прийти на встречу с ней и только в Великий четверг, взяв Святые Дары, пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и подумал, как же она сможет перейти реку, не имея лодки. Но Мария пошла по воде, как по суше, и подошла к изумлённому Зосиме, который находясь одновременно в благоговейном ужасе, смирении и восторге - причастил её. Мария опять попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи, а потом снова перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.

По просьбе Марии Зосима возвратился через год на место их первой встречи и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн».

Зосима понял, что после того как год назад он причастил святую Марию, она чудом перенеслась в это место, куда он шёл 20 дней, и умерла здесь, но тело ее не разложилось, а чудесным образом сохранилось нетленным, как бы заснувшим…

Думая как и чем вырыть могилу, он вдруг увидел подошедшего льва. Тогда осознавая, что лев верно пришел не случайно и ведет себя не только мирно, но и почтительно, он сказал льву: «Великая подвижница повелела мне погрести её тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной». Лев, будто специально пришедший для этого, исполнил просьбу старца, и тело святой Марии Египетской Зосима вместе со львом похоронили в песках пустыни…

Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам чудесную историю подвижницы, десятилетиями очищавшей дух, душу, разум и тело в суровой пустыне и будучи сначала блудницей, в последствии ставшей Христоподобной святой. Вот тут он и осознал, что получил живой ответ на свой вопрос: «Может ли муж отыскаться в пустыне превзошедший меня?» Да, может!.. И даже не муж, а женщина! Женщина с темным прошлым показала образец духовной жизни на много превосходящий по духовности и божественности все, что Зосима видел в жизни!.. Зосима получил свой урок: у истинного святого нет, и не может быть никакой гордости, ибо его земное плотское «я» т.е.эго сгорает в огне самоочищения и преображения!..

Долгое время это предание передавалось в устной форме, пока не было в VII веке записано Софронием Иерусалимским и так оно дошло до наших дней…

Смысл жизни и деяний Марии Египетской прозрачен и ясен. Даже самая великая блудница, погрязшая в грехах и нечисти, при полном раскаянии и неизменном решении очиститься и встать на Путь Духовного пробуждения, просветления и вознесения, с помощью Милости Божьей может не только очиститься и преобразиться, но и стать Христоподобной святой, одаренной ясновидением, яснознанием, способностью ливитировать (подниматься в воздух в своем теле), ходить по воде как посуху и многими другими божественными дарами… Это ярчайший пример духовной трансформации, который показывает, что нет ничего невозможного на Пути Света и Духовного Развития для женщины, живущей в Боге и с Богом творящей свою жизнь подобно молитве!..
___________________
(Понятие Бога здесь не имеет никакого отношения к религии, но используется в смысле эзотерической философии как Высшее Божественное "Я ЕСМЬ ТО, ЧТО Я ЕСМЬ", в котором Высшее Божественное "Я" человека Едино с Сердцем Бога.)


Рецензии