Глава 6. Восприятие человека

    Заглянул в Интернет, чтобы определить, что такое восприятие. Какие умные наши психологи! Все честь по чести: заумные выражения, ссылки на корифеев науки, доступно и подробно с использованием научной терминологии, принятой, а данной среде обитания. Простому человеку нужен год, чтобы разобраться в новых словах, которые часто объясняются по-разному, в зависимости от господствующей теории в данном, конкретном направления науки. Вывод: "Обращайтесь к специалистам, они вам все расскажут, разжуют и в рот положат. Но собственное понимание. Которое будет подкрепляться ссылкой на истину в последней инстанции. Как говорит наука, как подтвердили современные исследования, как написал в последней своей статье лауреат Нобелевской премии..." Читатель возмутится: "А как же иначе? Что автор имеет против этого?" Отвечу: "Я ничего не имею против этого. Потому, что это ваше восприятие и стоит оно на позиции современной науки и вам дорогой читатель именно туда и нужно. Вы нашли свое место под солнцем. И вам уже ничего не нужно!" А вот если вам что-то не понятно, или вы все же решили сами управлять своей жизнью и прислушаться к себе, или услышать другое мнение, высказываемое автором, то вам сюда. Это и есть пример восприятия. Если наука сказала, что это так, то это так и есть. А если вы хотите разобраться, то для чистоты эксперимента вы должны быть вне науки, чтобы не вносить в эксперимент искажения. И это, кстати, научный метод, которого должны придерживаться истинные ученые!
        На что настроено восприятие человека? На 95 % на самого себя. Человек ищет подтверждение собственной значимости. Не будем сами себя осуждать, мы такие, и нам нужен какой-то смысл жизни. Мы разговариваем или делимся мыслями сами с собой. Что тут скажешь, приятно поговорить с умным человеком! Для себя мы самые умные! Даже если мы и говорим другое, то внутри есть наше собственное  "Я", которое придерживается именное такого мнения. У нас какие-то установившиеся взгляды, которые мы считаем самыми-самыми! И эти взгляды на жизнь, мировоззрение окружено, по крайней мере, у некоторых, железобетонной стеной невосприятия чужого! Принцип,- я умный - ты дурак, потому, что не я! Но существует еще и другая крайность. Свое, а вернее его отсутствие, открыто всем ветрам, заходи, не хочу, внушай все приму! Это люди, которые легко поддаются внушению, навязыванию чужого мнения. Если у первого внутри сидит эдакий "пахан", который говорит тебе: "Да что ты понимаешь, я живу по понятиям!" и показывает кодекс чести "братвы"! То второй со всем соглашается. Тут открыли новую секту "Свет отрезания", будешь записываться? Конечно, это же, какое благое дело, я буду в первых рядах! Итак, и здесь есть золотая середина, которая имеет свое мнение и не против воспринять и чужое. А вы, дорогой читатель, к какой категории относитесь?"
        Что воспринимает человек? Для того чтобы человек воспринимал нечто новое, ему нужно доказать авторитетность чужого мнения.
1. Личный авторитет.
2. Личный авторитет общепризнанного человека или авторитет местного пошиба.
3. Авторитет науки.
4. Авторитет печатного издания. (Как написано в книге, напечатано в газете, а я где-то читал, а в библии написано).
        Кроме того, существуют люди, в которых восприятие включается от правильно построенной логической цепочки, то есть здравого смысла (не смейтесь дорогой читатель, но здравый смысл у каждого человека тоже индивидуален, и иногда очень даже далек от нормального здравого смысла).
        Я не проводил глубоких исследований в этой области, эти размышления от практической деятельности приема людей и общения с ними.
        Встречаете человека, обратили его внимание на себя.
Пример. Встречаете Валуева на улице и кричите ему: "Привет придурок!" И начинаете с ним мило общаться. Что не получается? Говорят, его когда-то спросили:
- А бывает, что вас обижают?
- Бывает.
- А потом прощения просят?
- Нет, никогда не просят.
- Почему?
- Сразу не успевают, а потом им уже не до этого!    
       При завоевании внимания, обретаем расположения данного человека. Красавица, повернись ко мне своей лучшей стороной характера, само обращение уже вызывает свой отклик в восприятии.  Для сравнения: "Больной, куда ты... ползешь? Интересно они так и к Валуеву обращаются?
       Привлекли внимание. Ищем точки соприкосновения или общие темы. К сожалению, сейчас доверие ко всем источникам утеряно и вызывает недоверие. Народ сколько раз обманывали, что он не знает, кому и во что верить. Но что интересно, авторитет библии очень возрос! Даже те, которые даже и не представляют, не то что видели или читали библию, авторитетно на нее ссылаются. В библии сказано, скоро все подорожает, особенно штаны и алкоголь! (песня Высоцкого). И люди верят: " Да-а? Надо будет купить того и другого про запас".
           Зашли вы в книжный магазин. Выбираете книгу. Что вас в ней привлекло? Красивая обложка, знакомый автор или название? Посмотрели кто автор. Профессор Тюлькин, специалист в данной области. Хорошо. Рецензии,- все академики и доктора наук. Прекрасно! Покупаете книгу. А все вы посмотрели? А не стоит ли посмотреть краткое содержание книги? А о чем в ней написано, а что она несет? И сразу ссылаюсь на авторитет библии. А в библии написано, Бог нелицеприятен! Что это значит? А это значит, что нужно отбросить все регалии автора, его мандаты подтверждающие, что он "Умнее всех живых" и посмотреть на содержание книги, потому что согласно библии: "Приносит ли плохое дерево хороший плод? Так и человек,- по делам его (книге), узнаете какой он! Вы также поступаете, дорогой читатель? Тогда вы молодец!
              Идет общение, человек принял ваш авторитет. Допустим, вы читаете мою книгу. То, что я автор, уже придает мне вес. Но теперь посмотрим, как вы воспринимаете эту книгу? С какой позиции? Критика, эксперта, преподавателя? Да, у всех нас есть такая функция, по которой мы определяем статус "иного суждения". Но здесь есть тоже крайности. Есть догмы, законы, каноны, правила, аксиомы, учения, стандарты. И если вы приверженец, адепт, сторонник этого учения, (все равно, в какой области деятельности науке или религии), и отличаетесь нетерпимостью к другой точке зрения, то вы впадаете в фанатизм. Вы ставите себе железобетонные рамки ограничений на восприятии нового! Что такое фанатизм? Например. Дает, какой то человек новое учение или закон. Это новая вершина для человечества. Для множества это не понятно. Они просят, давай не умничай, ты конкретно скажи, что нам делать, чтобы достигнуть этой вершины. Разрабатывается конкретный свод теорий и догм, которые соответствуют этому учению, с перечнем правил, заповедей и т.д. Проходит время (много времени). Данная вершина уже не может быть тем идеалом, к которому стремится наука или религия. Приходит новый человек, который, базируясь на старых достижениях людей, взрывает понятия прежней вершины и дает новое понимание мира. Но все новое обязательно натыкается на фанатичное окружение старого. Иисуса распяли, Джордано Бруно сожгли. И оба они несли новое понимание мира! Нужно отметить, что в начале, когда до вершины еще очень далеко, фанатизм имеет прогрессивное явление, но чем ближе к вершине, тем непримиримость,  бескритичность собственных суждений оказывает тормозящее действие на весь прогресс. Один человек делает открытие. Потом сто тысяч адептов, на базе его открытия делают себе диссертации! Может это и правильно. Потому что вслед за новой вершиной идет освоение пространства вширь! Но вы задумайтесь, сколько других людей пользуется чужими идеями, принимая их как свои!
             Также можно разделить восприятие по такому принципу - ученик, учитель. Если вы, дорогой читатель, читаете данную книгу, то, что вы ожидаете от нее? Вы хотите потешить свое самолюбие, чтобы потом с умным видом блеснуть эрудицией? Читали, знаем, бред! Или вы хотите узнать что-то новое и полезное для себя? Как вы построите свое восприятие, такой результат и получите. И это не только для чтения книг, но и для всей жизни! Учиться нужно даже у дурака, если он предлагает разумное!
                Разговариваю со знакомой. Учительница русского языка.
- Спасибо тебе, что поставил моего мужа на ноги после той страшной аварии.               
-Пожалуйста, это уже прошлое.
-Я теперь, сильно болею, а ты, как и тогда не хочешь меня подтянуть!
             Пол часа разговора, трачу впустую время. Во время разговора она внимательно следит за моими словами, отслеживая все мои ошибки и отклонения от литературных стандартов. Как к ней достучатся? Воистину,- будете слышать ушами и не услышите,- а ведь хочет получить результат, а как его получить, если восприятие ноль абсолютный!  Прибегаю к излюбленному методу,- библии.
- Библию читали?
 - Я училась год в духовном институте, и там у нас даже экзамен был по библии.                ( Про себя,- тяжелый случай,- но попробую. Парадоксально, экзамен по Библии! У нас такая сдача экзамена называлась система три зет: "Зазубрил, сдал, забыл").
- Знания надмевают, любовь созидает,- это написано в библии.
И тут она задумалась. (Ура сработало!)
- Повтори еще раз. (Наконец она проснулась!)
- Знания надмевают, потому что создают нагромождение фактов без привязки к практическому применению. Они блокируют здравый смысл практического действия.      
  ( Начинаю заумно выражаться, чтобы усилить эффект).( Она опять задумалась, теперь нельзя терять ни минуты, пока она включила состояние внимания и переработки фактов, сразу нужно перевести ее в состояние школьника, ученика, чтобы она меня и дальше послушала!)
- В одной из главных заповедей сказано: "Возлюби ближнего как самого себя". А вы себя любите? А если любите то, что именно? А если любите то какую себя? Старую, больную, несчастную, уставшую от жизни? Или молодую, здоровую, красивую! Ведь проще всего попрощаться и искать варианты ухода из жизни? Может повеситься? Веревки нет. Утопиться? Вода сейчас холодная, еще простужусь и заболею, да и речка льдом покрыта. Может застрелиться? А вдруг осечка? Да и пистолета нет. Вот это жизнь, и умереть не дают, и тут сплошное невезение! А может лучше, всю эту силу и энергию направить на созидающие программы восстановления здоровья?
- Точно, а я ведь уже думала, мне шестьдесят, уже жизнь кончена. Болезни, старость, никчемность.
-А кто это определил, что шестьдесят уже старость? Кто навязал нам, что человек вообще должен болеть? А почему вы поверили! А может нам нужно жить, сколько мы хотим и, реализовав себя, в расцвете здоровья, прожив триста лет, уходить в иные миры добровольно, разобравшись в себе и в жизни на этой планете! Снимите с себя ограничения! Уберите ногу с тормоза жизни. Включите первую передачу здоровья, и я вам передам первую цель выхода из тупика собственной ограниченности!
           У Корнея Чуковского есть замечательная детская повесть "Серебряный герб". Во время урока закона Божия, они решили подсчитать, сколько раз поп Мелетий произнесет любимые слова да-да-да. Они даже спорили с напарником в кого результат точнее! И не заметили, как поймались. Когда, разъяренный батюшка, попросил их повторить ранее сказанное,- оказалось, что они не смогли повторить ни одного слова! Нельзя сказать, что они были невнимательны, даже наоборот, они слушали каждое слово! Далее автор пишет,- рыбаки ловят ведь рыбу,- а не воду! Так и мы, имея встроенное клише восприятия мира, настраиваемся на восприятие того, что может пропустить наше сознание, вместе с подсознанием! Интересно наблюдать даже над самим собой как работают программы ограничения. Попробуйте дорогой читатель определить, в чем вы себя ограничиваете. Только не делайте так, как один мой знакомый. Я когда-то предложил сделать такое упражнение. Прошло несколько дней. Встречаю, одного из этих знакомых, и происходит следующий разговор:
- Я наблюдал за своими ограничениями. Вчера я себя ограничил. Выпил бутылку водки и больше не смог. Так как и ты говорил, сработала программа ограничения. А ты бы не смог ее убрать?
      Говорят, что некоторые, прочитав библию, становятся святыми! Все возможно в мире этом. (Этот мир, придуман не нами, но мир устроен так, что все возможно в нем,- люблю советские песни, они полны смысла). Тут главное восприятие, установка, с которой вы будете ее читать. У меня был знакомый, бывший военный. После ухода на пенсию, он преподавал в педагогическом училище атеизм. Времена изменились, руководство страны начало официально посещать Богослужения, держать свечки (нет, не влюбленным парам), креститься. За руководством потянулся и народ. В принципе он потянулся и раньше, после того, как прекратились массовые гонения на церковь и верующих. В годы моей молодости, в действующую церковь невозможно было попасть, дежурило оцепление милиции, дружинников, и разных оперативных отрядов, набранных из молодежи и студентов. За посещение церкви можно было легко вылететь из института. Начал ходить в церковь и Владимир Петрович. Батюшка ему сказал, что нужно читать Новый Завет. Он его читать и начал. Но так как ему сложно было понять, что там написано, то он набрал книги, которые комментировали Библию. (А вы знаете, что Талмуд, толкователь Торы, намного превышает ее в размерах!). Обложившись другими мнениями, всеми кроме собственного, он начал формировать свое понимание. Печальное зрелище! Удручающий результат! Пытаясь докопаться до истины, Владимир Петрович основательно изучил те огрехи, которые заметили другие! Он тратил жизнь на изучение противоречий, которые приписывались Библии, на основании восприятия комментаторов. А любой комментатор несет в себе чью то идеологию, или, по крайней мере, свою собственную. При встрече, он с гордостью сообщал, что читает Новый Завет уже в 47 раз! Говорю ему:
- Может нужно и Ветхий Завет почитать?
- Пока не пойму и не разберусь с Новым Заветом, Ветхий читать не буду!
- А что вам там не понятно?
- Понимаешь, тут Иисус в первом Евангелии  пошел налево, а в другом Евангелие Иисус пошел направо. Хочу понять, кто из них врет. Восстановить историческую справедливость. Ведь это очень важно!
         Что тут скажешь. Вот такое восприятие у него! Чья истина победит в нем? Да какая разница. У него не будет своего, он не будет развиваться, остановившись на ошибках и достояниях других, которые акцентировали свое внимание на второстепенных деталях! А своего то мнения у него и нет! Владимир Петрович, а что написано в Новом Завете, расскажите и мне:
 -А я тебе сейчас почитаю.
- Не хочу по читанному. Расскажите своими словами.
- Там написано, что нельзя, что-то изменять или что-то добавлять к Библии, можно только цитировать ее один к одному, и нельзя свое имение иметь, чтобы не ошибиться в толковании! Что ты тут скажешь? Воистину, нищие духом Бога не поймут! Дорогой читатель (господин, товарищ, барин), есть такая поговорка. Хорошие девочки попадают в Рай, а плохие попадают туда куда захотят! Вот я и вам предлагаю свое мнение иметь! Я читал Библию с целью взять из нее все полезное, которое бы мне пригодилось в жизни. И сделал следующие выводы, Библия это:
1. Мощнейшее философское учение жизни.
2. Свод морально нравственных и этических норм жизни. (описание нашей совести).
3. Практическое руководство для достижения человеком Совершенства!
         Очень важна собственная точка зрения, которая по мере развития будет совершенствоваться. А в Библии есть всё. Нужно только настроить свое восприятие на поиск лучшего, как в жизни, так и в Библии, и тогда мир вокруг засияет совсем другими красками и повернется к вам передом, а к негативу задом.
         И согласно нашей с вами традиции, дорогой читатель, маленькое пожелание. Эти пожелания когда-то писались конкретным людям, но может они заставят еще кого-то задуматься о своей жизни!

         
ПОЖЕЛАНИЕ НАДЕЖДЕ.
            
Надежда, милое созданье,
Прими мое ты пожеланье,
Ведь каждому дана судьба,
И наша жизнь это борьба.
Прими свой Крест, не осуждай,
Неси, терпи и возмужай.
Заставь считаться всех и вся,
Но будь по сути как дитя!
Мечтать, коль можешь, так мечтай,
Но свой удел, не забывай.
Найди ту точку, тот толчок,
Откуда будет твой скачок.
С детей начни, дойти до мужа,
Чтоб на душе светло, не стужа,
Чтоб полюбить, как божество.
Простить, понять, как естество.
Чтоб понимать все, так, как есть,
А способов совсем не счесть.
Будь разной, лучшей, и иной,
Найди свой путь и стиль земной.
Но лишь не стой, кричи, пылай,
Стремиться в высь не покидай,
Построишь жизнь здесь, в небе рай.
   


Рецензии