Неожиданный сюрприз

   Родственники бывают разные - близкие и далекие. Случается, далекие родственники становятся близкими и наоборот, близкие совсем далекими. Своих близких родственников я знал всех наперечет. С одними мы общались очень часто, с другими, так, иногда. И не потому, что они были хуже других, а потому, что жили далеко. Так далеко, что даже не было возможности поговорить по телефону. Почему? Просто не было ни у кого из нас телефонов. И это вторая половина двадцатого века в одной из самых  "передовых"  стран мира. Нужно ли называть ее, думаю, что нет.

   Нет, не подумайте чего, мы встречались, мы общались, но только редко. Скажем так: очень редко, по праздникам, дням рождений и другим событиям выходящим за рамки обыденной жизни. В каждой семье свои законы, привычки, правила - в общем, свои заморочки или, как говорила одна из моих родственниц, "под каждой крышей, свои мыши". Да, это именно так. Писать о родственниках не очень удобно, греха не оберешься и тем не менее, необходимо, а иногда, даже полезно. Жизнь подаренная нам Высшей Энергией стоит того, чтобы относиться к ней и родственникам с почтением, уважением и благосклонностью, что я и делаю.

   Далекие родственники жили  в других городах и мы знали о них по наслышке.
Например, я знал о том, что у меня были родственники по маминой линии, которых звали тетя Женя и дядя Вася. Они были настолько далекими, что мы с ними никогда не общались. Мы просто знали об их существовании, но никогда не общались. То ли, жизненный уровень был разный, то ли, общественное положение разделяли наши семьи, а может просто, какая-то затаившаяся обида развела семьи по разным углам. Так или нет, об их существовании я узнал случайно. Чем занималась тетя, я не знаю и по сей день, а вот дядя Вася был моряком, ну  не совсем моряком, но то, что он водил какую-то посудину по Днепру, так это точно. Говорили, что это было старое судно на подводных крыльях, перевозившее с одного берега на другой пляжников. Почему я акцентирую внимание на этой посудине? А вот почему.

   Однажды, много лет позже, переплывая на корабле с Гибралтара на другой континент, а именно в Африку, то есть в Морокко в город  Танжир я был поражен одним обстоятельством. Для переплыва Гибралтарского пролива хватало не более полутора часа, в зависимости от погоды, а нашему кораблю понадобилось целых два с половиной.
Но не это поразило меня. Какое-то странное чувство овладело мной, когда я вступил на палубу этой лохани. Мне показалось, что я уже когда-то был на таком корабле. Посудина раскачивались из стороны в сторону, несмотря на то, что водяная гладь удивляла своим спокойствием. На Днепре такой кораблик загружался до предела, для перевоза на пляж с одного берега на другой и его шатало из стороны в сторону, как-будто это был заболевший лихорадкой живой организм.

   Познакомившись с людьми, которые меня окружали я продолжал беседовать с дамой из Нью Йорка, которой было интересно откуда я родом и как давно живу в Америке, как-будто для подобных разговоров ей было мало русскоговорящих эмигрантов в ее родном городе. И тем ни менее. Удовлетворив свое любопытство она проследовала к другому пассажиру, а потом и вовсе исчезла. Неожиданно вернувшись, она направилась прямо ко мне держа в руках листок бумаги:
  -Чтобы это могло значить? - вопросительно заявила дама, - похоже, написано русскими буквами. Я немного говорю по русски, но понять значение этого слова никак не могу. Вот смотрите, я точно скопировала,- произнесла она скороговоркой.

   На листе бумаги были четко выписаны четыре русских буквы, означающие обычное мужское имя ВАСЯ.
  -Где вам удалось скопировать эти буквы?- удивленно спросил я.
  -Видите ли, мой дорогой, я люблю знакомиться с людьми и к моей радости, только, что была приглашена, очень милым капитаном в его рубку. Удивительное чувство.
Совсем не то, что здесь на палубе. Очевидно капитану стало скучно находитья в этой будке и постоянно крутить это колесо, или как он его назвал - штурвал, вот он и обратил внимание на интересную женщину, - гордо заявила дама.
  -Видите ли, молодой человек, хоть он и марокканец, но мы достаточно просто пообщались на английском языке, но когда я спросила, что могли значить эти четыре буквы вырезанные на штурвале, он объяснить не смог.

  -Он, просто не знал, что сказать. Вот я и решила удовлетворить свое любопытство предоставив решить этот ребус вам. Надеюсь, вы еще не забыли ваш родной язык,- улыбаясь и с любопытством глядя на меня спросила она. Да, язык я вроде не забыл, и объяснил американке значение этих четырех букв, но вот чего я не мог объяснить ей и, тем более себе, так это то, каким образом эти буквы оказались в капитанской рубке, на корабле прописанном в Морокко.Поблагодарив за обьяснение и не переставая улыбаться моя знакомая загадочно обратилась ко мне снова:
  -А вот теперь я вам скажу такое, чему вы точно не поверите, пока не убедитесь сами.
  -И что же это такое, чему я не могу поверить,- делая снова удивленное лицо, спросил я.
  -Ну, ладно, не буду вас интриговать. Корабль на котором мы плывем русский.
  -С чего вы это взяли?- уже серьезно спросил я.

  -Ну, вы мужчины все одинаковые. А, впрочем, дело ваше, хотите верьте, хотите нет но в правоте моих слов вы можете убедиться сами спустившись на нижнюю палубу.
Она оказалась права. На нижней палубе не оказалось ни одного человека, так как на ней плескалась вода по щиколотку. Где-то подобное я уже видел, но память моя пока не сдавалась, пряча от меня события прошлого. Неужели моя знакомая имела в виду именно это состояние корабля, приписывая его русским, думал я прохаживаясь босиком по палубе. Вдруг, на одной из стен я увидел медный медальон величиной с олимпийский металический диск для метания. Несмотря на то, что он достаточно хорошо покрылся зеленой патиной, на нем четко виднелись гравировка сделанная на русском и английском языках. Трудно вспомнить точно текст написанного, давно это было, но звучал он, приблизительно, так:
  "Дар республике Морокко от Союза Советских Социалистических Республик. Это один из двадцати шести кораблей на подводных крыльях, переданных республике Морокко в целях экономической помощи и дружбе между нашими народами." И тут меня осенило. Невероятно, может ли быть такое, ведь эта посудина была одна из тех на которой капитаном был мой дядя Вася. Я остолбенел. Израиль посылал в Советский Союз через Морокко свежие апельсины, а Союз делал той же стране подарки, и какие: корабли на подводных крыльях, правда, бывшие в употреблении, заплатанные, подкрашенные, но корабли.
   Дяди Васи и тети Жени уже давно нет в живых, и я уже пол жизни живу в другой стране, но иногда, время от времени, на ум приходят истории, которые не вычеркнешь из памяти.

                Сентябрь, 2012 год


 


Рецензии