Река жизни. Письма

Чтобы понять нашу жизнь в те годы, я позволю привести некоторые выдержки из нашей с Валерой переписки.
10.09. 1967 г.
«Здравствуй, мама! Вот и прошла моя первая неделя учебы в институте. Уже прослушаны первые лекции, получены первые задания. Все идет хорошо. Правда, вышла небольшая осечка с деньгами. Пока я мотался с общежитием, расходовал много денег. Пришлось давать «СОС». Дедушка сразу же выслал 40 рублей, раздал долги. До стипендии, наверное, дотяну. Я записался в футбольную секцию и ма¬тематический кружок. Кроме того, по программе будет плавание, конный спорт, а на втором курсе - альпинизм».
Телеграмма: «Химия отлично».
21.11. 1967 г.
«Здравствуйте, дорогие родные! У меня все нормально. Приближаются экзамены. Занимаюсь целыми днями. Посылку получил, все дошло нормально, даже яблоки не испортились. Уже все съели. Деньги тоже получил, хотя у меня и так бы хватило. Вы много не присылайте, перед стипендией десяти рублей достаточно».
21.12. 1967 г.
«Здравствуйте, дедушка, бабушка, мама и Сережа. У меня все нормально. Сдаю зачеты, контрольные. Сессия будет в январе. Дня через три-четыре приеду.
В Москве сейчас стоят холода. Настоящая зима. Денег до стипендии хватило».
06.01. 1968 г.
«Здравствуйте, дорогие мои! Не писал, начались экзамены. Первую химию сдал на «отлично», так что начало хорошее. У меня все нормально. Купил носки и еще кое-что из белья. Обеспечен полностью. Питаюсь нормально.
Посылку получил 31-го числа, что оказалось кстати. Вы, на¬верное, очень раскошелились, прежде чем составили ее. Перчатки тоже получил и теперь я одет с ног до головы.
Новый год провел хорошо. Всю ночь после концерта танцы, было весело. Да, денег у меня осталось около 17 рублей, числа пятнадцатого вышлите. На дорогу – не надо, получу стипендию…»
24.03. 1968 г.
«Здравствуйте, дедушка, бабушка и Сережа! У меня все хорошо. Жизнь идет своим чередом. Учимся, учимся, учимся. Время бежит быстро, кончается март.
Снова экзамены, в июле отдыхать буду дома. А в августе практика.
Мама у меня была несколько раз. У нее тоже пошли занятия. То, что она привезла из еды, уже кончается. В Москве снег почти растаял, весна, тепло…».
15.04. 1968 г.
«Дедушка, бабушка и Сережа, здравствуйте! Письмо ваше получил. У меня все нормально. Маму вижу часто, так как она иногда ко мне приходит.
У нее уже все хорошо. Остался один экзамен. Скоро будет дома.
В Москву на выставку приезжает тетя Алла, увижу и ее. Сегодня получил перевод. Он как раз вовремя. Большое спасибо».
12.05. 1968 г.
«Здравствуйте, родные! Долго не писал. Зачеты, практика, подготовка к экзаменам. Надо получить допуск. Майские праздники провел хорошо. Три дня гостил у тети Изы в Минске.
Из Москвы вылетел тридцатого, вернулся третьего. Они живут в военном городке, в девяти километрах от Минска. Комната маленькая, но им обещают дать квартиру в новом доме.
Тетя Иза чуть постарела, Оля учится уже на третьем кур¬се. На следующий год кончает техникум. В конце мая у нее начнутся экзамены. Живут они можно сказать в лесу. Вокруг чудесная природа, просто здорово!
Первого мая был с Олей в Минске на демонстрации. Погода стояла июньская, жара, духота, никакого стимула к занятиям. Но сессию надо все равно скинуть. Скоро увидимся».
26.06. 1968 г.
«Здравствуйте! Здравствуйте! Нашел время. Пишу. Практика моя успешно закончилась. Зачет по практике сдал на «от¬лично», теперь при виде теодолита или нивелира можно не пугаться…»
04.08. 1968 г.
Приветствие. «Долетел хорошо. Москва встретила неприветливо, с дождем. А тетя Нина встречала. Они живут сейчас не в Калининграде, а на даче, недалеко от города. Сам бы я их не нашел.
Сейчас уже на практике. Живем в палатках по шесть чело¬век, побригадно. Места всем хватает, даже есть свободные.
Первые два дня знакомились с приборами, а с понедельника будем работать по пять часов в поле и два заниматься обработкой материала. Остальное время отводится на культурно- массовые мероприятия.
Питаемся в столовой. В день выходит около рубля. Жить можно.
Стипендию получил за три месяца, деньги мне посылать не надо. 135 рублей это много. Я себе возьму рублей 10-15 на неделю, а остальные отвезу тете Нине. Все будет в порядке.
Погода плохая – то жарко, то многодневные дожди».
16.08. 1968 г.
«Здравствуйте! Письмо получил. У меня все нормально. Скоро отсюда уедем. Время летит быстро.
Погода стоит отвратительная. С утра солнце, жара, а по¬сле четырех, как правило, идет дождь и довольно сильный. Земля не успевает просыхать.
Если успеете, то можно прислать теплый костюм, он мне совсем не помешает.
Живем мы, можно сказать, весело. Показывают кино, быва¬ют танцы, играем в футбол, волейбол. 84 Клара Журавлева. Откровение
Как сдают экзамены Валя и Нина? Здесь я до 2828-го. Пишите.».
17.10. 1968 г.
«Мама, дедушка, бабушка и Сережа, здравствуйте! Долго не писал. Были на картошке. Пятого числа приехали. Работали 24 дня, а заработали около семидесяти рублей, хотя надеялись, что заработаем больше. На руки выдали по 29 рублей, остальные ушли на питание и прочие надобности. Работали мы неплохо, но заплатили нам не очень.
Деньги у меня есть, так как до картошки у меня оставалось тридцать рублей. До стипендии вполне хватит. В общежитии поселили нас по четверо, а по трое будут жить старшекурсники.
В связи с работой в колхозе, продлили семестр, каникулы теперь в феврале, а в марте начнется второй семестр. На втором курсе еще прибавляются дисциплины, появится такой предмет, как спецподготовка (военное дело), изучать все четыре курса.
Это почти что армия, только немного легче. Огневые, строевые, вождение автомобиля, езда на лошадях. Сейчас изучаем автомобиль, Вообще здорово интересно, когда сам сидишь за рулем. Ощущение ни с чем не сравнить. Получим права шофера- любителя.
Посылка пришла. Большое спасибо. Вы постарались. Вино¬град отлично сохранился. Все остальное тоже в полном порядке. Пальто и брюки мне понравились. Пуловер тоже.
Деньги получил и купил часы «Ракета» на шестнадцати камнях. Красивые, надежные часы. За 27 рублей. Ну, вот и все. До свидания».
24.11. 1968 г.
«Здравствуйте…. Все нормально. Спасибо за посылку. Шикарная. Ребятам тоже иногда присылают, так что в долгу не остаются.
Начались занятия конным спортом в спецшколе. Скачем по кругу под наблюдением инструктора. Новое всегда интересно.
Так что мы теперь освоим все виды транспорта, забыли только о небе. Может, начнут учить управлять самолетом или вертолетом. Это, конечно, шутка.
Питаюсь нормально, раза три в день. Денег хватает, хотя в этот раз немного не дотянул.
Ну, ничего, в понедельник дадут стипендию. Привет ребятам».
Валерины институтские письма хранила, и все подшила в одну книжку. Их более семидесяти. Кроме них – телеграммы и поздравительные открытки.
Сын постоянно извещал о том, как учится, какие получает оценки, благодарит за посылки и присланные деньги.
Я каждый год бывала в Москве на сессиях, потому письма слал бабушке, дедушке и Сереже.
В одном из них, например, сообщал: «Мама скоро уедет, собирается в конце этой недели. Мы были с ней в Кремлевском театре, смотрели выступление ансамбля песни и тряски им. Александрова».
Много писал о том, как проходили практики в Крыму, в Подмосковье. В октябре 1969 года ему посчастливилось попасть в учебную командировку на двадцать дней в Германию.
«У меня все нормально,– писал в письме. – В Германии было все здорово интересно. Люди, города, природа. Встречали нас везде хорошо, были в Берлине, Дрездене, Потсдаме, Магдебурге, Бухенвальде. Спускались в шахты, посещали различные место¬рождения, бывали в немецких семьях.
Приеду, расскажу. В письме это сделать невозможно.
Кое-что купил из одежды, обуви. И еще: если сможете, вы¬шлите после праздников (ноябрьских) рублей 20.
Несколько раз ко мне приходила мама. Сейчас она в больнице где-то под Москвой, надо ехать электричкой. Точного адреса не знаю. В больнице будет, наверное, около двух недель, сама не знает, сколько. Вероятно, простудила легкие. Попробую к ней съездить, но не знаю, получится ли.
Посылку получил, все в отличном состоянии, а с мамой поде¬литься не смогу. Пишите».


Рецензии