Разные судьбы. Поездка на Кубань

А 2008 год обозначился еще одним интересным событием. Все мои долгие годы жизни, как заноза, терзала мысль о том, что мой старший сын в лице родни просто ничей, просто усыновленный.
Я чувствовала, что по этому поводу некоторые и шушукались при случае. Валерины дети и сам Валера тоже не испытывали комфорта. А все просто. И мы были нужны, и у нас был отец.
Стояла благоприятная, теплая, затяжная осень. Кубань моя родина. Хочу в Краснодар. Решила съездить. Середина октября. Отправилась ночным автобусным рейсом. Рано утром прибыла на краснодарский вокзал. Всходило солнце.
Оля, дочь моей подруги Маруси Куликовой, встретила меня с дочерью Наташей на своей машине и сразу же, по моей просьбе, все мы отправились на краснодарское кладбище, где похоронены Маруся, ее муж и дочь Танечка – Олины родители и сестра. Потом – в Ильскую.
От Краснодара недалеко. Там тоже немало могил. Не стало деда Ивана Федоровича Куликова, нет и бабушки Фени. Оказалось, нет в живых и Андрея, его жены Валентины. Она скончалась раньше. Лет пять Андрей был вдовцом.
В Ильской живут его две уже замужние дочери.
Ильская. В машину подсела младшая дочь Андрея – Марина. Заехали за цветами. Оставив свой транспорт на обочине, неподалеку от кладбища, пошли пешком по проселочной, заросшей травой дороге.
Марина указала на оградку. Два памятника рядом, с фотографиями ее родителей – Андрея и Валентины. Положила цветы – ему и ей, а в адрес Андрея сказала: «Прощаю тебя, Андрей...».
Наташа, старшая дочь, ждала нас дома, приготовив, как бы поминальный обед. Возвращаясь, заехали на подворье Куликовых, оно рядом. Там, как мне показалось, сиротливо стоял одинокий дом и двор, заросший разнотравьем.
Стол уже был накрыт: закуски, фрукты, вино. Познакомилась с Наташей и ее семьей. Я рассказывала о совхозе «Кубанская Степь», где прошло детство их отца, где их дед был директором этого хозяйства, говорили о семьях, о детях. Я – о своих.
Они с любопытством рассматривали привезенные мной фотографии Валеры, Кати, их детей – Насти, двойняшек – Анны и Александра.
Вечерело. Пора было возвращаться. Все устремились во двор. Задержав обеих сестер и оставшись наедине с ними, я обняла обеих за плечи и сказала:
– Девочки! Валера ваш брат по отцу.
Молчание. Вопросительные взгляды. Заплакала Наташа. Сказала:
– Как мог наш папа так поступить? И он Вам не помогал?
– Винить никого не будем, – ответила я.
Погоревав втроем, мы дружелюбно простились, обменялись адресами и телефонами. Девочки (для меня они девочки) пожалели, что так поздно эта встреча состоялась. Я пообещала им прислать письмо с описанием подробностей. Обещание сдержала:
«Здравствуйте Марина и Наташа! Долго болела после возвращения от вас. Как перенесли мое известие?
Мне, как говорят, Бог послал замечательного сына, порядочного человека. И, несмотря на то, что я его оставила без отца, что, как мальчик, он не знал отцовской ласки, прожив уже свою жизнь, на меня не обижается. Отец ваш поступил неразумно. Мы не требовали от него алиментов, другой помощи, а сын бы ему не помешал. В Краснодаре бывала, виделась с вашей мамой, и меня ей представляли, как подругу вашей тети Маруси.
Когда еще не было вас, ваш будущий отец хотел к нам приехать, но его желание я отвергла. Тогда уже была замужем, имела от мужа второго сына и усыновленного им Валеру. А отец ваш был женат на вашей маме, хотя вас у них долго не было.
Через пятнадцать лет с Журавлевым мы разошлись. Сыновей растила одна, ни на одного не получая алиментов, так как на Валеру принципиально, а на меньшего – оставила в счет оплаты за присужденную мне его четвертую часть дома, который мы строили с моими родителями.
Школу Валера окончил с медалью отличника, затем Московский геологоразведочный институт. Геолог. Более 30-и лет работал и жил в Магадане, там женился и обзавелся тремя детьми: Настей и двойней – Анной и Александром. Все взрослые, все работают. Его жена Катя родом из Сибири. А что я? Мне же не так много осталось, совсем мало. Очень хотелось вас увидеть.
Посылаю копию письма вашего отца (Андрея Куликова). Оно написано на очень серой бумаге, но понять можно. Через лупу разборчивее. В письме его подлинная подпись, фамилия, число, когда писал. Других писем не сохранила. Письмо датировано 23 февраля 1949 года.
Рожать меня отвез в районную больницу водитель вашего дедушки. Это километров семьдесят от совхоза.
Как воспримет мою инициативу Валера, не знаю. Может, пока я еще жива, как-нибудь встретитесь, если захотите. Жалею, что на это я не решилась при жизни ваших родителей, хотя бы лет десять назад...».


Рецензии