Песни осени - полная версия...

1.

Дыханье осени… Уже
Не жжёт, не давит, не палит,
По старой брошенной меже
Идёт покой, и вновь налит

Хрустальный кубок, и пришла
Пора осенней чистоты –
Движенья, где сгорят дотла
Голгофы, кары и кресты,

И прегрешенья, и вина,
И чья-то боль, и чей-то крик,
И станет свет и тишина,
Застывший день, скользящий миг…

Осенний воздух... Он иной,
Чем тот, что маревом жары
Укутал город, что весной
Творил пространства и миры,

Он как полёт, как лёгкий хмель,
Он звон и шёпот, он – поток,
Тропа, далёкая свирель
Цветок озябший, зов дорог,

Вокзалы, проводы, прощанья,
Ночной звонок, подъезд и дверь,
Дымок костра и угасанье,
Находок день и день потерь -

Он – воздух, ветер… Как и прежде,
Он над земным, суетным, и летит
На крыльях мира вера и надежда,
И обещание: «Вместивший да вместит»…

Дороги вечной памяти… Сокрыто
В них нечто странное, как будто явь и сон
Из дней давно прожитых и забытых
Творят особую незамкнутость сторон,

Особый мир, живой, невероятный,
Где правит жизнь - избытое вчера
Живёт в сегодня, возвращается обратно,
Уходит в завтра… Странная игра,

Где смерть не властна, музыка беспечна,
Где свет – основа, мысли и слова
Живут в себе, где вечность скоротечна,
Где неземные смыслы и права...

Я вспоминаю… Нет, живу иначе,
Чем жил и помнил, во сто крат сильней,
Здесь плачу я, она же нет, не плачет,
Она – живёт, надёжней и верней…

***               

2.

Сентябрь в последней четверти, Весы
Сказали слово, стрелка колебалась,
И  МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, ФАРЕС
Ложится под ноги сверканием росы,

Ознобом трав, гранитным лбом,
Багряным цветом на листе,
И золотым на голубом
На ткани мира, на холсте,

Где вечный ткач, и вечный жнец,
И вечный пахарь всех времён
Творили вечность... Наконец,
Мир был продлён и разделён

На бесконечность, множество и малость,
На долгий бег седых знамён,
Поскольку МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, ФАРЕС
Касалось всех, кто в истине рождён…

Сентябрь… Движенье и покой...
Твой лик дрожит, колеблется и тает,
И улыбается, и тонкою рукой
Ведёт нас вдаль, прощается, прощает...

Иду, не требуя наград,
Короны, ризы иль венца,
Иду безгрешен, чист и свят,
Хоть прегрешеньям нет конца,

Иду и в мыслях, и в словах,
И в чувствах тех, что рождены
Дорогой, птицей в небесах,
Землёй, не помнящей войны,

Исчислен, взвешен, разделён
Меж миром, небом и судьбой,
Иду туда, где явь и сон,
Где ты, да я, да мы с тобой,

Где те, которые ушли,
Не попрощавшись, второпях,
Где стынет слабый след в пыли,
Где память в клетке и цепях -

Иду, как свет, иду как день,
Иду, как дерзость между строк,
Иду, чтоб горестная тень
Стряхнула прах с лица и ног,

Иду, как слово и пастух,
Иду, как флейта и свирель,
Как человек, душа и дух,
Очаг, посуда и постель,

Как чья-то память, что во сне
Меня тревожит и зовёт,
Что птицей раненой во мне
Кричит, кричит который год,

И не спасти, не уберечь,
Не удержать, не довести
Но я иду, как дом и печь,
Как хлеб, как отдых на пути…

Я - «Да», отвергнувшее «Нет»,
Я на исчерканном листе -
Слеза горючая, я – весть,
Костёр, горящий в темноте…

Простите мне оборванную нить,
Простите неумелость и усталость,
Поскольку МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, ФАРЕС
И  ничего уже не изменить…

Не изменить, не миновать… И всё же
В тот страшный час, когда смертельный пот
Росой холодной выступит на коже –
Я не ушёл ещё, я только у ворот,

Я жив, душа, я здесь, ещё не время -
Не отступись, тащи меня, держи,
Мой Белый Конь, Серебряное Стремя,
Моя река над пропастью во ржи…

Не верь, когда я отрекаться стану,
Творя хулу на всех и всё подряд,
Не слушай боль, обиду, злую рану,
Ведь то не я - они во мне кричат!

Не верь молчанью каменеющего тела,
Уму в объятьях чёрного огня,
Когда он в мир кричит – «Не ваше дело!
Что мне до вас и что вам до меня!..»

Не верь посулам рая или ада,
Не верь в их вечную и древнюю вражду,
Дай руку мне, присядь со мною рядом,
Подставь плечо – и я не упаду...

Прости грехи мои, скажи, что всё забыто,
Скажи хоть что-нибудь, но только не молчи,
Мой Синий Ветер, звонкие копыта,
Моя звезда, горящая в ночи,

Тащи меня из бездны, из провала
Не отрекайся, не брани, не забывай
Начнём всё снова, с самого начала…
Готова, милая? Ну а теперь – ДАВАЙ!!!

*** 

3.
               
Я не прощаюсь – не люблю
Томительных минут,
Сводящих к вечному нулю
Познанье, жизнь и труд,

Любовь, стремление, мечту,
Невинность детских книг,
И робость чувств, и чистоту,
И песню для двоих…

Идите с миром, так верней
Идти, а свет таков,
Что будет с вами сорок дней
И сорок сороков,

Идите с Богом… Мне же здесь,
Поверьте, нелегко,
Здесь мир таков, каков он есть,
Летать – так высоко,

Не выдаст Бог, свинья не съест,
И боль былых утрат
Я понесу в себе, как крест -
Я не вернусь назад…

Плод знаний горек, говорят,
Не  верьте! Неспроста
Крадут всезнания наряд
И смерть, и пустота,

И лже-учитель, и кумир,
И слава, и порок,
И ложь, затёртая до дыр,
И смрадный прах у ног…

Не верьте горечи – она
Приходит лишь тогда,
Когда колодец пуст до дна,
Когда больна вода,

Когда душа давно молчит,
И догорел дотла
Живой огонь, а в нас кричит
Лишь пепел и зола…

Не верьте  истине, когда
Она обнажена,
Не верьте тайне,  коль она
Невежеству жена,

Не верьте гуру,
Если в нём божественного нет,
Не верьте слову,
Коль оно источник вечных бед,

Не верьте полю,
Если пот его не оросил,
Труду не верьте,
Если он не требовал всех сил,

Плоду не верьте,
Если он не жизнь и не любовь,
Не верьте страху,
Если он приходит вновь и вновь,

Не верьте лести,
Пусть она сладка, как чистый мёд,
Не верьте горечи –
Она со временем пройдёт...

Умейте в горестях судьбы
Увидеть и найти
Единство связанных сторон,
И путь, и смысл пути,

И долг детей, и дар отцов,
И правду высших сил,
Ведь человек, в конце концов,
Для этого и жил,

Прожил, как смог –
Как ясный день,
Как боль людских дорог,
Как откровение, как тень,

Как искупление, как грех,
Как дальний благовест,
Как свет, который примет всех,
На ком чалма иль крест,

Молитва, таинство, обряд,
Проклятье, благодать -
Единый путь, единый свет -
Не бойтесь опоздать…

*** 

4.

Ну, здравствуй, город… Ты мне рад?
Узнал? – И хорошо…
Устал? Да нет… Есть тайный лад
И в малом, и в большом:

В тебе, во мне, и в камне том,
Что дремлет у ворот,
В жилище, знании простом,
В животных без пород,

В полях, обочинах, холмах,
Где шепчется трава,
В простой еде, в простых умах
Где два всегда есть два…

Дай обниму тебя… Скучал?
Да нет… Так много дел,
И завершений, и начал,
Скучать – не мой удел.

Ты скажешь – странная любовь,
Ты спросишь – почему
Иду я здесь  и вижу вновь
И церковь, и тюрьму,

И двух несхожих площадей
Неспешный разговор:
Одна – как птица средь людей,
Как боль, как приговор,

Как то, что велено сберечь
Понять, простить, избыть,
Как то, что может умереть,
И в то же время – быть,

Другая – память, вечный свет,
Гранит, вода, покой,
Слова, которых больше нет,
Туманы над рекой,

Ажурной лестницы пролёт,
Огонь, тепло и кров,
И долгий день, и плавный ход
Событий и часов,

Собор, причастие, мечты,
Трава на мостовых,
Могилы, ветхие кресты,
Шаги городовых,

Пивная, университет,
Купцы, зима, мороз,
Вуаль, кокетливый берет,
Стихи, букеты роз...

Обрыв… Распахнутая даль
И башня на краю…
Ей снятся кони, злая сталь,
И смерть в лихом бою,

Ей снится вечность…
Краткость дней увы, не для неё –
Плывут столетия над ней
Да где-то вороньё,

От века сущее, кричит…
Так трудно много знать –
Вот почему она молчит,
И ей не привыкать

К пожарам, войнам, суете,
И к бегу, и шагам,
К убитой правде и мечте,
И к людям, и к богам…

Ответь – ну что тебе во мне
И что мне до тебя?
Я не кричал к тебе во сне,
Ликуя и скорбя,

Не шёл на праздничный парад
Когда-то, в дне былом,
И незнаком мне этот сад,
И улица, и дом,

И этот берег, и река,
И башня, и причал,
И этот храм, и облака,
И  не меня качал

Упругий ветер, и волна,
И бег степных коней,
И чаша доброго вина,
И марево огней,

Не я, мечтая и любя,
Дарил цветы весне…
Скажи мне – что мне до тебя
И что тебе во мне?

Быть может, тихая печаль,
Что в доме том жила,
Прошла, откинула вуаль,
С собою позвала,

И я вошёл  и сел в углу,
Не зная, что сказать,
Дорожка длилась на полу
И горбилась кровать,

И плакал воск, и зябнул стол,
И спал усталый Бог…
Я поклонился и ушёл
Под чей-то взгляд и вздох -

Не осуждающий, не злой,
Не зов, не плач, не сеть,
Так тлеют угли под золой
Пред тем, как умереть...

Я вышел в мир, где холодам
Ещё дано созреть,
Где только осень, где годам
Сгорать, да не сгореть,

Где город детства, где слова
Правдивы и легки,
Где печи, валенки, дрова,
Сугробы и снежки,

Где дни стремительны, а сон
Так сладок, так глубок,
Где книги,  церковь и амвон,
Где речка и песок,

И серебро уснувших рыб,
И золото тайги,
И сизый мох гранитных глыб,
И кружево пурги,

И шаг, и отданность судьбе,
И бег, и краткость дня…
Скажи мне, мир – что я тебе?
И что ты для меня?

*** 

5.

Аллах Акбар…А если по-иному –
Велик  Господь… Не нам, увы, не нам,
Прикованным к мирскому и земному,
Понять дела Его… Бродить по временам,

Творить миры и ткань судьбы
Плести, не ведая греха,
Искать то чудо, что, забыв,
Находим вновь в веках,

От точки А до точки Б
Под градом и дождём
Бежим к Нему, затем – к себе,
И снова, снова ждём…

И что же мы? И что же нам?
Когда мы тайный знак
Увидим в разуме и снах,
Придёт пора… Итак –

Предъявлен счёт – делам, годам...
Черта, под ней – вопрос
Да многоточье иногда –
Не понял, не дорос…

Не так уж мало… Есть цена
Всему, что не сбылось,
Есть то, что выпито до дна
И то, что пролилось…

Банальность? Общие места? Однако не для всех
Банальны день и красота, банальны плач и смех,
Банальны тайна и вопрос, идеи и мечты…
Жизнь не банальна, мир не прост, не он банален – ты,

Принявший мир за вечный грех.
Где истинна лишь ложь,
За серость, что одна для всех,
И семь кругов пройдёшь,

И вот, доживши до седин
В саду земных утех,
Очнёшься вдруг – а  ты  один…
Без них, без тех, без всех…

Банальность? – но не для тебя,
И цену  ты   словам
Назначишь сам, и сам, скорбя,
По чьим-то головам

Пойдёшь куда-то, наг и бос,
Стеная, как Иов,
Пойдёшь как тот, кто не дорос
До небанальных слов,

До дней без страха умереть
В миру, друзьях, себе,
Не затеряться, не сгореть
В бессмысленной борьбе,

Прозреешь и тогда поймешь,
ЧТО так в тебе кричит…
Горчат невежество и ложь,
А знанье не горчит…

***       

6.

Так много хочется сказать,
Да только дело в том,
Что не увидеть, не узнать
Великого в простом,

Пока не кончатся слова
И в дивной тишине
Проступит мир… Едва-едва,
Как музыка во сне,

Как то, что в людях и цветах
Живёт давным–давно,
Как то, что видится в мечтах,
Как то, что нам дано,

Как жажда верить и творить,
Как дело, как обет,
Как то, чем надо одарить,
Как солнце и рассвет,

Как гром прибоя и набат,
Как мачты сквозь туман,
Как бал и свадебный наряд,
Как память старых ран,

Как жизнь, которой посвящён,
Как совесть без вины,
Как единение сторон,
Как детство без войны…

Нельзя в особый этот мир,
Как в рай иль благодать,
Себя, протёртого до дыр
Тащить иль продлевать,

И я останусь… Как жнивьё,
Как снег, как сон во сне…
Что дальше – дело не моё:
Не мне решать, не мне…

И что в финале? Пустота
Да знаний горький плод?
Улыбка снятого с креста?
Прощанье и уход?

Но то потом, а что теперь?
Нет, горечи пути
Я не несу – открыта дверь,
И я готов войти,

Пройдя ступени и слова,
И камни, и мосты,
И правду церкви, и права
Сомненья и мечты

И вновь войти в безумный год,
Где яростным огнём
Хлестала боль, где был исход,
Был мир и я был в нём,

И он во мне, где навсегда
Я принял и пронёс
Боль сотворения как дар,
Как дождь священных слёз,

Как невозможность разделить
Себя на час и миг,
Когда тебе и жить, и быть
Вне истин старых книг,

Когда ты даришь, не скупясь,
Всё, что пришлось прожить,
Когда спешишь, не торопясь,
Когда ты день и жизнь,

И этот город, и река,
И золото берёз,
Когда ты песня и строка,
Снежинки и мороз…

Я не прощаюсь – ждёт закат
Из песен и огней,
И улиц праздничный наряд,
И хмель осенних дней,

И небо в розовом дыму,
И время без прикрас…
Куда мне столько одному?
Берите! Всё для вас…

5 – 20/IX – 2007 г. Набережные Челны

***

Иллюстрация из Интернета


Рецензии