Последняя дуэль Пушкина
Последняя дуэль Пушкина оборвала жизнь великого гения в расцвете его необычайного дара, поражавшего размахом и сулившего современникам и потомкам так много удивительного в понимании безграничности человеческой сущности. Роковая дуэль Пушкина завершила последний, трагический период его необыкновенной жизни.
Гений Пушкина, его творчество плавились в тигле его судьбы, судьбы человека, жадного до жизни во всех её проявлениях, безгранично любящего её, несмотря на все трудности и тяготы, выпавшие на его долю.
В самых трудных и, казалось, безвыходных обстоятельствах его спасал великий дар, ниспосланный свыше, и творчество, в которое он был погружен в каждое мгновение своей жизни, отражавшейся в его произведениях.
Как много людей вот уже скоро два столетия мысленно переживают последний день Александра Сергеевича, его путь на Черную речку. Так и хочется крикнуть Натали, которую встретили на Дворцовой набережной Пушкин и Константин Карлович Данзас, его секундант на пути к месту дуэли: «Натали, посмотрите, Пушкин едет на дуэль, остановите его !!!»…
Но нет, она была близорука в прямом и переносном смысле!
Уже через месяц после бракосочетания, Натали в сердцах сказала Александру Сергеевичу Пушкину: "Пушкин, как ты мне надоел своими стихами!".
Она не чувствовала, что её муж, стихи которого не читала (кроме его божественных сказок), подошел в своей недолгой земной жизни к последней черте. Несмотря на то, что Пушкин после первого вызова разорвал все отношения с Геккереном и Дантесом, Натали на балах с удовольствием танцевала с Дантесом.
Пустой орех и Натали
Нашли друг друга в бальной зале,
Весёлым танцем повязали
Его судьбу и жизнь. Они
Как сапоги, что в паре
Грохочут как в ударе.
В итоге – вызов, выстрел, смерть.
Сошел поэт в земную твердь.
Много горестного сошлось для Пушкина в последний год жизни. Увы, но это удел почти всех наших великих поэтов. Бесконечные долги, литературная критика, утверждавшая, что поэт ослабел, «исписался», травля недоброжелателей и врагов, на которую спокойно смотрели многие его давние друзья.
Огромные долги душили Пушкина и приводили его в ярость. «Загнанный в угол» жизненными обстоятельствами, он не находил поддержки в своей семье и не видел выхода из создавшегося положения. Последние годы он вынужден был содержать трех сестер Гончаровых – это обошлось ему в 60 тысяч рублей долга, что сильно увеличивало его основные долги.
Материальная зависимость Пушкина от царя, от которого он в 1834 и в 1835 годы получал ссуды, приковывала Пушкина к Петербургу. Он не мог уехать.
Всю жизнь терзаемый долгами,
Покинут верными друзьями,
Он встал под дуло пистолета,
Чтоб бросить вызов злобе света.
Считается, что Пушкин из-за взрывного характера, вследствие его «философии и концепции» «жизненного бесстрашия», его понимания кодекса дворянской чести, формы противостояния Судьбе 23 или 28 раз оказывался в преддуэльной ситуации. Но к барьеру со стрельбой до последнего вызова Дантесу, он выходил только трижды, и в этих дуэлях не было жертв.
Вызывая Дантеса на поединок, Пушкин бросал вызов самодовольной знатной черни, всем своим недоброжелателям и всем друзьям, не понимавшим трагичности его положения. Уже после гибели поэта, Александр Карамзин, сын нашего выдающегося историка, автора двенадцати-томной «Истории государства Российского», с семьёй которого Пушкин был дружен, признавался: «Пушкин должен был страдать, когда при нём я дружески жал руку Дантесу, значит, я тоже помогал разрывать его благородное сердце». Отношение близких Пушкину людей к разворачивающейся трагедии также повлияло на его решение о дуэли. Но основную роль в вызове Пушкина сыграли его враги в свете, сложившаяся «антипушкинская партия», ненавидевшая его, свора завистников его гения.
Законы света – законы стаи,
Что рвет своих, если отстали.
Законы эти правят поныне,
Их утверждали разве не вы ли?
Ведь жить с волками кому охота,
Но вас не спросит волчья пехота,
Что травит слабых и утомленных
Своим талантом – как прокажённых.
Стань в общий ряд и не дерзай,
Своим талантом не терзай!
Если ты лев, а мы – гиены,
Мы загрызём любые гены!
Сожрём с охотой даже слона,
Вон видишь шкура и не одна.
А тоже мнили себя богами,
Пока не тронули их клыками.
Место дуэли было выбрано за городом. Стрелялись в пятом часу пополудни. Пока добрались, погода, с утра солнечная и не морозная, изменилась. К вечеру задул холодный ветер, поднималась вьюга, стало смеркаться.
Секунданты, наверное, могли затянуть время, что позволило бы перенести дуэль. Но этого нельзя было ждать от д`Аршиака, секунданта Дантеса. Да и Данзас, секундант Пушкина, лицейский друг близкий, по-видимому, не считал возможным намеренно затягивать дуэль. Условия дуэли – десять шагов между барьерами – делали её «смертельною». Пушкин шел на это осознанно.
Зима в 1837 году в Санкт-Петербурге была снежная. Для стрелявшихся секундантам пришлось проторить тропинку в глубоком, по колено, снегу. Большой снег не позволил отмерить широкие шаги, что ещё усугубило условия смертельного поединка.
Промахнуться было нельзя – оба дуэлянта были хорошими стрелками, и они это знали. Так Пушкин мог пулей попасть в пулю с двадцати шагов и много лет ходил с тяжелой палкой-тростью, чтобы всегда была тверда рука.
Пушкин первым подошёл к барьеру, но не выстрелил. Не в его обычае было стрелять первому. В очередной раз он испытывал судьбу. В последний раз… Он навел пистолет на Дантеса, но тот выстрелил первым, не дойдя одного шага до барьера, и попал туда, куда целил. Ранение в живот в то время было смертельным. Этим известным дуэльным приёмом пользовались бретёры: на обязательном следствии после дуэли можно было утверждать, что стрелявший целился не в живот, а в ноги.
Но как же хрупок человек
И короток таланта век!
Людская зависть, наговор
Спешат поставить приговор…
Просчитывал ли Пушкин варианты исхода дуэли? Он в полной мере оценивал серьезность ситуации и готов был, как человек огромного ума, прозорливости и интуиции, к самому страшному исходу. До сих пор поражает его предвидение своей судьбы в описании дуэли Ленского с Онегиным. Совпадает даже холодное время года.
С преддуэльными днями жизни Пушкина и самой дуэлью связано много неразгаданных тайн. До конца не выяснено, с кем встречалась Натали на подстроенном свидании Идалией Полетикой на её квартире. Был ли это Дантес или Николай I?
Наш выдающийся, недавно ушедший, академик-экономист Николай Яковлевич Петраков, всю жизнь занимавшийся Пушкиным, утверждал, что, конечно, это был Николай I; только у него, а не у младшего офицера полка Дантеса «на атасе» во время свидания мог стоять ротный Ланской, сделавший впоследствии стремительную карьеру военного в чинах и званиях. О многом говорит тот факт, что Николай I много раз приезжал и «тотошкался» с первой, старшей дочерью Ланского от брака с Натали (известной мемуаристкой Араповой, всегда многозначительно намекавшей о её истинном происхождении).
Некоторые исследователи пишут, что в первый момент дуэли Пушкин навел пистолет на голову Дантеса. Будучи хорошим стрелком, он мог это сделать даже после своего тяжелого ранения. Однако не стал этого делать.
Важна метаморфоза, происшедшая с Пушкиным, после выстрела Дантеса. Потеряв сознание и упав на снег, испытав нестерпимую боль, Пушкин, стоически переносивший боль, что показали последуэльные дни, понял, что его рана очень опасна.
Он, знавший Дуэльный кодекс того времени и истории всех трагических дуэлей, знал, чем заканчивались ранения в живот. «Боюсь, не ранен ли я так, как Щербачёв», – сказад он Данзасу после дуэли по дороге от Чёрной речки, припомнив дуэль знакомого офицера, закончившуюся смертельным ранением в живот. В этот момент Пушкин понял, что ничего не стоит его ненависть к Дантесу, что тот её не стоит. Он знал, что Дантес всего лишь кукла в руках его врагов, разыгрывавших затянувшийся спектакль. За ним стоял царь, с которым у Пушкина был тяжёлый разговор, приведший царя в ярость, незадолго до дуэли.
Вызывает удивление, что пуля Пушкина совсем незначительно ранила Дантеса, а последствием пули Дантеса стала рана, несовместимая с жизнью. Известно, что после падения Пушкину Д`Аршиаком и Данзасом был заменён пистолет, дуло которого забил снег. Много написано о возможной пуговице, о кольчуге, надетой Дантесом. То, как он вел себя по отношению к семье Пушкина, как он стрелял, весь его облик пустого бесчестного человека, говорит о том, что он, по совету своего «приёмного отца», принял все меры предосторожности.
Не видя возможности выплатить огромные долги и не находя выхода из своей ситуации, Пушкин надеялся, что дуэль обратит внимание друзей и Двора на его отчаянное положение. Он полагал, что если он останется жив, то, несмотря на суровый закон о дуэлях (предусматривавший наказание вплоть до смертной казни дуэлянтам и секундантам), он в очередной раз будет сослан в Михайловское, где, наконец, сможет найти покой и заняться литературными трудами. У него было страстное желание жить и большие литературные и издательские планы.
Конечно, он обдумывал и вариант гибели. В случае своей смерти он надеялся, что его долги погасит Двор. Так и произошло: Двор оплатил долги поэта, но только благодаря заботам и хлопотам истинных друзей Пушкина, которые понимали, кого потеряла Россия в феврале тридцать седьмого года.
Николай I, царствование которого началось трагедией Декабристов, несмотря на одно из самых длительных царствований в истории России, навсегда связал свое имя с жизнью и смертью Александра Сергеевича Пушкина. Царь, наблюдавший за развитием пушкинской трагедии и имевший все возможности остановить её, ничего не сделал для этого, наоборот принимал самое активное участие в пушкинской травле. Это легло несмываемым пятном на его имени, для каждого человека русской культуры. О многом говорит эпизод, когда Николай I в мае 1852 года в Берлине встретился с Дантесом и «любезно с ним разговаривал, вспоминая прошлое».
Дантес, по прошествии многих лет после дуэли, знакомясь с одной из представительниц русской знати, представился: «Дантес, который убил вашего Пушкина».
На случай смерти, перед дуэлью Пушкин передал Данзасу копию обвинительного письма, которое он отправил Геккерну. В последние дни жизни Пушкин думал о суде истории и верил, что потомки будут знать правду. Он добивался поединка, чтобы кровью смыть нанесённые ему оскорбления. А.С. Хомяков сказал: «…ему хотелось рискнуть жизнью, чтобы разом от неё отделаться или её возобновить».
Удивительно, но из тех же дуэльных пистолетов в 1840 году Михаил Юрьевич Лермонтов, другой наш гений, стрелялся с младшим Барантом, сыном французского посла. По счастью, дуэль была бескровной.
Трагедия Пушкина по-разному повторилась в судьбах многих выдающихся поэтов России. Боль от этих утрат отзывается в сердцах, любящих поэзию, любящих наш великий, могучий и удивительный русский язык. Язык, являющийся фундаментом нашей великой культуры, нашей, до сих пор не осознанной, цивилизации. Творения выдающихся поэтов страны навсегда освятили нашу историю и нашу судьбу.
Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь считал Пушкина, «наиумнейшим человеком своего времени», обладавшим непостижимой глубиной таланта, составлявшей неразгаданную тайну. Он, как и многие другие, воспринял смерть Пушкина как свою личную трагедию.
Талант великий в теле бренном –
Светильник яркий в мире тленном.
Пушкин остался неотмщенным, и только Лермонтов, заплативший жизнью за своё великое стихотворение на смерть поэта, воздал врагам Пушкина и поэзии.
После дуэли Пушкина, ставшей рубиконом в российской истории, всё, что создается в русской культуре, соизмеряется с ним, создавшим эталон художественности и нравственности.
Литература
Черкашина Л.П. Последняя дуэль, или За что убили Пушкин/ Лариса Черкашина. – М.:Эксмо : Алгоритм, 2010.
Абрамович С.Д., Пушкин. Последний год. Хроника (январь 1836 – январь 1837). М., 1991.
Николаев О.Р. Хроника Пушкинских дуэлей.
Тайна Пушкина. Из прозы и публицистики первой эмиграции/ Сост., предисл., коммент. М.Д. Филина. – М.: Эллис Лак, 1998.
Новиков А.Н., Последний год. M., Советский писатель, 1976.
Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследования и материалы. М., 1987.
Свидетельство о публикации №214120100711
Прочитал с интересом.
Приглашаю на мою "Пушкиниану"
С уважением
НИК
Николай Иванович Кирсанов 23.05.2020 21:57 Заявить о нарушении
Михаил Иванович Лапшин 25.05.2020 20:09 Заявить о нарушении