Перед Рождеством

Перед Рождеством.
Зима, как и обычно в наших краях, была суровой. И в декабре темнеет около 4 часов дня. Это нормально, мы к этому давно привыкли. Этот день и проходил как и обычно, отличие состояло только в том, что наша мама уехала в Лиепаю к сестре. Дома мы были вдвоем: я и дочь, молодая девушка 15 с половиной лет. Время было около пяти часов вечера, мы растопили печку и готовились ужинать. Все шло давно заведенным порядком...
 Свет пропал около шести вечера - мы только что сели за стол. Нас это не испугало и не огорчило, ведь так иногда случается. Много снега, довольно сильный ветер...мало ли, что могло случиться. Сосна где-нибудь упала на провода или просто... что-то где-то замерзло. Починят!
Как, наверное, и во всех деревнях мира, все всегда к такому готовы - во всех, такого рода, домах, свечи лежат приготовленные и ждут своего часа. Так и у нас... мы зажгли две свечи, поставили их на стол и сели обедать.
Давно уже и обед закончили и печка прогорела, а свет все не включали и не включали...
- Слушай, пап, я не могу себе представить, как люди раньше жили в деревнях, на таких вот, как у нас, хуторах! - воскликнула дочь, - как они проводили вечерние часы? Чем занимались? Ведь, насколько я знаю, ни радио ни телевизоров ни, тем более интернета, у них на было! Что они делали? Чем занимались?
- Нуу, милая, - рассмеялся я, - за все деревни мира я вряд ли смогу тебе рассказать. За все семьи тоже. Я могу сделать только то, что делала моя мама, когда мы, вдвоем, попадали в такую же ситуацию.
- Ну, давай... мне очень интересно! Что же она делала?
- Она рассказывала мне о своих родителях; о своей родине; о войне; о концлагерях; о рабстве в Германии; о том, как всю нашу (ее) семью расстреляли бандиты... о "Божьем Огороде". Ты, конечно же, знаешь все эти истории, я тебе тоже рассказывал обо всем, что знаю. Но...если хочешь...
- Конечно, хочу! - с жаром сказала дочь, не дожидаясь продолжения, - Расскажи! Ты же мне обязательно расскажешь что-то необычное и ... не скучное, да?
Я засмеялся. Смеялся негромко, с удовольствием. Необычный вечер... Рождество. Необычная ситуация. Моя дочь готова слушать... что же можно пожелать отцу еще? Оставалось только определиться с темой рассказа. У девочки не было друзей, увы. Так - одноклассники. Правда, были еще дети наших кумовьев, но они уже давно стали больше, чем друзьями, стали родственниками. А друзья? Ведь, они у дочери будут! Раньше или позже, но они появятся. Пусть она узнает о друзьях...
- Ну, чтож, - начал я, - вечер длинный, почему бы и нет? Хочешь, я расскажу тебе о нашей команде, нашей компании? Не обо всей сразу, а только о двоих. Двух друзьях, которые вместе прошли и огонь и воду и медные трубы. О Командоре и его товарище, не знаю даже, как его и назвать так, чтобы обойтись без имени и, одновременно, стал понятен его характер.

И тут я призадумался. Невольно вспомнил его... по-разному я его называл про себя, мысленно... но сейчас... Я не мог принять никакого решения и, в конце концов, решил остановиться просто...на его отчестве.
- Командор и Степаныч, - начал я свой рассказ, - расскажу тебе о них.
Наш Командор всегда был немного авантюристом и романтиком. Поясню тебе: он мог увидеть по телевизору глухариный ток и сорваться в глухую тайгу. И не просто сорваться, а еще и убедить друга... что Командор умел убеждать, ты можешь судить уже потому, что... всего через пару дней, они уже ехали в поезде, даже не представляя, где окажутся.
Командору было 30 лет, когда ему предоставилась возможность пуститься в поход. На плотах, по бурной реке Карпат. Черемош - звучит почти, как гуцульская песня - я по ней тоже ходил. Говорят: кто ищет, тот всегда найдет! Может, просто судьба такая, но...в том походе, Командор подружился с замечательным человеком - председателем Лиепайского клуба туристов. Греб с ним в одной лодке, пил пиво из одной кружки. Они так подружились, что много-много лет были вместе на всех крупнейших соревнованиях Советского Союза по гребному слалому. Но... не о них речь. В тот же год, Командора (по просьбе его нового друга) пригласили в сложнейший поход по реке Катунь, на Алтае. Это был безумно трудный поход! Но... наш Командор так увлекся водным туризмом, что увлек и... втянул нас, наших жен, детей.
За 14 лет, мы одним составом, одной командой исколесили десятки рек Страны! Карелия и Украина; Молдавия и Латвия; Литва и Россия... И реки были разными, и обстоятельства менялись, но никто из нас не пропустил ни одного похода! Командор правдами и неправдами; кнутами и пряниками; уговорами и даже обманом, но... все мы получали отпуск в одно время, а в весенних походах, у нас всегда был автобус, который и отвозил нас на реку и привозил обратно.
Так вот. Командор стал собирать команду и первым, на кого он обратил внимание - был тот, кого он называл Степанычем. На 5 лет младше Командора, он был веселым, никогда не унывал и, что самое замечательное - при относительно некрупной фигуре, был необыкновенно сильным! А еще, что наверное, самое важное - Степаныч оказался таким же авантюристом, как и Командор! И вот, теперь представь... пара таких мужчин в одной упряжке! Прежде, чем я перейду к рассказу об их дружбе, должен добавить еще одну деталь - оба они были очень симпатичными... ну, чисто внешне, я это имею в виду.
- Давай, милая, - я встал, - сделаем нам чаю? Впереди длинный рассказ, а у меня уже горло немного высохло.
Сказано - сделано. Печенья у нас было вдоволь и, через несколько минут, мы уже снова сидели у стола.
- Оглянись, присмотрись, прислушайся... похоже ведь на вечера наших предков! Был бы свет, ты сидела бы в И-нете, а я смотрел бы белиберду по телевизору. И вот, света нет... мы с тобой в тепло натопленном доме, полумрак, мерцающий свет от свечек, мне приятно тебе рассказывать, тебе приятно слушать - это разве плохо?
- Оказывается, - дочь заулыбалась, - иногда да, совсем неплохо. Особенно, если ты расскажешь историю необыкновенную и интересную! Мне уже нравятся герои рассказа... я даже подозреваю, что давно знаю твоего Командора... тем интереснее будет рассказ, продолжай.
- Хорошо, милая, конечно!

Да. Так вот, у Степаныча, по мнению Командора, было всего два недостатка - он был неудержимым бабником и любителем выпить. Ни одно из этих его качеств, не мешало им быть друзьями. И, на одной из попоек, Степаныч отозвал Командора на кухню поговорить. Они вышли.
Там, он рассказал Командору об одном своем знакомом. Тот уезжал из Лиепаи и распродавал свое "имущество! По дешевке. А продать то имущество можно в два раза дороже! Имущество же то состояло в огромном количестве патоки, для производства самогона. У нас же есть знакомые, которые тот самогон гонят? Есть! Так что? А что - вперед, почему бы и нет!
Ооо, когда наши герои прибыли на квартиру к тому парню... они просто ошалели! Все пространство 3-х комнатной квартиры было заставлено бочками с патокой. На газовой плите стоял самогонный аппарат и выдавал "продукцию".
Все это - ваше, сказал тот хозяин, и еще несколько бочек патоки спрятано в озере. Поехали, достанем?
Поехали, достанем! Ты попробуй, представь себе трех мужчин, бредущих по грудь в холодной воде! Хозяин, по одному только ему известному шифру, доставал со дна бочки с патокой...один из них транспортировал бочку к берегу, второй оставался помогать. Так, все бочки были благополучно доставлены на берег. Они расплатились с хозяином и тот уехал.
Долго ли, коротко, но наши друзья всю ту патоку распродали! Они носились на машине Степаныча по городу, по пригороду, по району... торговались, пили, снова торговались продавали, продавали, продавали. Умению торговаться, Командор научился в Армении. За два года, он полностью освоил эту науку. Система торговли была удивительно проста, но ... действовала безотказно!
Покупая что-либо, они выслушивали цену продавца... Командор произносил только одно слово: ОТЛИЧНО! Били по рукам, а далее... Командор выкладывал на стол сумму, вдвое меньшую, о которой только договорились. Деньги были подобраны так, что всегда составляли внушительную пачку! Командор говорил: вот, это твое и больше мы не прибавим. Это - все, что у нас есть. Продавец возмущался, кричал, что дешево, что так, мол, не пойдет...
Но....пачка денег на столе выглядела так внушительно! Вступал Степаныч, говорил, что у него есть последняя "десятка"... доставал ее и добавлял к куче. Дело было сделано!
Их прибыль была огромной! Это требовалось обмыть. Так и сделали наши друзья - собрали всю компанию и... сама понимаешь - угощение и выпивка были за их счет.
Это было только началом их совместной деятельности!
 - Слушай, Командор, - сказал Степаныч вскоре, - моя собака заболела чумкой, а лекарств в городе нет. Где достать? Нужна вакцина...
Они тут же, не откладывая, поехали в магазин для животных, где хозяином был давний знакомый Командора - Боря О.
Страшный дефицит, ребята, не только с вакциной, сказал им Боря, не хватает всего, ребята! И не только для собачек и кошечек, но и, вообще, нет в городе никаких ветеринарных препаратов! Где достать? Только в России или Беларуссии. Вот, если бы вы взялись за это дело... Степаныч и Командор переглянулись. 
Уже на следующий день, оба наших друга, взяли на работе отпуск за свой счет и получили у Бори список необходимых лекарств. Заехали в городскую ветаптеку и познакомились с заведующей! У нее тоже узнали что необходимо и, что она (в случае успеха) у них готова купить.
Так Командор и Степаныч стали контрабандистами. После их первой успешной поездки, они, посовещались и ушли с работы совсем. Начинался развал Страны...
Более двух лет они мотались по трем странам! Сотни раз пересекали границу! С грузом ветеринарных препаратов и без. Перевозили цветные металлы. В то время, воровали все и везде. Медь снимали со станков, резали провода, разбирали механизмы! Наши друзья не брезговали ничем! Прибыль - само собой, но ... азарт, опасность, постоянный риск, адреналин! Вот, что нравилось обоим. Договорились с начальством "Русский Сувенир". Скупили все отходы меди, скопившиеся на дворе фабрики и возили в Латвию. Это был еще тот вид! Машина "Жигули" была вся увешана мешками с отходами меди. Мешками был завален и весь салон. И... их остановил пост ГАИ. Ребята, как обычно, в таких случаях, проехали немного вперед, чтобы дать себе время подготовиться. Командор отправился к полицейским, а Степаныч, с деловым и озабоченным видом, кружил вокруг машины. Уже, подходя к полицейскому, Командор остановился и крикнул Степанычу, чтобы тот, как следует, проверил мешки с картошкой, а то...не приведи Господь, растеряем еще... Командор свободно разговаривал на нескольких языках, владел многими диалектами... с москвичами он Акал, иногда Окал; с кавказцами он говорил, как кавказец, с белорусами, как белорус. Он с хорошей улыбкой, предъявил документы, попутно объяснив, что у них, в Себеже, пропала вся картошка...вот и... не уследили, проклятый колорадский жук, проклятые американцы... Реши тот полицейский проверить их мешки - им бы не сдобровать, но... лицо Командора светилось приветливостью и пониманием трудной службы, ведь они оба стояли под осенним дождем... Все в порядке, можете ехать. Не растеряйте картошку...
У них появились друзья практически во всех городах Латвии и, по пути в Москву, в России.
Им были рады все и везде! Они приезжали всегда веселые, всегда в хорошем настроении и всегда - с шикарной едой и выпивкой! Никто не знал и даже не догадывался, каких усилий, каких трудов все это им стоило! Зимой и весной; осенью и жарким летом; в проливной дождь и снежную вьюгу, они тащили на себе сотни килограммов грузов; переходили реки вброд, вплавь, переправляли груз на надувных лодках, натягивали веревки, в общем...использовали все, чему научились в походах! Прокапывали дорогу своей машине в глубоком снегу и выпиливали проходы в упавших деревьях, на лесных дорогах. Перевозили груз даже на санях конем! Это было нечто.
Они переправляли грузы через реки на своих "Жигулях"; в поездах; даже, однажды, на огромном грузовике. А в Латвии случился дефицит манной крупы и сахара - друзья быстро этим воспользовались. На их "базе" в Себеже, стоял грузовик из Латвии, готовый ехать домой. За рюмкой водки, друзья предложили водителю рискнуть и перевезти через границу манку и сахар. Тот, не раздумывая, согласился... трудно было отказать таким симпатичным и рисковым парням, тем более - за хорошие деньги.
Они тут же позвонили знакомой заведующей магазина, та - на склад и... через несколько часов, грузовик был загружен. Утром они тронулись к границе.
Перебраться через реку можно было только вброд. Берега были опутаны колючей проволокой. Прицепили ту проволоку к грузовику и вытянули ее на берег. Ну, с Богом... грузовик въехал в реку и... заглох прямо на середине!! Похоже было, что Бог был где-то в другом месте. Это было очень опасно!!! Командор кинулся на сторону Латвии искать трактор, а Степаныч по грудь в воде, освобождал дорогу грузовику, вытаскивая из-под колес огромные валуны.
Увидев две бутылки водки в руках Командора, хозяин хутора сразу же согласился помочь вытащить грузовик. Но...когда они, на тракторе, прибыли на место, то увидели машину уже на нашем берегу! Как они сумели вытащить его?
Убравшись от границы километра на два, остановились. Все - в Латвии, дома, нужно это дело "обмыть"! Накрыли они поляну и... расслабились. В разгар веселья, внезапно подъехал еще один грузовик - уже с латвийскими пограничниками! Командир их был суров!!! Командор и Степаныч ухмылялись - ведь они прекрасно знали того командира - но подыгрывали. Хуторянина грозным рыком отправили домой, а нашим друзьям велели следовать за грузовиком пограничников. Прибыли на пост.
Командир им сказал, ай-я-яй. Забрал, "подаренные" ему две бутылки коньяка, два мешка манки и два мешка сахару и пожелал им больше не попадаться, весело подмигнув при этом.

- Пап, надо свечки поменять.
- Оо, как время быстро летит! Поменяй свечки и вот тебе газета - сомни ее, скомкай.
- А газету-то зачем?
- Через час - Рождество, милая. Нам выдался такой неожиданно замечательный вечер! Сомни газету и я научу тебя рождественскому гаданию, посмотрим, что ждет тебя в будущем году!
- Ты это серьезно? - дочь засмеялась, - Разве ты веришь в эти все предрассудки?
-  Ты еще очень молода, моя милая, чтобы знать все ответы на все вопросы, - я потрепал дочь по волосам, - В полночь, мы попробуем увидеть твою судьбу! Тебе не надоело слушать? Мне осталось не так много рассказать. Для того, чтобы пересказать все приключения наших друзей, потребуется не вечер, а два а то и три.
У тебя может сложиться впечатление, что они никогда не попадались. Это неверно, милая, они попадались и не один раз! Но их всегда выручало самообладание и умение настроиться на волну противника! Как это? Вот тебе пример...
В тот раз, они "застряли" на базе в Себеже. Ничего подходящего не подворачивалось... водку пить им надоело, в карты резаться тоже. А там была и бензоколонка. А, что если нам залить здесь дешевый бензин и перегнать в Латвию, предложил Степаныч. Давай  на  картонке напишем марку бензина и цену и... встанем на трассе, тут же подхватил Командор.
Они заполнили все бочки, что помещались в их машину и через Курган Дружбы направились в Латвию. Там был узенький мостик с огрждениями из России в Латвию, по нему можно было проехать, если знать как.
Ограждения те снимались. Оставалось только точно-точнехонько проехать по мостику! Командор спиной отступал по нему, а Степаныч, вцепившись своми крепкими руками в руль, медленно вел машину, следуя указаниям. Колеса с обеих сторон свисали с того мостика наполовину - одно неверное движение и машина рухнет в речку! Но...они переправились.
Приехали на трассу Витебск - Рига и встали, поджидая "покупателей". Часа два они мерзли на шоссе... проехало три машины и ни одна не остановилась! Решили друзья поехать в город К... неподалёку. Там, на улице они уведили группу мужчин, похожих на армян. Постой, я сбегаю, переговорю с ними, остановил Степаныча Командор. Заговорил он с ними по армянски, а...оказались те мужики цыганами! Но...весь бензин те цыгане у них скупили и запросили еще партию. Сможете? Сможем, ждите часа через три будем! И они рванули назад, в Россию. Наступала ночь...
Командор и Степаныч впопыхах въехали не на ту дорогу и... провалились в яму. Всю ночь они подкладывали кусты под колеса! Всю ночь они домкратили машину и только под утро прибыли в Себеж. Снова заполнили все емкости бензином и легли немного отдохнуть. Поспав, они помчались обратно, в Латвию. И вот, тут-то... их и поймали! Русские пограничники, которые только в тот день и прибыли на новое место службы.
Машину разгрузили, а друзей задержали. Что было делать? Всем пограничникам было интересно посмотреть на контрабандистов и они собрались в помещении. Командор и Степаныч переглянулись и принялись "укорять" друг друга...
Эх, мол, говорил я тебе... а я тебе разве не говорил, что зря мы взяли у людей деньги! А теперь что...и нам конец и денег нам не вернуть... эх, жизнь жестянка! А на чем теперь приедем в Лиепаю?
Вы что, из Лиепаи, встрепенулся командир пограничников? И солдаты стали смотреть на них с явным интересом. Оказалось, что все они служили в Лиепае и их только недавно перевели сюда продолжать службу.
Да, мы коренные лиепайчане, но...теперь в городе не выжить и мы переехали на окраину. Собрали, вот, у всех соседей деньги и взялись привезти бензин, который купили в Себеже. Что теперь  с нами будет, ай-я-яй... ай-я-яй, ... ай-я-яй...
Слово за слово и выяснилось, что и наших друзей и у пограничников есть в Лиепае общие знакомые. А, если и не было таких, то Командор со Степанычем, дружно кивали головами...да-да, мол, знаем, знаем. Такая вот, неожиданная встреча...надо бы выпить...
Водка у наших контрабандистов с собой была всегда!!! Через пару часов, все уже были друзьями; весь бензин был заботливо загружен солдатами обратно в машину и командир, провожая их, посоветовал больше через границу не гонять. Друзья обещали весь бензин сейчас же отвезти обратно, в Себеж... сдать и потом вернуть деньги бедным крестьянам! Попрощались и поехали... по другой дороге, через Белоруссию на тот же Курган Дружбы. Весь бензин снова скупили цыгане, а к тому времени и ветеринарные препараты прибыли... Снова в путь, снова в Латвию...

И тут... нам дали свет! Молодцы электрики!
- Не гаси свечи, - сказал я дочери, - время уже без пяти двенадцать, пора тебе гадать. Давай-ка сюда свою смятую газету!
Я положил газету на сковороду, а дочери показал, как и где держать свечу. Мы выключили свет...
Поджег газету и мы подождали, пока она не привратилась в кучку пепла. Выключили свет, дочь держала свечу сзади, а я начал медленно поворачивать сковороду. Тень ложилась на стену, с каждым поворотом, изображение менялось... пепел понемногу опадал... но вот, вдруг, на стене появился очень отчетливый силуэт самолета!
- Ну вот, - сказал я, - твоя Судьба! В будущем году, ты улетишь!
- Правда? - воскликнула возбужденная увиденным, девочка, - А куда, пап, куда?
- Этого я сказать не смогу, этого здесь не увидишь. Впрочем, ведь это только предрассудки. Рождество уже наступило, у меня есть баночка пива, я выпью. А тебе чай! И...спать...
- Хорошо, пап, а пока мы с тобой пьем чай и пиво... что случилось дальше с Командором и Степанычем?
- Случилось то, моя хорошая, что и должно случиться. Всему когда-то наступает конец, нет бесконечного ничего! Командор с семьей получили землю предков в наследство и уехали из Лиепаи.
А Степаныч, как я слышал, давно перебрался жить в Россию, женился и у него тоже растет дочь. Уже около двадцати лет, как они расстались...
- Я так и знала! - вскричала дочь, - Я знала, что эта история про тебя и твоего друга! Так ведь?
- Ты умница, моя милая! Возможно, когда-нибудь, я расскажу тебе и еще об их похождениях, но... сейчас - спать!


Рецензии